личный блог Mr.Banan

Негабаритные хроники. Сказ о МАЗ-535

Решил открыть историческую страничку в своём блоге и написать о машине - символе эпохи, точнее о самой первой модификации, о МАЗ-535. В 1950-х годах как никогда остро встал вопрос о создании новых современных большегрузных транспортных средств, ведь на дворе была холодная война и постоянно требовалось таскать туда-сюда ракеты. Тогда и вышло скучное постановление совета министров "О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей". Далее директива ушла на заводы МАЗ и ЗИС. А что вышло в итоге, я расскажу внутри поста.




Задача стояла непростая - авто тягач с колесной формулой 8х8, который может буксировать грузы массой 10 тонн. Клиренс - не менее 50 мм, а максимально преодалеваемый подъем - 30% и броды до 1,5 метров. Быть простым в управлении, маневренным и экономичным, в общем, быть пригодным к военной службе в условиях советского бездорожья.



Для разминки на Минском автомобильном заводе под руководством многоуважаемого Б.Л. Шапошникова был построен одноосный чудовоз МАЗ-529В "скреппер", который мог работать лишь в сцепке с полуприцепом. Впрочем, чтобы понять, что это за чудо-машина, лучше посмотреть фото и МАЗ-528 - тягач для работы с навесным бульдозерным оборудованием. Колесная формула была 2х2 и 4х4 соотвественно.



Обе разработки в будущем стали базами для разнообразной спецтехники: 529й - возил ракеты, а 528й стал базой для внедорожной техники. Правда, как у любых экспериментальных разработок, у каждой были свои минусы. Но в будущем они оба пошли в серию и один стал первой моделью завода Белаз, а второй превратился в МоАЗ-546. Но разговор сейчас не о них.



Так вот, в 1956 году были выпущены первые опытные образцы МАЗ-535 - полноприводные тягачи с двигателями мощностью 375 л.с. для буксировки ракет массой 10 тонн. Модификацию 535 и 535А можно назвать балластными, ибо они не имели седельно-сцепного устройства, а вот выпущенная позже модификация 535В имела такую возможность. Основной полуприцеп - МАЗ-5248, его грузоподъемность была 25 тонн. Как можно догадаться, все полуприцепы и тягачи того времени строились под определенные цели, а конкретно эта сцепка - под перевозку оперативно-тактической ракеты 9М71 "Темп". А МАЗ-535А использовался как тягач транспортных тележек ракет Р-12, Р-14, РТ-15, Р-26, ГР-1, Р-36.

Дальше больше. В 1958 году Борисом Шапошниковым разработан седельный тягач МАЗ-537, легенда Советского Союза, тягач, который до сих стоит на вооружении вооруженных сил Российской Федерации. Его сердце - Д-12-525 мощностью 525 лошадиных сил. Максимальная нагрузка на седло - 25 тонн. А общая масса автопоезда - около 86 тонн. О нём я по традиции расскажу в следующий раз.



Это первой пост из серии постов о большегрузной технике из прошлого. В следующий раз я напишу о МАЗе-537, а в дальнейшем собираюсь описать всю технику отечественных и зарубежных производителей, которая была предназначена для перевозки крупно-габаритных грузов.
Информация была раздобыта с портала http://legion.wplus.net/guide/army/tr/maz535.shtml и сайтов на которые он ссылается.
Теги: маз-535
1
14 January 2011 в 13:08
5941
2
2 комментария:
DjonBard
#  DjonBard  14 January 2011 в 13:51
"Клиренс - не менее 50 мм".....лоурайдер однако
0
saratoga
#  saratoga  14 January 2011 в 16:04
интерестный материал, автор молодец
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29