Дороги России: на грани катастрофы
Министерство Финансов РФ в будущем году планирует сокращение расходов на строительство и ремонт дорог. По сравнению с расходами на текущий год планируемая сумма будет меньше на 75%, что эквивалентно 429 млрд рублей. Глава Минтранса Игорь Левитин в связи с этим согласен отказаться от строительства новых дорог, но в таком случае требует вдвое увеличить выделяемую сумму, чтобы направить ее на ремонт существующих трасс. Насколько целесообразно такое решение, чем продиктовано и какое будущее ждет наши дороги?
Далее подкат, много слов...
Денег нет…
Дефицит бюджета на 2011 год — вот основная причина, которой Минфин объясняет вынужденную меру по сокращению расходов на содержание транспортной системы страны. Дорожное ведомство рассчитывало получить в следующем году как минимум 193,5 млрд рублей. Однако Минфин готов выделить только 56,8 млрд рублей. Сокращены также расходы на содержание дорог, и в этом году, вместо ранее запланированных 370 млрд рублей, будет направлено 274 млрд.
Немаловажный аспект также — реализация проекта строительства платных дорог. Минтранс рассчитывает свои потребности из расчета ввода платных магистралей, но Минфин не планирует закладывать в бюджет подобные расходы. Между тем Минтранс во главе с Игорем Левитиным просит профинансировать хотя бы 60% от необходимой суммы. Минтранс также готов отказаться от строительства новых дорог, лишь бы сумма на ремонт была хотя бы вдвое больше.
По словам руководителей строительных корпораций, финансирование работ по ремонту дорог и без того недостаточное. Нехватка средств более чем в 6 раз меньше от необходимой суммы. И даже в этой ситуации Минфин идет на дальнейшее сокращение финансирования.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин говорит, что состояние дорог страны катастрофично. Для того чтобы поддерживать транспортную систему в порядке, необходимо 1,2 – 1,5 трлн рублей в год. Аналитик дорожной компании Москвы Олег Нестеренко склоняется к тому, что если не начать решать «проблему дорог» сейчас, то уже через несколько лет автомагистрали умрут.
Деньги есть, просто карманы большие
Почему строить дороги у нас так дорого? К примеру, в Китае 57 млрд рублей хватит для постройки 7000 км, а в США — 2000 км дорожного полотна. Однако у нас этих средств не хватит даже для ремонта существующих трасс.
Стоимость 1 км дорог в США составляет $5,9 млн, ЕС – $6,9 млн. Причем это самый высокий показатель, есть дороги, которые обошлись почти в 3 раза дешевле. Все зависит от целей дороги и расположения. По данным ФЦЦ, в России средняя стоимость 1 км дороги обходится в $17,6 млн. Откуда такая разница? Используемые ресурсы одинаковые, заработная плата у нас меньше. Неужели используемая технология прокладки дорог настолько дорога? Но ведь состояние дорог говорит о том, что она неэффективна. Тогда зачем ее использовать? Получается, нашим чиновникам выгодно тратить миллиарды рублей в год не на строительство современных дорог, а зарывать деньги в асфальт, проводя неэффективный, а чаще всего и некачественный «ямочный ремонт».
Неоднократно говорилось уже о том, что главная проблема дорожной отрасли заключается не в скудности финансирования, а небывалых размерах воровства. Причем сколько бы средств из бюджета ни выделили дорожникам, все они быстро перетекут в чей-то карман и будут надежно спрятаны. К сожалению именно ремонт, в котором нуждаются наши дороги постоянно, является самым удобным и отработанным методам для «освоения бюджета».
"Дьявол кроется в деталях"
Нецелевое использование средств – вот одна из главных причин плохих дорог. Все средства, которые собираются именно для дорожного сектора, и должны направляться туда. На деле же получается, что львиная доля уходит налево. Взять, к примеру, деятельность руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александра Левченко. Газета «Ведомости» сообщала уже о том, что с 2005 года департамент заключил с близкими к чиновнику компаниями 29 контрактов на сумму в 8,124 млрд рублей. Этот факт совершенно невинен с точки зрения существующего антикоррупционного законодательства, однако зная наши реалии, всем понятна подноготная.
Еще одной причиной плохого дорожного покрытия являются устаревшие и заниженные требования к загрузке автомобильного транспорта. Старое дорожное покрытие в России строилось из расчета нагрузки 6-8 тонн, в то время как в странах Европы — из расчета 40 т общей массы и 11, 5 т нагрузки на ось грузовика. С учетом того, что количество машин и их загруженность значительно возросла за последние годы, нет ничего удивительного в том, что дорожное покрытие приходит в негодность очень быстро. Постоянный ремонт не дает желаемого эффекта: очень скоро от проделанной работы не остается и следа.
Новые дороги хоть строят с учетом обновленных стандартов, однако их очень мало от общего числа и расположены они в пределах Московской области. Поэтому большая часть грузопотока идет по старым магистралям.
Получается, что решить проблему дорог можно только, изменив все до неузнаваемости, начиная с технологии строительства и ремонта дорог до чистки в рядах чиновников. Но реально ли это?
Тупик развития или толчок к нему?
Заставит ли чиновников резкое сокращение финансирования дорожной отрасли задуматься о том, что пора развиваться и использовать другие технологии строительства дорог, а также распределять средства по-другому? Скорее всего, это можно считать утопией, ведь проще ничего ни делать и списать все на кризис, недостаток средств из бюджета и прочее. Начать работать и навести порядок в отрасли самое трудное, ведь для этого надо работать.
А между тем более экономичные и эффективные методы строительства дорог уже существуют и используются во всем мире. Подобные технологии были созданы и в СССР еще в 1960 году. Речь идет о цементобетонных дорогах, которые отличаются повышенной износостойкостью и требуют ремонта только через 30-50 лет эксплуатации.
По мнению аналитика дорожной компании Москвы Олега Нестеренко, выбранная стратегия Минтранса на данный момент заключается в том, чтобы окончательно «убить» существующую транспортную систему и ничего не сделать для ее развития. Только масштабные меры и значительные финансовые вливания могут помочь улучшить ситуацию. Отказаться от строительства новых дорог сейчас — значит фактически поставить крест на развитии транспортной системы страны.
Качество ремонта дорог и без того оставляет желать лучшего. Со снижением финансирования ситуация станет еще хуже. В результате не столь отдаленное будущее принесет нам настоящий «дорожный коллапс», и всем быстренько придется учиться передвигаться по воздуху. Как рассуждал недавно в СМИ один крупный чиновник, на вертолете — ведь это так удобно!
Для справки
За последние 10 лет протяженность дорог выросла меньше чем на 20%, притом что количество автотранспорта возросло на 90%. 30% дорог работают в режиме перегрузки, 50% дорог эксплуатируются в условиях превышения нормативного уровня загрузки. Потери РФ из-за несовершенной дорожной сетки и качества дорожного покрытия составляют более 3% от ВВП. Средняя скорость передвижения по дорогам Европы составляет 1000 км в день, в России – 300 км в день. Себестоимость транспортировки грузов по дорогам РФ в 1,5 раза выше, чем в ЕС. Только в России в конечной стоимости продукции 20% составляют транспортные расходы, в то время как во всем мире этот показатель не выше 8%. Более 53 000 населенных пунктов не имеют транспортной инфраструктуры и доступа к дорожной сети страны. Россия, крупнейшая страна в мире, не имеет дороги с асфальтовым покрытием, соединяющей центр и Дальний Восток
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.