личный блог M5Sergey

Советский автопром. Правда и вымысел. Часть 6.

Здравствуйте, дорогие смотровчане и смотровчанки. Долго не писал, так как просто было не в силах сидеть до часу ночи и писать посты :) В качестве извинения хотел бы просвятить Вас насчёт настоящих тёмных лошадок советского автопрома - автомобилей для инвалидов (в народе, инвалидках). Не всё же мне расписывать прелести советского автопрома. Надо и правду матку резать, как бы мне того не хотелось.

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

1) Идея создания автомобиля для инвалидов, распространяемых всем нуждающимся через СОБЕСы. Так как до второй мировой войны советская автопромышленность только зарождалась, а сразу после неё вождю мирового пролетариата было попросту не до неё, идея создания первого инвалидного автомобиля появилась только в 1950 году, когда Николай Юшманов (он же главный конструктор ГАЗ-12 "Зим" и ГАЗ-13 "Чайка") создал прототип первой инвалидки. Причём это была не мотоколяска, а полноценный автомобиль. Этим миниатюрным автомобилькиком стал ГАЗ-М18 (сначала в индексе машины по старой памяти оставалась буква М - от "Завод им. Молотова"). Закрытый цельнометаллический кузов, стилистически напоминающий "Победу", выглядел немного нелеповато, однако в нём были полноценные сиденья, в которых не было тесно, полноценное управление с несколькими вариантами (расчитанные даже на инвалидов без одной руки и обеих ног). Конструкторы не пошли на применение слабеньких мотоциклетных моторов. Кстати, и по техзаданию мощность должна была составлять около 10 л. с. Горьковчане "разрезали" пополам "москвичовский" двигатель, получив двухцилиндровый, но вполне работоспособный, достаточно мощный и надежный агрегат. Его установили сзади. Он имел независимую торсионную подвеску, а коробку поставили (хо-хо!) автоматическую, от ГАЗ-21. Там одна КПП по размеру больше, чем моторчик :) Автомобиль был успешно подготовлен к серийному выпуску. В прямом смысле, на блюдечке с голубой каёмочкой привезли этот авто в Серпухов, где по заданию партии должен был производиться этот автомобиль, потому что на ГАЗе не хватало мощностей для производства новой модели.. Но на СеАЗе просто не справились бы — Серпуховский завод ничего сложнее мотоколясок выпускать был не в состоянии. И рабочих рук не хватало, а те что были, были, мягко говоря, не лучшего разлива, и оборудования не было. На предложения всё же перенести выпуск на ГАЗ получили жёсткий и решительный отказ "сверху". Что крайне обидно. Это было передовая инвалидка на тот момент, вобщем-то, для всего мира.



Вот так Серпуховский завод и освоил производство убогих мотоколясок, которые были гордо названы "автомобилями для инвалидов".

2) Первым в списке убожеств стала СМЗ С-1Л.











СМЗ-С1Л выпускалась с 1952 по 1957 год. В общей сложности за это время произвели 19 128 мотоколясок. Конечно, на фоне потребности сотен тысяч наших инвалидов в специализированном средстве передвижения такое количество выглядит ничтожным. Но в Серпухове итак работали в три смены, чтобы "Обеспечить родину инвалидками, БЛЕАТЬ!" Извиняюсь, не мог не вставить последнее словцо, но оно как нельзя точно описывает моё отношение к подобному роду тупым слоганам (я с уважением отношусь к СССР и даже люблю всяческие слоганы, но подобные реально бесят).

Поскольку СМЗ-С1Л первое время был единственным в СССР доступным инвалидам транспортным средством, а мощностей СМЗ не хватало для производства мотоколясок в достаточном количестве, все усилия заводского ОГК были направлены лишь на улучшение уже созданной конструкции. Никакие опыты с целью получить из мотоколяски нечто иное не производились.

Единственные две модификации «инвалидки» (СМЗ-С1Л-О и СМЗ-С1Л-ОЛ) отличались от базовой модели органами управления. «Базовая» версия СМЗ-С1Л была рассчитана на управление двумя руками. Правая, вращающаяся ручка мотоциклетного руля управляла «газом». Слева на руле располагался рычаг сцепления, переключатель света фары и кнопка сигнала. В передней части кабины, справа от водителя находились рычаги пуска двигателя (ручной кик-стартер), переключения передач, включения заднего хода, основного и стояночного тормозов – 5 рычагов!

При создании модификаций СМЗ-С1Л-О и СМЗ-С1Л-ОЛ явно смотрели на ГАЗ-М18. Ведь эти коляски были рассчитаны на управление всего лишь одной рукой – соответственно правой или левой. Все механизмы управления коляской располагались посреди кабины и представляли собой качающийся рычаг, укрепленный на вертикальном рулевом валу. Соответственно, поворачивая рычаг вправо-влево, водитель менял направление движения. Перемещая рычаг вверх и вниз, можно было переключать передачи. Чтобы затормозить, следовало потянуть «штурвал» на себя. Венчали этот «джойстик» мотоциклетная ручка «газа», рычаг управления сцеплением, включатель левого поворотника, переключатель света фар и кнопка звукового сигнала.

Справа на центральной трубе рамы располагались рычаги кик-стартера, стояночного тормоза и включения заднего хода. Чтобы рука не уставала, сиденье оборудовалось подлокотником. Разница между модификациями СМЗ-С1Л-О и СМЗ-С1Л-ОЛ заключалась лишь в том, что первая была рассчитана на водителей с действующей правой рукой, водитель сидел на «законном» для правостороннего движения месте, то есть слева, и соответственно все органы управления были чуть смещены в его сторону; СМЗ-С1Л-ОЛ являла собой «зеркальный» по отношению к описанному вариант: была рассчитана на водителя с одной лишь левой рукой, и в кабине он располагался справа. Столь затейливые в управлении модификации выпускались с 1957 по 1958 включительно.

3) Вторым в списке унылых уродцев (и я не имею ввиду дизайн) стал СМЗ С-3А.

Выпускался с 1958 по 1970 годы, был выпущен 203 291 автомобиль. По сути, это всё та же С-1Л, только 4-колёсная с передней торсионной подвеской и с простым круглым (не концепетуальная машина) рулём.











Общеизвестный факт, но всё же..

- "ГДЕ ЭТОТ ЧЁРТОВ ИНВАЛИД?!"
- "Не шуми! Я инвалид!"



Благодря малому весу (425 кило, что для 8-сильного мотора, однако, было крайне мало), герой Моргунова (отсюда и прозвище "моргуновка") мог легко передвинуть машину на снегу водиночку, взяв её за бампер.

4) Закрывает тройку лидеров из аутсейдеров советской автомобильной промышленности уродливая как внешне, так и технически, ПЕРВАЯ инвалидка НЕ кабриолет (беспонтовая инвалидка...).
______________________
Местный P.S.

Кстати, зачем советским инвалидам кабриолет? Хлебнуть сладкой жизни летом и всё нахрен себе отморозить зимой в отсутствие печки?
_____________________

Производился он аж до 1997 года! И представлял из себя модифицированный вариант С-3А с 18-сильным мотором Иж-Планета-3 и большим пространством для ног (в первых двух коленки находились на уровне ушей, проверено мною лично, интересно, как было в таких условиях инвалидам).









Кстати, почему так мало этих колясок сохранилось? Потому что инвалидам они выдавались на пять лет. После двух с половиной лет эксплуатации их бесплатно ремонтировали, а ещё через 2.5 года - выдавали новые (в обязательном порядке), а старые утилизировали. Поэтому найти в любом состоянии С-1Л - большая удача!

Благодарю за внимание, надеюсь, было интересно.

73
3 July 2011 в 00:56
13611
35
Последний раз отредактировал M5Sergey.77rus, 3 July 2011 в 01:10
35 комментариев:
Tanyha
#  Tanyha   3 July 2011 в 01:01

Сережа, спасибо за пост! Мне было очень интересно почитать и посмотреть! Только что то сейчас о инвалидах совсем не думают, а ведь не кто не застрахован!

2
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus   3 July 2011 в 01:05

Вот вот... В своё время Ока должна была стать новой инвалидкой (напишу позже и о ней), но финансирования не хватило и пришлось делать и полноценную оку, для физически полноценных людей, а инвалидка как-то сама по себе отпала.

Сейчас всё бОльшей популярностью ползуется переоборудование автомобилей под инвалида, но это не вариант, и С-1Л (пусть и неудачная в целом), но удачный пример, как можно и однорукому инвалиду водить.

1
Егорыч
#  Егорыч.CiviC   3 July 2011 в 01:13

на эти фотки страшно и больно смотреть)))

1
Nikitulkaa
#  Nikitulkaa   3 July 2011 в 01:27

Сильный пост! Интересно!! Спасибо!!+++

1
V1adimir
#  V1adimir.Moto   3 July 2011 в 02:00

интересный пост! кабриолеты инвалидам, звучит как слоган очень развитого общества, где даже у инвалидов есть машина выходного дня) но не тут-то было)

на самом деле просто не те мотоциклетные моторы ставили) Надо было от спортбайков японских ставить)

4
Soozooka
#  Soozooka   3 July 2011 в 02:13

после 3 минуты синяя полоса, я думал её инопланетяне забирают) о_О

5
V1adimir
#  V1adimir.Moto   3 July 2011 в 02:33

чтобы украсть технологию)

1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus   3 July 2011 в 10:13

В 50-е годы японских спортбайков ещё не было :)

1
Gremlin87
#  Gremlin87.77rus   3 July 2011 в 13:39

зачетная табуретка, я бы с такой даже гоняться и пробовать не стал!!

2
Robi
#  Robi.ua   3 July 2011 в 02:18

аее, сейчас заценю)

1
s_robert
#  s_robert   3 July 2011 в 02:37

да пост + интерестно = развиваемся =

1
Shavel_
#  Shavel_.by   3 July 2011 в 03:12

оч хороший пост )молодец!

1
alan
#  alan.BR   3 July 2011 в 10:43

вот это крутое валилово получилось : )

1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus   3 July 2011 в 11:24

И не говори, бразер! На максимальной скорости в 50км/ч то :D

0
AlexsandrSD
#  AlexsandrSD.77rus   3 July 2011 в 10:44
у меня такое было)
0
AlexsandrSD
#  AlexsandrSD.77rus   3 July 2011 в 10:45
второй проект
0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus   3 July 2011 в 11:24

А не жалко вот так вот классику? Притом довольно дорогую

2
M415W
#  M415W.TG   3 July 2011 в 11:30

понравилось.зачем кабрио не пойму ни как)

1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus   3 July 2011 в 11:38

Честно говоря, я и сам не понимаю, чем руководствовалась партия, давая подобное техзадание.

1
Борик
#  Борик.TAZ   3 July 2011 в 13:39

рестайлинговую инвалидку почему не выложил??)

1
Борик
#  Борик.TAZ  для Борик.TAZ   3 July 2011 в 13:40

я на такой в деревне раньше гонял)
1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Борик.TAZ   3 July 2011 в 23:35

ГДЕ ОНА СЕЙЧАС?!

0
Борик
#  Борик.TAZ  для M5Sergey.77rus   4 July 2011 в 11:05

в липецке)брату отдал(точнее продал)

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Борик.TAZ   4 July 2011 в 11:20

ОНА ЖИВА?!

0
Борик
#  Борик.TAZ  для M5Sergey.77rus   4 July 2011 в 11:28

конечно))при чем в отличном состоянии)коцки есть но ни ржавчины ни гнили)

0
Frenkbl
#  Frenkbl   3 July 2011 в 11:34

спасибо за офигенную серию постов, был рад пролистать глазами интересные факты, после почти 2хнедельного заучивания устава, многочасовых простоев на плацу и отбоев))
Аффтор, пиши есчё!)

1
Nikita-R
#  Nikita-R.Ч.П.   3 July 2011 в 13:55

Как всегда на высшем!!
++!!

0
WHYNOT
#  WHYNOT  12 July 2011 в 02:12

у нас в серпухове последняя мотоколяска которая, очень много))

1
Mr.EgoistO
#  Mr.EgoistO.ee  12 July 2011 в 06:04

спасибо, большое за пост, очень интересно было почитать. Сожалею, что теперь не могу оценить

1
alfa 9-4
#  alfa 9-4  12 July 2011 в 18:22

Все же, хотелось бы про грузовой автопром почитать. Тем более, там что у вас имеется про него. А так - все посты прочитал взахлеб, спасибо. И еще, был такой автомобиль красивый - Москвич 408 Турист. Узнать бы о нем побольше!

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  12 July 2011 в 18:49

А о нём ничего интересного. Опытная модель, не пошедшая в серию. Срезали крышу, заделывали задние двери и всё

0
Odiniztehkto
#  Odiniztehkto  29 July 2011 в 03:13

СМЗ С-3А.- помню, была такая в коллекции) с эмблемами ООН ) в детстве меня стебали, что СМЗ - Самый Маленький Запорожец)

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  29 July 2011 в 10:45

А кто производитель?

0
Odiniztehkto
#  Odiniztehkto  29 July 2011 в 12:12

даже не знаю...восстанавливали из кучи метала)

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Odiniztehkto  29 July 2011 в 12:13

ааа, атк даже настоящая?!

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29