личный блог Дуська

Чужая колея

Кто-то из композиторов заметил, что "в музыке всего семь нот и потому некорректно вести речь о плагиате". У автомобиля -- четыре колеса, и потому поводов уличить кого-то в воровстве и того меньше. Поэтому мы вовсе не собираемся присоединяться к хору непатриотов, которые кричат, что паровоз изобрели не Черепановы, самолет -- не Можайский, радио -- не Попов, а лампочку Ильича -- не Ильич. Краткий экскурс в историю отечественного автопрома -- всего лишь попытка самоидентификации: кто мы, откуда, куда едем и на чем.
Ford Falcon 1966
"Волга" Газ-24 1970

Конечно, иногда случаются скандалы. Например, компания GM Daewoo Auto&Technology не так давно судилась в шанхайском суде с китайской фирмой Chery за то, что та без спросу стала под именем QQ выпускать модель Matiz. Зря судились. Подобного рода пиратством занимались не только в СССР или КНР. Достаточно посетить музей компании Toyota, чтобы убедиться в том, что японцы тоже не стеснялись копировать американскую и японскую технику. Главное -- не перебарщивать.

Философ Василий Розанов как-то заметил, что в России каждое второе состояние растет из "украл" или "выпросил". Между тем "при законной власти" Российская империя была настолько интегрирована в европейскую экономику, что заниматься плагиатом было бы просто глупо. Уже в 1901 году петербургская экипажная фабрика "Фрезе" и рижский велосипедный завод "Лейтнер" успешно монтировали на российские телеги французские бензиновые двигатели De Dion Buton. В Ростове-на-Дону завод "Аксай" производил по лицензии американской Oldsmobile модель Carved Dash. В 1906 году русский конструктор Борис Луцкой наладил на "Машиностроительном, чугунолитейном и котельном заводе Г.А. Лесснер" лицензионное производство русских "мерседесов". Наконец, у главной нашей гордости -- автомобиля "Руссо-Балт" -- корни были тоже иностранными, шасси с четырехцилиндровым двигателем позаимствовали у бельгийской фирмы со швейцарским именем "Фондю".


НАЛ И БЕЗНАЛ. Октябрьский переворот, помимо всего прочего, превратил Россию в "родину слонов" -- самый прогрессивный в мире государственный строй просто обязан был поразить весь мир передовыми методами хозяйствования. Уже в 1918 году была организована Научная автомобильная лаборатория (НАЛ), позднее переименованная в НАМИ. Первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 стал дипломной работой молодого инженера Шарапова, которая оказалась настолько удачной, что машина была запущена в серию. Только на встрече ветеранов автопрома, состоявшейся в 1979 году, Константин Андреевич обмолвился, что схему НАМИ-1 он целиком позаимствовал у чешской Tatra 11.

С 1927 по 1930 год было выпущено 403 штуки НАМИ-1. При всех своих достоинствах эта машина, как и первые советские грузовики АМО-Ф-15 и Я-3, была рассчитана на мелкосерийный выпуск. Между тем любому здравомыслящему хозяйственнику, если он не был вредителем, было очевидно, что без массового производства ни о какой социалистической индустриализации не может быть и речи. Нужны были заводы-гиганты, но что на них выпускать?

В 1929 году в США разразился экономический кризис -- выпуск Chevrolet сократился вдвое, а Ford -- в три раза. Невзирая на отсутствие дипломатических отношений между СССР и США, эти и другие американские фирмы наперебой стали предлагать Советскому Союзу свою продукцию. Что выбрать? По разбитым осенним дорогам России через мелкие и крупные города, деревни, еще никогда не слышавшие звуков автомобильных моторов, двинулась блестящая свежей краской и хромом американская техника. В длительном автопробеге победил Ford A. Его и назначили к выпуску на Нижегородском автозаводе.

Первые автомобили ГАЗ А выехали из заводских ворот в декабре 1932. Их сразу окрестили "советскими фордами", даже эмблемка была практически той же -- в синем овале было написано "ГАЗ" вместо "Ford". На наших дорогах машина прижилась не шибко -- главными ее недостатками считались открытый кузов и отсутствие багажника. Поэтому через пять лет на смену ГАЗ А пришла "эмка", как в просторечии величали ГАЗ М1. Кузов нового советского автомобиля был позаимствован у Ford 1934 года, однако американская конструкция была приспособлена к российским реалиям. Передняя подвеска крепилась не на одной продольной, не выдерживавшей наших дорог, а на двух поперечных полуэллиптических рессорах. Колесные диски стали штампованными, что было проще в производстве... Собственно, на "эмке" была отработана схема "проектирования" почти всех последующих советских машин: закупается зарубежный образец, тщательно изучается, приспосабливается к нашим условиям и запускается в производство.

Чуть ранее, но уже без спроса был "срисован" первый советский лимузин представительского класса. В 1932 году на Ленинградском заводе "Красный Путиловец" построили шесть семиместных лимузинов, скопированных с американского Buick 90L. Однако позднее приказом Наркомтяжпрома работы по легковым автомобилям на "Красном Путиловце" были прекращены, и завод перешел на производство пропашных тракторов, а задание строить правительственный лимузин перекинули на Московский автозавод имени Сталина. При создании ЗИС-101 от "Бьюика" решили оставить только двигатель, а кузов взять от "Кадиллака". Советское машиностроение тогда не могло обеспечить завод необходимыми штампами, и их закупили за океаном у филадельфийской фирмы Budd. Когда в 1938 году был произведен рестайлинг ЗИС-101, то решение облицовки радиатора было заимствовано снова у Buick.

КАПСУЛА СМЕРТИ. До самого развала Советского Союза все происходило приблизительно по тем же схемам. Чтобы построить "Москвич"-1241, пришлось немножко поуродовать Chrysler 1501. Знаменитые "жигулевские зубила" срисовывали с Nissan Sunny 1978 года, хотя "доводили" специалисты Porsche. Даже у "Оки" ноги растут из Daihatsu Cuore. Интересно, в стране самураев и харакири этот автомобиль тоже называли "капсулой смерти"? Пожалуй, единственным исключением в этом длинном списке заимствований является "Нива" -- до слез русская машина.

Самый последний и самый беспардонный пример копирования -- это "Газель". Замеры автомобиля Ford Transit загрузили в компьютер. Как вы думаете, что он выдал? Правильно: "Форд Транзит". Хотя в пресс-релизе было гордо написано: "Впервые за всю историю российской автомобильной промышленности полный цикл создания этой модели -- от цифрового "чертежа" до конвейера -- был проведен в рекордно сжатые сроки с помощью графической станции RISC 6000, поставленной IBM". В суд никто не подал. И даже к названию не придрались. В 1957 году модель Gazelle выпускала автомобильная фирма Singer, в 1966 году -- Hillman, а в 1984 -- Nissan.


ТЕКСТ АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, ФОТО АВТОРА И FORD MOTOR COMPANY
Больше фото и инфо

P.S.: прочитала пару блогов и вспомнила про эту статью)))Если боян-извиняйте)))
9
11 May 2010 в 00:17
759
5
5 комментариев:
TurASS
#  TurASS.FFC  11 May 2010 в 09:52
Ну вот. а все орут, что китайцы воруют дизайны )))))))
1
Дуська
#  Дуська.DT  11 May 2010 в 10:02
дада)))а оказывается и наш автопром не из мегагениальных идей возник))
вообще складывается ощущение, что есть буквально единицы грамотных и интересных дизайнеров и разработчиков автомобилей, а остальные просто слизывают.
1
TurASS
#  TurASS.FFC  11 May 2010 в 11:32
Кто то слизывает, кто то хорошо это делает. А кто то вообще ничего.(про наших).
Вот только сейчас вроде как засуетились.
Интересно, что там господин Прохоров придумал...
1
Дуська
#  Дуська.DT  для TurASS.FFC  11 May 2010 в 17:35
Что то мне подсказывает, что если что то координально новое-то пипец какое дорогое)))
1
dmcdmax
#  dmcdmax  29 May 2011 в 20:39
САШКА молодец все грамотно написал только это не полная статья, так выжимки... Оригинал интереснее
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29