личный блог Dani Lucker

Итальянские роботы-автомобили пересекут Евразию без водителе

Устроителям этого рейса пришлось спрашивать разрешение у стран, через которые он пройдёт. Ведь беспилотные автомобили должны впервые в мире преодолеть континент без вмешательства человека, двигаясь в трафике по самым обычным дорогам и улицам в городах. А учитывая трассу, можно сказать, что это предприятие станет настоящим приключением итальянцев в России.
26 июля, вереница автомобилей, среди которых четыре машины-робота, покидает родную Парму, чтобы пройти беспрецедентный для автономных транспортных средств путь – 13 тысяч километров до Шанхая. Грандиозный пробег и необычные машины — детище VisLab — дочерней компании и также лаборатории машинного зрения и интеллектуальных систем университета Пармы (Universitá degli Studi di Parma).

Отчаянные путешественники готовы пройти несколько стран, но львиная доля маршрута проложена по России. В частности, 17-19 августа экспедиция посетит Москву, причём роботы испытают свой интеллект в столичном трафике. 22 августа итальянцы проедут через Нижний Новгород, 1 сентября за окнами фургончиков должна показаться Казань, 10 сентября — Екатеринбург, а 21-го гостей должен встретить Новосибирск. Прибытие же каравана в Шанхай намечено на 28 октября.


Этот «Трансконтинентальный вызов автономных машин» (VisLab Intercontinental Autonomous Challenge), также называемый «Приключением на великом шёлковом пути» (VisLab’s adventure on the Silk road), призван стать жёстким тестом для системы автономного вождения, развиваемой в VisLab уже много лет.

В частности, университетские специалисты принимали самое непосредственное участие в постройке американских грузовиков-роботов Oshkosh TerraMax, которые боролись за победу в трёх состязаниях беспилотных машин DARPA Grand Challenges (2004, 2005 и 2007 годов), и помогали той же самой команде колдовать над десятиколёсным военным грузовиком PLS, успешно испытанном в 2006-м.

Новые итальянские роботы построены на базе микроавтобусов. Интересно, что от обычных машин они отличаются не только автономным управлением, но и чистой электротягой.

Кстати, на крыше транспортных средств нашлось место солнечным батареям, так что энергию для питания критически важного оборудования фургончики будут брать от солнца, а остальное поставят электрические розетки по ходу вояжа. Если розеток не окажется – к услугам экспедиции дизель-генераторы на машинах сопровождения.

Каждый автомобиль-робот из Италии оснащён четырьмя лазерными сканерами спереди, двумя парами стереокамер, смотрящими вперёд и назад, плюс ещё тремя камерами, охватывающими 180-градусный сектор обзора в передней «полусфере», системой спутниковой навигации и, конечно, набором компьютеров и программ, позволяющих машине принимать решения в тех или иных ситуациях.

Хотя технически все четыре робота совершенно идентичны, они должны двигаться парами, в каждой из которых две машины будут играть разную роль. Первый автомобиль должен двигаться самостоятельно большую часть пути.

Задача: проверка систем зондирования обстановки, выбора траектории движения и сбор статистических данных обо всём путешествии. Вмешательство человека тут задумано ограниченным — команда будет задавать роботу общий маршрут и сможет взять на себя управление в критических ситуациях.

Вторая машина в паре — ведомая. Она будет автоматически следовать маршруту, прокладываемому первым роботом. За исключением нештатных ситуаций вмешательство человека тут не понадобится вовсе.

Взаимодействие лидера и ведомого должно строиться по двум сценариям с автоматическим переходом между ними. В случае если ведущий робот находится в пределах видимости, ведомый просто смотрит на него своими глазами-камерами и следует за ним. Однако собственные его сенсоры всё равно остаются настороже, дабы машина могла уточнять своё положение на дороге, избегала столкновений с препятствиями любого плана, а также определяла свою скорость.

Если же лидер пропадает из поля зрения, вторая машина переключается на движение по грубым GPS-координатам трассы, передаваемым роботом-лидером в эфир. Но аналогично собственные системы распознавания обстановки продолжат работу для уточнения траектории «по ситуации».



На значительную часть намеченного маршрута нет электронных карт, и уточнять путь придётся на месте. А ещё лидер проекта и глава VisLab Альберто Броджи (Alberto Broggi) ожидает, что роботам могут просто попасться «безумные пешеходы», переходящие улицы и дороги в неположенном месте и буквально кидающиеся под колёса.

Но в этом и состоит вся прелесть замысла: создатели оранжевых фургончиков намерены показать, что машины-роботы уже способны действовать в реальных условиях, а не только на огороженных полигонах.

В ходе экспедиции роботы перевезут из Пармы в Шанхай символическое количество груза. Тем самым инженеры и учёные намерены доказать, что в принципе товары вполне можно переправлять на столь большие расстояния на борту беспилотных транспортных средств.

Ну и собственно всё шло по графику и 28 октября оранжевые микроавтобусы приехали в Шанхай)

Каждый день колонна из роботов и машин сопровождения проводила в пути по четыре часа, что было обусловлено возможностями беспилотных авто, работающих на электричестве и требующих подзарядки. Никаких серьёзных технических проблем экспедиция не испытала. Впрочем, у одного из автономных аппаратов пришлось поменять 430-килограммовый тяговый аккумулятор, благо кучу запчастей экспедиция везла с собой на грузовиках.

Главное, что роботы оказались способны двигаться в реальном трафике, хотя в нескольких сложных местах люди брали управление на себя. Так, к примеру, львиную долю пути по загруженным московским улицам роботы VisLab проделали в режиме самых обычных авто. Аналогично путешественники выключали кремниевых водителей при преодолении таможенных пунктов.


Глава проекта Альберто Броджи (Alberto Broggi) ожидаемо заявил: «Мы действительно счастливы. Это реальная веха в автомобильной робототехнике». Однако впечатляющий вояж, оказывается, вовсе не конечный шаг специалистов из Пармы. В Шанхае Броджи заинтриговал слушателей: «Мы планируем кое-что новое на 2012 год».
Ну в общем это всё что я хотел рассказать))
Надеюсь вам было интересно.
Мир всем нашим!
Удачи на дорогах.

Полезен ли будет такой транспорт в будущем

  1. Да, конечно (46% — 6 голосов)
  2. Вообще ни разу (15% — 2 голоса)
  3. Тагиииииил! (38% — 5 голосов)
3
10 May 2011 в 10:25
737
0
Комментариев еще нет

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29