Продавец мощности. Отис Виктор Эдельброк
История драг-рэйсинга неразрывно связана с хот-роддингом. В свою очередь хот-роды и Виктор Эдельброк – так же понятия неразделимые. Один из основателей движения хот-роддинга, он всю свою жизнь посвятил двигателям и знаменитым гонкам на ¼ мили и милю.
Отис Виктор Эдельброк (далее – Вик) родился 16 августа 1913 года в городе Эудора, штат Канзас. Вик был младшим сыном в семье Нельсона и Маргарет Эдельброк. Семья вела фермерское хозяйство и едва сводила концы с концами. Положение чуть улучшилось когда два старших брата Вика – Нельсон и Росс выросли и начали помогать своим родителям, а Нельсон Эдельброк открыл свою продуктовую лавку. Возможно, Вик всю жизнь копал бы грядки и удобрял посевы, если бы не один инцидент. В 1927 году сгорел семейный продуктовый магазин. Оставшись без средств к существованию, Нельсон был вынужден устроиться на работу в местный магазин по продаже и ремонту автомобилей, где он занялся обслуживанием и доставкой автомобилей Ford T соседним фермерам, которым далеко было ехать забирать свою машину. 14-летний Вик, бросив школу, помогал своим родителям заниматься этим нелёгким делом. А учитывая местные ужасные дороги, из-за которых автомобиль буквально разваливался на ходу, Вик очень быстро научился их ремонтировать, поэтому вскоре устроился автомехаником в ту же мастерскую, что и его отец.
В 1931 году Великая Депрессия нанесла удар по штату Канзас, в этот момент Вик принял решение уехать в Калифорнию. Там он так же продолжил работать автомехаником, а по ночам подрабатывал на парковке в центре Лос-Анджелеса, вынашивая мечту о своёй собственной автомастерской. Именно там, на этой парковке он и познакомился со своей будущей женой Катериной Коллинз. В 1936 году у них родился их единственный сын, Отис Виктор Эдельброк младший, ставший в 1962 году новой главой компании Edelbrock.
И вот, в 1933 году Вик Эдельброк открыл свой собственный магазин по продаже запчастей и ремонтную мастерскую. Когда у него появились свободные деньги, он, опираясь на собственный опыт, начал подумывать по постройке быстрого спортивного автомобиля. В те годы понятия хот-род ещё не существовало, но первые подобные машины уже появились. И вот, в 1938 году Вик приобрёл свой первый автомобиль для проекта – Ford Model B Roadster 1932 года. Этот автомобиль считается отправной точкой в истории фирмы Edelbrock.
После покупки автомобиля Вик вместе с Томми Тикстаном разработали впускной коллектор «Thickstun» для нижнеклапанного двигателя Ford V8 Flathead. Однако Вика не устраивала производительность данного коллектора, по этой причине им самим был разработан алюминиевый впускной коллектор под названием «Slingshot» (в переводе означает «Рогатка»). Впринципе, внешне он напоминал «Thickstun», но давал больше мощности. Коллектор создавался под 2 карбюратора Stromberg 97. Это был первый продукт, который носил гордое название «Edelbrock». Установив его на свой родстер, Вик победил в гонках на соревнованиях на соляном озере Muroc Dry Lake, сумев развить скорость в 112 миль/ч, причём для гонок он его ещё и облегчал: снимал крылья и рамку ветрового стекла, а после гонок ставил всё на место. Вообще, на этом родстере Вик опробовал все свои доработки, делом а не словом доказывая, что он лучший.
В поисках большей скорости пионеры гонок на какие только ухищрения не шли: и доработки двигателя, и коробки, и самостоятельное изменение аэродинамики. Естественно, не обошлось без экспериментов над топливом. Вик Эдельброк решил остановить свой выбор на нитрометане, который ему посоветовал его друг, гонщик Эд Хэддэт. Точнее, не посоветовал, он просто отдал один галлон нитрометана за ненадобностью со словами: «Мне ни капли не нужно, потому что это может взорваться у меня в руках». Что-что, а нитрометан и вправду обладает ядовитыми испарениями и при адиабатном сжатии легко взрывается. Но Вика это не остановило. Вместе со своими работниками и одновременно лучшими друзьями Бобби Миксом, Доном Таулом и Фрэном Эрнандесом Вик Эдельброк в один прекрасный день запустили диностенде Flathead с топливом, в котором содержалось 10% нитрометана. Вик Эдельброк вспоминает этот памятный запуск так: «Мы запустили мотор и сразу же увидели значительную прибавку в мощности. Однако мотор стал очень быстро перегреваться, свечи зажигания в буквальном смысле превратились в «зажигательные», и даже после выключения мотора, он продолжал работать на калильном зажигании. Пришлось накрыть его мокрым полотенцем, чтобы хоть как-то остудить и перекрыть доступ кислорода». Несмотря на то, что двигателю требовался капитальный ремонт, пути назад не было. И Вик старший бросил все свои силы на реализацию идеи с нитрометаном.
В первую очередь были значительно усилены поршни, шатуны и коленвал, затем специально под новое топливо были модифицированы карбюраторы (в будущем Вик продавал кит-комплекты таких карбюраторов на Flathead специально под нитрометан). Вследствие многочисленных тестов было выявлено, что идеальной пропорцией является 20% нитрометана к бензину. При такой смеси достигается прирост мощности в 40% и у двигателя лишь незначительно понижается ресурс.
Именно 20% нитрометана сделали Вика Эдельброка непобедимым гонщиком. Долго секрет его побед оставался нераскрытым, людей удивлял лишь запах жаренных апельсинов, доносящийся из выхлопной трубы. И лишь в 60-е годы после смерти Вика Эдельброка старшего данное топливо стало использоваться в широких кругах. Оно и сейчас применяется в дрэгстерах класса «Top Fuel» и «Funny Car».
Однако в 1949 году нашёлся смельчак, решивший бросить вызов Вику Эдельброку. Это был Том Коббс, сын богатых промышленников, владевших Американской Табачной Компанией, прославившийся как «Скорострел» («Quick Gun»), наводивший страх на всех уличных гонщиков из Санта Моники. В его владении был уникальный аппарат: Ford Model A Roadster с мотором V8 249 ci и нагнетателем типа Roots от грузовика производства GMC, посаженный на раму от Ford Model B.
Однажды на знаменитом шоссе 101, более известном как El Camino Real (Королевская дорога), Коббс схлестнулся с Фрэном Эрнандесом. Несмотря на больший объём (у Эрнандеса был Ford купе 1932 года с мотором Mercury V8 объёмом 296 ci и тремя карбюраторами Stromberg), Эрнандес проиграл, и проиграл прилично. После этого случая Том посчитал, что может бороться не только с «пешками Эдельброка» (Эрнандес был одним из дилеров Эдельброка в Лос-Анджелесе, на Бульваре Вест Джефферсон), но и с самим Виком Эдельброком.
Фрэн Эрнандес
Как рассказывал позже Вик Эдельброк, Том Коббс был действительно хорошим гонщиком, но он слишком много о себе думал, это был его минус. Поначалу Вик даже и не обращал на молодого выскочку внимания, пока его многочисленные «друзья» не стали в открытую поносить Вика. Так началось первое в истории хот-роддинга серьёзное противостояние двух гонщиков, и Вик назначил встречу на знаменитой трассе в аэропорту Голета. Отвлекаясь от главной темы, не могу не сказать, что именно эта трасса стала первой официально разрешённой трассой для проведения соревнований по драг-рейсингу. Именно соревнования в аэропорту Голета положили начало Национальной Ассоциации Хот-роддинга, основанной в 1951 году.
Легендарный автомобиль Виктора Эдельброка
Возвращаясь к противостоянию Коббса и Эдельброка надо отметить одну интересную деталь: автомобиль Тома имел нагнетатель, в то время как у Вика был атмосферный мотор. За руль посадили Дона Таула, так как Эдельброк хотел понаблюдать за толпой фанатов, собравшихся поддержать Тома. Старт… и атмосферный Ford Roadster Вика сразу же отрывается от соперника. В той гонке Дон привёз почти 2 корпуса. Вик Эдельброк младший вспоминает тот день так: «После победы Дона фанаты Тома скандировали: «Два из трёх!», требуя провести как минимум ещё один заезд. Вик только рассмеялся: «Вы хотели погоняться, мы выиграли, вы свою работу не выполнили, увидимся». Вик никогда не унижал соперников. Если он выиграл, то он просто улыбался своим противникам, если проигрывал – поздравлял с заслуженной победой». Да уж, в современном мире гонок уважение к противнику встречается крайне редко. Но именно поэтому Отис Виктор Эдельброк стал легендарной личностью. Впрочем, как и его сын, но это уже совсем другая история.
Отис Виктор Эдельброк (далее – Вик) родился 16 августа 1913 года в городе Эудора, штат Канзас. Вик был младшим сыном в семье Нельсона и Маргарет Эдельброк. Семья вела фермерское хозяйство и едва сводила концы с концами. Положение чуть улучшилось когда два старших брата Вика – Нельсон и Росс выросли и начали помогать своим родителям, а Нельсон Эдельброк открыл свою продуктовую лавку. Возможно, Вик всю жизнь копал бы грядки и удобрял посевы, если бы не один инцидент. В 1927 году сгорел семейный продуктовый магазин. Оставшись без средств к существованию, Нельсон был вынужден устроиться на работу в местный магазин по продаже и ремонту автомобилей, где он занялся обслуживанием и доставкой автомобилей Ford T соседним фермерам, которым далеко было ехать забирать свою машину. 14-летний Вик, бросив школу, помогал своим родителям заниматься этим нелёгким делом. А учитывая местные ужасные дороги, из-за которых автомобиль буквально разваливался на ходу, Вик очень быстро научился их ремонтировать, поэтому вскоре устроился автомехаником в ту же мастерскую, что и его отец.
В 1931 году Великая Депрессия нанесла удар по штату Канзас, в этот момент Вик принял решение уехать в Калифорнию. Там он так же продолжил работать автомехаником, а по ночам подрабатывал на парковке в центре Лос-Анджелеса, вынашивая мечту о своёй собственной автомастерской. Именно там, на этой парковке он и познакомился со своей будущей женой Катериной Коллинз. В 1936 году у них родился их единственный сын, Отис Виктор Эдельброк младший, ставший в 1962 году новой главой компании Edelbrock.
И вот, в 1933 году Вик Эдельброк открыл свой собственный магазин по продаже запчастей и ремонтную мастерскую. Когда у него появились свободные деньги, он, опираясь на собственный опыт, начал подумывать по постройке быстрого спортивного автомобиля. В те годы понятия хот-род ещё не существовало, но первые подобные машины уже появились. И вот, в 1938 году Вик приобрёл свой первый автомобиль для проекта – Ford Model B Roadster 1932 года. Этот автомобиль считается отправной точкой в истории фирмы Edelbrock.
После покупки автомобиля Вик вместе с Томми Тикстаном разработали впускной коллектор «Thickstun» для нижнеклапанного двигателя Ford V8 Flathead. Однако Вика не устраивала производительность данного коллектора, по этой причине им самим был разработан алюминиевый впускной коллектор под названием «Slingshot» (в переводе означает «Рогатка»). Впринципе, внешне он напоминал «Thickstun», но давал больше мощности. Коллектор создавался под 2 карбюратора Stromberg 97. Это был первый продукт, который носил гордое название «Edelbrock». Установив его на свой родстер, Вик победил в гонках на соревнованиях на соляном озере Muroc Dry Lake, сумев развить скорость в 112 миль/ч, причём для гонок он его ещё и облегчал: снимал крылья и рамку ветрового стекла, а после гонок ставил всё на место. Вообще, на этом родстере Вик опробовал все свои доработки, делом а не словом доказывая, что он лучший.
В поисках большей скорости пионеры гонок на какие только ухищрения не шли: и доработки двигателя, и коробки, и самостоятельное изменение аэродинамики. Естественно, не обошлось без экспериментов над топливом. Вик Эдельброк решил остановить свой выбор на нитрометане, который ему посоветовал его друг, гонщик Эд Хэддэт. Точнее, не посоветовал, он просто отдал один галлон нитрометана за ненадобностью со словами: «Мне ни капли не нужно, потому что это может взорваться у меня в руках». Что-что, а нитрометан и вправду обладает ядовитыми испарениями и при адиабатном сжатии легко взрывается. Но Вика это не остановило. Вместе со своими работниками и одновременно лучшими друзьями Бобби Миксом, Доном Таулом и Фрэном Эрнандесом Вик Эдельброк в один прекрасный день запустили диностенде Flathead с топливом, в котором содержалось 10% нитрометана. Вик Эдельброк вспоминает этот памятный запуск так: «Мы запустили мотор и сразу же увидели значительную прибавку в мощности. Однако мотор стал очень быстро перегреваться, свечи зажигания в буквальном смысле превратились в «зажигательные», и даже после выключения мотора, он продолжал работать на калильном зажигании. Пришлось накрыть его мокрым полотенцем, чтобы хоть как-то остудить и перекрыть доступ кислорода». Несмотря на то, что двигателю требовался капитальный ремонт, пути назад не было. И Вик старший бросил все свои силы на реализацию идеи с нитрометаном.
В первую очередь были значительно усилены поршни, шатуны и коленвал, затем специально под новое топливо были модифицированы карбюраторы (в будущем Вик продавал кит-комплекты таких карбюраторов на Flathead специально под нитрометан). Вследствие многочисленных тестов было выявлено, что идеальной пропорцией является 20% нитрометана к бензину. При такой смеси достигается прирост мощности в 40% и у двигателя лишь незначительно понижается ресурс.
Именно 20% нитрометана сделали Вика Эдельброка непобедимым гонщиком. Долго секрет его побед оставался нераскрытым, людей удивлял лишь запах жаренных апельсинов, доносящийся из выхлопной трубы. И лишь в 60-е годы после смерти Вика Эдельброка старшего данное топливо стало использоваться в широких кругах. Оно и сейчас применяется в дрэгстерах класса «Top Fuel» и «Funny Car».
Однако в 1949 году нашёлся смельчак, решивший бросить вызов Вику Эдельброку. Это был Том Коббс, сын богатых промышленников, владевших Американской Табачной Компанией, прославившийся как «Скорострел» («Quick Gun»), наводивший страх на всех уличных гонщиков из Санта Моники. В его владении был уникальный аппарат: Ford Model A Roadster с мотором V8 249 ci и нагнетателем типа Roots от грузовика производства GMC, посаженный на раму от Ford Model B.
Однажды на знаменитом шоссе 101, более известном как El Camino Real (Королевская дорога), Коббс схлестнулся с Фрэном Эрнандесом. Несмотря на больший объём (у Эрнандеса был Ford купе 1932 года с мотором Mercury V8 объёмом 296 ci и тремя карбюраторами Stromberg), Эрнандес проиграл, и проиграл прилично. После этого случая Том посчитал, что может бороться не только с «пешками Эдельброка» (Эрнандес был одним из дилеров Эдельброка в Лос-Анджелесе, на Бульваре Вест Джефферсон), но и с самим Виком Эдельброком.
Фрэн Эрнандес
Как рассказывал позже Вик Эдельброк, Том Коббс был действительно хорошим гонщиком, но он слишком много о себе думал, это был его минус. Поначалу Вик даже и не обращал на молодого выскочку внимания, пока его многочисленные «друзья» не стали в открытую поносить Вика. Так началось первое в истории хот-роддинга серьёзное противостояние двух гонщиков, и Вик назначил встречу на знаменитой трассе в аэропорту Голета. Отвлекаясь от главной темы, не могу не сказать, что именно эта трасса стала первой официально разрешённой трассой для проведения соревнований по драг-рейсингу. Именно соревнования в аэропорту Голета положили начало Национальной Ассоциации Хот-роддинга, основанной в 1951 году.
Легендарный автомобиль Виктора Эдельброка
Возвращаясь к противостоянию Коббса и Эдельброка надо отметить одну интересную деталь: автомобиль Тома имел нагнетатель, в то время как у Вика был атмосферный мотор. За руль посадили Дона Таула, так как Эдельброк хотел понаблюдать за толпой фанатов, собравшихся поддержать Тома. Старт… и атмосферный Ford Roadster Вика сразу же отрывается от соперника. В той гонке Дон привёз почти 2 корпуса. Вик Эдельброк младший вспоминает тот день так: «После победы Дона фанаты Тома скандировали: «Два из трёх!», требуя провести как минимум ещё один заезд. Вик только рассмеялся: «Вы хотели погоняться, мы выиграли, вы свою работу не выполнили, увидимся». Вик никогда не унижал соперников. Если он выиграл, то он просто улыбался своим противникам, если проигрывал – поздравлял с заслуженной победой». Да уж, в современном мире гонок уважение к противнику встречается крайне редко. Но именно поэтому Отис Виктор Эдельброк стал легендарной личностью. Впрочем, как и его сын, но это уже совсем другая история.
28 January 2012 в 00:38
Персоны
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.