блог сообщества SMOTRA THE MOTO COMMUNITY

"Супермото" или "Супермотард"?

Всем привет, недавно я писал пост про эндуро и после этого вдохновленный благодарностями и пожеланиями решил написать этот пост. Ну так вот, речь пойдет об относительно новом виде спорта и досуга под названием "Супермото".

Ну начнем с начала. Это как я уже сказал "молодой" вид спорта так как появился он 1979 году в США, виновник сея спорта стал телеканал ABC’s Wide World of Sports, решив что надо разнообразить свой эфир чем-то новым они задумали телешоу где должен был выявиться самый лучший, а главное универсальный гонщик "superbiker" среди дисциплин: мотокросс, трек, драг и т.д. и т.п. Но главным и пожалуй единственным условием было то что на все виды испытаний должен был быть один единственный мотоцикл. Для того что-бы мотивировать гонщиков и конструкторов телеканал пообещал им 20 миллионов зрителей, по-моему не плохой шанс вписать себя в историю нового мотоспорта да и прославиться. Ну так вот, так как никто подобного еще не делал было не известно какой мотоцикл выбрать для всех испытаний сразу, поэтому на треке можно было увидеть даже Harley-Davidson (причем не на самом последнем месте). В результате боевых испытаний на этих гонках и был определён наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — лёгкий кроссовый моноцилиндр с широкими колёсными дисками и усиленными тормозами, который разгонялся на прямой до 160 км/ч, спокойно мог прыгать на трамплинах и не терял темпа на грунте.

Шоу продолжалось до 1985 года, было проведено пять полноценных гоночных сезонов, после чего интерес к дисциплине стал угасать, и оно кануло в Лету. Да, шоу было забыто, но уникальный опыт, полученный на этих соревнованиях, и уникальные характеристики созданных в этот промежуток времени мотоциклов не остались незамеченными и по другую сторону земного шара, где движение Superbikers было подхвачено французскими энтузиастами несколько лет спустя после окончания передачи. Мотоциклист по-французски — «motard», соответственно, и название «супермотоциклист» французы переиначили на свой лад — «Supermotard», под которым оно и закрепилось в истории.

Как правильно — «супермото» или «супермотард»? Часто возникают споры о том, как правильно называть этот вид спорта и мотоциклов. Преобладает следующая точка зрения — «супермото» называют вид спорта и соревнований (и иногда сам класс мотоциклов, так как это название нейтрально с интернациональной точки зрения), а «супермотардом» кличут каждый отдельный мотоцикл, принадлежащий к классу супермото. Во Франции с её развитой системой извилистых дорог департаментального значения движение супермото быстро завоевало популярность, и оттуда мода начала расползаться по Европе. Так как заводских супермотардов на тот момент не существовало в природе, единственным способом завладеть супермотадом была его постройка. Так как движение поначалу было чисто любительским, то в качестве доноров выбирались кубатурные эндуро и кроссовые мотоциклы типа Honda CR500, Kawasaki KX500, Honda XR600R, Yamaha XT\TT600, Suzuki DR600, KTM LC4 620 и им подобные. Так как на мотоцикле ездили каждый день, то нужна была надёжность, и чистокровные кроссовые мотоциклы особой популярностью при переделках не пользовались ввиду их низкого ресурса.

Первый чемпионат по супермото под вывеской Guidon d’Or (Золотой руль) официально состоялся в 1991 году во Франции, под Парижем, на треке под названием Carole. После чего чемпионат стал проводиться каждый год, всё больше и больше набирая обороты. В 1993 году гонки в классе супермото уже широко освещались по телевидению, а страны-соседи (Италия, Испания) вовсю следили за ходом гонок по телевидению и в прессе. Французские супермотардисты обрели определённую популярность!

С ростом уровня чемпионатов начало наблюдаться чёткое разделение в классе на утилитарные супермотарды, пригодные для эксплуатации в качестве основного мотоцикла, спортивные супермотарды с ресурсом мотора, исчисляемого часами, и не оборудованные оптикой, и мотоциклы, стилизованные под супермотард (но по совокупности характеристик супермотардом особо и не являющиеся). Гонка вооружений в погоне за «Золотым Рулём» и отсутствие на рынке заводских конкурентоспособных супермотардов вынуждало команды проявлять чудеса изобретательности, рождая порой натуральных монстров (или Франкенштейнов), сочетающих в себе агрегаты от производителей со всего мира.

К слову, первым заводским супермотардом считается Gilera Nordwest, которая была выпущена в 1991 году и представляла собой тяжёлый моноцилиндр на литых колесах от спортбайка, предназначенный прежде всего для езды по асфальту.

Это был смелый эксперимент, но особой популярности в то время он не сыскал, да и к гонкам был абсолютно непригоден. В гонках же выделялись самодельные супермотарды-прототипы на базе Yamaha, Husqvarna, Borile, Honda, KTM и тп. Особого разнообразия не было, приходилось выбирать между 500сс двухтактным мотором от Хонды или Кавасаки, 600сс Ротаксом и мотоциклами на его базе (тот же Borile) и моторами-воздушками от Хонды и Ямахи, с которых ухитрялись снимать значительную мощность. Не брезговали и изготовлением своих рам, так как рамы внедорожных мотоциклов не справлялись с нагрузками на асфальте.

Ближе к середине 90-х европейские производители оффрод-мотоциклов уже вывели выигрышную формулу супермотарда, и в рядах серийных мотоциклов появились успешные модели от КТМ, ССМ, Husaberg, Husqvarna. Японская четвёрка не приняла всерьёз это направление и просто-напросто его игнорировала, что послужило толчком к возникновению небольших европейских фирм (таких как Monnier в Швейцарии и Dall'ara в Италии), которые занимались переделкой японских эндуро и кроссовых мотоциклов в супермотарды, оформляя их как свою марку. Эти фирмы существуют и до сих пор, несложно догадаться, почему.

Экспансия европейского супермото докатилась и назад до США, где в 2003-м году, 18 лет спустя после забвения, заново стартовал чемпионат по супермото под эгидой AMA и Supermoto Canada. Сейчас американское сообщество супермото ничем не уступает европейскому, американец Джефф Вард даже ухитрился выиграть «Золотой Руль» в 2007 году.

Cтоит отметить и национальные различия в проведении супермото-чемпионатов США и Европы. Европейское супермото характерно бо́льшей асфальтовой секцией с частыми поворотами, в отношении 70% асфальта к 30% грунта, в то время, как американское супермото известно своей оффрод-секцией, которая легко может перевалить за 50% относительно асфальтового куска трассы. Это сказывается и на стиле вождения, и на подготовке спортсменов. Современное положение дел следующее — европейцы лучше ездят по асфальту и в дождь, но тушуются на мегатрамплинах и грейдерах, которые популярны в Штатах. А спортсмены из США с их развитой школой мото- и суперкросса, в свою очередь, показывают класс на оффрод-участках, где не оставляют шансов спортсменам из Европы.

На сегодняшний день Европа по-прежнему лидирует в производстве супермотардов и разнообразии модельного ряда.


Вот такая вот история)) Надеюсь оцените, с уважением - .alxfst. Не болейте)

23
11 February 2011 в 18:25
8705
17
17 комментариев:
Диманыч ыыы
#  Диманыч ыыы  11 February 2011 в 19:01

вот мотокросс я понимаю,а это не совсем как на трековой резине можно валить по грунту!?когда даже на чисто кроссовой резине понятие снос заднего колеса явление очень частое ,а на этой наверное вобщежопа ужастно

3
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  11 February 2011 в 19:23

Да уж, сам удивляюсь, но ты представь как надо чувствовать мотоцикл что-бы на сликах не разложиться на гравии этопростопиздецкошмар)))

3
Panda-Lovik
#  Panda-Lovik.км/ч  11 February 2011 в 19:48

+2 =)

1
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  11 February 2011 в 20:10

Спасибо =)

3
SaNko
#  SaNko.Moto  11 February 2011 в 20:06

+

3
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  11 February 2011 в 20:15

Мерси)

3
-HUMMER-
#  -HUMMER-  11 February 2011 в 20:14

скорее супермото,так как супермотард это-супер мотоциклист!;)))))

3
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  11 February 2011 в 20:16

Ну скорее всего так правильнее, да)

3
-HUMMER-
#  -HUMMER-  11 February 2011 в 20:25

прост я както читал толи в журнале толи в инете как расшифровывается)))
кстати дааа! хотел сказать,севодня наткнулся на тему в журнале мото што 4 марта на територии ВДНХ в повильене Москва будет проходить Байк Рок масленица,думаю сходить посмотреть)))

3
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  для -HUMMER-  11 February 2011 в 20:29

4 марта говоришь, надо будет сходить)))

3
Panda-Lovik
#  Panda-Lovik.км/ч  для dyakov_a.Moto  11 February 2011 в 23:19

так значит следующая встреча 4 мая=)))) все идём!!!!!!!!!

1
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  для Panda-Lovik.км/ч  11 February 2011 в 23:25

Ммм, ну тогда там ближе спишимся)))

1
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  для Panda-Lovik.км/ч  12 February 2011 в 00:53

Эм, а почему мая? Марта вроде как))

1
senanqa
#  senanqa  11 February 2011 в 20:30

классно..)

3
Mr.FiRE
#  Mr.FiRE.ЮАО  12 February 2011 в 00:09

мож по раньше

1
dyakov_a
#  dyakov_a.Moto  12 February 2011 в 00:11

Какие предложения? =)

1
NoOk_96rus
#  NoOk_96rus   4 February 2013 в 20:39

пост прикольный

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29