блог сообщества SMOTRA THE MOTO COMMUNITY

Предупреждения мотоциклистам.(часть 3, заключительная)

Здесь вы найдете информацию о наиболее типичных опасных ситуациях, поджидающих мотоциклиста на дороге, и способах их избежать. Много текста, но прочитать стоит! Первую часть искать ТУТ Вторую ЗДЕСЬ



Пять рядов в каждую сторону и фонари посередине – это МКАД. Машин мало. Едете вы достаточно бодро по третьему ряду, видите: вдалеке во втором ряду стоит машина с аварийкой. Справа вас обгоняет на большой скорости Toyota. Вы понимаете, что сейчас она будет перестраиваться левее, смещаетесь на один ряд, тоже влево. Но водитель «Тойоты» замечает неподвижную машину только в самый последний момент, и, едва успев дёрнуть рулём влево, врезается в неё с 50% перекрытием. Его отбрасывает левее, аккурат в ваш ряд, и вы входите ему в борт. Родственники, носящие вам апельсины в больничку, уверены что «мотоциклизм» и «идиотизм» – слова однокоренные.

При относительно свободной дороге человек вас обогнал справа – это был тревожный звоночек. Стоящая посереди скоростной магистрали машина с аварийкой – это всегда весточка приближающейся проблемы. Совмещение звоночка и весточки должно было заставить вас напрячься: сбросить «газ», сместиться ещё левее, приготовиться маневрировать или тормозить. А вы, засмотревшись на яркие брызги осколков от столкновения, упустили свой шанс избежать аварии.



Из-за ремонта обочины дорога сужается на один ряд. И несмотря на то, что знаки об этом поведали 200 метров назад, перестраиваются в один ряд все только в самую последнюю очередь. Грузовик впереди справа включает сигнал поворота и хочет встроиться перед вами. Вы немного притормаживаете, чтобы впустить его в свой ряд, и смещаетесь чуть левее. Праворульная Toyota Corona с минимальным интервалом повторяет этот манёвр сразу за грузовиком, практически выпихивая вас на встречку.

Мотоцикл заметить сложнее, чем автомобиль. Водитель машины, следовавшей за грузовиком, посмотрел в зеркало и просто не увидел вас, сместившегося левее. Не было у него желания покрутить головой и убедиться, что в ряду пусто. Вот и поехал за грузовиком, не особо боясь. Ездить с надеждой, что все вас видят, опасно. Лучше ездить с ментальной установкой, что никто вас не замечает, и занимать место на дороге, исходя из неё. В данной ситуации сразу надо было сместиться левее, ближе к разделительной, а не ждать, пока вас туда вытеснят.



Вы возвращаетесь домой после небольшого путешествия. За день вы намотали несколько сотен километров по незагруженным дорогам, но на подъезде к родному городу движение привычно уплотнилось. Вы едете в потоке, выдерживая небольшой интервал и держа на всякий случай пальцы на рычаге тормоза. Решив посмотреть количество километров, пройденных сегодня, вы левой рукой переключаете приборную панель на счётчик суточного пробега, предусмотрительно обнулённый при старте. Когда вы переводите взгляд от приборки обратно на дорогу, все уже тормозят. Вы судорожно жмёте на рычаг и педальтормоза, но дистанции не хватает, и вы бьётесь колесом в бампер машины спереди. Автомобиль, едущий за вами, поддаёт вам в заднее колесо. Поздравляю – вы часть шашлыка.

Не надо отвлекаться по пустякам, едучи в плотном потоке автомобилей. Особенно под вечер после трудного дня. У вас и так реакции немного заторможены долгой дорогой. Пробег за день можно посмотреть и дома, остановив мотоцикл перед гаражом – и показания будут информативнее, чем снятые на полпути.




Пятый день путешествия. С самого утра мотоцикл ведёт себя как-то нестабильно. Его постоянно приходится подлавливать и вручную возвращать на выбранную траекторию. Вы останавливаетесь посмотреть, всё ли нормально с задним колесом – оно кажется немного подспущенным, но это наверняка от того, что все три кофра щедро набиты багажом. Вы решаете вечером достать насос с манометром и проверить. Через 10 км движения раздаётся хлопок, и мотоцикл совсем теряет курсовую устойчивость. С огромным трудом вам удаётся съехать на обочину, не упав при этом. Заднее колесо взорвалось.

По уму давление в колёсах в дальней дороге надо проверять два раза в день, только этого никто не делает. Доверяйте своим инстинктам – если чувствуете, что управляемость ухудшилась – проверьте и давление, и люфты в подвесках. Это не займёт много времени, зато позволит избежать больших проблем. Недокаченное колесо сильнее нагревается, резина начинает жеваться и отслаиваться от корда, в итоге колесо отправляется на свалку намного раньше положенного срока.



Вы выезжаете с картодрома в сторону дома после четырёх 15-минутных сессий. Всё тело приятно ноет от лёгкой усталости. Вдруг боковым зрением вы видите собаку, бегущую вам слева наперерез. Подготовившись крепко пнуть её тяжёлым супермотовским ботом, вы немного сбавляете скорость, переносите вес тела на правую ногу иждёте, пока она приблизится к левой подножке. Но хитрая бестия, вместо того, чтобы бросаться на вас, вцепляется зубами в переднее колесо мотоцикла, попадая под него. И доли секунды не прошло, а вы уже скользите рядом с мотоциклом по асфальту, а собака с диким визгом уносится вдаль, поджав хвост.

Неприятная ситуация: и пса не пнул, и сам упал. Хорошо, мотоцикл не разбил. Да и что толку было его пинать? Всё равно насмерть с одного удара не забьёшь, и шкуру на шапку не используешь. Не надо охотиться на собак – просто уезжайте от них. Мотоцикл ускоряется быстрее собаки.



Наконец-то вы вырвались к морю. Погода шепчет, засад с камерами и радарами нет, вам удаётся поддерживать скорость в районе 150–180 км/ч всю дорогу. Часы на приборной панели намекают, что пора бы и пообедать. На обочине вы видите приличное с виду кафе, включаете правый поворотник и съезжаете к нему. Практически остановившись, вы выставляете ноги на асфальт, и вдруг их с силой отбрасывает назад. Не понимая, вы смотрите на спидометр, и видите там цифру 50 км/ч.

Длительная быстрая езда притупила ваше чувство скорости. Вот вам и показалось, что вы уже почти остановились, а в реальности скорость была совсем не нулевая. Эта ситуация ещё вполне безобидная, бывает, что на скорости 30 км/ч пассажиры спрыгивают на землю – это опаснее. Не доверяйте себе всецело – убедитесь по приборам, что остановились.



Дело было в конце августа. Мы с друзьями возвращались из Селигера по Рижке. Дорога там именно та, на которой всецело понимаешь соответствующие пословицы. Двухполоска, дождь, колдобины, желание добраться до нормального асфальта (а потом и до дома). В Москву движение уже довольно напряжённое, из Москвы никто особо не едет, поэтому есть возможность обгонять сразу энное количество автомобилей. Вотиду на очередной затяжной обгон и вижу – впереди подъём, а за подъёмом, где-то вдалеке, видны одинокие фары. Ну, думаю, отлично, дорога пустая, сейчас «газу», и ещё целая колонна останется позади. Тем не менее, здравый рассудок, нежелая экономить лишние секунды, перестраивает мотоцикл в правый ряд, дабы проехать подъём наиболее безопасно. И только я вклинился, как из-за подъёма вылетает пара квадратных фар «Жигулей», а за ними ещё пара, менее квадратных... Не скажу, что жизнь промелькнула у меня перед глазами, но холодок пробежал по телу от осознания того, что мысль проехать этот подъём на «газу» всё-таки была.

Оказалось, что видимая мне перспектива была правым ответвлением развилки, а моя дорога плавно сворачивала левее, спрятавшись за растущими там деревьями (я так и не понял, как на ней регулируется движение, но по ней никто не ехал, те фары принадлежали одиноко стоящей на обочине машине, а мой ряд спокойно уходил левее). Хорошо, что я прислушался к внутреннему голосу и не пошёл на обгон.



Замена тормозной машинки со штатной, рассчитанной под эндуро и двухпоршневый суппорт, на радиальную, лучше согласованную с четырёхпоршневым, установленным зимой на вашем супермото, радикально изменила тормозные свойства мотоцикла. Стоппи теперь можно исполнять одним пальцем правой руки. Вы упиваетесь этим контролем и исполняете его теперь на каждом светофоре. Вот как раз ещё один – пешеходный. Вы знакомым движением придавливаете рычаг тормоза, но вместо подъёма заднего колеса блокируется переднее, и вы, чуть не падая, останавливаетесь уже далеко за стоп-линией, аккурат на «зебре» среди недовольных пешеходов.

Вы не заметили, что недалеко выезд из бетонно-растворного узла, и полные «миксеры» при трогании со светофора регулярно выплёскивают излишки бетона из себя. Вот асфальт и стал весь грязный – в цементной пыли и гравии. При торможении обращайте внимание на состояние асфальта. Если он грязный – тормозите плавней и не забывайте про задний тормоз.



Вы едете далеко по однополосной дороге среди лесов и полей. Скоро начнётся гроза, и порывы ветра крепчают. Вы выскакиваете на открытое пространство, и налетевший тут же справа сильный порыв ветра сдвигает вас на встречную полосу. Вы пытаетесь перенести вес тела направо, чтобы компенсировать эту силу, но резко вернуться в свой ряд не получается. Хорошо, встречные автомобили успевают среагировать и сдвинуться к обочине.

Для резкой смены траектории надо пользоваться контррулением. В данной ситуации вам надо было отжать от себя правую рукоятку руля, мотоцикл бы тогда резко наклонился направо и вернулся в свой ряд. Поймите физику этого явления, попробовав на скорости рулить одной рукой. Поняв, закрепите этот приём на уровне безусловных рефлексов и всегда пользуйтесь им для смены траекторий.



Два ряда односторонней второстепенной улицы. Вы останавливаетесь на светофоре ближе к левой границе правого ряда, из левого ряда на стрелку начинает совершать поворот рейсовый автобус типа «Икарус»-«гармошка». Чтобы вписаться в 90-градусный поворот, водитель сначала крутит рулём немного вправо, а затем резко влево. В итоге при исполнении манёвра он вас немного толкает сочленением, заваливает и напоследок ещё и наезжает на переднее колесо вашего мотоцикла колесом прицепа. Ну что делать – не заметил. Вы его догнали и даже в дверь стучали. Но разбитое зеркало это не вернуло в целое состояние.

Малолитражка, подмятая длинномером при повороте, – очень распространённая авария. Чем мотоциклист хуже? Его ещё проще не увидеть и подмять, особенно с нашей тягой к езде в междурядье. Помните, что сочленённые автобусы и фуры в поворотах становятся гораздо шире, кинематика их движения неподвластна пониманию простого смертного. Старайтесь в поворотах просто держаться от них подальше (в прямом смысле слова).

Ну вот и всё. За статью скажем Спасибо МОТОЭКСПЕРТУ и личному опыту байкеров.

Будьте аккуратны. Мир всем местным!

14
29 June 2011 в 06:37
3812
15
Последний раз отредактировал Bender_d.Moto, 29 June 2011 в 06:39
15 комментариев:
andrey8
#  andrey8.Moto  29 June 2011 в 08:08

спасибо,супер++

1
Bender_d
#  Bender_d.Moto  29 June 2011 в 08:24

Да незачто :)

1
Pezho405
#  Pezho405  29 June 2011 в 08:27

Moi druzya:


Ehali na den rozhdenie haha.

1
Bender_d
#  Bender_d.Moto  29 June 2011 в 08:43

Пздц, да встречаються такие. Едешь себе такой на джиксере, а тут на фургон в жопу.

1
Pezho405
#  Pezho405  29 June 2011 в 09:06

Tam zhe na nem 2 cheloveka sidelo, devchenka zade haha.

1
-Andrey-
#  -Andrey-  29 June 2011 в 08:58

Очень полезный пост, читал с интересом

1
Krylatyy
#  Krylatyy  29 June 2011 в 09:20

Прочел все 3 поста,спасибо большое.Вынес для себя много интересного.

1
Zhdan
#  Zhdan.ЗЛО  29 June 2011 в 11:48

спасибо) как всегда - на высоте)

1
Bender_d
#  Bender_d.Moto  30 June 2011 в 07:27

:)

1
Алиса Фиалка
#  Алиса Фиалка  29 June 2011 в 11:53

Спасибо огромное! Очень интересно и познавательно)

1
zima-199
#  zima-199.Moto  29 June 2011 в 12:12

Интересно............................

1
Medved
#  Medved  30 June 2011 в 23:27

Супер пост.
С легким ужасом узнавал в некоторых ситуациях практически себя.

1
Vadik7
#  Vadik7.63rus   1 July 2011 в 17:28

Спасибо и за 3-ю часть) Жалко, что больше нет(

1
Bender_d
#  Bender_d.Moto   1 July 2011 в 17:29

Ну да, дальше можешь продолжить сам искать подобные статьи в интернете.

0
Vadik7
#  Vadik7.63rus   1 July 2011 в 17:33

Да, надо бы поискать)

1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29