блог сообщества SMOTRA THE MOTO COMMUNITY

Предупреждения мотоциклистам.(часть1)

Здесь вы найдете информацию о наиболее типичных опасных ситуациях, поджидающих мотоциклиста на дороге, и способах их избежать. Много текста, но прочитать стоит!


По дороге из Москвы в Вологду вы проехали с утра уже почти три сотни километров, приближается время сытного обеда. Как раз на пути Ярославль, который вы решаете проехать насквозь, вопреки знакам, зовущим на объездную дорогу. Может быть, что-нибудь интересное из достопримечательностей заодно посмотреть и запечатлеть удастся. Въехав в город, вы тут же попадаете в плотное и медленное движение. Боковые кофры не позволяют шустрить между машинами, да и ширина полос на улицах явно не столичная. Светофоры идут один за другим, мест для разгона не остаётся. Вы покорно пристраиваетесь к корме едущего впереди микроавтобуса, следите, чтобы интервал между вами был минимальный, ведь вам не хочется, чтобы перед вами ещё кто-то влез, и ищете харчевню. Вдруг переднее колесо мотоцикла резко уходит под землю, вы отправляетесь в полёт через руль. В полёте вы слышите удар автомобилем в корму вашего мотоцикла. Что-то вас наводит на мысль, что путешествие окончено.

В любом городе России количество канализационных люков не совпадает с количеством крышек на них. Недостающие крышки «берутся взаймы» с колодцев соседних дорожных участков, поэтому открытые люки «кочуют» по городу. Их расположение невозможно выучить. Автомобилисты давно привыкли к этому, и без особой суеты пропускают такие «врата ада» между колёсами. Вот и впереди едущий микроавтобус проехал над открытым люком, а вы, увлёкшись поиском места, где можно пообедать, перестали следить за состоянием дороги, отслеживая только дистанцию до машины впереди. Не занимайте середину полосы, сместитесь в левую или правую колею автомобиля, так будет безопаснее. Тогда вы можете немного расслабиться и отслеживать только дистанцию, возложив слежение за качеством асфальта на того, кто впереди.





С утра ничего не предвещало циклона, пришедшего в обед. Светило солнце, небо было чистым и голубым. Идея поехать на работу на мотоцикле пришла сама собой. Но днём всё как-то не задалось. Тучи затянули небо, температура упала, пошёл противный дождь. Вы едете домой, соблюдая осторожность, пытаясь не наезжать на белые линии пластиковой дорожной разметки. В открытом ходовом правом повороте, практически в апексе, кто-то додумался организовать пешеходный переход. Пешеходов не видно, дорога свободна. Вы плавно входите в поворот, находясь в своей полосе, но при проезде самого перехода переднее колесо резко бросает в левую сторону наружу поворота, и только удар об землю пяткой правой ноги спасает положение и позволяет не упасть. Сердце бешено колотится, пятка ноги болит после удара, внутри под курткой от выступившего пота вы не менее мокрый, чем снаружи от дождя. Остаток пути домой вы проезжаете, стараясь вообще не наклонять мотоцикл, и обещаете себе никогда не выезжать из дома, не изучив прогноз погоды как минимум на три дня вперёд.

Как выясняется, «зебра» полосатая не только на вид, но и на ощупь. И если чёрные полоски не отличаются по сцепным свойствам от остального асфальта, то белые могут быть при мокрой погоде очень скользкими. Надо выработать в себе привычку заранее выбрать тёмный промежуток между полосками и целенаправленно рулить туда. Ключевое слово – «заранее». Не оставляйте выбор на последний момент. Помните, что вы едете туда, куда смотрите. Вот и смотрите туда, куда надо ехать, а не куда придётся падать. Тогда всё будет хорошо.
В последнее время пешеходные переходы начали раскрашивать в два цвета – красный и белый. И если белый – это, как правило, обычная скользкая краска, то красный – специальное покрытие, превосходящее по сцепным свойствам асфальт. Смело рулите в красный промежуток между белыми полосами.



На широких магистралях при возникновении малейших заторов левые ряды становятся самыми медленными. Это невозможно объяснить логически. Казалось бы, вы только что ехали месте со всеми 120 км/ч в левом ряду МКАДа и всё было великолепно, но вот впереди вы видите красные огоньки стоп-сигналов, левый ряд начинает притормаживать. Бросив беглый взгляд в правое зеркало и увидев, что сзади чисто, вы решаете перестроиться правее. Уже после пересечения межрядной разметки у вас под правым ухом раздаётся страшный рёв клаксона, одновременно в поле бокового зрения появляется наполированный капот Cadillac Escalado. Хорошо, что удалось быстро среагировать и на плавном торможении втиснуться между непомерно резвым «Кадиллаком» и замедляющимся левым рядом.

Испугавшая вас машина, оказывается, ехала ещё правее, и ей одновременно с вами зачем-то захотелось в предпоследний ряд. И вы оба, по обыкновению не включая поворотников, ломанулись в одно место на дороге.
Не надо думать, что вы быстрее всех в потоке. При любых перестроениях не поленитесь включить поворотник и убедиться в отсутствии помех сзади. Не доверяйтесь полностью зеркалам заднего вида, на мотоциклах они, как правило, малоинформативные. Не поленитесь обернуться и проконтролировать «мёртвую зону». Мотоциклист – он как пилот истребителя, должен «вертеть в бою головой на 360°». Вертите активнее – это продлевает жизнь.



Дорога домой из Крыма оказалась намного длиннее, чем планировалось изначально. Отмечание конца отпуска накануне закончилось далеко за полночь, и старт получился позже. Обед в придорожном кафе, хоть и был прекрасен, но занял целый час, а вовсе не отведённые на него в графике 20 минут, граница была преодолена тяжело, с досмотром и заполнением деклараций. Начало смеркаться. На очередной заправке вы отмываете фары от налипших мошек, меняете тёмное стекло шлема на чистое и прозрачное, проверяете, горят ли задние габариты. Становится всё темнее, света фар мотоцикла вполне хватает, чтобы ехать быстро, но встречные машины напрягают светом своих ярких фар. В пологом левом повороте навстречу вам из-за леска вылетает человек с дальним ксеноновым светом, и вы мгновенно теряете зрение. Спасает вас от падения только то, что радиус поворота не меняется, и удаётся завершить его «по памяти». К тому моменту, когда вы «прозреваете», поворот завершается, и вы худо-бедно видите, куда надо ехать.

Сменить стекло шлема на прозрачное, помыть фары и проверить работоспособность «габаритов» при наступлении сумерек – это абсолютно необходимо, занимает немного времени и реально помогает при ночной езде. Со слепящим светом встречных автомобилей сложнее – дело даже не в традициях автолюбителей настраивать фары «на глаз», чтобы одна светила на «встречку», а вторая в небо. Тут дело в излишне мягком законодательстве, особо не запрещающем «колхозный» ксенон, раллийные фары-прожекторы вместо противотуманок и езду с дальним светом.
Увидев приближающееся из-за поворота или перелома дороги облако света, приготовьтесь к встрече с ним заранее. Моргните пару раз дальним светом фары, чтобы предупредить о себе, закройте один глаз, чтобы сохранить зрачок в нём расширенным.



Маршрут на работу накатан до автоматизма. Выезд из города, немного по кольцевой, затем заезд обратно в город, а там уже и до офиса рукой подать. На выезде из города с утра пробок не бывает – к развязке с кольцевой дорогой вы подлетаете на приличной скорости, входите в «лепесток клевера», особо её не сбрасывая. Видя свободную полосу разгона на съезде с развязки, смело открываете «газ» и на протяжении метров 20-ти шлифуете асфальт задним колесом мотоцикла в приличном заносе. Хорошо, что «открылись» вы значительно позже апекса, уже на выходе, иначе лоусайд был бы неизбежен.

Как получилось, что сухой на вид асфальт оказался таким скользким? Всему виной грузовики. У них в поворотах нередко дизельное топливо выплёскивается из неплотно закрытых полных баков прямо на асфальт. А «солярка» – это не бензин, она очень долго испаряется и гораздо более скользкая. Такая лужа может таить в себе угрозу несколько часов, поджидая лихого мотоциклиста. Различить дизтопливо на асфальте можно по чуть более тёмному цвету асфальта, его «глянцевости» или по запаху. Так что запах свежей солярки должен вызывать безусловный рефлекс насторожиться.



Вы едете по очень второстепенной, но при этом неплохо асфальтированной дороге, машин мало, прохождение поворотов доставляет удовольствие. Населённые пункты попадаются нечасто. Машин на дороге мало, а прерывистая разметка и хорошо просматриваемые участки не мешают обгонять, демонстрируя четырёхколёсным преимущество в энерговооружённости. В очередной деревне вам попадается неспешный попутный «Москвич», вы включаете «поворотник» и идёте на обгон. Как только вы с ним поравнялись, он крутит рулём налево, и вы цепляете угол его переднего бампера своим правым глушителем. Поверни он на полсекунды раньше, и лежать вам в левом кювете с переломом основания черепа…

Ну как вы могли не знать, что это «Москвич» комбайнёра Степана, и он живёт как раз тут, повернуть налево и третий дом справа? Об этом же знают все в деревне! Поэтому и сигнал поворота включать не обязательно, да и в зеркало заднего вида посмотреть будет лишним. И тормозить тоже не надо – низкая скорость линейного перемещения позволяет запросто совершать манёвры, не снижая её. При наличии левого поворота машина, едущая перед вами, в него обязательно повернёт, это закон подлости, неоднократно проверенный на людях. Помните об этом и не обгоняйте в таких местах!



Обычная улица в деловом центре города. По две полосы в каждую сторону, первая густо заставлена припаркованными машинами офисного планктона. Движение по второй полосе при этом вполне бойкое. Машины, припаркованные впритирку к бордюру, дают вам примерно два метра свободной ширины в первом ряду, что более чем достаточно, чтобы ехать быстрее потока, следя только за тем, чтобы никто не ломанулся отъехать от обочины или, наоборот, запарковаться на свободом месте. За десять метров перед перекрёстком обочина постепенно очищается, вам же надо проехать перекрёсток прямо, что вы и делаете, не покидая своего ряда. Но машина, едущая во втором ряду, начинает правый поворот. Тормозя, уходя вправо и обдирая ей борт слайдером, вам удаётся повернуть вместе с нею, не упав при этом. На ваш справедливый вопрос: «Какого х..?!» следует дерзкий ответ: «А откуда ты вообще тут взялся?!».

«Если там не может проехать машина, то там не может быть помехи», – примерно так думает 90% автомобилистов, забывая про велосипедистов, скутеристов и мотоциклистов. Прежде чем повернуть направо из первого или «в данной дорожной ситуации первого» ряда, многие из них даже не смотрят в правое зеркало заднего вида.
Им при этом ещё помогает пункт 11.2 ПДД (обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны), позволяющий разрулить в группе разбора ситуацию в свою пользу при грамотном составлении объяснения. Не забывайте об этой особенности национального вождения, желая проехать перекрёсток прямо, находясь в первом ряду.



Идея посетить резиденцию Деда Мороза летом была удачной. Великий Устюг оказался милым симпатичным городом, городской музей богатым полотнами русских художников. И пусть резиденция Деда Мороза оказалась на поверку обычным пионерским лагерем и аттракционом по разведению туристов на бабло, но это не испортило общее впечатление от поездки. Обратно вы решаете проехать через Вологду. Пустынная асфальтовая дорога со сносным покрытием позволяет поддерживать крейсерскую скорость 130 км/ч даже под моросящим дождём, начавшимся утром. Вдруг асфальт скоропостижно заканчивается, перед вами примерно 50-метровый участок, покрытый глинистым грунтом, таким же, как на обочине, естественным образом прикатанный машинами. В панике вы закрываете «газ» и пытаетесь сбросить скорость торможением. Переднее колесо «поскальзывается» и уходит вбок, вы скользите вместе с мотоциклом по мокрой глине. Мотоцикл цел, не считая пары трещин в пластике и сломанного ветрового стекла, но очистить его от земли и глины займёт много времени.

Первой ошибкой было то, что вы не заметили грунтовый участок заранее. Следы глины на встречной полосе начали вам намекать о нём метров 100 назад, было время сбросить скорость. Второй же ошибкой была сама попытка сбросить скорость в последний момент. Сомневаешься – «газуй». Такие участки надо проходить под добавление «газа», привстав на подножках. Рано или поздно в жизни каждого мотоциклиста возникает момент, когда приходится съехать с асфальта – подготовьтесь к нему заранее. Возьмите несколько уроков в кроссовой школе, чтобы понять физику езды по скользким покрытиям и не бояться сносов заднего колеса.



Ремонтировать дорогу М1 (Москва – Брест) как раз во время проведения слёта под Брестом было не самой удачной идеей «Белавтодора». Постоянные сужения федеральной трассы из-за реконструкции полотна, многокилометровая медленная езда «гуськом» по узкой оставшейся полосе вместе со встречным потоком грузовиков. Вы видите возможность совершить обгон, выходите на встречку, открываете «газ» и понимаете, что отделены от своей полосы шестисантиметровой ступенькой свежеположенного асфальта. А встречный Mercedes Actros всё ближе! Прижимаясь как можно ближе к убийственной ступеньке и мигая дальним светом грузовику, вы молитесь, чтобы он сместился ближе к обочине, а не раскатал вас по асфальту своими многочисленными шинами. С кабиной и задним мостом удалось разойтись без контактов, но выступающий вбок габаритный огонь полуприцепа чиркает вас по ноге, а затем с треском разрывает левую перекидную сумку на заднем сиденье. Вы останавливаетесь на обочине и пытаетесь чем-то заменить порванные ремни боковой сумки, обещая себе вечером щедро проставиться, как на дне рождения.

Попытайся вы запрыгнуть сходу на эту ступеньку, и всё могло бы закончиться летально. Вообще, дорожным знакам ограничения скорости и запрещения обгона надо доверять. Не так часто они стоят только для зарабатывания денег работниками ДПС. Не стоит идти на обгон, убедившись лишь в отсутствии встречных машин, оцените ещё дорожную разметку и состояние дорожного полотна. Не совершайте необдуманных поступков только из-за раздражения сложившейся ситуацией. Если же надо запрыгнуть на такую ступеньку, то вильните в сторону подальше от неё, а затем, под добавление «газа» и разгрузку переднего колеса, запрыгивайте под наиболее «тупым углом». Но и этот алгоритм не даёт 100 % гарантии, что вы не упадёте.



Посередине улицы, по которой вы едете в сторону центра города, вровень с асфальтом покрытия лежат трамвайные пути. Движение машин довольно оживлённое, поэтому приходится ехать между рельсами попутного трамвая. Машинам хорошо, они едут по ровному асфальту, а вам приходится трястись по бетонным плиткам. Проезжая светофор с трамвайной развилкой, вы, не успевая даже понять, что произошло, оказываетесь лежащим на земле вместе с мотоциклом, а сзади, истошно звеня, подкатывает большой и страшный железный трамвай.

Стрелки на трамвайных развилках густо смазывают маслом, а трамваи раскатывают его по рельсам колёсами ещё метров на 20 после развилки. Поэтому надо быть особенно внимательным при пересечении под углом трамвайных путей на перекрёстках. Ваше переднее колесо резко ушло в сторону вдоль немного выступающего из бетонных плиток скользкого рельса. А мотоцикл так же резко завалился в другую сторону, восстанавливая равновесие системы.



Первый выезд в новом сезоне вы ждали долго. Дорогая программа тюнинга была закончена вовремя. Большое количество хрома и кожи было инсталлировано за зиму. Вы едете по знакомой извилистой дороге, хорошо изученной за прошлый сезон, с привычной скоростью. Повороты привычно ложатся под новые покрышки мотоцикла, в сцепных свойствах которых вы уверены, как в самом себе. Но вдруг в крутом ходовом повороте что-то начинает скрежетать внизу, а зад мотоцикла уплывает наружу поворота. Сброс «газа» и поворот рулём в сторону заноса не позволяют перерасти заносу в лоусайд, вы не упали. Но неприятный осадок остался. Уже дома, изучив мотоцикл снизу, вы понимаете, в повороте об землю вы зацепились новым тюнинговым выхлопом, установленным взамен штатной «дудки».

При замене подножек, установке дуг, навешивании кофров, замене выхлопа вы можете изменить геометрию мотоцикла, снизить его дорожный просвет в повороте. А касание земли жёстким выхлопом или дугами, в отличие от чиркания складывающимися подножками, может привести к нестабильности, а то и падению. После навешивания тюнинга на мотоцикл посмотрите, как изменился мотоцикл, какие его части первыми будут касаться асфальта, какие выступающие детали первыми начнут точиться об асфальт в затяжных поворотах.



В плотном движении вас напрягает старый ржавый «ТАЗ», едущий во втором ряду. И едет он как-то дёргано, да и дистанцию до впереди едущей машины оставляет не по-городски большую. Вы решаете его обогнать. Решили – исполнили. Встраиваясь перед ним, вы были удивлены тем, что машина перед ним едет с включённой «аварийкой». Что-то вас заставило посмотреть направо вниз – и точно, опасения подтвердились. Там натянут стальной трос.

Правила буксировки забываются тут же после сдачи экзаменов в автошколе. На буксирующей машине – ближний свет, на буксируемой – аварийная сигнализация. А не наоборот. Видя неадекватность поведения человека на дороге, не списывайте всё на его недоразвитый внутренний мир, постарайтесь понять причины, вызывающие неадекватность. Ну и не забывайте смотреть немного вниз при простреле сквозь ряд между двумя машинами – там может быть трос.



Вы едете по главной дороге, обочины которой плотно уставлены припаркованными автомобилями, мешая обзору. Из дворового выезда справа немного торчит капот автомобиля, и водитель, видя, что вы далеко, начинает движение. Вас это совсем не напрягает, он успеет выехать к тому моменту, как вы поравняетесь с ним, и не причинит вам неприятностей. Примерно так и происходит обычно, но за исключением того случая, когда сразу за ним, прикидываясь его прицепом, начинает выезжать вторая машина. Приходится экстренно тормозить. Хорошо, что асфальт в это время сухой и относительно чистый.

«Там где проехал один, проедут и двое». Мысль, просто убивающая своей логичностью. Водитель второй машины просто перекладывает выбор решения о начале движения на водителя первой и просто прикидывается прицепом или вторым вагоном за локомотивом.
Никогда нельзя быть уверенным, что вы беспрепятственно разминётесь в данной ситуации. За машиной может ехать реальный прицеп или описанная «эмуляция прицепа». Ещё, вспомнив, что забыл дома документы от машины, водитель может резко встать как вкопанный в середине манёвра, подставив вам багажник.



По широкой городской улице в центре города вы неспешно катите в первом ряду на красивом хромированном мотоцикле. Немного впереди слева от вас так же неспешно едет легковой автомобиль. Вдруг он резко перестраивается в ваш ряд, мало того, он притормаживает и стремится к свободному парковочному месту на обочине напротив магазина. Вы давите на сигнал, водитель вдруг замечает вас и резко тормозит прямо в вашей полосе. Правая рука и правая нога одновременно жмут на тормоз, визг покрышек, удар, скрежет железа. Шлем, кстати, тоже придётся поменять…

Выплаты по ОСАГО, конечно, покроют часть ваших затрат на ремонт, но часть эта будет смехотворна мала. В действительности это вы «пробакланили» опасную ситуацию. Впереди и чуть левее – для вас это был потенциальный убийца. Ведь вы «висели» в его мёртвой зоне. В такой ситуации он бы вас не увидел в своём зеркале заднего вида, даже если бы посмотрел туда перед манёвром. Надо было немного отпустить его вперёд или самому взять немного левее, появившись в его зеркале заднего вида. Тогда неприятности можно было бы и избежать.



Дорога проходит аккурат через центр небольшого, но густонаселённого городка. Пешеходы, светофоры, ограничение скорости, «лежачие полицейские». Даже знак 1.17 «Искусственная неровность» при въезде в город присутствует – прям оплот цивилизации. Уже ближе к выезду, открыв «газ» после последнего светофора и разогнавшись до 80 км/ч, вы поздно замечаете последнего (прощального) «лежачего полицейского». Передняя подвеска его обработала довольно мягко, а вот зад мотоцикла жёстко подбросило в воздух на полметра. Проезд на переднем колесе со скоростью 80 км/ч на не предназначенном для этого спорт-турере впрыскивает изрядную долю адреналина вам в кровь.

Как знак 1.26 «Перегон скота» не информирует о поголовье колхозного стада, так и знак 1.17 «Искусственная неровность» редко говорит о количестве этих неровностей. Не стоит зажигать, не выехав окончательно за пределы города. По одному «полицейские» редко лежат. Всё чаще парами или группами по несколько бойцов.



Знак 1.27 «Дикие животные» в 10 километрах от столицы всегда веселил вас по дороге на дачу. Ну какие олени могут водиться в лесах, застроенных коттеджами, и полях, забывших запах трактора? В этот вечер по дороге с работы на дачу вы думали о том, как растопите камин и будете смотреть на огонь, наслаждаясь потрескиванием поленьев в нём, а вовсе не об опасности столкновения с диким животным. Огромного лося вы заметили в самый последний момент, когда возможности среагировать уже не было. Да и как его заметишь такого тёмного в сумерках на чёрном асфальте? Хорошо, что животное испугалось звука мотора мотоцикла и немного добавило скорости при переходе через дорогу. Разминуться с его кормой удалось на считанные сантиметры.

Ещё раз повторю мысль, что дорожные знаки ставятся не просто так, для выполнения плана по насыщенности дорог ими, а с хитрым умыслом. Полностью им доверять, может быть, и не надо, но как минимум замечать и анализировать надо обязательно. Столкновение мотоциклиста с лосем – это испуганный убежавший лось, сильно покорёженный мотоцикл и не очень целый (не очень живой в худшем случае) мотоциклист. Будьте осторожны вечером и ночью на дорогах, где лес подступает к обочинам.



Вы едете по неширокой однополосной улице за грузовиком. Разметка не позволяет совершить обгон, даже если бы и позволяла, то до следующего перекрёстка вы вряд ли успели бы это сделать. Вы покорно едете в правой колее впередиидущей машины, поддерживая безопасную по городским меркам дистанцию. На перекрёстке встречный автомобиль слегка притормаживает, пропуская едущий перед вами грузовик, и ходом поворачивает налево, метко попадая левой фарой в ваше заднее колесо. До конца сезона вам придётся сменить мотоцикл на костыли.

Водитель встречного автомобиля не видел вас за грузовиком, и с его точки зрения ничего плохого не совершил. Находись вы в левой колее грузовика, неприятности можно бы было избежать. Старайтесь быть видимыми для встречных. Движение в городе настолько уплотнилось за последние годы, что люди научились многие манёвры совершать ходом. Выезды ходом с второстепенных дорог, прыжки в щели в соседнем ряду, повороты налево ходом – все эти приёмы уже состоят на вооружении автолюбителей. Понаблюдайте как-нибудь минут 15–20 за классическим российским круговым движением, работающим по принципу «помеха справа». Только выберите время, когда машин уже много, но они ещё все едут, а не стоят. Как в этом хаосе не случаются аварии раз в пять минут – ни один немец не поймёт.



На месте вечернего сбора мотоциклистов кто-то кинул клич «прохватить» по улицам ночного города. Собралось человек шесть, и вы тоже решаете присоединиться. Пусть опыта у вас немного, но вы надеетесь на потенциал вашего нового спортбайка. Темп, с которым ребята сорвались с места, вас несколько удивил, но вам, хоть и с трудом, удавалось не отставать от них первые километров пять. То ли траекторию вы выбрали неверную, то ли переоценили своё умение, но в левом повороте, который только что, как по рельсам, прошёл человек на древнем «файрблейде», ваша новенькая R6 начала извваться и скользить задним колесом к обочине. Вы пытаетесь «поднять» мотоцикл и оттормозиться, но вашим планам мешает бордюр. Утешает мысль о том, что застраховать новый мотоцикл по каско у вас хватило ума и средств.

При езде в незнакомой группе надо трезво оценить свои возможности и иметь смелость сказать самому себе: «Ну вас … с вашими гонками!» и отстать. Можно потом сослаться на звонок из дома или необходимость встретить любовницу в аэропорте, если перед пацанами станет неудобно. Не пытайтесь прыгнуть выше собственной задницы на улицах города. Чувствуете, что не хватает опыта – поезжайте на картодром или трек и отрабатывайте прохождение поворотов.



Бывают автомобилисты, неадекватно себя ведущие при виде человека на мотоцикле. Не так чтобы вам особо хотелось погоняться с подорвавшимся водителем «Тахо», но нельзя же сдаваться! Улица, две полосы в каждую сторону, иногда у обочины припаркованы машины. Видя, что первый ряд свободен от машин метров на 40, вы резко уходите на обгон справа, надеясь успеть встроиться во второй ряд до припаркованной иномарки. Так бы и произошло, если бы во втором ряду не стоял примерно в тех же 40 метрах впереди автомобиль «ТАЗ» с включенным левым поворотником, желающий повернуть во двор. А заметили вы его только в разгоне, выскочив из-под «Тахо». Визг тормозов, дым из-под ваших колёс, и вы жёстко швартуете свой мотоцикл точняком в корму старенького «Жигулёнка» – это дешевле. Так водитель «Тахо» ещё никогда не смеялся…

Не поддайтесь вы на провокацию, скорее всего, ничего страшного не произошло бы. И мотоцикл бы был целее, и стальную пластину на сломанную ключицу ставить бы не пришлось. Старайтесь не реагировать на неадекватное поведение соседей по потоку – будьте выше этого. Не совершайте обгонов, не убедившись, что сможете безопасно вернуться в свой ряд. Продумывайте свои действия на три хода вперёд, не ограничивайтесь мини-задачами типа «обогнать одну машину, а там посмотрим». В конце концов, отпустите гонщика вперёд – пусть порадуется.

Вы же всё равно знаете, что вы быстрее.



Выгнав мотоцикл из гаража, вы понимаете, что все документы оставили дома. Надо заскочить за ними. Езды-то всего километр. Вы надеваете шлем с перчатками в нём на локоть левой руки и стартуете. Видимо, звёзды в этот день сошлись в неудачную фигуру. Выбежавший на дорогу ребёнок заставил вас резко тормозить и менять траекторию, и вы не очень хорошо справились с управлением, уронив и мотоцикл, и себя. Скорость была небольшая, экипировка хорошо уберегла от потёртостей об асфальт локти, колени, плечи и ступни, досталось только голове и ладоням рук. Не повезло ещё локтю левой руки – в нём появились трещины в кости предплечья прямо в локтевом суставе от крайне неудачного приземления на руку с надетой на неё шлемом. Боюсь, что подвижность в локте не восстановится полностью уже до конца жизни.

Боты на ноги, куртку на плечи, перчатки на руки, шапку-невредимку на голову – этому в младшей группе детского сада обычно учат, задолго до семинара по завязыванию шнурков на ботинках. Не пренебрегайте экипировкой даже в течение ультракоротких поездок. Надеть перчатки и застегнуть шлем – это от силы 30 секунд потерянного времени. Это как раз те 30 секунд, которые могут сохранить здоровье. Большое количество аварий случается в непосредственной близости от дома/работы/гаража, в хорошо знакомых и изученных местах, где ваша бдительность притупляется.



Ваша половинка в последнее время стала проявлять недюжинный интерес к мотоциклизму. Она всё чаще и настойчивее просила взять её как-нибудь с собой на вечерние «прохваты» по городу. И, наконец, вы поддаётесь на уговоры. Женские шлем, куртка и перчатки куплены, начальные азы поведения пассажира объяснены. Первые километры вы едете максимально плавно и спокойно, давая привыкнуть пассажиру к мотоциклу, почувствовать динамику движения. Постепенно вы ускоряетесь до своего обычного режима движения на мотоцикле, совсем забыв о пассажире. Резко выскочивший из подворотни автомобиль заставляет вас экстренно тормозить, тут-то и начинаются проблемы. Пассажир вас сильно вдавливает причинным местом в бак, грудью вы почти лежите на руле, переднее колесо перегружается, зад мотоцикла отрывается от земли. Виляя в воздухе задом, мотоцикл считанные сантиметры не доехал до автомобиля и с лязгом плюхнулся обратно на оба колеса, а затем, уже на месте, на бок, придавив ногу пассажиру. Никто не пострадал, но женская экипировка за ненадобностью выставляется на продажу.

Экипировать пассажира – обязанность водителя. И только шлема будет недостаточно. Да и инструктаж не помешает: как и за что держаться при разгоне, как при торможении, куда наклонять тело в поворотах. Но даже хорошо экипированный и грамотно проинструктированный пассажир ощутимо меняет развесовку мотоцикла и его управляемость, к этому надо будет привыкнуть и не забывать в дороге про наличие «балласта». Старайтесь ехать плавнее, тормозить раньше и не забывать про задний тормоз – его эффективность при дополнительной загрузке заднего колеса по вышается.



По пути на дачу субботним утром вы решаете купить в гипермаркете шашлыка, пива и по-мужски провести выходные. Уложив аккуратно в кофр покупки, вы выбираетесь с забитой до отказа парковки, зорко отслеживая опасные объекты: брошенные тележки, бегающих детей, встречные машины, водители которых едут, открыв рот, в поисках места для парковки. Вроде, ничего опасного. Вы видите, как человек, сложив пакеты в багажник, захлопнул его и отправился к водительской двери, вы явно успеете проскочить до того момента, как он пристегнётся, включит заднюю передачу и начнёт выезжать. Но как только дверь машины захлопывается, она резко прыгает назад с парковочного места. «Праворульное дерьмо!», – кричите вы, перелетая её багажник. Ожидание наряда ДПС для оформления аварии заняло четыре часа. Шашлык безнадёжно испорчен, выходные тоже.

За рулём автомобиля уже сидел водитель, который начал выпарковываться сразу же, как захлопнулась пассажирская дверь. Вообще территория парковки при гипермаркетах – это зона беспредела. Правила дорожного движения в часы аншлага там не действуют, и неприятности нужно ожидать в любой момент с любого направления. Не развивайте большую скорость, будьте готовы ко всему и держите пальцы на рычагах тормоза и сцепления.



В оживлённом движении большого города вам не очень уютно, но ехать надо. Вы предельно сконцентрированы, пальцы лежат на рычаге тормоза, дистанция до машины впереди минимальна, чтобы перед вами никто не встроился. Смотрите вы на несколько автомобилей вперёд, чтобы заранее увидеть, когда поток начнёт тормозить. Чтобы увеличить боковой интервал до безопасного, вы едете по центру полосы. Внезапно из-под передней машины показывается кирпич, не успев среагировать, вы наезжаете на него сначала передним, а потом и задним колесом. Падения не было, но оба диска придётся нести в ремонт – вмятины ощутимые.

Всё вы делали правильно с теоретической точки зрения. С практической же допустили ошибку. Мусор собирается у обочин и в середине полосы, и мусор этот опаснее, чем уменьшенный боковой интервал до машины в соседнем ряду. Держитесь колеи автомобиля, а не середины полосы.



К перекрёстку с проспектом вы подлетали на мигающий зелёный, к моменту пересечения стоп-линии он сменился на красный. На проспекте на светофоре стоял грузовик, и вы решаете, что наверняка успеете проскочить перед ним. Не тормозя, вы смещаете вес тела немного влево, готовясь к левому повороту на проспект, и тут под вой 12-цилиндрового мотора из-за грузовика в вас «выстреливает» жёлтая Lamborgini Murcielago. И вы, и водитель «Ламборджини», к счастью, остаётесь живы, но пробку из зевак, затормозивших посмотреть на такую аварию, даже по телевизору показали вечером. Не каждый день спорткар сбивает спортбайкера.

При выезде на главную дорогу, особенно если это многополосный проспект, надо быть осторожным, даже если едешь на совсем зелёный свой сигнал светофора. При стартах на открывающийся зелёный или горящий жёлтый надо обязательно ждать неприятностей. Они обязательно будут. Дождитесь следующего зелёного или выезжайте под прикрытием большого и тяжёлого автомобиля. Пусть стритрейсеры швартуются об него. Ещё неприятный момент – вина в данной аварии будет обоюдной, ведь оба выехали на жёлтый. Автомобилист будет чинить ваш мотоцикл, а вам придётся оплачивать ремонт «Ламбо»…



На перекрёстке двух широких улиц спального района вы стоите с включённым левым поворотникомиждёте зелёный сигнал светофора. Перед вами, совсем близко к осевой, стоит мебельный развозной грузовичок с будкой и явно собирается ехать прямо. Навстречу никого нет. Включается зелёный. Грузовичок выпускает клуб чёрного дизельного дыма и лениво трогается. Вы, не дождавшись окончания разметки 1.3 («двойная сплошная»), начинаете обгонять и одновременно поворачивать налево. Вдруг из-за грузовика вылетает запоздалая легковушка, поворачивающая налево на "погасший жёлтый». Хорошо, что вы трогались в относительно спокойном стиле, а не в режиме «старт гонки», и успеваете затормозить. Но при этом еле удерживаете мотоцикл от падения – резко тормозить в повороте – это непросто.

Стоя сразу за мебельным фургоном слева, вы прекрасно видите встречную полосу и примыкающую слева к перекрёстку дорогу (это хорошо), но абсолютно не видите примыкающую справа (а вот это плохо). А оттуда могла вылететь незамеченной не только легковушка, но и 16-колёсная 80-кубовая груженая фура. В данной ситуации надо было или действовать по правилам, поворачивая где надо, а не заранее, либо воспользоваться грузовичком как прикрытием, отпустив его немного вперёд, не обгоняя прямо на перекрёстке.

Вторую часть залью завтра.

Статью взял из МОТОЭКСПЕРТА

Будьте аккуратны. Мир всем местынм!
27
21 June 2011 в 19:16
5544
14
14 комментариев:
Dron Ygrumov
#  Dron Ygrumov  21 June 2011 в 19:18
хороший пост и памятка !
4
Bender_d
#  Bender_d.Moto  21 June 2011 в 19:21
Спасибо :) Давно хотел выложить, но думал заминусят нахер, но как-то щас пох.
3
Benji
#  Benji  21 June 2011 в 19:30
норм пост.............!!!
4
Burbon
#  Burbon.Moto  21 June 2011 в 20:46
Отличный пост!!))+++++
3
Medved
#  Medved  21 June 2011 в 23:00
Много моментов жизненных. Через которые сам проходил.
В пункте про ослепление ксеноном добавил бы, что если тебя слепят - переводи взгляд на обочину, очень помогает - проверено лично.
Отличный пост.
2
Bender_d
#  Bender_d.Moto  22 June 2011 в 07:51
Да реально много ситуаций.
1
GARRYs
#  GARRYs  21 June 2011 в 23:52
Подпишусь! ) потом почитаю!
1
Vadik7
#  Vadik7.63rus  22 June 2011 в 02:23
Пост просто БОМБА!!! Спасибо Вам огромное) Всё так подробно, позитивно написано, действительно очень актуальные ситуации рассмотрены (= Давайте часть2!
1
Bender_d
#  Bender_d.Moto  22 June 2011 в 07:50
Спасибо Мотоэксперту :)
0
V1adimir
#  V1adimir.Moto  22 June 2011 в 11:38
ситуация с рельсами была, только они просто мокрые были, неприятно вышло, особенно из-за того, что понимаешь - сам ступил.
1
Bender_d
#  Bender_d.Moto  22 June 2011 в 14:41
Да бывает.
1
Vadik7
#  Vadik7.63rus  22 June 2011 в 15:45
либо заезжать на рельсы строго под прямым углом, что не всегда получается.
1
Bender_d
#  Bender_d.Moto  22 June 2011 в 15:53
Да они же скользкие, если перегазовать один хер, заднее колесо зарежет.
0
Vadik7
#  Vadik7.63rus  22 June 2011 в 18:33
Кстати да... Лучше их совсем избегать)
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29