2141-последний комсомолец
Что первое приходит вам на ум, о уважаемые смотровчане и смотровчанки, при упоминании Москвича 2141? Правильно: послеперестроечные советские боевики, кассеты мк45 с записями Талькова и Ласкового мая, "комки", парни в кожанках и прочие атрибуты 90-х. Сейчас чаще всего это куча ржавого металла у вас во дворе и изредка-автомобиль, который знающие прохожие провожают взглядом с некоторой ностальгией. На самом деле у этого авто богатейшая история и очень много технических решений, до которых до сих пор не додумались остальные наши заводы. Начнем экскурс?
История создания модели 2141
Период конца 60-х - начала 70-х годов был, вероятно, самым удачным для АЗЛК. "Москвич-412", производившийся с 1967 года, был заметным шагом вперед по сравнению с моделью 408. Хотя конструкция кузова существенно не изменилась, он получил совершенно новый двигатель с алюминиевым блоком цилиндров и распредвалом в головке блока, модернизированную коробку передач, прямоугольные фары, более комфортабельный салон. "Москвич-412" обладал неплохими динамическими показателями, участвовал во множестве спортивных соревнований, в том числе в эпохальных марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико, и завоевал заслуженную популярность во многих странах мира. На сопроводительных ярлыках новеньких "Москвичей", плывших по конвейеру, то и дело мелькало: Финляндия, Норвегия, Кувейт, Эквадор, не говоря уж о странах СЭВ
Но на старых победах и успехах далеко не уедешь-надо было внедрять новую модель и это прекрасно понимали в руководстве АЗЛК. Началась разработка нового автомобиля...
Москвичи серии 3-5
В 1970 году на базе выпускаемой модели была создана первая разработка с кодовым названием 3-5-2
Машина сохранила основные черты предшественника, но подросла в размерах. Таково было указание руководства. Необходимо было занять пустующую нишу между Моcквичом 412 и Горьковской «Волгой». Соответственно был доработан и силовой агрегат. Его объем увеличили до 1,7 л, а мощность довели до 96 л.с.
Далее последовал универсал 3-5-3
и усовершенствованный седан 3-5-4.
Но все эти разработки были достаточно старомодными и не годились для серийного выпуска.
В 1972 году увидел свет новый опытный образец 3-5-5 с более современным обликом в стиле BMW 5 серии
Новым шагом вперед стал автомобиль с индексом "3-5-6": опытный образец модели 1973-1975 гг., серия шестая. По сравнению с "Москвичом-412" он стоял на ступень выше. На 230 мм выросла длина, на 140 - база, на 80 - ширина. Просторнее стал салон, вместительнее - багажник. Практически отсутствовали характерные "окорока" над арками задних колес, сужавшие сиденье.
Для перспективного автомобиля предусмотрели моторы увеличенного объема (1,6; 1,7; 1,8 л) и мощности на базе "412-го", спроектировали и испытали новую, более надежную коробку передач, рычажно-пружинную зависимую подвеску задних колес. А представленный в свое время в музее образец "3-5-6" - был окрашен темно-зеленой эмалью "металлик", оснащен 1,8-литровым мотором (103 л. с.) с двумя карбюраторами "Зенит" и автоматической трансмиссией. Можно упомянуть и другие подробности: простой и эффективный отопитель, объемистый багажник с вертикально размещенной "запаской", травмобезопасные ручки дверей, ветровое и заднее стекла более простой формы. Да, машина получилась немного тяжелее "Москвича-412" - но за это, как говорят, не жалко было и денежки отдать.
Подозреваю вопрос смотровчанина: "А куда делись эти разработки? Почему не пошли в серию" Сегодня на него вряд ли найдешь верный ответ. Надо было окупать средства, вложенные в реконструкцию, - а здесь, хочешь не хочешь, приходилось просить снова (иного пути централизованная экономика не оставляла). Возможно, нашелся более скоростной или чуть более экономичный аналог - "делайте, чтобы наш стал не хуже!" А ведь машина - да, требовала дополнительных инвестиций, перевооружения, - но ведь для заводов всего мира это скорее благо, чем бремя! Зато никакой революции: почти все агрегаты - знакомые, проверенные, испытанные; концепции - самые что ни на есть традиционные. И все-таки - не пошла. Часть этих технических решений была воплощена в Москвиче 2140.
Москвичи серии С
Время, между тем, изменилось - неуловимо и вместе с тем явно. Ушел на пенсию главный конструктор А.Андронов. Сменились люди, руководившие проектированием будущего "Москвича", изменились критерии их оценок - тем более что за рубежом успели обновить многие модели аналогов. И работу начали заново, словно убеждая друг друга: "Никаких компромиссов с прошлым!". Так в 1975 году родился образец "С1". Даже его индекс: "серия первая" - без связи с предыдущими, привязки к датам - словно плод свободной фантазии. Впрочем, компромисс все же был, притом в главном: автомобиль остался заднеприводным, "классиком". Хотя тенденция к переднему приводу в ту пору все уверенней прокладывала себе дорогу - на "Ауди" и "Фольксвагене", "Рено" и ФИАТе. Однако на АЗЛК и на сей раз решили повременить В отличие от серии 3-5, эта машина имела двухобъемный кузов, именуемый фастбэк. Вместо пятой двери была обычная крышка багажника. Также была применена современная подвеска передних колес McPherson, более прогрессивная конструкция коробки передач и т.д.
Но все же, стоит отметить, что облик авто получился грубоватым и тяжелым. Потому его решено было усовершенствовать, так появился С-2, но он так и остался в макете.
В этом же 1976 году, все высшее руководство завода сменилось. Оно пришло с завода «ЗИЛ» и имело собственное видение на следующую модель московского завода. Это во многом предопределило дальнейшую историю создания Москвич-2141. Хотя все же следующее поколении серии С было создано. С-3 имел более прагматичный и традиционный вид по сравнению с С-2 благодаря окну в задней стойке кузова и пятой двери.
Но, хотя каждое отдельное решение имело обоснование, общая цель все более ускользала. Ощущение обреченности, бесполезности работы витало в воздухе. Тем более тягостное, что времена славы "412-го" быстро уходили в забвение.
Курс - на передний привод
По решению министерства при поддержке тогдашнего генерального конструктора завода Ю.Ткаченко, был выбран автомобиль-донор с целью быстрейшей разработки. Им стал «Автомобиль года-76» в Европе, французский Simca 1308 (фото слева). Данный автопроизводитель в те годы входил в состав корпорации Chrysler.
В связи с жесткими сроками разработки, было решено для изготовления ходового образца изменить лишь переднюю часть кузова. Хотя это тоже было вынужденной мерой – высокий двигатель УЗАМ от выпускавшегося Москвич-2140 попросту не влезал в подкапотное пространство «француза». В связи с этим было также заменено сцепление, коробка передач и главная передача. В таком виде прототип был показан руководителям осенью 1977 года на стадионе АЗЛК, всего через четыре месяца после начала работ. Работники его назвали «Максимкой» по аналогии с «донором»
Автомобиль был высоко оценен чиновниками и был дан «зеленый свет» дальнейшим работам над машиной.
Вот фото одного из первых ходовых вариантов:
О создании новой модели "Москвича" рассказывает Ю.А.Ткаченко, кандидат технических наук. Окончил МВТУ им. Баумана, с 1955г. инженер-конструктор ЗиЛ. С 1972 г. заместитель главного конструктора ЗиЛ. В 1977-85гг. - главный конструктор АЗЛК. 1985-1991 гг. - вновь зам. главного конструктора ЗиЛ. Кроме работ по моделям грузовых автомобилей "ЗиЛ" и легковых "Москвич", разрабатывал агрегаты трансмиссии "КамАЗ".
"Я руководил разработкой "Москвича-2141" в качестве главного конструктора АЗЛК от начала создания модели до завершения приемочных испытаний (1977 - 1984 гг.). По моему предложению "Симку-1308" взяли в качестве прототипа-носителя агрегатов. За рубежом такая практика широко распространена. Эти модели называют "мулами". ВАЗ широко использовал в качестве "мулов" выпускаемые модели "Жигулей". Мы не имели такой возможности, так как создавали машину в новом, более высоком классе.
Для уменьшения объемов подготовки производства и ускорения внедрения новой модели сохранили ряд сравнительно новых агрегатов действующего производства: двигатель модели 412, диафрагменное сцепление и тормозную систему модели 2140. Но решили применить передний привод. В то время его только начинали ставить на массовые легковые автомобили. Для ускорения проектных работ решили использовать для постройки ходового макета кузов переднеприводной модели "Симка-1308". Чисто внешне кузов "Симки", ставшей "Автомобилем 1976 года", выглядел достаточно эффектно, что имело немаловажное значение при представлении модели руководству Совмина и министерства"
Естественно, разработчики понимали, что ставить на конвеер модель, как две капли воды похожую на уже выпускавшийся образец никак нельзя. Поэтому были полностью переделаны все внешние кузовные панели. Пластилиновый макет дизайнеры делали на основании Simca со снятыми панелями. В итоге прототип Москвича получился более «пухлым» по сравнению с исходной моделью. Однако основные части силового каркаса кузова остались нетронутыми, так как их разработка занимает много времени и средств. Дизайн передней части кузова решили сделать в стиле прототипа С-3. На фото-образец 1979 года.
Ю.А. Ткаченко продолжает рассказ: "Конструктивные решения по агрегатам "Москвича 2141" и сейчас не устарели, кроме двигателя. Все же у него большой вес, габариты и его мощность недостаточна для автомобилей данного класса. Производство двигателя началось на Уфимском моторном заводе в 1967 г. Была проведена попытка его модернизации, в том числе увеличение рабочего объема с соответствующим ростом мощности. Однако объем требуемой подготовки производства оказался столь значительным, что от этой работы пришлось отказаться. В качестве временного решения на часть автомобилей начали устанавливать двигатели ВАЗ-2106. Одновременно АЗЛК начал разрабатывать новое семейство двигателей, включая дизель. В целом новые конструкторские решения даже с устаревшими двигателями обеспечили, по сравнению с "Симкой", снижение массы, расхода топлива, увеличение клиренса и всех размеров салона.
На оригинальные решения по схеме силового привода и агрегата нам выдали больше 20 авторских свидетельств. "Москвич" первым в стране освоил пятиступенчатую коробку передач. Коэффициент аэродинамического сопротивления кузова был лучшим среди отечественных легковых автомобилей [до появления ВАЗ-2110]. Конструкция трансмиссии предусматривает возможность создания полноприводной модели. Стилевые решения внешнего вида тоже отличаются от "Симки". "Москвич" выше за счет колес большего диаметра, уменьшена база, укорочен задний свес и увеличен передний, что не бросается в глаза из-за закругленного носа. Изменен профиль боковин, кузова. Разработан новый интерьер. В целом удалось создать совершенно новый облик автомобиля, что подтвердили охранными документами все промышленно-развитые страны мира, в том числе и Франция " (а автотаз со своей протухшей фекалиной может похвастать чем-то подобным?)
Как видим, история создания Москвич-2141 длилась долгих девять лет. Впрочем, для советского автомобилестроения это не был очень большой срок.
Использование силовых агрегатов УЗАМ и ВАЗ рассматривалась как временная мера для обеспечения начала производства. В дальнейшем на заводе планировалось освоить производство собственных двигателей для машины, отвечающим ее массе и размерам. Была даже начата постройка производства моторов, которую осуществили на 95%. А дальше завод не смог погасить кредит, взятый на закупку оборудования и производство так и не было достроено. А в дальнейшем оно вообще было утрачено.
Позже была произведена модернизация двигателей УЗАМ, их объем увеличили до 1,7, 1,8 и 2,0 л. (модели УЗАМ-3317, УЗАМ 3318 и УЗАМ 3320 соответственно). И началась поставка их на конвеер АЗЛК. В начале 90-х была закуплена партия дизельных двигателей FORD XLD418 для установки на машину. В середине 90-х годов на Москвич-2141 начали устанавливать французские двигатели Renault F3R.
На заводе была разработана целая модельная гамма на базе «сорок первого», как его прозвали в народе. В нее входили: базовый автомобиль Москвич-2141, седан Москвич-2142, пикап Москвич-2335, универсал Москвич-2901. В 1997 году была произведена модернизация базовой модели и вышла модель Москвич Святогор (индекс 214145) с измененной передней частью, отделкой салона, частью импортных комплектующих и двигателем. Данная модификация выпускалась вплоть до остановки главного коневеера завода осенью 2001 года. Но машину еще некоторое время (до 2002 года) собирали на КАРЗ (г.Киев). На ее базе были созданы несколько моделей: удлиненный хетчбэк Москвич Юрий Долгорукий, стретч-седан Москвич Князь Владимир, люксовый седан Москвич Иван Калита, купе Москвич Дуэт и Москвич Дуэт-2.
Всем спасибо за внимание!
Надеюсь теперь Вы тоже будете несколько иначе относиться к неспешно проезжающему мимо вас Москвичу 2141...ведь он-частичка истории некогда могучего государства....нашей с Вами истории...
Спасибо форумам владельцев автомобилей Москвич за материалы для поста.
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.