блог сообщества Formula 1

99 лет со дня рождения Хуана-Мануэля Фанхио, пятикратного чемпиона Ф1

Фанхио всегда будут называть «Маэстро» - и, безусловно, по праву. Этим почетным прозвищем он обязан не только феноменальным достижениям в гонках Больших призов – пять чемпионских титулов и 24 победы из 51 старта – но и тому, какую ауру он создавал вокруг себя, находясь вне кокпита; память об этом жива и по сей день.


Он был простого происхождения. Сын итальянского эмигранта, он вырос в Аргентине, и с раннего детства окунулся в атмосферу автогонок - с 11 лет начал работать в гараже, чтобы поддержать семью. Он откладывал все, что мог, и сумел приобрести Ford T, за рулем которого втайне от всех участвовал в гонках, а затем пересел на Ford V8 special – это и стало началом его настоящей карьеры в мире автоспорта. При поддержке земляков из своего родного города, Балькарсе, он обзавелся Chevrolet, и в 1940 г. выиграл дорожную гонку Gran Premio del Norte протяженностью 5900 миль – это был его первый значительный успех. В течение последующих семи лет он участвовал еще в трех марафонах на Chevrolet, частенько соревнуясь с братьями Гальвес за высшие награды.

Когда в 1948 г. Варци, Виллорези, Фарина и Вимилль были приглашены участвовать в гонках серии Libre, их соперником из местных гонщиков был именно Фанхио; он выступал настолько хорошо, что в 1948 г. правительство спонсировало его поездку в Европу вместе с Гальвес. В Реймсе он управлял Simca-Gordini, а по возвращении домой пересел на Maserati 4CLT.


В1949 г. он отправился в Европу и, в возрасте 38 лет, провел ошеломляющий дебютный сезон, выиграв первую же для себя гонку в Сан-Ремо, а затем записав на свой счет победы в Перпиньяне, Марселе, По, Альби и Монце. Подобные успехи позволили ему получить место в команде Alfa Romeo в 1950 г., и в чемпионате мира, он занял вторую строчку, уступив только Фарине – несмотря на то, что в шести гонках трижды финишировал победителем. В составе Alfa он добивался триумфа также в Пескаре, Женеве и Сан-Ремо, а за рулем Maserati – в По и Ангулеме. В 1951 г. Фанхио на довоенном Mercedes выступил в начале сезона в гонках Libre в Аргентине, после чего завоевал свой первый из пяти титулов – до того, как Alfa ушла из соревнований.

В 1952 г. свежеиспеченный чемпион доминировал в гонках серии Libre, проходивших на его родном континенте, и шесть раз праздновал победу – в Аргентине, Бразилии и Уругвае, а затем вернулся в Европу, чтобы выступать за Maserati. Однако на Гран При Монцы он попал в серьезную аварию, был выброшен из машины, контужен и, получив перелом шейного позвонка, чудом остался в живых. Остаток сезона он провел в Балькарсе, поправляя здоровье; у него было достаточно времени, чтобы на досуге поразмыслить над тем, как же тонка грань, отделяющая триумф от катастрофы, но и это не помешало ему составить на 1953 год еще более плотное гоночное расписание. На Гран При Италии и Модены он привел Maserati A6GCM к победе и, кроме того, воспользовался случаем тряхнуть стариной и выиграл дорожную гонку Carrera Panamericana за рулем заводской Lancia.

Его талант не имел себе равных, и, когда в 1954 г. компания Mercedes-Benz вернулась в гонки, она поспешила воспользоваться своим приоритетом и заключила с Фанхио контракт. Пока Mercedes готовил автомобили, аргентинец продолжал выступать за Maserati и в первых двух гонках сезона финишировал победителем; за рулем “серебряной стрелы” он завоевал еще четыре победы. Сочетание врожденного дара Фанхио с немецкими технологиями не оставляло соперникам шансов, и, если он финишировал, то финишировал победителем. Его талант был настолько велик, что поговаривали, будто он сам позволил своим напарникам Клингу и Моссу одержать победы на АФУС и в Эйнтри соответственно; однако, на самом деле, он бы никогда не допустил подобного. Несмотря на то, что он в своем возрасте уже считался сравнительно старым по меркам Гран При, ему вполне по силам было сохранять свое доминирующее положение; казалось, он был неутомим и с легкостью мог приспособиться к любой ситуации. Если бы на пути к цели нужно было свернуть горы, Фанхио сделал бы это; благодаря своей физической силе и выносливости он мог выдержать испепеляющую жару и проливной дождь, а предельная сосредоточенность позволяла оставить далеко позади соперников, если с машиной не было никаких проблем, и дотащить машину до клетчатого флага, если возникали какие-либо механические неприятности, в то время как менее сильные духом давно бы отказались от борьбы.

Помимо этого, Фанхио хватало проницательности, чтобы выбрать лучшую машину из всех доступных и выжать из нее все, что возможно. Даже не самый удачный сезон 1956 года, проведенный в Scuderia Ferrari, когда его чуть было не потеснили молодые итальянские соперники, не помешал ему завоевать свой четвертый титул чемпиона мира; однако в 1957 г. он вернулся в Maserati и, выжав из 250F все, на что та была способна, завоевал свое пятое и, пожалуй, самое захватывающее чемпионство; лучшим моментом того сезона стала, несомненно, одна из самых блестящих гонок за всю историю чемпионата, когда на Нюрбургринге он разгромил Хоторна и Коллинза и выиграл Гран При Германии, рискнув заехать на пит-стоп для смены шин, в то время как соперники на Ferrari предпочли не останавливаться – и именно тактика Фанхио оказалась победной. Его собственные требования к себе были таковы, что на каждой трассе он намеревался улучшить свой предыдущий результат. Он был чемпионом мира, и это было вполне предсказуемо, но на Гран При Италии даже он не смог противостоять Стирлингу Моссу, который к тому моменту практически не уступал ему в мастерстве. У Мосса было преимущество в виде одного из новых Vanwall, в Пескаре ему удалось повторить свой триумф, и для Фанхио это стало зловещим предзнаменованием. Возвращаться в Ferrari он не хотел, Maserati сворачивала свою гоночную деятельность, и он начал задумываться о выходе на пенсию, но, в конце концов, принял решение выступить и в 1958 г. – как независимый участник, выбирая, в каких гонках выходить на старт. На Гран При Аргентины он занял четвертое место, после чего в серии Libre завоевал Большой приз Буэнос-Айреса – и эта победа стала для него последней. Затем он соблазнился поездкой в Индианаполис, желая принять участие в знаменитой гонке на 500 миль, и, несмотря на то, что машина ему досталась далеко не новая, он смог должным образом пройти квалификацию; однако с автомобилем ему все-таки не повезло. Правда, ему пришлось срочно вернуться домой по делам своего гаражного бизнеса – и, вероятно, к счастью, так как та гонка ознаменовалась трагедией из-за массовой аварии на первом круге.

Фанхио суждено было провести еще одну гонку Гран При – последнюю, но, возможно, одну из лучших. Он пришел к финишу четвертым, и победитель той гонки, Хоторн, практически обогнал его на круг на самом финише – но в последние секунды тот предпочел избавить аргентинца от подобного унижения. Однако зрители не знали, что у Фанхио еще в самом начале гонки возникли проблемы со сцеплением. По ходу гонки Маэстро вынужден был положиться на слух, по звуку мотора, работавшего на 8000 оборотах в минуту, определяя момент, в который нужно было переключать передачу – прекрасная иллюстрация его легендарного «чувства автомобиля». Он уехал домой, в Балькарсе, с тем, чтобы никогда больше не вернуться на трассу, решив, что самое время остановиться. Его присутствие, несомненно, украшало все мероприятия, на которых он появлялся в дальнейшем; он каким-то чудесным способом притягивал к себе и молодых, и старых, и все они понимали, что общаются не только с легендарным автогонщиком, но и по-настоящему искренним человеком, с благородным сердцем, которому обязан весь спортивный мир.
i

3
24 June 2010 в 23:10
789
1
Последний раз отредактировал Krylatyy, 24 June 2010 в 23:13
1 комментарий:
egoist
#  egoist.мэи  24 June 2010 в 23:13

как всегда хороший пост, держи +

1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29