блог сообщества Formula 1

Minardi(Часть вторая).

Согласившись сделать Minardi «дочерней командой», Минарди не собирался отказываться от своей мечты — когда-нибудь выиграть у Ferrari. Сотрудничество с Ferrari выглядело временной мерой на пути вверх — но оказалось барьером в этом продвижении. Конечно, утверждать, что в Скудерии специально решили притормозить набиравшего ход потенциального конкурента, — это чересчур. Скорее отношение Ferrari к «младшей скудерии» было потребительским. Пристроить прошлогодние моторы, получить за них неплохие деньги, а заодно и некоторое количество тестовой информации — благо по настоятельному требованию Ferrari ее новый клиент перешел с шин Pirelli на Goodyear. Это была не помощь, а некий вид эксплуатации — и Джанкарло Минарди довольно быстро это понял.

А дальше — снова романтический шаг! Отказавшись от Ferrari, он выбирает не что-нибудь, а Lamborghini! Тоже итальянские, тоже 12-цилиндровые моторы, созданные на фирме, которая традиционно соперничает с Ferrari на рынке суперкаров… Возможно, это и было последней, решающей ошибкой Минарди.


Гоночный мотор Lamborghini оказался полностью неконкурентоспособным. За весь 1992 год — одно очко, завоеванное Кристианом Фиттипальди. Переход на двигатели Ford в 1993 году произошел слишком поздно — фордовские мотористы к тому времени поставляли лучшие моторы на Benetton. А Minardi превратилась в ту команду, которую мы все знали до покупки RB, — в завсегдатая последних рядов стартового поля.

Все остальное было упражнениями на тему выживания. В новейшей истории этой команды было все: объединение с такой же беспомощной Lola BMS, финансовые кризисы, арест имущества на Гран При, продажа части акций, а потом и всей команды… Была и череда рента-драйверов, среди которых попадались и странные личности вроде аргентинца Эстебана Туэро, накануне сезона уведомившего команду телеграммой о том, что выступать в Формуле-1 он раздумал…

Были и маленькие радости вроде поул-позиции, завоеванной Йосом Ферстаппеном в квалификации Гран При Франции 2003 года. Что? Вы не помните, чтобы Minardi стартовала с первого ряда? Так квалификация-то была в пятницу, а следом за ней последовала субботняя — и в ней не было тех погодных капризов, что накануне принесли успех Ферстаппену. На старте он стоял, «как положено», девятнадцатым, опередив лишь своего товарища по команде.


Появление спонсорской наклейки Gazprom на верхнем воздухозаборнике Minardi породило надежду на улучшение финансирования команды. Увы, надежда оказалась беспочвенной...

Нельзя не сказать пару слов о последнем хозяине Minardi, Поле Стоддарте. Он оказался под стать ее основателю — таким же Дон Кихотом. Но у молодого Джанкарло Минарди полное игнорирование реалий окружающего мира выражалось в наличии большой, красивой и, разумеется, несбыточной мечты. В Стоддарте романтизм Минарди отразился как в кривом зеркале. Австралийский миллионер считал, что его команду все обижают и недодают положенные льготы, деньги и прочие бонусы. Этакий романтизм эпохи дефицита, порождающий озлобление окружающих, которые не понимают, почему романтику-переростку все вокруг должны. Стоддарт был нужен Формуле-1 — он всегда смело говорил в микрофон то, что в политкорректном паддоке передавалось шепотом. Однако его деятельность вызывала раздражение — чем дальше, тем больше. В итоге команду ему пришлось продать тем, кто не сохранил ее имени и начал историю с чистого листа.

Minardi в Формуле любили — как немножко ущербного, но доброго ребенка, который и мухи не обидит. Через Minardi помимо рента-драйверов прошли и многие будущие звезды — ведь чутья на таланты Джанкарло Минарди с возрастом не потерял.

И все без исключения бывшие гонщики Minardi с легкой ностальгией вспоминают атмосферу этой команды — очень теплую, дружественную. Так что свою скромную роль на гоночных трассах Minardi играла на совесть. Жаль, что в Формуле-1, в отличие от кино, не дают премий за лучшее исполнение роли второго плана…

Джанкарло Минарди всегда считал свою команду прежде всего итальянской (в отличие от Ferrari, где не особенно обращали внимание на национальность гонщика). Фактически Минарди приглашал любого итальянского пилота, доросшего до уровня Формулы-1, но еще не востребованного Королевой автоспорта. Новичкам команда Minardi давала шанс показать себя, для оставшихся без работы ветеранов служила «запасным аэродромом». Конечно, среди итальянцев встречались и бесперспективные гонщики вроде Паоло Бариллы, Фабрицио Барбаццы или Джованни Лаваджи, однако два сильнейших на сегодняшний день итальянских пилота, Ярно Трулли и Джанкарло Физикелла, начали свой путь в Формуле-1 именно с Minardi. При этом Минарди думал прежде всего о будущем своих молодых соотечественников. Когда у Трулли в середине 1997 года появилась возможность перейти в отлично выглядевший тогда Prost, Джанкарло не стал чинить ему никаких препятствий. Физикелла, отъездив в Minardi сезон, также покинул команду и перешел в сильный на тот момент Jordan.

В 1993 году на грани банкротства оказалась команда BMS Scuderia Italia, не нашедшая денег для того, чтобы завершить сезон. Руководитель BMS Беппе Луккини предложил Минарди объединиться — и в 1994 году Minardi стала называться Minardi Scuderia Italia. Слияние не принесло ожидавшегося увеличения бюджета — и для решения финансовых проблем основатель команды начал распродавать ее акции. Главными покупателями стали Флавио Бриаторе и Габриэле Руми, глава фирмы Fondmetal и бывший хозяин одноименной формульной команды. В 1996 году Бриаторе продает свою долю акций, и у Руми оказывается контрольный пакет. Увы, Габриэле был неизлечимо болен — и искал нового инвестора, которому можно было бы передать финансовый контроль над командой. Претендовавшая на покупку Minardi аргентинская телекоммуникационная компания PSN в последний момент отказалась от сделки. Не состоялась и намечавшаяся сделка с Red Bull — и Руми заявил, что готов начать процедуру банкротства команды. Однако покупатель все-таки нашелся — в январе 2001 года хозяином Minardi стал австралийский бизнесмен, президент авиакомпании European Пол Стоддарт.
История закончена?

Чтобы обеспечить финансирование команды, Пол Стоддарт продал на аукционе значительную часть своей коллекции гоночных болидов и подумывал о продаже собственной авиакомпании. Однако в итоге, рассорившись с руководителями Формулы-1, он был вынужден искать покупателя для Minardi. Им стал глава фирмы Red Bull Дитер Матешиц,в дальнейшем переименовавший команду в Toro Rosso. Сумма сделки составила 75 миллионов долларов — чуть больше годового бюджета «младшей скудерии». За эту сумму было продано место в Формуле-1, обязательства и права по Договору согласия, база в Фаэнце и все технические наработки, касающиеся машины 2005 года. Однако по условиям соглашения болиды образца 2004 года (выходившие на старт еще и в начале 2005-го) остались собственностью Стоддарта. Именно их он надеется использовать в 2008 году. Заявка от команды European Minardi на участие в этом чемпионате уже была подана в FIA. «В обычной жизни мне не хватает адреналина, который в избытке получаешь в паддоке!» — заявил по этому поводу Стоддарт. Значит, есть вероятность, что в истории Minardi еще рано ставить точку…

Купив команду, Стоддарт оставил за Джанкарло Минарди контроль над всеми спортивными аспектами ее деятельности. Сам Пол пытался обеспечить Minardi достойный бюджет, но сделки с потенциальными крупными спонсорами все время срывались. В 2002 году на болидах команды появилась рекламная наклейка «Gazprom». Российская компания устами одного из членов правления заявляла о своем желании увеличить инвестиции, стать титульным спонсором команды. В свою очередь, Minardi вроде бы выражала заинтересованность в контактах с молодыми российскими пилотами — что в итоге вылилось в приглашение на тесты уже отнюдь не юного Сергея Злобина. В ноябре 2002 года Джанкарло Минарди побывал в Москве и заявил, что увозит «практически подписанный» контракт с Газпромом на следующий сезон. Однако в 2003 году российская фирма прекратила всякую поддержку итальянской «конюшни».На этом современная история Minardi принято считать законченной,но я верю,что когда-нибудь в паддоке легкой походкой пройдет новый романтик Ф1,который откровенно рискнет и на старте вновь появится болиды,которыми будут управлять перспективные новички и на их борту будет написано Minardi ...

Теги: Ф1
5
7 April 2010 в 17:59
550
0
Последний раз отредактировал Krylatyy, 29 June 2010 в 18:57
Комментариев еще нет

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29