Minardi(Часть первая).
Болид Minardi первым пересекает финишную черту, и вся команда, облепив бетонное ограждение пит-лейна, приветствует своего пилота-победителя — Микеле Альборето.
Нет, это не сцена из былых грез Джанкарло Минарди. Это произошло на самом деле — и Альборето, и Minardi, и первая победа… Вот только это была не Формула-1, а чемпионат рангом пониже — евросерия Формулы-2.
Начало восьмидесятых. Итальянцу Джанкарло Минарди нет еще и сорока, но он уже «биг босс» — хозяин одной из самых авторитетных и уважаемых в Формуле-2 команд. Гонщики Джанкарло постоянно попадают на подиум, ходят в фаворитах — и Минарди задумывается о «повышении градуса». Ведь в младших формулах молодые ребята только начинают раскрывать свои способности. А талант у них есть! И если «конюшня» будет расти вместе с гонщиками…
И в 1985 году Пьерлуиджи Мартини вывел Minardi M185 на старт Гран При Бразилии.
Насчет способностей своих парней Джанкарло не ошибался. И Микеле Альборето, и Пьерлуиджи Мартини, и Алессандро Наннини, которым он выписал путевку в большой автоспорт, впоследствии отлично освоились в Формуле-1. А вот представления о том, какие перспективы ждут в чемпионате мира команду-новичка, у Минарди были несколько наивными. Два десятка лет спустя, рассказывая о своих тогдашних ощущениях, уже после интервью, «не под диктофон», Джанкарло признался мне: «Ну конечно, я мечтал выигрывать! Тогда путь от дебюта до победы пройти было проще, чем теперь. И мы думали: ради чего же начинать, если не ради победы! Но оказалось, что в Италии вторая команда никому не нужна…»
Тень великой Ferrari нависла над Minardi уже в силу ее географического положения. В Италии, где автоспорт безумно популярен, команд предостаточно, но они, что называется, знают свое место. Знали даже тогда, когда некоторые из них выступали в Формуле-1.
Затмить знаменитую команду из Маранелло — такая мечта пришла в голову только одному итальянцу, и звали его Джанкарло Минарди. Интересно, что сначала эмблема его команды была, по сути дела, калькой с эмблемы Ferrari. Только вместо знаменитого жеребца гербом Minardi стал поднявшийся на задние лапы лев — символ Фаэнцы, где команда базировалась. Когтистый лев, да еще и держащий в лапе меч, — эмблема выглядела грозно. Чего, увы, не скажешь о первой машине команды — очков единственному пилоту в том сезоне так и не досталось. Зато Minardi M185 стал первым формульным болидом, пересекшим границу нашей страны. В СССР начиналась перестройка, и одной из ласточек грядущих перемен стала демонстрация в Москве черно-желтой машины, выступавшей в невиданных гонках, о которых в Советском Союзе если и писали, то как о «кровавом спорте самоубийц».
Увы, разъезды по спонсорским делам — не самая привлекательная часть деятельности руководителя формульной команды. Гораздо приятнее приветствовать на трассах своих гонщиков, набирающих очки, но об этом три долгих года Минарди мог только мечтать. Да, статистические данные первых сезонов Minardi не впечатляют. Однако важно понять: по натуре Минарди не был руководителем команды-середняка, он не хотел довольствоваться малым. В «формульном казино» тоже есть те, кто уныло ставит на «чет-нечет» и в случае успеха радуется небольшой прибыли. И есть романтики, которые ставят на какую-нибудь цифру, когда вероятность выигрыша невелика, но куш можно сорвать солидный. Именно таким и был тогда Джанкарло.
Иначе чем можно объяснить, что в свой дебютный сезон его команда только в двух гонках использовала традиционную для середняков общедоступную «восьмерку» Cosworth DFV? А потом на машину Мартини установили шестицилиндровый турбомотор Motori Moderni. Не просто заявить о себе, а блеснуть с итальянским двигателем! Доказать, что моторы Формулы-1 умеют делать не только в Ferrari!
Безумные мечты дебютанта-романтика разбились о суровую действительность. Три года команда мучилась с некондиционной продукцией моторостроителей-соотечественников и в 1988 году все-таки снова перешла на Cosworth. Только после этого вернувшийся в команду Пьерлуиджи Мартини смог добыть для нее первое очко.
Застоем, однако, в команде и не пахло! Минарди разыскивал подающих надежды пилотов, переманивал из других команд способных конструкторов и знавших свое дело механиков. В 1989—1991 годах гонщики Minardi отнюдь не были статистами — и время от времени были способны на мини-сенсацию. Лучшей гонкой своей команды Минарди считает Гран При Великобритании 1989 года, в котором Мартини и его партнер Луис Перес-Сала заняли соответственно пятое и шестое места. Итальянский гонщик к тому же успешно сражался в квалификациях, особенно в последних гонках сезона. В Португалии он был на старте пятым, в Испании — четвертым, в Австралии — и вовсе третьим. А в первой гонке 1990 года, на Гран При США, Мартини стартовал с первой линии — он проиграл в квалификации лишь Айртону Сенне!
Но начать гонку с первой линии — это лишь полдела. А вот финишировать столь же достойно... С этим у Minardi были проблемы.
Первую скрипку в конструкторском штабе Minardi играл молодой парень, которого Джанкарло Минарди нашел в заштатной команде AGS и не побоялся доверить ему создание своей машины. Парня звали Альдо Коста — да-да, это именно тот, кто сконструировал машину, на которых в дальнейшем будут выступать Шумахер и Масса. И тогда в Minardi он сделал очень хорошую машину. К такому шасси еще бы и двигатель помощнее, а не одиозный Cosworth! И тут подоспела помощь «старшей сестры» — в Ferrari согласились поставлять моторы команде из Фаэнцы. Сам Минарди, вспоминая это время, всегда называет сезон 1991 года одним из самых успешных в летописи команды. Действительно, с точки зрения статистики это так — с моторами Ferrari она заняла седьмое место в Кубке конструкторов, лучшее в своей истории. Но в то же время 1991 год — это ясно видимый перелом. Все, что было дальше, — падение и судорожные попытки выжить…
P.S. Многие прочитав мой блог наверняка зададутся вопросом,почему именно Minardi,просто именно сегодня это маленькая и гордая команда именующийся сейчас Scuderia Toro Rosso отмечает 25 лет со дня своей первой гонки в Ф1. Этим постом я начинаю цикл посвященный этой команде...
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.