Обзор предстоящего Гран При в Spa-Francorchamps
Автодром в Спа, где состоялось 43 из 55 Гран При Бельгии, не нуждается в дополнительных средствах, которые сделали бы гонку интересной. Однако влияние KERS, DRS и, возможно, большая разница в характеристиках составов Soft и Medium приведут к тому, что в этом сезоне мы получим еще один захватывающий этап в Арденнах.
Учитывая число дождевых гонок в последнее время, возможно, в Спа погода для разнообразия окажется сухой и солнечной, но это маловероятно: прогноз обещает дожди в пятницу и в субботу утром.
Трасса в Спа обычно характеризуется низким и средним уровнем прижимной силы, а из-за ее плавной конфигурации нагрузка на тормоза небольшая, а вот двигатели на длинных прямых много работают на высоких оборотах.
Сейчас модно утверждать, что Eau Rouge, знаменитый поворот у подножия холма после шпильки La Source, меняющий направление слева направо, уже не бросает прежний вызов пилотам. Но даже если современная машина Формулы 1 может проходить его на полном газу, сложно понять, как можно считать простым вираж, в котором пилоты разгоняются до 300 км/ч. В любом случае на трассе, которую всякий гонщик включит в тройку лучших, расположено множество других великолепных поворотов.
Гид по настройке машин для Гран При Бельгии
Мотор
В Спа важна эффективность двигателя на высоких оборотах, особенно в Raidillon и на прямой Kemmel, которая поднимается на холм к пятому повороту. На многих участках холмистой трассы важна мощность двигателя.
Тормоза
Трасса в Спа не слишком требовательна к тормозам, здесь важнее всего сохранить рабочую температуру, чтобы в нужный момент они работали эффективно. В Спа три важнейших зоны торможения – в первом повороте, в шикане пятого поворота и в шикане на месте автобусной остановки. На этих участках лучшие возможности для обгона.
Подвеска
На скоростной трассе в Спа нет необходимости атаковать поребрик, поэтому при настройке подвески инженеры делают акцент на скорости.
Заднее антикрыло
В Спа важна эффективная работа аэродинамики, которая должна обеспечить достаточный уровень прижимной силы без серьёзного увеличения лобового сопротивления. Заднее антикрыло настраивается на средний уровень прижимной силы.
Резина
Pirelli привезёт составы Medium и Soft, что тоже станет одним из факторов, поскольку бельгийская трасса требовательна к резине. Кроме того, в Спа непредсказуемая погода, из-за которой состояние асфальта на разных участках может отличаться даже на одном круге.
Переднее антикрыло
На контрасте с менее скоростными трассами, в Спа используется переднее антикрыло большей площади, чтобы уменьшить проявление недостаточной поворачиваемости в скоростных поворотах.
FIA запретила использовать DRS в повороте Красная вода
По соображениям безопасности подвижное заднее крыло на всех машинах будет зафиксировано в закрытом положении в повороте Красная вода по ходу тренировочных и квалификационных сессий Гран При Бельгии – такое решение принято FIA в понедельник накануне уик-энда.
Сложный участок трассы, сочетающий две скоростные дуги, а также перепад высоты, современные машины преодолевают на скорости почти 300 км/ч. По мнению многих – в том числе и гонщиков – резкая потеря прижимной силы (а именно таков эффект от срабатывания DRS) в этом месте может повлечь за собой аварию.
По ходу тренировок и квалификации подвижное крыло можно использовать на любых участках трассы – пилот активирует систему нажатием кнопки, дезактивируется она самостоятельно после касания педали тормоза. Однако особенность Красной воды в том, что нынешние машины Ф1 позволяют преодолевать этот поворот без торможения.
Выслушав опасения пилотов, в Международной федерации решили, что будет лучше во всех отношениях принудительно отключить DRS на этом участке. Подобное решение уже было принято в преддверии этапа в Монако – тогда решено было не использовать систему в тоннеле.
В воскресной гонке пилоты смогут использовать подвижное крыло на участке трассы, следующем непосредственно за Красной водой - между поворотами Raidillon и Les Combes.
О великом повороте
Поворот О Ру́ж (фр. Raidillon de l'Eau Rouge – Красная вода) — связка скоростных поворотов (левый-правый-левый) на трассе Спа-Франкоршам в Бельгии, где традиционно проходит Гран-при Бельгии Формулы-1. О Руж считается одним из самых трудных и зрелищных среди поворотов на гоночных трассах во всём мире.
Прохождение поворота О Руж осложняется главным образом тем, что из-за крутого подъёма при прохождении правого поворота гонщик видит перед собой лишь сплошную стену асфальта, и последний левый поворот совершается практически вслепую. Двукратный чемпион мира Формулы-1 Фернандо Алонсо так описывал прохождение этого поворота:
Вы входите в первый поворот на спуске, потом направление поворота внезапно меняется, и одновременно идёт очень крутой подъём в гору. Из кокпита машины выход из поворота не виден, и когда вы поднимаетесь на гребень холма, то ещё не знаете, где окажется ваша машина. Это очень важный поворот и в квалификации, и в гонке, потому что после него идёт очень длинная прямая, и если в её начале вы не набрали достаточную скорость, то можете потерять много времени. Кроме того, этот поворот даёт гонщику множество эмоциональных ощущений, его переживаешь заново на каждом круге. В нижней точке после первого поворота гонщик испытывает достаточно сильные перегрузки, это очень необычно и тоже добавляет впечатлений.
Правильное прохождение поворота О Руж требует от гонщика очень хорошей квалификации, и к концу последующей прямой, если пилот прошёл О Руж по наилучшей траектории и не снижал скорость, нередко появляется возможность для обгона впереди идущего пилота, если тот проходил О Руж на меньшей скорости. Машины обычного дорожного класса, при соответствующем навыке водителя, могут проходить связку О Руж на скорости 160—180 км/ч; современные машины Формулы-1 — на скорости почти 300 км/ч.
До недавнего времени прохождение поворота О Руж на машине Формулы-1 совсем без снижения скорости считалось крайне сложной задачей, с которой мало кто справлялся. Одним из тех, кто постоянно пытался это делать, был Жак Вильнёв. Он отзывался о повороте О Руж так:
Не каждый пилот в состоянии пройти этот поворот «в пол», не сбавляя скорость. Но если ты это сделал — ты по-настоящему можешь гордиться собой. Это единственная шикана, проходя которую пилот понимает, что может пройти её «в пол», но нога сама поднимается с педали газа. Очень трудно заставить себя не поднимать ногу с педали и сказать себе «нет, всё нормально». Очень необычное ощущение. Выигрыш может достичь двух десятых на круге. Это стоит того. Но риск всё-таки выше.
Деймон Хилл в своей книге «Свой взгляд на Ф-1. Мир Формулы-1 изнутри» также писал:
Иногда кое-где, например, в «О Руж» — скоростном повороте в конце главной прямой трассы в Спа — приходится убеждать себя, что ты сможешь его пройти, вжав педаль в пол, и именно такой вызов тебя мотивирует, ведь все мы стремимся достичь предела и доказать скептикам, что они не правы.
Аварии
В повороте О Руж не раз происходили серьёзные аварии — как в ходе Гран-при Формулы-1, так и в других гонках.
В 1985 году перспективный гонщик Формулы-1 Штефан Белофф, выступая на трассе Спа-Франкоршам в 1000 километровой гонке на выносливость за рулем Porsche 956B попытался в повороте О Руж обогнать слева Porsche 962С лидировавшего Жаки Икса, на входе в поворот прототипы столкнулись и полетели вверх к отбойнику, болид Беллофа врезался влоб в железный отбойник на скорости около 200км/ч, гонщик погиб мгновенно.
В 1993 году на свободных заездах перед Гран-при Бельгии пилот команды Лотус Алессандро Дзанарди вылетел с трассы в конце связки О Руж, на вершине холма, при этом его машину развернуло так, что последующий удар в стену получился практически лобовым, на скорости около 250 км/ч. Ехавший следом Айртон Сенна остановил свою машину и побежал помогать пострадавшему Занарди. В результате этой аварии итальянец получил ушиб спинного мозга и смещение одного из позвонков, из-за чего левая сторона туловища долго оставалась парализованной. Лишь спустя несколько месяцев он снова смог ходить.
В квалификации перед Гран-при Бельгии 1999 года аварию в связке О Руж с промежутком в несколько минут потерпели оба пилота команды БАР — Жак Вильнёв и Рикардо Зонта, причём аварийные ситуации были практически одинаковы. Оба пилота, пытаясь пройти О Руж и Радийон без снижения скорости, не сумели удержать свои машины на трассе; оба болида сорвались на внешнюю сторону последнего левого поворота и ударились бортом о резиновые покрышки, прикрывавшие бетонную стену-ограничитель. Машины обоих пилотов после контакта со стеной перевернулись, но машина Вильнёва осталась лежать неподалёку от места столкновения, а машина Зонты, уже перевёрнутая, перелетела на другую сторону трассы и лишь там увязла в гравии. Оба пилота почти не пострадали, смогли достаточно быстро выбраться из-под своих машин и уже на следующий день вновь участвовали в гонке. Вильнёв позже говорил: «Это была моя лучшая авария! Но Зонта улетел ещё зрелищнее». Эта ситуация дала повод для насмешек над пилотами: например, английский комик Джим Бамбер изображал спортивного директора команды БАР Крейга Поллока якобы говорящим Зонте: «Вильнёв лучше всех проходит поворот О Руж, так что смотри на него и делай всё в точности так же!»
Немного Old photo)
Кто победит...?
- Феттель (17% — 2 голоса)
- Хэмилтон (8% — 1 голос)
- Алонсо (17% — 2 голоса)
- Баттон, Уэббер, Масса (8% — 1 голос)
- Шумахер (ровно 20 лет в Формуле как никак =) ) (0% — 0 голосов)
- Петров выстрелит (17% — 2 голоса)
- Marussia Virgin Racing)))))))) (0% — 0 голосов)
- Йа!!! НО мой ТАЗ не подходит по регламенту((((( (33% — 4 голоса)
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.