личный блог OFFROADBOX

2014-05-27. По следам Кавказской конной дивизии. (Часть 4)

В заключительной части экспедиции "Рожденный свободным. По следам Кавказской конной дивизии" я расскажу о посещении альплагеря Безенги, памятнике природы - Чегемских водопадах, карстовых озерах, городе мертвых Даргавс и, собственно, дороге домой.

Выехали мы из Джилы-Су хорошенько выспавшись, график позволял нам никуда не торопиться. Для того, чтобы не заезжать в Кисловодск, Ессентуки и Пятигорск, мы пошли по проложенной OsmAnd версии пути, через село Каменномостское. Эта дорога начинается сразу же за Кичи-Балыком. Дорога, честно говоря, хреновая, нужно травить колеса, чтобы не побить подвеску. После спуска в село Кичмалка уже можно ехать чуть быстрей.
А это уже само Чегемское ущелье - красота неописуемая, но в то же время давящая и вызывающая страх.

Фото, которое вы видите из Чегема сделано рано утром и нам очень повезло, что мы вообще смогли проехать по этому пути, ведь сразу же после нашего проезда дорогу перекрыли для восстановления. Что же произошло вчера, почему нет фотографий ущелья и водопадом со вчерашнего дня? Сейчас поясню...

Как я писал ранее, из Джилы-Су мы выехали весьма неспеша. Однако, так же неспеша под вечер портится сильно погода, начинается дождь, а небо заметно чернеет от туч и приближающейся ночи. Наша цель была такова - доехать до Чегемских водопадов, сделать фото и фидео, а дальше двигаться в сторону Эл-Тюбю, города мертвых. Где-то вдали от этого города планировалась ночевка.

И вот представляете, в свете прожекторов экспедиционного автомобиля, шума дизельного двигателя, падающей воды мы въезжаем в ущелье. Гнетущая темнота и сила скал вызывала не самые приятные ощущения от этого места. Принято решение снимать все утром, точно так же утром планировались и съемки мертвого города. Но дальше, на нашем пути встречаются камни и валуны на дороге. Мы слышим, как падают эти самые камни на дорогу. Едем дальше, видим разбитый бульдозер, в который влетел огромный камень размерами с его кабину, вырвавший эту самую будку. Дальше еще хуже, дорогу смыло в Чегем вместе с газовыми трубами, которые шли вдоль бурной реки. Фотографировать и снимать все это не было никакого желания, желание было одно - поскорей выбраться из ущелья в безопасное место.

И вот мы увидели впереди себя одноколейную восстановленную дорогу, а рядом несколько автомобилей дорожных техников. Рабочие отдыхали, кроме одного, который и поведал нам страшную историю о том, что дорога дальше плохая, временная, сделанная только для того, чтобы вызволить со стороны Булунгу дельтапланеристов от недавнего селя - этот сель и натворил здесь делов. Ехать прямо нам не рекомендовали, т.к. на завтра запланирован выезд нескольких бригад МЧС для скорейшего восстановления дороги.

Вот эти газовые трубы, которые ушли в реку. Фотография Сергея "sergeydolya" из поста "Чегемское ущелье и водопады."

Рисковать не хотелось. Решаем возвращаться и искать место для ночлега. Небольшие ровные площадки для установки палатки и ночевки вызывали сомнения в их безопасности, что не прилетит какой-нибудь камень, а они прилетали... На выезде из ущелья мы объезжали огромный валун, недавно скатившийся с гор, которого до нашего проезда не было. Ночлег нашли на въезде к водопадам в гостевом доме села Хушто-Сырт.

Утром следующего дня было ясно, встали рано, чтобы прорваться к водопадам, пока не перекрыли дорогу для ремонта. А ведь ее перекрыли! Сразу же за нами приехал еще один туристический автобус, все остальные шли пешком вдоль всего ущелья. На фотографиях хорошо видно, что никого нет, потому что мы первые и это здорово. Про Чегемское ущелье и Эл-Тюбю рекомендую почитать отличный пост - "Топография «Войны». Часть I. Чегемское ущелье."

Бизнесмены построили вот такую площадку, чтобы с высоты смотреть на водопады. Не впечатлило.

Дальше был Нальчик, ночевка в гостинице "Гранд-Кавказ", получение пропуска, чтобы проехать к Безенгийской стене.

Традиционные фото номера.

Далее мы посетили Кашхатау.

Дорога к Голубым озерам, про которые писал дипломную работу профессиональный дайвер Максим. Его впечатление от поездки к озеру в этом посте - "Новогодние праздники или поездка в Кабардино-Балкарскую Республику."

В сети достаточно информации про эти озера, но больше всего мне понравилось подводные фотографии озера от Виктора Лягушкина по тегу - "Голубое озеро" Рекомендую также интересное интервью с фотографом - "Я | ФОТОГРАФ. Виктор Лягушкин.".

Дорога на Безенги!

Кавказское гостеприимство сопровождало нас на всем пути. Знакомые знакомых, родные и близкие приглашают нас за свой стол. Настоящий Балкарский айран, хычины, пироги из блинной муки с картофельно-сырной или мясной начинкой - все это очень вкусно и нигде в Москве не попробуешь. Спасибо!

Альплагерь «Безенги» находится в пограничной с Грузией зоне. Для пребывания на территории лагеря необходим пропуск, который можно получить в отделении ФСБ по КБР в Нальчике. Позаботиться об этом нужно заранее, так как сроки изготовления пропуска может доходить до месяца. Сделать пропуск можно электронно. Утренние фото, приехали мы поздно вечером накануне, преодолевали не простую грунтовую дорогу с камнями, валунами, селями и речками. Некоторые моменты запечатлены в фильме.

В альплагере у нас была передышка, запланирован небольшой легкий треккинг. На фото Никита обслуживает проводку компрессора Беркут.

В который раз пишу, как мне не хватало поляризационного фильтра. Красота гор неописуемая и не передаваемая на моих фото.

Поселились мы вот в таком уютном домике. Небольшой бардачок. На самом деле это наведение порядка среди вещей :)

Ночью спать в домике холодно, спасал обогреватель и два одеяла.

Душ с горячей водой - просто кайф.

Так как утром было холодно, с непривычки под штаны я одел термобелье. Чуть позже я пожалел о своем выборе одежды, т.к мне стало неимоверно жарко.

Я с Сергеем поднялся чуть выше лагеря.

Тут я понял, что если не сниму белье, сварюсь нафиг. Возвращаюсь в домик, а Сергей продолжил путь на верх.

Это фотографии, сделанные Сергеем - ледник. На вершине охраняют границу пограничники, не забывайте брать с собой пропуск для проверки.

На территории альплагеря есть интересный музей.

А это я решил пойти к Безенгийской стене с левой стороны. Справа среди камней можно увидеть маленькую черную точку - это бульдозер, у которого случилась поломка и механики уехали в город купить ему запчасть, чтобы сдвинуть с места.

Не подготовленному человеку подниматься тяжеловато. Сергей же успел вернуться и обогнать меня.

А тем временем продолжаются съемки фильма.

Снова фото Сергея, когда он вырвался вперед и мы не могли до него докричаться по рации. Вскоре мы встретились.

Не добравшись до города мертвых в Эл-Тюбю, двигаемся в сторону самого крупного некрополя Кавказа близ селения Даргавс.

Дорога проходит через Фиагдонское ущелье, вдоль реки Фиагдон. Рядом с красивыми местами построили смотровые площадки и туристические тропы.

"На тропе, прямо из большого камня торчит стилизованный «Меч кровников». Легенда гласит, что в окрестностях этого места, в давние времена, на узкой тропе, над пропастью охотник увидел попавшего в беду путника, которому он был кровным врагом, и от меча которого мог погибнуть. Но честь горца оказалась выше нежелания встречи и не позволила отказать в помощи путнику. Охотник спас путника от гибели. После этого, путник простил его и в знак примирения они воткнули меч вражды в камень и стали братьями." - из записей про "Куртатинское ущелье"

На самом деле, в Фиагдонские достопримечательности мы, по-большому счету, все проехали.

Гораздо больше есть в недавнем отчете "Осетинские записки, Фиагдонское ущелье".

Там же больше и про самый крупный на Кавказе Дзивгисский замок.

Нам очень хотелось посетить Мидаграбинские водопады, как совсем недавно их посетил на блог-туре по Северной Осетии Алим из Нальчика. Мидаграбинские водопады - это своеобразная долина водопадов, которая находится в верховьях Гизельдонского ущелья Республики Северная Осетия-Алания. Самый большой Мидаграбинский водопад получил название Зейгалан – падающая лавина, являющийся самым высоким в Европе и пятым по величине во всем мире. Высота непрерывного падения воды этого водопада составляет 750 метров. Так как многие водопады питаются водами тающих ледников, то увидеть их во всей красе можно исключительно в летний период. Так и получилось, что подъехав к погранзоне нам пояснили, что водопады еще не "раскрылись" и ехать к ним не имеет смысла.

Фото водопада:

Вечерело. Впервые, кажется за все время, под вечер не моросил дождь в горах. А за моей спиной город мертвых - Даргавс!

Приехали мы к некрополю поздновато, вход уже закрыт. В сети достаточно много информации об этом месте и из-за отсутствия своего отчета я могу сослаться на подробный иллюстрированный отчет "Город 10 000 мертвецов" из блог-тура от Сергея Мухамедова.

Прямо и направо Кабанское ущелье, а позади меня печально известное Геналдонское (Кармадонское / Санибанское) ущелье.
Ранним утром 20 сентября 2002 года съемочная группа фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым отправилась из Владикавказа в горы. Съемки шли весь день, когда стемнело, группа, включая семерых участников конного театра «Нарты», двинулась обратно в город. В 20:08 внезапно начался сход ледника Колка, гляциальный сель за несколько минут накрыл все Кармадонское ущелье 300-метровым слоем льда и камней. Спастись никто не успел.

Темнело, пора становиться лагерем. Заночевали мы в горах между селом Горный Дзуарикау и Фазикау. Ночевка в палатке была теплой и очень комфортной. Впервые прекрасно ловил интернет на смартфоне, что позволило вдоволь начатиться с близкими.

Река Мидаграбиндон.

К сожалению, мой отпуск подходит к концу и пора домой.

Держим путь на Владикавказ, где я сяду на поезд и поеду домой, а ребята продолжат маршрут в Дагестан и Чечню.

Конец!
18 May 2016 в 22:12
Комментариев еще нет

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.