BMW M30: 25 лет в строю. Часть 2

У каждой автомобильной компании есть свои удачные разработки. Большинство из них остаётся на уровне концептов, к некоторым судьба более благосклонна, и они всё же попадают в серию. Но лишь единицы достойны, что называется, пройти сквозь века и остаться в анналах истории. У BMW же самой величайшей разработкой я считаю мотор серии М30. Мотор, в котором сочеталось несочетаемое: и спорт, и комфорт, и момент, и мощность. И, что самое главное, далеко не каждый мотор может похвастать столь долгим сроком выпуска.

Первую часть обзора можно прочесть вот здесь

В 1979 году часть линейки моторов М30 претерпела изменения. Этот год стал знаковым для М30, так как в этом году появился совершенно новый впускной коллектор очень необычной конфигурации. Если вспомните ранний коллектор, там всё было понятно: трубы равной длины вели к каждому цилиндру для наименьшего сопротивления поступающему воздуху. Но у раннего коллектора есть один неоспоримый минус: он занимает слишком много места и ухудшает доступ к масляному фильтру, который находится с водительской стороны.




Новый коллектор представляет из себя эдакую трёхэтажную конструкцию, где первый этаж подаёт воздух к 1 и 6 цилиндрам, второй – к 2 и 5, а третий – к 3 и 4 цилиндрам. Но при такой компоновке уместен вопрос: как же инженеры BMW могли плюнуть на гоночную судьбу мотора, которая была, к слову, в самом разгаре? Ответ и прост, и сложен одновременно. Внутри коллектора есть небольшие бугорки, которые создают определённые воздушные завихрения, способствующие максимально полному наполнению камеры сгорания. Вся физика данного процесса просчитывалась империческим путём, так как ни один самый мощный компьютер даже в наши дни не справится с этой задачей, посему факт создания подобного изделия впринципе вызывает у меня огромное уважение к мотористам BMW.



С появлением нового коллектора, а процесс модернизации затянулся с 1979 до сентября 1982 года в зависимости от объёма, все моторы серии М30 стали оснащаться весьма необычным, но крайне необходимым девайсом. В коллектор снизу недалеко от раструбов вкручивалась 7-я, так называемая пусковая форсунка. Её изначальное предназначение – упростить запуск холодного мотора, подав порцию топлива прямо в цилиндры в обход 6-ти стандартных форсунок. Но мотористам BMW пришла в голову гениальная мысль: прошить мозги для экстренного включения форсунки либо при резком нажатии на газ, либо при достижении 5500 об/мин. Это давало дополнительный «заряд», который не требовался при спокойной езде. Так же этот интереснейший факт объясняет то, что все даже самые исправные рестайлинговые М30 «плюются» огнём после отсечки.



Но вернёмся на 2 года назад, в 1977 год. В этом году в отделении Motorsport возникли первые мысли о создании мотора с двухвальной ГБЦ. Решение это было ожидаемым, так как требовалась значительная прибавка к мощности атмосферных М30В35 без уменьшения ресурса. На первом этапе в задачу входило конструирование исключительно самой ГБЦ без каких-либо иных изменений в принципе. Рассудив, что данный мотор будет активно использоваться в гонках, была внедрена система смазки с сухим картером. Далее модификации подвергся термостат, который, из-за увеличившихся размеров ГБЦ, не вставал на родное место. Иной термостат повлёк за собой всё новые и новые изменения навесного оборудования, посему в итоге от М30В35 остался только блок.




Георг Тилль - главный инженер-двигателист Motorsport GmbH с 1976 по 1985

Впускной коллектор на моторе М88 6-дроссельный, решение простое и безотказное, а главное, на впуске не теряется ни одной лошадки, каждая из которых так ценна в пылу борьбы с соперниками. Масляный насос, так же как и водяная помпа, были заменены на более производительные, дабы мотор уверенно чувствовал себя на высоких оборотах. Собственно, ради высоких оборотов было решено полностью пожертвовать моментом, поэтому в ГБЦ в качестве стандартных использовались распредвалы 282/282 с подъёмом 11.0. Вкупе с впрыском LE-Jetronic мощность мотора составила 277 сил, а крутящий момент – 338 Нм. Именно таким мотором оснащался первый и единственный центральномоторный суперкар BMW M1.




В 1983 году, когда Эберхард фон Кюнхайм всё же принял решение о выпуске BMW M635CSi e24, дело встало за малым: придумать, какой же мотор поставить в автомобиль, дабы не очень сильно прогореть в случае неудачи, но и не упасть в грязь лицом, если столь злая новинка станет популярна. Поль Роше, глава Motorsport GmbH, сменивший на своём посту Йохана Неерпаша в 1981 году, внёс предложение об установке модифицированного мотора М88 с индексом М88/3.







Несмотря на всё безумие идеи, М88/3 с новейшим на тот момент впрыском Bosch Motronic и простой системой смазки с мокрым картером мощностью 286 сил и крутящим моментом в 351 Нм занял своё место под капотом «шестёрки» BMW, а год спустя он появился и в BMW M5 e28. Мотор этот крайне неординарен в эксплуатации. Неровная работа на холостых оборотах, сопровождающаяся сильной вибрацией, высокая вероятность перегрева мотора в пробках, а так же масляное голодание, продолжающееся вплоть до 4500 об/мин, делают ту же М5 или М635CSi очень сложными при каждодневной эксплуатации. Но что ещё ждать от гоночного мотора, который путём нехитрых махинаций способен развивать уже 400 сил?




В 2010 году мне довелось проехаться на М5 е28, и чувства от той поездки я помню как сейчас. До 3000 об/мин мотор просто мёртв. Ни тяги, ни звука, только предательски низкий уровень давления масла в моторе, и только. С 3 до 4.5 тысяч мотор как будто начинает оживать, но всё равно он не воспринимается как нечто такое, чего стоит бояться. Но как только стрелка тахометра переваливает отметку «4500»… вот тут то и начинается настоящее шоу под названием «Волк в овечьей шкуре»! Мотор начинает грозно рычать и рваться вперёд, как бойцовый пёс, увидевший своего врага! Столь кардинальная перемена «настроения» - не что иное, как заслуга именно «злых» распредвалов, которые настроены только под максимальные обороты. В этом режиме автомобиль по-настоящему просыпается и разгоняет полуторатонный седан до контрольной сотни за 6.5 секунд! И именно в этом режиме двигатель, утолив свою масляную жажду, с наслаждением поёт баритоном свою арию.



У мотора М88/3 богатейшая история. Помимо его гоночных вариаций мощностью от 350 до 850 сил, громивших всех и вся на чемпионатах от ETCC и Group 2 до топовой Group 5, этот двигатель славен огромным количеством самых безумных тюнинг проектов.











Этому мотору было суждено оказаться и в «трёшке» е30, и в «семёрке» е23, и даже в 124-м Мерседесе!





В 1988 году все мировые журналы расхваливали новинку немецкого автопрома в лице BMW M5 e34. Отдельной похвалы заслуживал двигатель S38B36, представлявший собой дальнейшее развитие М88/3. Это такая же классическая рядная шестёрка с 24-клапанной ГБЦ, 6-дроссельным впуском, «злыми» валами и коваными поршнями, но с одним маленьким отличием. На этот раз мотор был создан сызнова, с уклоном на эксплуатацию в спокойном городском режиме.


S38B36


S36B38

Что 315-сильный S38B36, что его обновлённый в 1991 году вариант S38B38 на 340 сил, двигатели более спокойные и уравновешенные. Они не обладают столь внезапным взрывным эффектом, как их гоночный предок. Этим моторам присуща более ровная полка момента, они не боятся простоять в многочасовых пробках, их не трясёт, однако они ни в коем случае не потеряли своих боевых качеств. Недаром BMW M5 e34 называли Businessman Express: комфортная и статусная машина, которая в любой момент может превратиться в настоящего покорителя автобанов и гоночных трасс!




Рассказав о спортивных ответвлениях мотора М30, не могу не упомянуть об экспериментах BMW AG в области турбирования двигателей. Сия технология увеличения мощности успешно использовалась в автоспорте, что наглядно показывает болид Формулы 1 Нельсона Пике, развивавший 1200 сил с 4 цилиндров и двух литров объёма! Опираясь на гоночный опыт, мотористы BMW в кооперации с мотористами Motorsport попытались в 1978 году создать турбомотор с индексом М102 на базе М30В32 для седана представительского класса, то бишь, для «семёрки» BMW в кузове е23. В 1983 году этот мотор был создан на основе уже 3.4-литрового блока М30В34 (рестайлинговый М30B35) и назывался М106. На оба мотора устанавливалась шарикоподшипниковая турбина K27 производства KKK без водяного охлаждения центральной части.





Различия моторов M102/М106 и M30 можно назвать микроскопическими, поскольку они видны только при очень детальном рассмотрении, однако эти различия делают практически все детали моторов невзаимозаменяемыми. Так, к примеру, в блоке присутствуют масляные жиклёры, запрессованные в верхнюю часть коренных подшипников. Они способствуют охлаждению и смазке поршневых пальцев и поршней. А для подпитки этих жиклёров в блоке выполнены вертикальные масляные каналы, которых также нет на атмосферных блоках. Поршни от турбомотора имеют углубления, способствующие уменьшению степени сжатия, что необходимо для установки турбины, иначе бы блок просто разорвало на части. Из-за установки нагнетателя все кольца, и маслосъёмные, и компрессионные, были заменены на более прочные.



ГБЦ М102/М106 тоже имеет отличия от головки M30. У турбового варианта выпускной коллектор крепится шпильками диаметром 10 миллиметров, в то время как у «атмосферника» шпильки имеют диаметр 8 миллиметров, что обосновано простым усилением конструкции, дабы «не оторвало». Как бы странно это ни звучало, но распредвал на M30 и на M102/106 одинаковый! Но если разобраться, то здесь нет ничего удивительного, ведь стоковых фаз и подъёма с лихвой хватает даже для моторов с турбиной! А вот клапаны в зависимости от типа подачи воздуха разные. Выпускные клапаны у М102/106 изготовлены из сплава натрия для лучшего охлаждения.



Вестгейт М102/106 имеет штампованный верх и 1 дополнительный порт для контроля давления наддува. Вестгейт контролирует давление наддува, направляя избыточные выхлопные газы в обход крыльчатки турбины. Пружина, установленная в корпусе вестгейта, прижимает клапан, пока давление газов не будет достаточным, чтобы преодолеть силу нажима пружины. На M102 устанавливался блоу-офф, так как концерн БМВ планировал использовать на 745i механические коробки передач. Затем от этой идеи отказались, и на M106 объёмом перепускной клапан уже не устанавливался, хотя место под него всё же оставили.

Ещё долгих 10 лет счастливого производства после последнего обновления уготовила судьба мотору М30. Начиная с 1987 года, он производился всего в двух вариациях – 188-сильном М30В30 и М30В34, внутри которого скрывались 211 отборных немецких пони. И только в 1992 году с выходом на сцену 8-цилиндрового мотора М60 старина М30 был торжественно снят с производства. Многие из тех, кто на протяжении 27 лет собирал эти моторы, провожали BMW 535i e34, оснащённую последним в истории М30, как обычно провожают в последний путь всеми любимых актёров, со всеми полагающимися почестями. А сама машина торжественно заняла своё место в музее BMW.

М30 стал самым культовым мотором за всю историю баварской марки с пропеллером на капоте. В своё время на него существовало безумное количество различного тюнинга разного назначения, о нём ходили анекдоты и бесконечные шутки, вроде «Если в BMW не ставился М30, значит это не BMW». Более того, говорят, что в Германии стоит даже не один памятник, посвящённый М30, построенный на деньги фанатов. Хочется сказать Алексу фон Фалькенхаузену огромное спасибо за то, что дал нам образчик настоящего инженерного искусства, которое останется в анналах истории навсегда.


63
13 January 2012 в 23:30
Автомобили
69
  • 69 комментариев:
    KATOK
    #  KATOK.77rus  13 January 2012 в 23:39

    Зачетная фотка
    Сергей, молочага, обозор очень насыщенный и красивый, много информации получил)
    Продолжай в том же духе!))
    3
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  13 January 2012 в 23:55
    Фотка специально для Ромы Гончарова :) Спасибо!
    1
    LSDiff
    #  LSDiff  13 January 2012 в 23:41
    Прочитал все - и не пожалел. Матчасть прекрасно уживается с фанатской вдохновенностью и легкостью.

    Спасибо, Серег!
    2
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  13 January 2012 в 23:56
    Ой, Лёх, для меня это самое главное, чтоб читалось легко
    2
    Эрик Давидыч
    #  Эрик Давидыч.smotra  13 January 2012 в 23:54
    Бомба пост. Вот бы все пользователи сайта писали бы про свои марки:) Представьте как было бы интересно:)
    4
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  13 January 2012 в 23:56
    Эрик, спасибо :)
    2
    t-keela
    #  t-keela  14 January 2012 в 00:14
    Эрик, а ты бы им пример правильный подавал ;)
    1
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 00:20
    А мну мало?))
    1
    t-keela
    #  t-keela  для M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 00:26
    Конечно мало %)
    1
    virt.nvrsk
    #  virt.nvrsk.TRD  14 January 2012 в 13:39
    Всем очень сильно лень, пишут единицы
    1
    ult1mate
    #  ult1mate  13 January 2012 в 23:57
    Спасибо! Почитать перед сном - самое то! :)
    3
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  13 January 2012 в 23:59
    Сказочка для лучшего сна))
    1
    Амир Артурович
    #  Амир Артурович  14 January 2012 в 00:04
    Читаю обзоры с одним удовольствием! Продолжай в том же духе! Читается легко и интересно! Спасибо)
    3
    t-keela
    #  t-keela  14 January 2012 в 00:13
    Наконец-таки родил! %)
    3
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 00:21
    Ну блиииин, художника нельзя попрекать сроками, это же творение, порыв души, а не штамп...)
    3
    t-keela
    #  t-keela  14 January 2012 в 00:26
    Я ни в коем случае не попрекаю! Упаси господи, просто частенько люди забывают то что начали, вот я думал, может и ты забыл, оказывается нет :)
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для t-keela  14 January 2012 в 00:27
    Не не :) Просто с мыслями в это раз долго собирался )))))
    3
    t-keela
    #  t-keela  для M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 00:29
    Главное это результат ,а он, сам понимаеш, тут мягко говоря не плох! %)
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для t-keela  14 January 2012 в 00:32
    Хе хе) спасибо))
    0
    Товарищ
    #  Товарищ  14 January 2012 в 00:16
    Опа, интерестное что-то, отмечусь, потом прочту.
    0
    markovsky
    #  markovsky.smotra  14 January 2012 в 00:25
    помоему тебе можно уже книгу писать о истории авто :))
    думаю пару соток бы дал в ларечке ;DDD
    2
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 00:27
    Сань, не просто можно, а нужно, и скоро буду :) Всё есть, осталось найти спонсора и получить разрешение на использование материалов от европейских издателей
    0
    Gennady
    #  Gennady  14 January 2012 в 01:03
    Я в восторге!!! Обзор просто шикарный!!! я его с нетерпением ждал))) Узнал много интересных моментов!!! Спасибо Серег!!!
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 01:06
    Ну слава Богу, ты пришёл, я уж заждался))))) Кстати, посмотри, пожалуйста, нет ли на твоём моторе в коллекторе пусковой форсунки? Вроде бы, она только с рестайла пошла, я не видел дорестайловых коллекторов с ней, но... чем чёрт не шутит.
    0
    Gennady
    #  Gennady  14 January 2012 в 11:29
    :) В моем коллекторе тоже установлена пусковая форсунка))))))
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для Gennady  14 January 2012 в 22:43
    Ясно, значит они пошли с новым коллектором, с 1979 и на старых коллекторах тоже... просто на 728i 1980 года я её не видел вообще
    0
    Gennady
    #  Gennady  для M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 23:43
    Получается так, могу отфоткать и тебе скинуть
    0
    HAVENROSS
    #  HAVENROSS  14 January 2012 в 01:28
    потрясающе !!)) спасибо , с большущим удовольствием прочитал !!))
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 01:55
    НЕзачто :) А первую часть прочёл?)
    0
    HAVENROSS
    #  HAVENROSS  14 January 2012 в 05:09
    да прочел ) только не комментил там

    шикарно написано !)
    0
    Teufel
    #  Teufel.ОБН  14 January 2012 в 02:37
    Говорить про сам двигатель не буду, ты и так всё написал)) Просто скажу, что он действительно заслуживает уважения, точнее инженеры которые его создавали.

    Очень качественный вышел обзор, прям по полочкам всё разобрал.
    0
    JungleEad
    #  JungleEad  14 January 2012 в 02:50
    ПРОСТО ФЕНОМЕНАЛЬНО!!!
    0
    GNDL
    #  GNDL.77rus  14 January 2012 в 03:07
    Обзор УМОПОМРАЧИТЕЛЕН !!!! Не думал что скажу это не девушке !!!

    СПАСИБО читал и не мог оторвать глаз !!!!!!)))) М О Л О Д Ц А !!!
    0
    Lanets
    #  Lanets  14 January 2012 в 03:49
    Присоединяюсь ко всем отписавшимся, спасибо за такой объемный пост! Не просто объемный, а именно интересный и насыщенный полезной информацией.
    Не побоюсь сказать, лучшее, что я читал здесь за последнее время) Так держать! К сожалению, пока что из-за рейта могу только на словах поблагодарить, но думаю и это автору приятно, как оценка проделанной работе :)
    1
    shahid
    #  shahid.TAZ  14 January 2012 в 09:47
    Очень эпично! Все 15 плюсов отдал бы! Вкупе с первой частью просто бомба :) Спасибо большое!

    Да и кстати,



    Раллийная М1???
    1
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 10:34
    Да, было дело, выступала в топовой группе. Если видишь, машина француженка, Garage du Bac
    0
    Nekit_177
    #  Nekit_177.TUNED  14 January 2012 в 10:42
    Мне ещё понравилось вот такое чудо , под название BMW 7s E32 V16
    http://www.zorro.milk-maid.de/scans/e32_v16.pdf
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 10:44
    Слепили на основе двух М70. Ничего необычного. И было сразу ясно, что 16 цилиндров в серию не пойдёт, только на испытания и создание потратили огромные деньги...
    0
    Zolton
    #  Zolton.71rus  14 January 2012 в 12:48
    м это МОЩЩЩЩЩЩ!!! и на это можно ставить ТЧК!
    0
    Andre136
    #  Andre136  14 January 2012 в 13:34
    Отлично!!!!!!! Очень понравилось. Но захотелось теперь е34.... Снова.
    0
    virt.nvrsk
    #  virt.nvrsk.TRD  14 January 2012 в 13:40
    Ну ты как всегда, прочитал все, не знал что на 124 ставили двигатели от BMW)))
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  14 January 2012 в 22:44
    В своё время Герберт Хартге, Рольф Хартге и Андреас Хартге (основатель Carlsson) туда его запихнули. Проект назывался Hartge 300E Export 4 Ventieller и был первым проектом фирмы Carlsson
    0
    Goffman8
    #  Goffman8.ЮЗАО  14 January 2012 в 13:44
    Очень понравилось)респект))
    0
    Ferrum
    #  Ferrum  14 January 2012 в 14:53
    красивые фотокарточки) а что и текст был?)ха шучу))
    хорошо все расписал, как обычно в прочем) инженеры молодцы, создали то, что по идее можно назвать легендой в своем роде)
    0
    Sheiky
    #  Sheiky  14 January 2012 в 16:27
    Спасибо, классный пост
    0
    Pumping_Iron
    #  Pumping_Iron  14 January 2012 в 16:41
    Супер!!! ждал после первой части которая была прочитана на одном дыхании, также как и эта!!! много нового узнал!!!спасибо!!!
    0
    Ben41k
    #  Ben41k  14 January 2012 в 17:05
    Nice very nice)))
    0
    PEREKHODOV
    #  PEREKHODOV  14 January 2012 в 19:58
    Сильный обзор,Серёг!) Много оооочень,невероятно интересной информации!)
    0
    Deeman
    #  Deeman.///M  14 January 2012 в 21:39
    Долго ждал этой второй части)
    Великолепный обзор. Просто респект!)
    0
    Витёк BMW
    #  Витёк BMW  14 January 2012 в 23:55
    Очкрутой обзор Серёга! :) Молодец! Безумно интересно читать!:) Я впечетлён! :))) Бмв правит миром) хех))
    0
    Davydoff
    #  Davydoff  15 January 2012 в 12:14
    Очень интересный обзор!!! Всё по полочкам, всё понятно, так держать)))
    0
    Сержо Корж
    #  Сержо Корж  15 January 2012 в 12:30
    Молодчина +)))________
    0
    Slavkis
    #  Slavkis.ua  15 January 2012 в 13:17
    подпишусь, прочту на досуге
    0
    AndrejBykov
    #  AndrejBykov  15 January 2012 в 13:26
    Зачетные посты/обзоры у тебя! Плюсить не могу)
    0
    отредактировал AndrejBykov, 15 January 2012 в 13:29
    bronx-
    #  bronx-  15 January 2012 в 19:45
    Реально лень искать, но помню только то, что разрабатывался он вместе с м1 и в какой то мере в этом проекте участвовал тогдашний шеф бмв
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  15 January 2012 в 23:17
    Двухвальная голова разрабатывалась просто в одно время с М1, посему ей этот мотор и воткнули, для пробы.
    0
    bronx-
    #  bronx-  16 January 2012 в 07:16
    Нет. Мотор этот ей воткнули так как не хотели ударить в грязь лицом. Цитировать не буду, но смысл был таков, чтобы мотор был не слишком слаб и не слишком прожорлив, так как не знали будущую судьбу машины.
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для bronx-  16 January 2012 в 11:10
    Вообще, М1 окутана тайнами и загадками. о сих пор точно не известно, сколько их выпустили: 445 или 450
    0
    bronx-
    #  bronx-  для M5Sergey.77rus  17 January 2012 в 01:31
    в интернете есть прайс лист по продажам м1, но там и 100 машин не наберется.
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для bronx-  17 January 2012 в 10:23
    Я знаю насчёт проданных М1 только одно: всего 2 чёрных машины было продано :)
    0
    Pastik
    #  Pastik.by  16 January 2012 в 20:48
    Захватывающая статья, очень сильно понравилась, много узнал про БМВ, продолжай в том же духе!!!
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  16 January 2012 в 20:58
    Благодарю!
    0
    NewLife
    #  NewLife  17 January 2012 в 02:18
    Присоединяюсь ко всем положительным комментариям, очень понравилось.
    Сергей, если не секрет, где информацию черпаете?)
    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  17 January 2012 в 10:23
    Спасибо :) Везде: интернет, энциклопедии, архив журналов Auto, Motor und Sport
    0
    LorddeSnow
    #  LorddeSnow  22 January 2012 в 15:09
    Огромный респект и просто человеческое спасибо! Отличный пост, впрочем как и первая часть. Понравилась сама идея. Многие ездят на БМВ, но лишь единицы знают историю. И именно благодаря таким людям как ты, становиться интересно её узнавать. Так держать, ждём продолжения в том же духе про марку.
    0
    ZaNOSsPB
    #  ZaNOSsPB  23 January 2012 в 22:47
    охрененый пост,что сказать великие движки ,как в прочем как и сами BMW,
    народ не ленитесь ! прочитайте очень познавательно!
    0
    knight77
    #  knight77  24 January 2012 в 09:32
    спасибо за интересный пост
    0
    MeXaNiK7
    #  MeXaNiK7  25 January 2012 в 22:25
    Ваще круто !! ) Реально познавательно ! Я стока много узнал !) Спасибо Автору !! )
    0
    mehanic93
    #  mehanic93   2 February 2012 в 09:03
    Мощный Обзор!!!!
    0

    Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
    Зарегистрируйтесь или войдите.