личный блог yy

Правила эксплуатации автомобильных шин

О автомобильных шинах мы знаем крайне мало. Между тем, наши автомобили опираются шинами на дорожное покрытие сравнительно небольшой площадью, от площади самого автомобиля и вся мощность передается только через эти малые пятна на асфальте. Тоже нужно сказать о торможении и поворотах. Качественная эксплуатация шин - это залог нашей безопасности, экономия топлива и т.д. и т.п.
Для разрушения мифов о автомобильных шинах, представляю вашему вниманию небольшой пост, в котором я коснулся преимущественно шин легковых автомобилей. Текст скучноватый, листайте заголовки на понравившихся останавливайтесь подробней!

По способу герметизации шины подразделяются на:
- камерные шины, в которых воздушная полость образуется камерой;
- бескамерные шины, в которых воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса; герметизация воз-душной полости достигается за счет герметизирующего слоя резины, нанесенного на внутреннюю поверхность по-крышки и обладающего повышенной газонепроницаемостью.
Характеристика деталей шин:
- покрышка - торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации автомобиля;
- камера - герметичная торообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом;
- вентиль камеры или бескамерной шины - обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине;
По конструкции шины подразделяются на:
- диагональные;
- радиальные.
В диагональных шинах нити корда каркаса перекрещиваются в смежных слоях и имеют угол наклона нитей в средней части беговой дорожки в пределах 45 - 60град. Такое расположение нитей корда называется диагональным.
В радиальных шинах нити корда во всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом. Такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным.
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного кор-да, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из не-скольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных на-грузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60 град., а в радиальных - под углом от 45 до 65 град.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Радиальные шины выпускаются трех типов:
- с металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК);
- с кордом из синтетических или натуральных волокон в каркасе и металлокордом в брекере;
- с кордом из натуральных волокон в каркасе и брекере.
По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от номинального отношения высоты профиля шины "Н" к его ширине "В") подразделяют на шины:
- обычного профиля - Н/В свыше 0,89;
- низкопрофильные - Н/В = 0,7 - 0,88;
- сверхнизкопрофильные - Н/В не более 0,7;
- широкопрофильные - Н/В = 0,6 - 0,9;
Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых автомобилей, которые имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля при движении.
Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине в место сдвоенных.
В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины имеют следующие типы рисунков протектора:
- дорожный, состоящий из шашек или ребер, расчлененных щелевидными прорезями; шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий) ;
Типы дорожных покрытий и категории дорог установлены СНиП 2.05.02-85.
- универсальный рисунок протектора, состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям; шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий);
- рисунок протектора повышенной проходимости, состоящий из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими выемками; шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для работы в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
- направленный рисунок протектора - не симметричный относительно радиальной плоскости колеса; шины с направленным рисунком протектора предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
- асимметричный рисунок протектора - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса;
- зимний рисунок протектора - имеет выступы с острыми кромками; шины с зимним рисунком протектора предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения;
- всесезонный рисунок протектора.
По климатическому исполнению шины подразделяются на:
- шины для умеренного климата, применяемые при температуре не ниже -45 град.C;
- морозостойкие шины, предназначенные для работы в районах с температурой ниже -45 град.C;
- шины для тропического климата, изготовляемые из материалов, хорошо выдерживающих влагу и повышенные температуры.
По габаритам шины подразделяются на:
- крупногабаритные - с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
- среднегабаритные - с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 13 дюймов) и посадочным диаметром не ме-нее 457 мм (18 дюймов);
- малогабаритные - с шириной профиля менее 200 мм (менее 7 дюймов).
Маркировка шин.

Определения.
Колесо - вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска.
Обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.
Диск - часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину.
Сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице.
Колеса обозначают основными размерами ободьев - номинальной шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).
Примеры обозначения колес:
- выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей –
127Jx330 или 5Jx13
114Kх355 или 4 1/2Kх14
152Lx380 или 6Lx15
114Bх305 или 4,5Bх12;
- выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин:
8,25x22,5
9,00х22,5,
где первые цифры - 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 - обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах, а цифры - 5; 4 1/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 - в дюймах;
вторые цифры - 330; 355; 380; 305; 508 - обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, K, L, B - обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;
Хранение шин, камер.
Для предупреждения преждевременного старения пригодные к эксплуатации шины, камеры, должны храниться в закрытом отдельном сухом помещении, защищенном от солнечных лучей, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, нефтепродуктов, кислот, щелочей, а также не должны соприкасаться с медью и другими коррозирующими веществами.
Стеллажи в складских помещениях должны быть размещены в соответствии с нормами пожарной безопасности и с учетом применения подъемных механизмов.
Отопительные устройства, находящиеся на складе, следует экранировать. Стеллажи с шинами и вешалки с ка-мерами не должны находиться ближе 1 м от отопительных приборов.
При хранении шин допускается колебание температуры воздуха от -30 до +35°С (оптимальная температура +5°С) и относительной влажности от 50 до 80%. Температура и относительная влажность на складах должны регулироваться проветриванием помещения (в жаркую погоду - ночью); при относительной влажности ниже 50% следует применять искусственное увлажнение, посыпая пол влажными опилками или сбрызгивая его водой.
Не допускается в складах затхлости воздуха и появления на стенах плесени. При появлении указанных факто-ров помещение следует продезинфицировать 2-процентным раствором формалина и проветрить.
Запрещается проветривать склады во время грозы и в течение 2-3 час. после нее из-за резкого увеличения со-держания озона в воздухе.
При длительном хранении шины следует поворачивать, меняя зону опоры через каждые 3 месяца.
Новые, бывшие в эксплуатации, шины должны храниться в вертикальном положении на стеллажах или на ров-ном полу.
При хранении шин в сборе с камерами последние накачиваются воздухом до внутреннего размера покрышек для избегания образования складок на них.
Бескамерные шины следует хранить с распорками между бортами.
Допускается: хранение шин на открытом воздухе сроком до 1 месяца в вертикальном положении под навесом или укрытых материалом, защищающим их от внешних воздействий (солнца, атмосферных осадков и загрязнения).
Камеры должны храниться в слегка накачанном воздухом состоянии на кронштейнах с полукруглыми поверхностями или в покрышках.
Через каждые 3 месяца хранения на кронштейнах камеры следует поворачивать, меняя зону опоры.
Правила монтажа и демонтажа шин.

Шины, камеры, хранившиеся при температуре ниже нуля, перед монтажом должны быть выдержаны в нормальных условиях при комнатной температуре в течение 3-4 часов.
Перед монтажом шины на обод необходимо смазать борт шины и посадочное место обода смазкой (ГОСТ 13032), а камеру снаружи припудрить тальком.
Перед монтажом камеры проверяются на герметичность в ваннах или других резервуарах с водой.
Поверхность ободьев должна быть очищена от ржавчины и покрашена лаком или краской для металла.
При покупке новых ободьев отдельно или на автомобилях, а также в период эксплуатации рекомендуется проверять их осевое (торцевое) и радиальное биение.
При проведении монтажно-демонтажных работ необходимо соблюдать следующие правила по технике безопасности:
- перед демонтажем шины с обода необходимо полностью выпустить из шины воздух;
- в случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов;
- в целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест-накрест), постепенно в той же последовательности завернуть все гайки в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию автомобиля;
- перед вывешиванием снимаемого колеса с помощью домкрата необходимо затормозить автомобиль ручным тормозом, включить первую скорость в коробке передач и положить под остальные колеса упоры для предотвращения скатывания автомобиля при подъеме на домкрат, ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить коле-со домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.
Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими, пластмассовыми или резиновыми колпачками.
При установке сдвоенных колес на ось автомобиля необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности доступа к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.
Уход за шинами владельцев автотранспортных средств
-места стоянки автомобилей должны быть очищены от грязи, нефтепродуктов, масел, химикатов и других веществ, разрушающих резину. Должна быть исключена возможность примерзания шин к дорожному покрытию из-за скопления воды около автомобиля;
-при использовании крытых стоянок автомобили не должны находиться ближе одного метра от отопительной системы;
-не допускать стоянки автомобиля на одном месте с полной нагрузкой более двух суток, ненагруженных - более 10 суток. При необходимости более продолжительной стоянки автомобилей следует разгружать шины с помощью подставок или передвигать автомобиль;
-автомобили, подлежащие консервации, следует устанавливать на подставки с полной разгрузкой шин; шины необходимо покрывать водяной эмульсией мела или извести с целью предохранения (на открытой стоянке) от непосредственного воздействия солнечных лучей;
-давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным руководством (инструкцией) по эксплуатации автомобиля, так как нарушение давления приводит к снижению ресурса шин.
- запрещается стоянка автомобилей на шинах, у которых внутреннее давление ниже установленной нормы;
При проведении ТО автомобиля одновременно выполняются следующие работы по шинам и ободьям:
а) осмотр шин с целью определения их пригодности к дальнейшей эксплуатации: удаляются застрявшие посторонние предметы в протекторе, боковине, между сдвоенными колесами; выявляются шины, имеющие механические повреждения; проверяется исправность вентилей, золотников, наличие колпачков; определяется пригодность шин по износу протектора и подбору шин по осям автомобиля;
б) проверка крепления колес и их элементов;
г) замер внутреннего давления во всех шинах автомобиля, в том числе и в запасной; при необходимости давление в шинах следует довести до нормы.
д) производится проверка схождения и развала колес и их балансировка.
Замер внутреннего давления производится в полностью остывших шинах манометром, показания которого должны быть сверены с показаниями контрольного манометра.
Перестановку колес на одной оси и по осям автомобиля рекомендуется производить при выявлении технической необходимости.
Основанием для перестановки могут служить:
а) необходимость подбора шин по осям и сдвоенным колесам;
б) необходимость установки на переднюю ось более надежных шин (без механических повреждений и др.);
в) выявленный неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора.
Запрещается эксплуатация если обнаружены:
- установка на одну ось, а также сдвоенные колеса шин диагональной и радиальной конструкции, шин с различными типами рисунков протектора;
- давление воздуха, не соответствующее установленным нормам;
- отсутствие колпачков на вентилях шин;
- высота рисунка протектора меньше предельно допустимой;
- отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки;
- видимые нарушения формы и размеров отверстий в дисках колес под детали крепления;
- деформированные ободья;
- установка на легковом автомобиле бескамерных радиальных шин с накладными декоративными боковинами.
Минимально допустимая остаточная высота рисунка протектора, при которой шина должна сниматься с эксплуатации, установлена в размере:
- для шин легковых автомобилей - 1,6 мм;
- для шин на прицепах и полуприцепах - такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.
Замер остаточной высоты рисунка протектора производится в местах наибольшего износа вне зоны расположения полумостиков и ступенек у основания выступов рисунка протектора.
Для шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измерение высоты рисунка протектора производится по краям этого ребра.
Для шин повышенной проходимости измерение высоты рисунка протектора производится между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам.
На шинах с индикаторами износа предельно допустимая высота рисунка протектора определяется по появлению индикаторов (выступы по дну канавок беговой дорожки, высота которых равна минимально допустимой высоте рисунка протектора).
Для шин, имеющих индикаторы износа, при равномерном износе рисунка протектора предельный износ определяется появлением одного индикатора, при неравномерном износе - появлением двух индикаторов в каждом из двух сечений.
Запрещается установка на один автомобиль морозостойких и не морозостойких шин из-за различного времени их разогрева.

3
26 July 2013 в 15:40
7759
2
Последний раз отредактировал yy.300, 26 July 2013 в 18:25
2 комментария:
К.Е
#  К.Е  27 July 2013 в 12:07

Короче о главном:
Правильно:


Неправильно - всё остальное.

0
yy
#  yy.300  27 July 2013 в 14:56

))) это круто!!!

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29