личный блог Timoxa_nsk →
Гонка-мечта и гонка-легенда, длинный марафон 24 часа Ле Ман проходит вот уже на протяжении почти 90 лет, и за все это время не то чтобы не принес никому разочарования, но с каждым разом становится все более невероятным и все более желанным. Наверное, не было и нет в этом мире настоящего пилота, который не хотел бы поучаствовать в Ле Мане и доказать всем и прежде всего самому себе, что он не слабак и чего-то стоит в этой жизни.
Начиная с 1923 года, когда это соревнования состоялось впервые, и по сей день каждый человек, испытывающий страсть к автомобилям и автогонкам, хоть однажды, но представил себя пилотом за рулем абсолютно реальных и в то же время нереальных, абсолютно сумасшедших автомобилей, которые участвуют в этой главной гонке на выживание.
Что такое Ле Ман на самом деле?
Название Ле Ман носит город в 180 км от Парижа. На сегодняшний день в нем проживает чуть больше 190 тыс. человек, он делится на 9 округов и занимает территорию в 15 756 гектар. В нашем понимании городок-то не велик, однако он входит в десятку самых крупных городов Франции (вместе с пригородами) и является административным центром департамента Сартэ (Sarthe).
В 1891 году в Ле Мане был создан Союз Автомобилистов Сартэ. В него входило несколько человек, ратовавших за автомобили и автоспорт, в том числе первый автопроизводитель города Ле Ман Амеди Болле и Жорж Дюран, один из первых автогонщиков Франции. Поскольку все они пробовали себя в автогонках, то у них и возникла идея организовать свою, и не обычную, а сделать ее ежегодной и международной.
В 1897 году в Ле Мане было организовано первое соревнование — трасса пролегала вокруг стен кафедрального собора на площади Якобинцев. Очевидцы утверждали, что трасса была довольно сложная, со скоростными поворотами. Гонка состояла из трех заездов, проходивших 29 и 30 мая.
В январе 1906 года в округе Сартэ прошел Гран При Франции. Трасса была названа Sarthe Circuit, пролегала через 10 населенных пунктов и была общей протяженностью в 103,18 км.
С тех пор гонки в Ле Мане стали частым событием.
К 1920-му году, когда в Ле Мане должен был состояться первый Международный Кубок, длина трассы сократилась до 17 км 100 метров. Теперь она уже гораздо больше была похожа на современное кольцо.
История марафона
26 мая 1923 года, в субботу, был дан старт первому 24-часовому марафону Ле Ман. На старт вышло 33 автомобиля. Длина трассы составляла 17 км 262 метра.
На стартовой решетке автомобили были выстроены по два в ряд и далее по убыванию объема двигателя. При сигнале к старту водители запрыгивали в автомобили, заводили двигатели и стартовали. Квалификационных заездов не проводилось.
В 1923 году был поставлен своеобразный рекорд: финишировало 30 автомобилей из 33-х, т.е. всего 9% не добралось до финиша. До сих пор этот рекорд так ни разу и не был побит.
В этом же году произошла первая авария в истории Ле Мана. Уже после финиша один из пилотов выбежал на питлейн поздравить своего товарища по команде и попал под колеса другого автомобиля. Вместо праздника и гулянки он получил многочисленные синяки и перелом руки.
В 1923 году был опубликован первый регламент марафона. Он состоял из 14 пунктов и занимал 2 листа бумаги.
В 1927 году было отменено обязательное правило, по которому все автомобили должны были проехать первые 20 кругов с откинутым верхом кузова — для повышения зрелищности гонки.
В 1932 году организаторы марафона АСО (Automobile Club de L'Ouest) приобрели участок земли, где построили отрезок частной дороги и необходимые технические разделы, включая питлейн и паддок. С этого года протяженность трассы сократилась до 13,492 км.
1933 год — в гонке впервые принимают участие легендарные Alfa Romeo 8C. Победу одерживает знаменитый Тацио Нуволари за рулем одной из них.
1940-1949 — 24 часа Ле Ман не проводился в связи со Второй мировой войной.
В 1951 году в гонку выставлен Porsche 356!
Сын великого Фердинанда Порше так прокомментировал это событие: «За несколько месяцев до смерти мой отец пообещал знаменитому французскому автоспортивному журналисту Шарлю Фарру заявить в 24 часа Ле Ман Porsche 356. Я уважаю его желание и поэтому в 1951 году на старт гонки выйдет этот автомобиль, укомплектованный двигателем 1100 куб.см и мощностью 48 л.с.»
Этот Порше выиграл гонку и с тех пор компания Porsche принимает непрерывное участие в знаменитом марафоне.
С 1958 по 1975 — ЛеМан проводится под статусом этапа чемпионата мира.
В 1971г. 33 из 49 стартовавших автомобилей — Porsche. В этот год впервые старт давался с ходу. Именно в этот год снимался знаменитый фильм «Ле Ман» со Стивом Маккуином.
1981 — Впервые в гонке используется пейс-кар. Он выехал на трассу после смертельной аварии Жана-Луи Лафосса.
1990 — Прямую Мюльсан достраивают двумя шиканами (правой и левой). Это снижает скорость разгона (до этого момента она порой достигала 400 км/ч у прототипов) и уменьшает аварийность. Теперь пилотам приходится дважды оттормаживаться до 120 км/ч.
1991 — Первая и единственная пока победа японского автомобиля — Mazda 787
Всего побед у производителей (по 2011 год включительно):
Porsche — 16
Audi — 10
Ferrari и Jaguar — по 9
Bentley — 6
Alfa Romeo — 4
Peugeot — 3
Mazda — 1
Имена, вошедшие в историю
С самого начала и до сих пор Ле Ман является неким центром притяжения для сильных духом. И это касается не только профессиональных автогонщиков. Большое количество и просто знаменитых людей прошло через эти гонки.
Еще до Первой Мировой войны на этом треке выступал сам Фердинанд Порше, а механиком у него служил молодой югослав Иосип Броз (в дальнейшем он стал известен как политический лидер Югославии Иосип Броз Тито). Здесь гоняли русские князья Оболенский и Трубецкой, сын Беннито Муссолини, знаменитый актер Пол Ньюман, американский миллионер и путешественник Стив Фоссет.
Но, наверное, самым громким и печально известным именем за всю историю Ле Мана стало имя Пьера Левега. У этого спортсмена была одна мечта, которой он жил: принять участие в марафоне Ле Ман 24 часа. Он шел к этой цели долго и упорно. И вот наконец в 1938 году такая возможность ему представилась. Несколько раз он выходил на старт ЛеМана, и каждый раз проигрывал по той или иной причине.
Поскольку в те времена это еще не было запрещено правилами, то в 1952 году он принял решение стартовать в одиночку. Он приобретает Talbot Lago T26 GS и отправляется в марафон. На протяжении практически всей гонки он лидирует, но усталость сказывается, и за 2 часа до финиша он останавливается на обочине и засыпает.
В 1955 его приглашают в заводскую команду Mercedes. 11 июня, через 2 часа после старта гонки Mercedes Левега попадает в аварию. Автомобиль взмывает в воздух и вылетает в трибуны. Это была самая крупная авария за историю всех автогонок: 82 человека погибло, и еще несколько десятков было ранено.
Гонку останавливать не стали, но не из-за черствости организаторов, а чтобы люди не занимали подъездные дороги, по которым спешили Скорые.
В течение следующих часов Mercedes Benz постепенно снял с гонки все свои автомобили и не участвовал в автогонках вплоть до 1987 года.
На сегодняшний день самое большое количество побед принадлежит датскому автогонщику Тому Кристенсену (Tom Kristensen, род. 7 июля 1967 года). Он — единственный 8-кратный победитель гонки «24 часа Ле Мана».
Инфраструктура и зрители. Автопарк зрителей
На время проведения знаменитой гонки пригороды Ле Мана превращаются в отдельный город. В течение практически недели (а именно 6 дней, т.к. первые посетители приезжают сюда в понедельник, когда начинается активная подготовка к гонке) здесь кипит и бурлит жизнь. Большинство умников приезжает сюда со своими кемперами или палатками, наиболее капризные живут в гостиницах разной степени удаленности, т.к. бронировать их начинают обычно за год до события, а к лету поблизости от места события уже ничего не остается.
Здесь же разбивают специальные палаточные городки, где за уместную плату можно арендовать палатку, чтобы вздремнуть во время гонки.
Сюда стекаются продавцы всего, что может быть так или иначе интересно посетителям гонки: это одежда, сувениры, книги, фильмы, музыка, хоть сами машины — все, что душе угодно.
С едой здесь проблематичнее. Французы, которые так славятся своей кухней, в повседневности ребята весьма неприхотливые: багеты в любом виде, разливное пиво — и зритель счастлив.
Припарковать автомобиль просто так, где понравилось, не получится. Парковочное место тоже придется покупать.
Здесь работает целый парк аттракционов, пассажиров по маршруту развозит специальный мини-поезд на колесах — как в детстве было в Москве на ВДНХ, пиво льется рекой, но при этом вся публика исключительно позитивная. Никто ни на кого не «бычит», не лезет выяснять отношения и не потрясает кулаками.
Самое страшное — это если болельщики будут петь песни, скандировать лозунги или свистеть в дудки. Милейшие люди!
При этом надо сказать, что такой частный автопарк мало где встретишь. Катерхемы, Бентли, Феррари, Лотусы. В неменьшем почете здесь и «старички» — старинные мини, альфа-ромео и естественно, пежо и ситроены.
В преддверии гонки
Смысл 24-часового марафона — в испытании автомобилей не на скорость, а на надежность и выносливость. Второй задачей было развитие топливосберегающих технологий.
Но саму гонку «24 часа Ле Ман» и остальные гонки серии (в течение года проводится 5 европейских гонок и от 8 до 12 американских серии Ле Ман). Победители и призеры получают приглашения в Большой Ле Ман.
Главное отличие этих гонок от всех других марафонов, в том числе знаменитых 24 часа Нюрбургринга, заключается в том, что здесь принимают участие не только кузова, но и прототипы.
а) Правила
Правила соревнования просты. Среда отведена практике. За два дня до старта марафона (в четверг) проводится две квалификационные сессии: дневная и ночная. По общему результату квалификации автомобили расставляются на позициях стартовой решетки.
Пятница отводится на доработки и настройки автомобилей перед гонкой или используется как возможность отремонтировать то, что разбили на квалификации.
В субботу в 3 часа дня дается одновременный старт участникам во всех четырех классах соревнования. Побеждает тот, кто, сумев финишировать, проедет наибольшее расстояние.
Вплоть до 1980-х существовали команды с двумя пилотами, но к концу десятилетия в правилах было закреплено, что необходимо, по крайней мере, три пилота.
В течение многих десятилетий экипаж был обязан проехать не менее часа в гонке, прежде чем им позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями (типа масла или охлаждающей жидкости) за исключением топлива. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались. Делалось это для повышения надежности автомобилей.
Другое правило, которое долгое время было уникальным для Ле-Мана: требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Оно основывалось не только на соображениях пожаробезопасности, но и способствовало повышению надёжности автомобиля.
Для участие в эндурансе 24 часа Ле Ман приглашаются команды-победители американских, европейских и азиатских серий Ле Ман, а также другие команды по выбору организаторов. Самостоятельно заявиться на участие в марафоне невозможно.
б) Классы
До нынешнего года 4 гоночных класса в этом марафоне выглядели так:
LM P1 — прототипы, гоночные автомобили с открытым или закрытым кузовом. Двигатели: атмосферные бензиновые (максимальный рабочий объем — 6 л), бензиновые с наддувом (4 л) и дизельные с наддувом (5,5 л). Минимальная масса — 900 кг. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 550 до 650 л.с.
LM P2 — «младший» класс прототипов. Двигатели: атмосферные бензиновые (максимальный рабочий объем — 3,4 л) или турбированные с компрессором (2 л). Минимальная масса — 825 кг. Мощность прототипов LM P 2 колеблется в пределах от 450 до 550 л.с.
LM GT1 — Серьезно доработанные двухдверные купе или спайдеры на базе серийных моделей (омологационная партия — 25 машин). Двигатели — на базе серийного блока цилиндров, максимальный рабочий объем — 8 л. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 575 до 630 л.с. Минимальная масса — 1125 кг.
LM GT2 — двухдверные купе или спайдеры на базе серийных моделей (омологационная партия — 100 машин или 25 для маленьких заводов). Двигатели — на базе серийного блока цилиндров, максимальный рабочий объем — 8 л. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 430 до 520 л.с. Минимальная масса — 1125 кг.
Однако с 2011 года в регламент были внесены изменения. Из младших классов сохранили лишь GT2, GT1 был упразднен. На базе класса GT2 была создана категория GTE, которую в свою очередь разделили на GTE Pro и GTE Am (что расшифровывается как Professionals и Amateurs).
Класс LM GTE Pro рассчитан на новейшие автомобили и профессиональных пилотов. В этом году в нем приняли участие шесть производителей — Aston Martin (который участвует также и в классе прототипов), BMW, Corvette, Ferrari, Lotus и Porsche. По итогам сезона 2011 года две марки будет награждено специальными призами: одна как производитель и другая как команда.
В отличие от автомобилей класса GTE Pro, автомобили, выступающие в классе GTE Am должны быть не моложе 1 года, и в экипаже должен быть заявлен как минимум один непрофессиональный пилот.
Прототипы могут быть открытыми и закрытыми, при этом разницы в аэродинамике по утверждению людей грамотных и знающих, нет.
в) Парад в Ле Мане
Ежегодный парад участников на площади Якобинцев в Ле Мане это не просто красивый атрибут гонки, это почти столетняя традиция. Пилоты, объезжающие на старинных автомобилях вокруг стен старинного собора, повторяют путь тех смельчаков, которые в начале 20-го века садились за руль первых автомобилей, чтобы принять участие в автогонках.
Каждой команде предоставляется, как это модно говорить, винтажный автомобиль — старинный Peugeot или Citroen или другой, на котором их провозят перед болельщиками, и если кому-то повезет, то он поймает открытку с автографом своего кумира. Затем спорстмены совершают круг почета, чтобы финишировать с той же точки, с которой начинали свой путь.
Здесь же на площади выставлены невероятные суперкары, про многие из которых мы в своей повседневной жизни и не слыхивали. Помимо серийных вроде Bugatti или Pagani, здесь можно обнаружить и вовсе концепты (например, ERA — Electric Raceabout или Venturi Volage, выполненные в единичных экземплярах, или еще только поступающие в окончательную разработку).
Забавно, но в этот раз парад чуть не окончился конфузом. Аугусто Фарфуш, известный пилот, принимавший неоднократное участие в гонках серии DTM, а также в различных других марафонах, в том числе и в «24 часа Нюрбургринг», и победивший в этом году в суточной гонке в Дубаи, в Ле Мане участвует первый раз в жизни. Поэтому о неписанных правилах с шоу-кара не слезать и в толпу поклонников не ходить, еще не знает. Стартовал их экипаж одним из первых, и вот уже на подъезде к финишной точке парада сердце спортсмена дрогнуло в ответ на призывные крики болельщиков, он легко спрыгнул с автомобиля и пошел «в народ». Делать было нечего: экипаж остановился, за ним следующий и так далее. Остальные пилоты также пошли раздавать автографы, возникла небольшая пробка, но никто из организаторов и слова не сказал: не принято. И только когда автографы были розданы и пилоты погрузились обратно в свои автомобили, кортеж двинулся вновь...
Гонка
Помимо изменений в классах, все остальное в 2011 году полностью соответствовало правилам.
Тесты и квалификация прошли, как говорят, в рабочем режиме. На квалификации было несколько аварий, но ничего существенного. Все квалифицировавшиеся автомобили смогли выйти на старт.
Всего на гонку было заявлено 56 экипажей. Из них 17 — в классе LMP1, 11 в LMP2.
В прототипах на победу в гонке производителей было два основных претендента: Peugeot и Audi. У них уже довольно давно идет жесткое противостояние, но пока в пользу Audi. В прошлом году оно закончилось в пользу Audi. В этом году немцы выставили 3 прототипа Audi R-18-106 TDI против трех французских гибридных Peugeot 908.
Помимо них были Aston Martin, 2 прототипа Lola Toyota, Lola Honda, 2 Nissan и другие.
В классах GTE между собой соревнуются BMW, Ferrari, Corvette, Porsche, Aston Martin, Lotus.
Большинство из них использует резину Michelin, остальные отдают предпочтение Dunlop.
Одним из любимцев французской публики и довольно серьезным претендентом на победу была команда Pescarolo, использующая шасси своей разработки. Создана она была знаменитым гонщиком Анри Пескароло, принимавшем участие в Формуле 1, Дакаре и многих других автогонках. В Ле Мане он выходил на старт 33 раза!
Старт гонки
За два часа до старта все автомобили участников выезжают на стартовую решетку, а за час до гонки пилоты, отдавая дань традиции, выстраиваются через полотно напротив своих автомобилей. Именно так давался старт ровно 40 лет тому назад.
Затем, по сигналу, пилоты подбегают к своим автомобилям и запрыгивают в них.
Болиды выстраиваются на решетке согласно квалификации. По отмашке французским триколором автомобили выезжают на прогревочный круг. Одновременно с этим над трассой проносятся французские истребители, оставляя за собой трехцветный след в небе.
Старт дается традиционно с хода.
В этом году первая строчка на стартовой решетке принадлежала двум экипажам Audi — под номером 1 и 2. Вторую строку оккупировали Peugeot и третью разделили обе команды между собой.
Противостояние ожидалось жесткое, чувствовалось нервное напряжение.
Ход гонки
И вот практически сразу же, на 51 минуте гонке происходит страшная авария. Экипаж Audi под номером 3, в состав которого входили опытнейшие пилоты Ринальдо Капелло и Том Кристенсен, а за рулем находился бывший «формулист» и двукратный победитель ЛеМан 24 часа Аллан МакНиш, попадает в ужасающую аварию. Во время обгона на торможении автомобиля класса GTE в районе арки Dunlop Audi входит в контакт с Ferrari, подлетает, делает пируэт в воздухе и приземляется в отбойники, укрепленные старыми покрышками. Осколки кузова, части подвески разлетаются в разные стороны. Оторвавшееся многокилограммовое колесо летит в сторону журналистов и чуть не догоняет одного из фотографов. Жертв удалось избежать чудом.
С самим пилотом все нормально, но на трассу на час с лишним выезжает safety car. В команде Audi все в шоке. Тем не менее, они продолжают лидировать в гонке, хотя Peugeot и дышит им в спину.
До наступления темноты все было относительно спокойно, ситуация была абсолютно штатной мелкие аварии и сходы никак не сказывались на общем ходе гонки.
Нереально красивые прототипы, похожие на невероятных монстров, казались выходцами из фантастических фильмов. Они мчались с невероятными скоростями (максималка была зарегистрирована у Peugeot под номером 7 в 343 км/ч), проходя круг в среднем за 3,5 минуты.
С наступлением темноты зажглись дополнительные огни и бортовые номера на автомобилях. Теперь под покровом ночи на Ле Ман опустилась особенная тишина, в которой раскатывались звуки двигателей и подбадривающие крики болельщиков. Но очарование длилось недолго.
В 22 часа 41 минуту произошел еще один страшнейший инцидент на трассе — и опять с Audi, под номером 1. Практически точно такой же обгон, как и в прошлый раз, но только в связке поворотов Индианаполис — и снова краш, и так что щепки от карбонового боди разлетелись на десятки метров. От Ауди остался один только кокпит, но и в этом случае пилот, слава богу, не пострадал.
В темноте собирать обломки оказалось гораздо сложнее и дольше. Safety car на этот раз не покидал трассу почти два с половиной часа.
В команде царила мрачная молчаливость, но боевой дух не пострадал. Единственное, что было сказано пилотам оставшегося экипажа: не рискуйте без нужды, мы должны финишировать.
За это время Audi и Peugeot несколько раз менялись местами в турнирной таблице, отставания исчислялись, то секундами, то минутами и кругами. На стороне французов было численное преимущество, но немцы не сдавались.
К счастью, за ночь больше никаких особых происшествий не происходило.
Удивительно, но хмурая и дождливая погода, осаждавшая Ле Ман на протяжении всей предгоночной недели, накануне старта смилостивилась над гонщиками. Тучи разошлись, трасса просохла и как будто сама фортуна улыбалась смельчакам.
По сухой трассе ехать было намного проще, и пилоты прототипов в светлое время суток старались нагнать то, что по какой-то причине было упущено в темноте. На их агрессивную манеру вождения жаловались практически все пилоты младших классов.
Марк Либ, пилотировавший Porsche 911 GT3 RSR, двукратный победитель Ле Мана в категории GTE, сказал:
«Не помню, чтобы когда-то еще я был свидетелем такого количества аварий на Ле Мане. И я не считаю нормальным, что большинство пилотов на прототипах так невероятно агрессивны».
Другой пилот Porsche Николас Арминдо прокомментировал это следующим образом: «Иногда мне казалось, что они нас вообще не видят, особенно, когда идут на обгон. И если мы не уберемся с их пути, то нам же будет хуже».
В категории GTE основными соперниками были команды Corvette racing, BMW motorsport и AF Corse (Ferrari).
Но около 7 утра после серьезной аварии выбыл один из главных претендентов на победу — Corvette под номером 74. По иронии судьбы как раз после поворота, называющегося Corvette corner, во время обгона одного из Porsche, Йан Магнуссен не справился с автомобилем, его вынесло на траву, закрутило и притащило в отбойники.
Попал в аварию и экипаж BMW под номером 55 (Аугусто Фарфуш, Йорг Мюллер и Дирк Вернер). Ему тоже прочили место на подиуме.
Джанкарло Физикелла, пилотировавший одну из Феррари 458 команды AF Corse (спонсорскую поддержку им оказывает Лаборатория Касперского и сам Евгений с большим удовольствием посещает все гонки), под конец гонки тоже был мрачнее тучи. Судя по всему, у двигателя отказал как минимум один цилиндр и на каждом кругу машина теряла время.
Примерно в половине одиннадцатого утра в воскресенье тучи вновь стали стягиваться над Сартом, заморосило мелким дождем. Затем закапало сильнее. Мокрый асфальт спровоцировал целую серию аварий и вылетов.
К сожалению, закончилась гонка и для экипажа Pescarolo. И буквально через несколько минут чуть не случилась еще одна авария в команде Audi. Во время обгона прототипа Peugeot пилот не рассчитал траекторию обгона и вылетел с трассы — благо ему повезло и ему удалось направить автомобиль точно сквозь столбики ограждения по диагонали через зону вылета. Таким образом, он спас себя и команду от крушения всех надежд.
В общем, по теории вероятности, после всех аварий и разочарований уходящих суток, команда Audi Sport должна была бы получить компенсацию в виде долгожданной победы.
До последней минуты судьба гонки была под вопросом. Ауди лидировали, но разница между ними и следующим болидом Peugeot была минимальной. Иногда разрыв составлял порядка 16 секунд, иногда сокращался до 10. Любая ошибка со стороны пилота — и про первое место можно забыть.
Но Андре Лоттерер, установивший, кстати, рекорд круга в 3'25"289, уверенно вел машину к финишу.
Когда он первым пересек финишную прямую и получил отмашку флагом прямо на полотне трассы (по традиции) из рук руководителя гонки, никто в Audi еще не мог до конца поверить в победу.
Но это случилось.
Peugeot финишировали вторыми, третьими и четвертыми. Они завершили гонку в полном составе, и тем самым доказали еще раз надежность машин и невероятную умелость пилотов.
Но это далеко не то же самое, что быть первыми.
В категории GTE LM Pro победа досталась второму экипажу команды Corvette Racing под управлением Антонио Гарсиа. Ferrari Физикеллы пришла к финишу лишь второй. Третью ступеньку подиума завоевал BMW с бортовым номером 56 ( Энди Приоль, Дирк Мюллер, Джои Хэнд)
Из 56 экипажей до финиша добралась ровно половина: 28 машин.
Финиш, награждение
В Ле Мане все очень жестко, но очень честно: к подиуму подъезжает лишь одна машина. Та самая, которая выиграла гонку. Ведь это правильно: победитель бывает только один. Вторые и третьи места — это просто утешительный приз.
2 пилота ожидали возвращения своего товарища, не скрывая слез. Сказывалось напряжение, невероятное томительное ожидание, страх потерять все.
Перед подъехавшим победителем расступились журналисты, команды, зрители и распахнулись створки арены.
Лоттерер вылез из прототипа и шагнул навстречу товарищам — Марселю Фёсслеру и Бенуа Трелюйеру.
Стоя на крыше своего автомобиля, они вместе плакали и смеялись.
Затем было награждение, много красивых призов, часы Ролекс в подарок победителям, цветы и шампанское, золотая фольга из пушек у подиума, слетавшая на головы зрителей.
Это все было невероятно.
Но в следующем году, бог даст, будет опять так же.
В качестве послесловия
22 июня Audi R18-106, которая выиграла 24-часовой марафон в Ле Мане 2011, заняла свое место в музее Audi в Ингольштадте, где собраны все автомобили концерна — победители знаменитых гонок.
До места ее сопровождали все три пилота экипажа.
Поскольку две машины из трех были разбиты, а третья «ушла на пенсию», в 4-м этапе межконтинентального кубка в Имоле Audi примет участия на новых модифицированных шасси R18-103 и R18-107.
24 часа на Ле Ман — гонка твоей мечты
Гонка-мечта и гонка-легенда, длинный марафон 24 часа Ле Ман проходит вот уже на протяжении почти 90 лет, и за все это время не то чтобы не принес никому разочарования, но с каждым разом становится все более невероятным и все более желанным. Наверное, не было и нет в этом мире настоящего пилота, который не хотел бы поучаствовать в Ле Мане и доказать всем и прежде всего самому себе, что он не слабак и чего-то стоит в этой жизни.
Начиная с 1923 года, когда это соревнования состоялось впервые, и по сей день каждый человек, испытывающий страсть к автомобилям и автогонкам, хоть однажды, но представил себя пилотом за рулем абсолютно реальных и в то же время нереальных, абсолютно сумасшедших автомобилей, которые участвуют в этой главной гонке на выживание.
Что такое Ле Ман на самом деле?
Название Ле Ман носит город в 180 км от Парижа. На сегодняшний день в нем проживает чуть больше 190 тыс. человек, он делится на 9 округов и занимает территорию в 15 756 гектар. В нашем понимании городок-то не велик, однако он входит в десятку самых крупных городов Франции (вместе с пригородами) и является административным центром департамента Сартэ (Sarthe).
В 1891 году в Ле Мане был создан Союз Автомобилистов Сартэ. В него входило несколько человек, ратовавших за автомобили и автоспорт, в том числе первый автопроизводитель города Ле Ман Амеди Болле и Жорж Дюран, один из первых автогонщиков Франции. Поскольку все они пробовали себя в автогонках, то у них и возникла идея организовать свою, и не обычную, а сделать ее ежегодной и международной.
В 1897 году в Ле Мане было организовано первое соревнование — трасса пролегала вокруг стен кафедрального собора на площади Якобинцев. Очевидцы утверждали, что трасса была довольно сложная, со скоростными поворотами. Гонка состояла из трех заездов, проходивших 29 и 30 мая.
В январе 1906 года в округе Сартэ прошел Гран При Франции. Трасса была названа Sarthe Circuit, пролегала через 10 населенных пунктов и была общей протяженностью в 103,18 км.
С тех пор гонки в Ле Мане стали частым событием.
К 1920-му году, когда в Ле Мане должен был состояться первый Международный Кубок, длина трассы сократилась до 17 км 100 метров. Теперь она уже гораздо больше была похожа на современное кольцо.
История марафона
26 мая 1923 года, в субботу, был дан старт первому 24-часовому марафону Ле Ман. На старт вышло 33 автомобиля. Длина трассы составляла 17 км 262 метра.
На стартовой решетке автомобили были выстроены по два в ряд и далее по убыванию объема двигателя. При сигнале к старту водители запрыгивали в автомобили, заводили двигатели и стартовали. Квалификационных заездов не проводилось.
В 1923 году был поставлен своеобразный рекорд: финишировало 30 автомобилей из 33-х, т.е. всего 9% не добралось до финиша. До сих пор этот рекорд так ни разу и не был побит.
В этом же году произошла первая авария в истории Ле Мана. Уже после финиша один из пилотов выбежал на питлейн поздравить своего товарища по команде и попал под колеса другого автомобиля. Вместо праздника и гулянки он получил многочисленные синяки и перелом руки.
В 1923 году был опубликован первый регламент марафона. Он состоял из 14 пунктов и занимал 2 листа бумаги.
В 1927 году было отменено обязательное правило, по которому все автомобили должны были проехать первые 20 кругов с откинутым верхом кузова — для повышения зрелищности гонки.
В 1932 году организаторы марафона АСО (Automobile Club de L'Ouest) приобрели участок земли, где построили отрезок частной дороги и необходимые технические разделы, включая питлейн и паддок. С этого года протяженность трассы сократилась до 13,492 км.
1933 год — в гонке впервые принимают участие легендарные Alfa Romeo 8C. Победу одерживает знаменитый Тацио Нуволари за рулем одной из них.
1940-1949 — 24 часа Ле Ман не проводился в связи со Второй мировой войной.
В 1951 году в гонку выставлен Porsche 356!
Сын великого Фердинанда Порше так прокомментировал это событие: «За несколько месяцев до смерти мой отец пообещал знаменитому французскому автоспортивному журналисту Шарлю Фарру заявить в 24 часа Ле Ман Porsche 356. Я уважаю его желание и поэтому в 1951 году на старт гонки выйдет этот автомобиль, укомплектованный двигателем 1100 куб.см и мощностью 48 л.с.»
Этот Порше выиграл гонку и с тех пор компания Porsche принимает непрерывное участие в знаменитом марафоне.
С 1958 по 1975 — ЛеМан проводится под статусом этапа чемпионата мира.
В 1971г. 33 из 49 стартовавших автомобилей — Porsche. В этот год впервые старт давался с ходу. Именно в этот год снимался знаменитый фильм «Ле Ман» со Стивом Маккуином.
1981 — Впервые в гонке используется пейс-кар. Он выехал на трассу после смертельной аварии Жана-Луи Лафосса.
1990 — Прямую Мюльсан достраивают двумя шиканами (правой и левой). Это снижает скорость разгона (до этого момента она порой достигала 400 км/ч у прототипов) и уменьшает аварийность. Теперь пилотам приходится дважды оттормаживаться до 120 км/ч.
1991 — Первая и единственная пока победа японского автомобиля — Mazda 787
Всего побед у производителей (по 2011 год включительно):
Porsche — 16
Audi — 10
Ferrari и Jaguar — по 9
Bentley — 6
Alfa Romeo — 4
Peugeot — 3
Mazda — 1
Имена, вошедшие в историю
С самого начала и до сих пор Ле Ман является неким центром притяжения для сильных духом. И это касается не только профессиональных автогонщиков. Большое количество и просто знаменитых людей прошло через эти гонки.
Еще до Первой Мировой войны на этом треке выступал сам Фердинанд Порше, а механиком у него служил молодой югослав Иосип Броз (в дальнейшем он стал известен как политический лидер Югославии Иосип Броз Тито). Здесь гоняли русские князья Оболенский и Трубецкой, сын Беннито Муссолини, знаменитый актер Пол Ньюман, американский миллионер и путешественник Стив Фоссет.
Но, наверное, самым громким и печально известным именем за всю историю Ле Мана стало имя Пьера Левега. У этого спортсмена была одна мечта, которой он жил: принять участие в марафоне Ле Ман 24 часа. Он шел к этой цели долго и упорно. И вот наконец в 1938 году такая возможность ему представилась. Несколько раз он выходил на старт ЛеМана, и каждый раз проигрывал по той или иной причине.
Поскольку в те времена это еще не было запрещено правилами, то в 1952 году он принял решение стартовать в одиночку. Он приобретает Talbot Lago T26 GS и отправляется в марафон. На протяжении практически всей гонки он лидирует, но усталость сказывается, и за 2 часа до финиша он останавливается на обочине и засыпает.
В 1955 его приглашают в заводскую команду Mercedes. 11 июня, через 2 часа после старта гонки Mercedes Левега попадает в аварию. Автомобиль взмывает в воздух и вылетает в трибуны. Это была самая крупная авария за историю всех автогонок: 82 человека погибло, и еще несколько десятков было ранено.
Гонку останавливать не стали, но не из-за черствости организаторов, а чтобы люди не занимали подъездные дороги, по которым спешили Скорые.
В течение следующих часов Mercedes Benz постепенно снял с гонки все свои автомобили и не участвовал в автогонках вплоть до 1987 года.
На сегодняшний день самое большое количество побед принадлежит датскому автогонщику Тому Кристенсену (Tom Kristensen, род. 7 июля 1967 года). Он — единственный 8-кратный победитель гонки «24 часа Ле Мана».
Инфраструктура и зрители. Автопарк зрителей
На время проведения знаменитой гонки пригороды Ле Мана превращаются в отдельный город. В течение практически недели (а именно 6 дней, т.к. первые посетители приезжают сюда в понедельник, когда начинается активная подготовка к гонке) здесь кипит и бурлит жизнь. Большинство умников приезжает сюда со своими кемперами или палатками, наиболее капризные живут в гостиницах разной степени удаленности, т.к. бронировать их начинают обычно за год до события, а к лету поблизости от места события уже ничего не остается.
Здесь же разбивают специальные палаточные городки, где за уместную плату можно арендовать палатку, чтобы вздремнуть во время гонки.
Сюда стекаются продавцы всего, что может быть так или иначе интересно посетителям гонки: это одежда, сувениры, книги, фильмы, музыка, хоть сами машины — все, что душе угодно.
С едой здесь проблематичнее. Французы, которые так славятся своей кухней, в повседневности ребята весьма неприхотливые: багеты в любом виде, разливное пиво — и зритель счастлив.
Припарковать автомобиль просто так, где понравилось, не получится. Парковочное место тоже придется покупать.
Здесь работает целый парк аттракционов, пассажиров по маршруту развозит специальный мини-поезд на колесах — как в детстве было в Москве на ВДНХ, пиво льется рекой, но при этом вся публика исключительно позитивная. Никто ни на кого не «бычит», не лезет выяснять отношения и не потрясает кулаками.
Самое страшное — это если болельщики будут петь песни, скандировать лозунги или свистеть в дудки. Милейшие люди!
При этом надо сказать, что такой частный автопарк мало где встретишь. Катерхемы, Бентли, Феррари, Лотусы. В неменьшем почете здесь и «старички» — старинные мини, альфа-ромео и естественно, пежо и ситроены.
В преддверии гонки
Смысл 24-часового марафона — в испытании автомобилей не на скорость, а на надежность и выносливость. Второй задачей было развитие топливосберегающих технологий.
Но саму гонку «24 часа Ле Ман» и остальные гонки серии (в течение года проводится 5 европейских гонок и от 8 до 12 американских серии Ле Ман). Победители и призеры получают приглашения в Большой Ле Ман.
Главное отличие этих гонок от всех других марафонов, в том числе знаменитых 24 часа Нюрбургринга, заключается в том, что здесь принимают участие не только кузова, но и прототипы.
а) Правила
Правила соревнования просты. Среда отведена практике. За два дня до старта марафона (в четверг) проводится две квалификационные сессии: дневная и ночная. По общему результату квалификации автомобили расставляются на позициях стартовой решетки.
Пятница отводится на доработки и настройки автомобилей перед гонкой или используется как возможность отремонтировать то, что разбили на квалификации.
В субботу в 3 часа дня дается одновременный старт участникам во всех четырех классах соревнования. Побеждает тот, кто, сумев финишировать, проедет наибольшее расстояние.
Вплоть до 1980-х существовали команды с двумя пилотами, но к концу десятилетия в правилах было закреплено, что необходимо, по крайней мере, три пилота.
В течение многих десятилетий экипаж был обязан проехать не менее часа в гонке, прежде чем им позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями (типа масла или охлаждающей жидкости) за исключением топлива. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались. Делалось это для повышения надежности автомобилей.
Другое правило, которое долгое время было уникальным для Ле-Мана: требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Оно основывалось не только на соображениях пожаробезопасности, но и способствовало повышению надёжности автомобиля.
Для участие в эндурансе 24 часа Ле Ман приглашаются команды-победители американских, европейских и азиатских серий Ле Ман, а также другие команды по выбору организаторов. Самостоятельно заявиться на участие в марафоне невозможно.
б) Классы
До нынешнего года 4 гоночных класса в этом марафоне выглядели так:
LM P1 — прототипы, гоночные автомобили с открытым или закрытым кузовом. Двигатели: атмосферные бензиновые (максимальный рабочий объем — 6 л), бензиновые с наддувом (4 л) и дизельные с наддувом (5,5 л). Минимальная масса — 900 кг. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 550 до 650 л.с.
LM P2 — «младший» класс прототипов. Двигатели: атмосферные бензиновые (максимальный рабочий объем — 3,4 л) или турбированные с компрессором (2 л). Минимальная масса — 825 кг. Мощность прототипов LM P 2 колеблется в пределах от 450 до 550 л.с.
LM GT1 — Серьезно доработанные двухдверные купе или спайдеры на базе серийных моделей (омологационная партия — 25 машин). Двигатели — на базе серийного блока цилиндров, максимальный рабочий объем — 8 л. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 575 до 630 л.с. Минимальная масса — 1125 кг.
LM GT2 — двухдверные купе или спайдеры на базе серийных моделей (омологационная партия — 100 машин или 25 для маленьких заводов). Двигатели — на базе серийного блока цилиндров, максимальный рабочий объем — 8 л. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 430 до 520 л.с. Минимальная масса — 1125 кг.
Однако с 2011 года в регламент были внесены изменения. Из младших классов сохранили лишь GT2, GT1 был упразднен. На базе класса GT2 была создана категория GTE, которую в свою очередь разделили на GTE Pro и GTE Am (что расшифровывается как Professionals и Amateurs).
Класс LM GTE Pro рассчитан на новейшие автомобили и профессиональных пилотов. В этом году в нем приняли участие шесть производителей — Aston Martin (который участвует также и в классе прототипов), BMW, Corvette, Ferrari, Lotus и Porsche. По итогам сезона 2011 года две марки будет награждено специальными призами: одна как производитель и другая как команда.
В отличие от автомобилей класса GTE Pro, автомобили, выступающие в классе GTE Am должны быть не моложе 1 года, и в экипаже должен быть заявлен как минимум один непрофессиональный пилот.
Прототипы могут быть открытыми и закрытыми, при этом разницы в аэродинамике по утверждению людей грамотных и знающих, нет.
в) Парад в Ле Мане
Ежегодный парад участников на площади Якобинцев в Ле Мане это не просто красивый атрибут гонки, это почти столетняя традиция. Пилоты, объезжающие на старинных автомобилях вокруг стен старинного собора, повторяют путь тех смельчаков, которые в начале 20-го века садились за руль первых автомобилей, чтобы принять участие в автогонках.
Каждой команде предоставляется, как это модно говорить, винтажный автомобиль — старинный Peugeot или Citroen или другой, на котором их провозят перед болельщиками, и если кому-то повезет, то он поймает открытку с автографом своего кумира. Затем спорстмены совершают круг почета, чтобы финишировать с той же точки, с которой начинали свой путь.
Здесь же на площади выставлены невероятные суперкары, про многие из которых мы в своей повседневной жизни и не слыхивали. Помимо серийных вроде Bugatti или Pagani, здесь можно обнаружить и вовсе концепты (например, ERA — Electric Raceabout или Venturi Volage, выполненные в единичных экземплярах, или еще только поступающие в окончательную разработку).
Забавно, но в этот раз парад чуть не окончился конфузом. Аугусто Фарфуш, известный пилот, принимавший неоднократное участие в гонках серии DTM, а также в различных других марафонах, в том числе и в «24 часа Нюрбургринг», и победивший в этом году в суточной гонке в Дубаи, в Ле Мане участвует первый раз в жизни. Поэтому о неписанных правилах с шоу-кара не слезать и в толпу поклонников не ходить, еще не знает. Стартовал их экипаж одним из первых, и вот уже на подъезде к финишной точке парада сердце спортсмена дрогнуло в ответ на призывные крики болельщиков, он легко спрыгнул с автомобиля и пошел «в народ». Делать было нечего: экипаж остановился, за ним следующий и так далее. Остальные пилоты также пошли раздавать автографы, возникла небольшая пробка, но никто из организаторов и слова не сказал: не принято. И только когда автографы были розданы и пилоты погрузились обратно в свои автомобили, кортеж двинулся вновь...
Гонка
Помимо изменений в классах, все остальное в 2011 году полностью соответствовало правилам.
Тесты и квалификация прошли, как говорят, в рабочем режиме. На квалификации было несколько аварий, но ничего существенного. Все квалифицировавшиеся автомобили смогли выйти на старт.
Всего на гонку было заявлено 56 экипажей. Из них 17 — в классе LMP1, 11 в LMP2.
В прототипах на победу в гонке производителей было два основных претендента: Peugeot и Audi. У них уже довольно давно идет жесткое противостояние, но пока в пользу Audi. В прошлом году оно закончилось в пользу Audi. В этом году немцы выставили 3 прототипа Audi R-18-106 TDI против трех французских гибридных Peugeot 908.
Помимо них были Aston Martin, 2 прототипа Lola Toyota, Lola Honda, 2 Nissan и другие.
В классах GTE между собой соревнуются BMW, Ferrari, Corvette, Porsche, Aston Martin, Lotus.
Большинство из них использует резину Michelin, остальные отдают предпочтение Dunlop.
Одним из любимцев французской публики и довольно серьезным претендентом на победу была команда Pescarolo, использующая шасси своей разработки. Создана она была знаменитым гонщиком Анри Пескароло, принимавшем участие в Формуле 1, Дакаре и многих других автогонках. В Ле Мане он выходил на старт 33 раза!
Старт гонки
За два часа до старта все автомобили участников выезжают на стартовую решетку, а за час до гонки пилоты, отдавая дань традиции, выстраиваются через полотно напротив своих автомобилей. Именно так давался старт ровно 40 лет тому назад.
Затем, по сигналу, пилоты подбегают к своим автомобилям и запрыгивают в них.
Болиды выстраиваются на решетке согласно квалификации. По отмашке французским триколором автомобили выезжают на прогревочный круг. Одновременно с этим над трассой проносятся французские истребители, оставляя за собой трехцветный след в небе.
Старт дается традиционно с хода.
В этом году первая строчка на стартовой решетке принадлежала двум экипажам Audi — под номером 1 и 2. Вторую строку оккупировали Peugeot и третью разделили обе команды между собой.
Противостояние ожидалось жесткое, чувствовалось нервное напряжение.
Ход гонки
И вот практически сразу же, на 51 минуте гонке происходит страшная авария. Экипаж Audi под номером 3, в состав которого входили опытнейшие пилоты Ринальдо Капелло и Том Кристенсен, а за рулем находился бывший «формулист» и двукратный победитель ЛеМан 24 часа Аллан МакНиш, попадает в ужасающую аварию. Во время обгона на торможении автомобиля класса GTE в районе арки Dunlop Audi входит в контакт с Ferrari, подлетает, делает пируэт в воздухе и приземляется в отбойники, укрепленные старыми покрышками. Осколки кузова, части подвески разлетаются в разные стороны. Оторвавшееся многокилограммовое колесо летит в сторону журналистов и чуть не догоняет одного из фотографов. Жертв удалось избежать чудом.
С самим пилотом все нормально, но на трассу на час с лишним выезжает safety car. В команде Audi все в шоке. Тем не менее, они продолжают лидировать в гонке, хотя Peugeot и дышит им в спину.
До наступления темноты все было относительно спокойно, ситуация была абсолютно штатной мелкие аварии и сходы никак не сказывались на общем ходе гонки.
Нереально красивые прототипы, похожие на невероятных монстров, казались выходцами из фантастических фильмов. Они мчались с невероятными скоростями (максималка была зарегистрирована у Peugeot под номером 7 в 343 км/ч), проходя круг в среднем за 3,5 минуты.
С наступлением темноты зажглись дополнительные огни и бортовые номера на автомобилях. Теперь под покровом ночи на Ле Ман опустилась особенная тишина, в которой раскатывались звуки двигателей и подбадривающие крики болельщиков. Но очарование длилось недолго.
В 22 часа 41 минуту произошел еще один страшнейший инцидент на трассе — и опять с Audi, под номером 1. Практически точно такой же обгон, как и в прошлый раз, но только в связке поворотов Индианаполис — и снова краш, и так что щепки от карбонового боди разлетелись на десятки метров. От Ауди остался один только кокпит, но и в этом случае пилот, слава богу, не пострадал.
В темноте собирать обломки оказалось гораздо сложнее и дольше. Safety car на этот раз не покидал трассу почти два с половиной часа.
В команде царила мрачная молчаливость, но боевой дух не пострадал. Единственное, что было сказано пилотам оставшегося экипажа: не рискуйте без нужды, мы должны финишировать.
За это время Audi и Peugeot несколько раз менялись местами в турнирной таблице, отставания исчислялись, то секундами, то минутами и кругами. На стороне французов было численное преимущество, но немцы не сдавались.
К счастью, за ночь больше никаких особых происшествий не происходило.
Удивительно, но хмурая и дождливая погода, осаждавшая Ле Ман на протяжении всей предгоночной недели, накануне старта смилостивилась над гонщиками. Тучи разошлись, трасса просохла и как будто сама фортуна улыбалась смельчакам.
По сухой трассе ехать было намного проще, и пилоты прототипов в светлое время суток старались нагнать то, что по какой-то причине было упущено в темноте. На их агрессивную манеру вождения жаловались практически все пилоты младших классов.
Марк Либ, пилотировавший Porsche 911 GT3 RSR, двукратный победитель Ле Мана в категории GTE, сказал:
«Не помню, чтобы когда-то еще я был свидетелем такого количества аварий на Ле Мане. И я не считаю нормальным, что большинство пилотов на прототипах так невероятно агрессивны».
Другой пилот Porsche Николас Арминдо прокомментировал это следующим образом: «Иногда мне казалось, что они нас вообще не видят, особенно, когда идут на обгон. И если мы не уберемся с их пути, то нам же будет хуже».
В категории GTE основными соперниками были команды Corvette racing, BMW motorsport и AF Corse (Ferrari).
Но около 7 утра после серьезной аварии выбыл один из главных претендентов на победу — Corvette под номером 74. По иронии судьбы как раз после поворота, называющегося Corvette corner, во время обгона одного из Porsche, Йан Магнуссен не справился с автомобилем, его вынесло на траву, закрутило и притащило в отбойники.
Попал в аварию и экипаж BMW под номером 55 (Аугусто Фарфуш, Йорг Мюллер и Дирк Вернер). Ему тоже прочили место на подиуме.
Джанкарло Физикелла, пилотировавший одну из Феррари 458 команды AF Corse (спонсорскую поддержку им оказывает Лаборатория Касперского и сам Евгений с большим удовольствием посещает все гонки), под конец гонки тоже был мрачнее тучи. Судя по всему, у двигателя отказал как минимум один цилиндр и на каждом кругу машина теряла время.
Примерно в половине одиннадцатого утра в воскресенье тучи вновь стали стягиваться над Сартом, заморосило мелким дождем. Затем закапало сильнее. Мокрый асфальт спровоцировал целую серию аварий и вылетов.
К сожалению, закончилась гонка и для экипажа Pescarolo. И буквально через несколько минут чуть не случилась еще одна авария в команде Audi. Во время обгона прототипа Peugeot пилот не рассчитал траекторию обгона и вылетел с трассы — благо ему повезло и ему удалось направить автомобиль точно сквозь столбики ограждения по диагонали через зону вылета. Таким образом, он спас себя и команду от крушения всех надежд.
В общем, по теории вероятности, после всех аварий и разочарований уходящих суток, команда Audi Sport должна была бы получить компенсацию в виде долгожданной победы.
До последней минуты судьба гонки была под вопросом. Ауди лидировали, но разница между ними и следующим болидом Peugeot была минимальной. Иногда разрыв составлял порядка 16 секунд, иногда сокращался до 10. Любая ошибка со стороны пилота — и про первое место можно забыть.
Но Андре Лоттерер, установивший, кстати, рекорд круга в 3'25"289, уверенно вел машину к финишу.
Когда он первым пересек финишную прямую и получил отмашку флагом прямо на полотне трассы (по традиции) из рук руководителя гонки, никто в Audi еще не мог до конца поверить в победу.
Но это случилось.
Peugeot финишировали вторыми, третьими и четвертыми. Они завершили гонку в полном составе, и тем самым доказали еще раз надежность машин и невероятную умелость пилотов.
Но это далеко не то же самое, что быть первыми.
В категории GTE LM Pro победа досталась второму экипажу команды Corvette Racing под управлением Антонио Гарсиа. Ferrari Физикеллы пришла к финишу лишь второй. Третью ступеньку подиума завоевал BMW с бортовым номером 56 ( Энди Приоль, Дирк Мюллер, Джои Хэнд)
Из 56 экипажей до финиша добралась ровно половина: 28 машин.
Финиш, награждение
В Ле Мане все очень жестко, но очень честно: к подиуму подъезжает лишь одна машина. Та самая, которая выиграла гонку. Ведь это правильно: победитель бывает только один. Вторые и третьи места — это просто утешительный приз.
2 пилота ожидали возвращения своего товарища, не скрывая слез. Сказывалось напряжение, невероятное томительное ожидание, страх потерять все.
Перед подъехавшим победителем расступились журналисты, команды, зрители и распахнулись створки арены.
Лоттерер вылез из прототипа и шагнул навстречу товарищам — Марселю Фёсслеру и Бенуа Трелюйеру.
Стоя на крыше своего автомобиля, они вместе плакали и смеялись.
Затем было награждение, много красивых призов, часы Ролекс в подарок победителям, цветы и шампанское, золотая фольга из пушек у подиума, слетавшая на головы зрителей.
Это все было невероятно.
Но в следующем году, бог даст, будет опять так же.
В качестве послесловия
22 июня Audi R18-106, которая выиграла 24-часовой марафон в Ле Мане 2011, заняла свое место в музее Audi в Ингольштадте, где собраны все автомобили концерна — победители знаменитых гонок.
До места ее сопровождали все три пилота экипажа.
Поскольку две машины из трех были разбиты, а третья «ушла на пенсию», в 4-м этапе межконтинентального кубка в Имоле Audi примет участия на новых модифицированных шасси R18-103 и R18-107.
3 July 2011 в 10:48
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.