личный блог Style →
В преддверии Московского автосалона 2017 года мы пишем о прошлом юбилее – 100-летие Четвёртой международной автомобильной выставки в России!
Российское автомобильное общество (РАО) было основано 24 апреля 1903 года* в Санкт-Петербурге. Высочайшее утверждение устав РАО получил годом позже, а именно – 15 мая 1904 года. В первых числах октября 1909 года делегация РАО принимала участие в международной конференции по выработке общеевропейских требований к автомобильному движению. По её окончании, 10 октября 1909 года, вице-президента Российского автомобильного общества флигель-адъютанта подполковника В.В. Свечина принял император Николай II. Свечин доложил государю о развитии автомобильного дела в России. Император одобрил деятельность автомобильных клубов и обществ и 19 октября взял РАО под своё Высочайшее покровительство, пожаловав организации право именоваться Императорским Российским автомобильным обществом (ИРАО). Председателем ИРАО стал министр Императорского двора В.Б. Фредерикс. Почётным президентом ИРАО был избран великий князь Михаил Александрович. С той поры Императорское автомобильное общество стало во главе всех признанных общественных организаций российских автомобилистов и официально представляло их за рубежом.
* Все даты указаны по старому стилю.
С осени 1912 года в ИРАО началась бурная организационная работа по подготовке к празднованию 10-летнего юбилея Общества. За время своего существования РАО и ИРАО организовали и провели многочисленные автомобильные пробеги и гонки, а также различные мероприятия, направленные на развитие автомобильного дела в России. Из них две Международные автомобильные выставки в Петербурге (1907 и 1910 гг.) и одна – в Москве, организованная Московским отделением РАО в 1908 году. Эти выставки имели огромный успех, но четвёртая, о которой пойдёт речь, превзошла все предыдущие.
I Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1907 г.
II Международная автомобильная выставка в Москве в 1908 г.
III Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1910 г.
На 1913 год были отменены ставшие уже традиционными крупные автомобильные соревнования, даже такие как Международный пробег на Приз императора Николая II и Испытательный пробег Военного ведомства. Всё внимание ИРАО было направлено на предстоящую IV Международную автомобильную выставку, взятую под покровительство императора и приуроченную к юбилейным торжествам головной организации российских автомобилистов. Кроме того, выставка входила в череду мероприятий празднования 300-летия царствования дома Романовых, и потому было решено придать ей беспрецедентный масштаб и особую торжественность. В январе 1913 года закипела работа организационного комитета выставки, который возглавил вице-президент ИРАО В.В. Свечин. Десятки отечественных и зарубежных производителей автомобилей и всего, что с ними связано, заранее подали заявки на участие. Михайловский манеж готовился к приёму экспонатов, однако для всех желающих в нём места не хватало. Выставка охватила смежные к нему Уральский манеж и внутренний двор. На Манежной площади в спешном порядке приступили к строительству дополнительных временных помещений.
И вот 5 мая 1913 года в Санкт-Петербурге распахнула свои двери IV Международная автомобильная выставка. По своему размаху она затмила все доселе проведённые в Европе. На площади почти 15 тыс. м2 разместилось 207 стендов. Экспонаты разделили на двенадцать классов. В первый класс вошли «готовые автомобили для городской езды, туризма и спорта и их шасси». Второй класс – «каретная отделка автомобилей», то есть продукция кузовных предприятий. К третьему классу относились автомобили военного назначения, а к четвёртому – машины «особого применения», среди них пожарные и санитарные, а также тракторы и моторные плуги. В пятый класс вошли грузовики, автобусы и их шасси и другие коммерческие автомобили. Шестой класс составили двигатели внутреннего сгорания, седьмой – мотоциклы и велосипеды, восьмой – моторные лодки и их части, девятый – автомобильные шины и принадлежности к ним. В десятый класс попали станки, машины и другое оборудование для автомобильной промышленности. В одиннадцатый класс включили различные автомобильные принадлежности, в том числе костюмы и экипировку для автомобилистов, в него же вошли книги, периодические издания, плакаты и другая документация по автомобилизму. Наконец, двенадцатый класс объединил горюче-смазочные материалы и ёмкости для их хранения и перевозки.
Выставочные стенды подразделялись на три категории. В зависимости от места расположения стендов и их площади стоимость аренды, включая декорацию и освещение, колебалась от 30 до 36 рублей за квадратный метр. Входной билет для публики стоил один рубль, а «для учащихся в форме – 50 копеек».
Размаху выставки 1913 года могут позавидовать многие современные автосалоны! Что касается непосредственно автомобилей и их шасси, то всего их было показано 376 единиц 78 производителей. Из них 250 легковых автомобилей и 41 шасси к ним; 32 грузовика, три омнибуса и четыре грузовых шасси; три прожекторных машины; две мобильные радиотелеграфные станции; три самоходных авиационных ангара и мастерских; семь походных кухонь на автомобильных шасси; восемь санитарных машин; три автоцистерны; одна пулемётная установка на легковом автомобиле; одиннадцать пожарных машин; девять трёхколёсных автомобилей; двое автосаней конструкции А. Кегресса. Кроме того, было представлено семь тракторов; три моторных плуга; один моторный каток; пять моторных лодок; 26 лодочных, авиационных и стационарных двигателей. Традиционно наибольшее количество автомобильных фирм представила Германия – 27. Из Франции приняла участие 21 фирма, из Англии – девять, из Америки – шесть, из Италии – пять, из Бельгии – три. По два автомобильных завода представили Швейцария, Швеция и Россия, один завод представила Австрия. Отечественная промышленность демонстрировала различные легковые машины, а также один пожарный автомобиль и один грузовой марки «Русско-Балтийский». Один легковой автомобиль и одно шасси экспонировал новый петербургский производитель автомобилей под маркой «И.П. Пузырёв».
Среди производителей автомобильных шин наибольший успех на выставке имели отечественные предприятия – рижская фирма «Проводник» и петербургская – «Треугольник». Особенный триумф выпал на долю последней. Во время проведения выставки 14 мая 1913 года Санкт-Петербургский автомобиль-клуб (СПАК) провёл на Волхонском шоссе рекордные заезды. Выступая на оснащённом шинами «Треугольник» 200-сильном гоночном автомобиле «Бенц», немецкий спортсмен Франц Хёрнер показал результат на дистанции в одну версту 189,5 вёрст в час (202,1 км/ч), превысив впервые в России 200-километровый рубеж скорости. Украшенный лавровым венком «Бенц» Хёрнера, выставленный на стенде фирмы, послужил отличной рекламой отечественных шин. Любопытно, что этот рекорд продержался до 1951 года, когда такой же скорости достиг на автомобиле «Харьков-3» Владимир Никитин. И только 15 июля 1952 года Алексей Амбросенков на машине «Звезда-3М» превысил достижение Хёрнера, установив рекорд СССР – 203,05 км/ч.
15 мая выставку посетил император Николай II. Внимательно ознакомившись со многими экспонатами Его Величество выразил организаторам своё благоволение и отметил заслуги председателя оргкомитета В.В. Свечина, присвоив ему чин полковника. На следующий день на Петровской набережной провели испытания пожарных автомобилей.
Зная о намерениях России провести большие военные закупки, многие фирмы целенаправленно представили на Петербургском салоне военные автомобили, в том числе специализированные. «Демонстрационные цели этого блестящего смотра автомобильной техники расширялись постановкой на первую очередь разрешения задач, имеющих государственное значение, а именно, собрания возможно исчерпывающего современный прогресс наличия машин специального назначения во многих областях государственной и экономической жизни страны. Самое серьёзное внимание было уделено машинам, предназначенным к обслуживанию современных армий».
Организационный комитет IV Международной автомобильной выставки под руководством вице-президента Императорского Российского автомобильного общества флигель-адъютанта В.В. Свечина поставил перед собой первоочередную задачу – устроить на выставке отделы автомобилей, предназначенных для нужд армии, промышленности и сельского хозяйства. Для осмотра и оценки выставленных машин была создана специальная Военная подкомиссия, которая «подвергла самой детальной разработке всё, что представляло тот, или иной интерес с военной точки зрения». Русской армии нужны были не только грузовики и штабные машины, но и специальные автомобили самого разного назначения. Многообразие специализированных машин говорит само за себя. Военное министерство назначило три золотых, восемь серебряных медалей и три почётных диплома за лучшие экспонаты.
В результате «Почётные дипломы Военного ведомства были выданы:
фирме «ФИАТ» (прожекторная станция (1,5 т) – за искусно и рационально соображённую установку прожекторной станции на испытанном длительными пробегами отличном шасси;
фирме «Рено» (грузовоз (3 т) – за простоту, прочность и рациональность конструкции, экономичность и тщательные продуктивность и работу;
фирме «ФИАТ» (санитарный автомобиль) – за удачную и несложную конструкцию, обеспечивающую в достаточной степени спокойную перевозку раненых.
Золотые медали Военного ведомства были выданы:
фирме «Делагэ» (радиостанция) – за искусную рациональную установку приёмного, передаточного и вспомогательного механизмов полевой армейской радиотелеграфной станции, установленной на шасси достаточной прочности;
фирме «Бюссинг» (грузовоз (5 т) – за большую прочность, хорошую конструкцию, отличный материал и большую экономичность при эксплуатации; фирме «Бенц» (грузовоз (3 т) – за рациональную конструкцию, простоту, большую надёжность машины.
фирме «СПА» (ангар-мастерская) – за удачную идею соединения ангара с небольшой мастерской для исправлений полевого характера;
фирме «Адольф Заурер» (походная кухня) – за тщательное изготовление большой походной кухни;
фирме «Ла Бюир» (походная кухня) – за тщательное оборудование походной кухни на 250 человек;
фирме «Адлер» (провиантский фургон с кухней) – за комбинирование в одну систему походной кухни с раздаточным магазином;
фирме «Холт Катерпиллер» (гусеничный трактор) – за удачное применение идеи гусеничного трактора к передвижению по целине тяжёлых грузов;
фирме «Делагэ» (подвижной ангар) – за удачное оборудование и правильный выбор инструментов и моторных станков;
фирме «Лоррен-Дитрих» (прожекторная установка) – за идею перенесения части приспособлений на прицепную повозку и включение в оборудование 11-метровой мачты;
фирме «Адлер» (грузовик (4 т) – за хорошее шасси и добросовестный материал при сравнительно малой продажной цене».
Военная подкомиссия выставки особо отметила и наградила медалью имени Государя Императора французскую фирму «Балаховский и Кэр» – «за целесообразное решение вопроса об автономности движущих колёс путём применения бензино-электрического двигателя и за весьма практичное улучшение в конструкции динамо, выразившееся в выносе якоря наружу, что доказано опытами во Франции в присутствии ген.[ерал]-м.[майора] Коллонтая и полк.[овника] Секретева». Фирма представила полноприводной автомобиль-тягач оригинальной конструкции. Бензиновый двигатель через генератор и электрическую трансмиссию приводил в действие электромоторы, вмонтированные в ступицы всех колёс. Годом раньше российские военные наблюдатели, среди которых были В.Л. Коллонтай и П.И. Секретев, присутствовали на конкурсе грузовых автомобилей, который проводило военное министерство Франции, и взяли на заметку эту разработку. Примечательно, что конструктором этой уникальной машины был проживающий во Франции русский инженер Д.М. Балаховский.
Ещё две медали имени Государя Императора были выданы:
фирме «Ла Бюир» – за приспособление автомобиля по проекту д-ра Поморцова для подачи помощи при несчастных случаях до производства, в случае необходимости, сложных хирургический операций на месте происшествия включительно;
фирме «Холт Катерпиллер» – за гусеничный трактор с оригинальной и целесообразной заменой ходовых колёс бесконечными цепными рельсами.
Большие и малые золотые и серебряные медали Министерства торговли и промышленности были выданы:
фирме «Даймлер» (Германия, грузовоз (3 т) – за отличную, прочную конструкцию, экономичность и надёжность в работе;
фирме «Коммер-Кар» – за пожарный автомобиль;
Ак. О-ву «Маннесманн-Мулаг» (грузовоз (5 т) – за испытанно-надёжную конструкцию и сравнительную дешевизну фабриката;
фирме «Даймлер» (Англия, грузовик (4 т) – за цепную передачу в коробке скоростей и червячную в кардане;
фирме «Адольф Заурер» (шасси (3 т) – за безупречный материал, тщательную работу и удачное применение лебёдки;
фирме «Альбион» (грузовик (3 т) – за практичное расположение механизмов, высокий ход с сохранением устойчивости и нововведение в виде дополнительных рессор;
фирме «Дион-Бутон» (грузовик (3 т) – за издавна известную тщательность пригонки и добросовестный материал;
Ак. О-ву «Пежо» (грузовик, приспособленный для нужд эвакуации) – за разнообразность оборудования автомобильного шасси для военных целей, доброкачественный материал и скромные цены;
фирме «Бенц-Гаггенау» – за пожарный автомобиль;
фирме «СПА» – за хороший санитарный автомобиль;
фирме «Адольф Заурер» – за хороший санитарный автомобиль;
мех. заводу «Альфа» – за двигатель для моторной лодки;
Ак. О-ву «Андрэ и Розенквист» – за двигатель для моторной лодки;
фирме «Комник» – за автоплуг с жёсткой постоянной рамой, пригодный главным образом для обработки культурных почв, и за приспособление для заднего хода машины;
фирме «Делагэ» – за пожарный автомобиль;
фирме «Опель» – за пожарный автомобиль.
Большая серебряная медаль Главного управления землеустройства и земледелия была выдана:
фирме «Шток» – за автоплуг с жёсткой постоянной рамой без заднего хода, пригодный, главным образом, для обработки культурных почв;
Почётные дипломы Министерства путей сообщения были выданы:
фирме «Рено» – за выставленный ей грузовик;
фирме «Андрэ и Розенквист» – за двигатель для моторной лодки;
Дипломы первой степени Императорского Российского пожарного общества были выданы:
фирмам «Опель» и «Изотта-Фраскини» – за пожарные автомобили».
Как видно из списка, ни один легковой автомобиль наградой не отметили. Оргкомитет IV Международной автомобильной выставки чётко определил приоритет мероприятия – поощрение развития в России грузового и специализированного автотранспорта и внедрения сельскохозяйственных машин. Именно эти экспонаты и удостоились медалей и дипломов. Большую часть наград получили именно грузовые, специализированные и военные автомобили. Из отечественных производителей были отмечены только два финляндских производителя лодочных моторов – завод «Альфа» из Гельсингфорса и акционерное общество «Андрэ и Розенквист» из Або. Выставка помогла Военному ведомству чётко сформулировать свою потребность во всех типах машин.
Летом 1913 г. в Отделе военных сообщений Главного управления Генерального штаба были впервые утверждены «Типы автомобилей специального назначения, представляющие интерес Военного ведомства на IV Международной автомобильной выставке 1913 года». Ещё одним весьма примечательным итогом выставки было принятое на состоявшемся 6 июня 1913 г. Общем собрании Императорского Российского автомобильного общества решение: «Состав пожизненных членов общества пополнился избранием в таковые полковника Секретева в качестве начальника Учебно-автомобильной роты – первой ячейки военного автомобилизма в нашей армии».
IV Международная автомобильная выставка, последняя в истории Российской империи была открыта ежедневно с 11 часов утра до 11 часов вечера до 19 мая 1913 г.
Автор: Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Больше фото тут http://customculture.ru/news/254/
Как это было? 1913 год. Авто выставка в Санкт - Петербурге
В преддверии Московского автосалона 2017 года мы пишем о прошлом юбилее – 100-летие Четвёртой международной автомобильной выставки в России!
Российское автомобильное общество (РАО) было основано 24 апреля 1903 года* в Санкт-Петербурге. Высочайшее утверждение устав РАО получил годом позже, а именно – 15 мая 1904 года. В первых числах октября 1909 года делегация РАО принимала участие в международной конференции по выработке общеевропейских требований к автомобильному движению. По её окончании, 10 октября 1909 года, вице-президента Российского автомобильного общества флигель-адъютанта подполковника В.В. Свечина принял император Николай II. Свечин доложил государю о развитии автомобильного дела в России. Император одобрил деятельность автомобильных клубов и обществ и 19 октября взял РАО под своё Высочайшее покровительство, пожаловав организации право именоваться Императорским Российским автомобильным обществом (ИРАО). Председателем ИРАО стал министр Императорского двора В.Б. Фредерикс. Почётным президентом ИРАО был избран великий князь Михаил Александрович. С той поры Императорское автомобильное общество стало во главе всех признанных общественных организаций российских автомобилистов и официально представляло их за рубежом.
* Все даты указаны по старому стилю.
С осени 1912 года в ИРАО началась бурная организационная работа по подготовке к празднованию 10-летнего юбилея Общества. За время своего существования РАО и ИРАО организовали и провели многочисленные автомобильные пробеги и гонки, а также различные мероприятия, направленные на развитие автомобильного дела в России. Из них две Международные автомобильные выставки в Петербурге (1907 и 1910 гг.) и одна – в Москве, организованная Московским отделением РАО в 1908 году. Эти выставки имели огромный успех, но четвёртая, о которой пойдёт речь, превзошла все предыдущие.
I Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1907 г.
II Международная автомобильная выставка в Москве в 1908 г.
III Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1910 г.
На 1913 год были отменены ставшие уже традиционными крупные автомобильные соревнования, даже такие как Международный пробег на Приз императора Николая II и Испытательный пробег Военного ведомства. Всё внимание ИРАО было направлено на предстоящую IV Международную автомобильную выставку, взятую под покровительство императора и приуроченную к юбилейным торжествам головной организации российских автомобилистов. Кроме того, выставка входила в череду мероприятий празднования 300-летия царствования дома Романовых, и потому было решено придать ей беспрецедентный масштаб и особую торжественность. В январе 1913 года закипела работа организационного комитета выставки, который возглавил вице-президент ИРАО В.В. Свечин. Десятки отечественных и зарубежных производителей автомобилей и всего, что с ними связано, заранее подали заявки на участие. Михайловский манеж готовился к приёму экспонатов, однако для всех желающих в нём места не хватало. Выставка охватила смежные к нему Уральский манеж и внутренний двор. На Манежной площади в спешном порядке приступили к строительству дополнительных временных помещений.
И вот 5 мая 1913 года в Санкт-Петербурге распахнула свои двери IV Международная автомобильная выставка. По своему размаху она затмила все доселе проведённые в Европе. На площади почти 15 тыс. м2 разместилось 207 стендов. Экспонаты разделили на двенадцать классов. В первый класс вошли «готовые автомобили для городской езды, туризма и спорта и их шасси». Второй класс – «каретная отделка автомобилей», то есть продукция кузовных предприятий. К третьему классу относились автомобили военного назначения, а к четвёртому – машины «особого применения», среди них пожарные и санитарные, а также тракторы и моторные плуги. В пятый класс вошли грузовики, автобусы и их шасси и другие коммерческие автомобили. Шестой класс составили двигатели внутреннего сгорания, седьмой – мотоциклы и велосипеды, восьмой – моторные лодки и их части, девятый – автомобильные шины и принадлежности к ним. В десятый класс попали станки, машины и другое оборудование для автомобильной промышленности. В одиннадцатый класс включили различные автомобильные принадлежности, в том числе костюмы и экипировку для автомобилистов, в него же вошли книги, периодические издания, плакаты и другая документация по автомобилизму. Наконец, двенадцатый класс объединил горюче-смазочные материалы и ёмкости для их хранения и перевозки.
Выставочные стенды подразделялись на три категории. В зависимости от места расположения стендов и их площади стоимость аренды, включая декорацию и освещение, колебалась от 30 до 36 рублей за квадратный метр. Входной билет для публики стоил один рубль, а «для учащихся в форме – 50 копеек».
Размаху выставки 1913 года могут позавидовать многие современные автосалоны! Что касается непосредственно автомобилей и их шасси, то всего их было показано 376 единиц 78 производителей. Из них 250 легковых автомобилей и 41 шасси к ним; 32 грузовика, три омнибуса и четыре грузовых шасси; три прожекторных машины; две мобильные радиотелеграфные станции; три самоходных авиационных ангара и мастерских; семь походных кухонь на автомобильных шасси; восемь санитарных машин; три автоцистерны; одна пулемётная установка на легковом автомобиле; одиннадцать пожарных машин; девять трёхколёсных автомобилей; двое автосаней конструкции А. Кегресса. Кроме того, было представлено семь тракторов; три моторных плуга; один моторный каток; пять моторных лодок; 26 лодочных, авиационных и стационарных двигателей. Традиционно наибольшее количество автомобильных фирм представила Германия – 27. Из Франции приняла участие 21 фирма, из Англии – девять, из Америки – шесть, из Италии – пять, из Бельгии – три. По два автомобильных завода представили Швейцария, Швеция и Россия, один завод представила Австрия. Отечественная промышленность демонстрировала различные легковые машины, а также один пожарный автомобиль и один грузовой марки «Русско-Балтийский». Один легковой автомобиль и одно шасси экспонировал новый петербургский производитель автомобилей под маркой «И.П. Пузырёв».
Среди производителей автомобильных шин наибольший успех на выставке имели отечественные предприятия – рижская фирма «Проводник» и петербургская – «Треугольник». Особенный триумф выпал на долю последней. Во время проведения выставки 14 мая 1913 года Санкт-Петербургский автомобиль-клуб (СПАК) провёл на Волхонском шоссе рекордные заезды. Выступая на оснащённом шинами «Треугольник» 200-сильном гоночном автомобиле «Бенц», немецкий спортсмен Франц Хёрнер показал результат на дистанции в одну версту 189,5 вёрст в час (202,1 км/ч), превысив впервые в России 200-километровый рубеж скорости. Украшенный лавровым венком «Бенц» Хёрнера, выставленный на стенде фирмы, послужил отличной рекламой отечественных шин. Любопытно, что этот рекорд продержался до 1951 года, когда такой же скорости достиг на автомобиле «Харьков-3» Владимир Никитин. И только 15 июля 1952 года Алексей Амбросенков на машине «Звезда-3М» превысил достижение Хёрнера, установив рекорд СССР – 203,05 км/ч.
15 мая выставку посетил император Николай II. Внимательно ознакомившись со многими экспонатами Его Величество выразил организаторам своё благоволение и отметил заслуги председателя оргкомитета В.В. Свечина, присвоив ему чин полковника. На следующий день на Петровской набережной провели испытания пожарных автомобилей.
Зная о намерениях России провести большие военные закупки, многие фирмы целенаправленно представили на Петербургском салоне военные автомобили, в том числе специализированные. «Демонстрационные цели этого блестящего смотра автомобильной техники расширялись постановкой на первую очередь разрешения задач, имеющих государственное значение, а именно, собрания возможно исчерпывающего современный прогресс наличия машин специального назначения во многих областях государственной и экономической жизни страны. Самое серьёзное внимание было уделено машинам, предназначенным к обслуживанию современных армий».
Организационный комитет IV Международной автомобильной выставки под руководством вице-президента Императорского Российского автомобильного общества флигель-адъютанта В.В. Свечина поставил перед собой первоочередную задачу – устроить на выставке отделы автомобилей, предназначенных для нужд армии, промышленности и сельского хозяйства. Для осмотра и оценки выставленных машин была создана специальная Военная подкомиссия, которая «подвергла самой детальной разработке всё, что представляло тот, или иной интерес с военной точки зрения». Русской армии нужны были не только грузовики и штабные машины, но и специальные автомобили самого разного назначения. Многообразие специализированных машин говорит само за себя. Военное министерство назначило три золотых, восемь серебряных медалей и три почётных диплома за лучшие экспонаты.
В результате «Почётные дипломы Военного ведомства были выданы:
фирме «ФИАТ» (прожекторная станция (1,5 т) – за искусно и рационально соображённую установку прожекторной станции на испытанном длительными пробегами отличном шасси;
фирме «Рено» (грузовоз (3 т) – за простоту, прочность и рациональность конструкции, экономичность и тщательные продуктивность и работу;
фирме «ФИАТ» (санитарный автомобиль) – за удачную и несложную конструкцию, обеспечивающую в достаточной степени спокойную перевозку раненых.
Золотые медали Военного ведомства были выданы:
фирме «Делагэ» (радиостанция) – за искусную рациональную установку приёмного, передаточного и вспомогательного механизмов полевой армейской радиотелеграфной станции, установленной на шасси достаточной прочности;
фирме «Бюссинг» (грузовоз (5 т) – за большую прочность, хорошую конструкцию, отличный материал и большую экономичность при эксплуатации; фирме «Бенц» (грузовоз (3 т) – за рациональную конструкцию, простоту, большую надёжность машины.
фирме «СПА» (ангар-мастерская) – за удачную идею соединения ангара с небольшой мастерской для исправлений полевого характера;
фирме «Адольф Заурер» (походная кухня) – за тщательное изготовление большой походной кухни;
фирме «Ла Бюир» (походная кухня) – за тщательное оборудование походной кухни на 250 человек;
фирме «Адлер» (провиантский фургон с кухней) – за комбинирование в одну систему походной кухни с раздаточным магазином;
фирме «Холт Катерпиллер» (гусеничный трактор) – за удачное применение идеи гусеничного трактора к передвижению по целине тяжёлых грузов;
фирме «Делагэ» (подвижной ангар) – за удачное оборудование и правильный выбор инструментов и моторных станков;
фирме «Лоррен-Дитрих» (прожекторная установка) – за идею перенесения части приспособлений на прицепную повозку и включение в оборудование 11-метровой мачты;
фирме «Адлер» (грузовик (4 т) – за хорошее шасси и добросовестный материал при сравнительно малой продажной цене».
Военная подкомиссия выставки особо отметила и наградила медалью имени Государя Императора французскую фирму «Балаховский и Кэр» – «за целесообразное решение вопроса об автономности движущих колёс путём применения бензино-электрического двигателя и за весьма практичное улучшение в конструкции динамо, выразившееся в выносе якоря наружу, что доказано опытами во Франции в присутствии ген.[ерал]-м.[майора] Коллонтая и полк.[овника] Секретева». Фирма представила полноприводной автомобиль-тягач оригинальной конструкции. Бензиновый двигатель через генератор и электрическую трансмиссию приводил в действие электромоторы, вмонтированные в ступицы всех колёс. Годом раньше российские военные наблюдатели, среди которых были В.Л. Коллонтай и П.И. Секретев, присутствовали на конкурсе грузовых автомобилей, который проводило военное министерство Франции, и взяли на заметку эту разработку. Примечательно, что конструктором этой уникальной машины был проживающий во Франции русский инженер Д.М. Балаховский.
Ещё две медали имени Государя Императора были выданы:
фирме «Ла Бюир» – за приспособление автомобиля по проекту д-ра Поморцова для подачи помощи при несчастных случаях до производства, в случае необходимости, сложных хирургический операций на месте происшествия включительно;
фирме «Холт Катерпиллер» – за гусеничный трактор с оригинальной и целесообразной заменой ходовых колёс бесконечными цепными рельсами.
Большие и малые золотые и серебряные медали Министерства торговли и промышленности были выданы:
фирме «Даймлер» (Германия, грузовоз (3 т) – за отличную, прочную конструкцию, экономичность и надёжность в работе;
фирме «Коммер-Кар» – за пожарный автомобиль;
Ак. О-ву «Маннесманн-Мулаг» (грузовоз (5 т) – за испытанно-надёжную конструкцию и сравнительную дешевизну фабриката;
фирме «Даймлер» (Англия, грузовик (4 т) – за цепную передачу в коробке скоростей и червячную в кардане;
фирме «Адольф Заурер» (шасси (3 т) – за безупречный материал, тщательную работу и удачное применение лебёдки;
фирме «Альбион» (грузовик (3 т) – за практичное расположение механизмов, высокий ход с сохранением устойчивости и нововведение в виде дополнительных рессор;
фирме «Дион-Бутон» (грузовик (3 т) – за издавна известную тщательность пригонки и добросовестный материал;
Ак. О-ву «Пежо» (грузовик, приспособленный для нужд эвакуации) – за разнообразность оборудования автомобильного шасси для военных целей, доброкачественный материал и скромные цены;
фирме «Бенц-Гаггенау» – за пожарный автомобиль;
фирме «СПА» – за хороший санитарный автомобиль;
фирме «Адольф Заурер» – за хороший санитарный автомобиль;
мех. заводу «Альфа» – за двигатель для моторной лодки;
Ак. О-ву «Андрэ и Розенквист» – за двигатель для моторной лодки;
фирме «Комник» – за автоплуг с жёсткой постоянной рамой, пригодный главным образом для обработки культурных почв, и за приспособление для заднего хода машины;
фирме «Делагэ» – за пожарный автомобиль;
фирме «Опель» – за пожарный автомобиль.
Большая серебряная медаль Главного управления землеустройства и земледелия была выдана:
фирме «Шток» – за автоплуг с жёсткой постоянной рамой без заднего хода, пригодный, главным образом, для обработки культурных почв;
Почётные дипломы Министерства путей сообщения были выданы:
фирме «Рено» – за выставленный ей грузовик;
фирме «Андрэ и Розенквист» – за двигатель для моторной лодки;
Дипломы первой степени Императорского Российского пожарного общества были выданы:
фирмам «Опель» и «Изотта-Фраскини» – за пожарные автомобили».
Как видно из списка, ни один легковой автомобиль наградой не отметили. Оргкомитет IV Международной автомобильной выставки чётко определил приоритет мероприятия – поощрение развития в России грузового и специализированного автотранспорта и внедрения сельскохозяйственных машин. Именно эти экспонаты и удостоились медалей и дипломов. Большую часть наград получили именно грузовые, специализированные и военные автомобили. Из отечественных производителей были отмечены только два финляндских производителя лодочных моторов – завод «Альфа» из Гельсингфорса и акционерное общество «Андрэ и Розенквист» из Або. Выставка помогла Военному ведомству чётко сформулировать свою потребность во всех типах машин.
Летом 1913 г. в Отделе военных сообщений Главного управления Генерального штаба были впервые утверждены «Типы автомобилей специального назначения, представляющие интерес Военного ведомства на IV Международной автомобильной выставке 1913 года». Ещё одним весьма примечательным итогом выставки было принятое на состоявшемся 6 июня 1913 г. Общем собрании Императорского Российского автомобильного общества решение: «Состав пожизненных членов общества пополнился избранием в таковые полковника Секретева в качестве начальника Учебно-автомобильной роты – первой ячейки военного автомобилизма в нашей армии».
IV Международная автомобильная выставка, последняя в истории Российской империи была открыта ежедневно с 11 часов утра до 11 часов вечера до 19 мая 1913 г.
Автор: Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Больше фото тут http://customculture.ru/news/254/
16 May 2017 в 12:50
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.