Космический корабль "Буран"
Работа по программе «Энергия»—«Буран» началась в 1976. Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 г. К 1984 г. был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Раменское) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на космодром Байконур.
«Буран» задумывался как военная система, предназначался для:
- комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях
- решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки
- проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах
- выведения на орбиты, обслуживание на них и возвращение на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов
Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.
Данный факт - полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
В 1990 году работы по «Бурану» были приостановлены, в 1993 году полностью прекращены. Оригинальный «Буран» был уничтожен в 2002 году после ЧП на Байконуре, другие корабли использовались в качестве экспонатов выставок и музеев или же были разобраны до завершения постройки.
Перекрытия трех из пяти пролетов МИКа обрушились в 11:35 местного времени. На тот момент было известно лишь то, что в этот день бригадой из восьми человек проводился ремонт кровли. На место аварии сразу же выехали руководители космодрома и города, милиции, прокуратуры, ФСБ. Приказом директора Федерального космического центра Е.Кушнира был создан штаб по ликвидации последствий аварии, приказом главы городской администрации Г.Дмитриенко – аварийно-спасательная группа. Однако самостоятельно к поисковым работам она приступить не смогла. Нависающие бетонные конструкции и оставшиеся без опоры стены многометрового сооружения из-за сильных порывов ветра могли обрушиться в любую минуту. На спасение пострадавших не было даже малейшей надежды.
Существовало несколько макетов корабля "Буран"
- Буран БТС-002» (изделие 0.02). После закрытия в 1993 году программы «Буран» НПО «Молния» демонстрировало самолёт-аналог «Буран БТС-002» на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. БТС-002 имел 4 турбины, что позволяло ему взлетать с обычного аэродрома. Использовался для прохождения горизонтально-лётных испытаний в атмосфере.
В 1999 году его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн.
Сейчас он в собственности музея техники в Шпайере (Германия). 2 апреля 2008 года «Буран» прибыл в порт Роттердам. Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро. В настоящее время он установлен в техническом музее Шпайера как экспонат.
- Буран 1.02 «Птичка» — должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Также находится на космодроме Байконур и также является собственностью Казахстана. В апреле 2007 этот экземляр установлен в экспозиции музея космодрома Байконур (площадка 2).
Буран 2.01 — степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 г. перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
Буран 2.02 — был готов на 10-15 %. Разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
Буран 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Кроме этого, были сооружены несколько макетов корабля, предназначенные для проведения с ними различных испытаний.
На разработки “Энергия-Буран” были потрачены огромные деньги, а результат многолетней работы по сути ни к чему так и не привел. Очень жаль.
Источники:
http://www.aerospaceweb.org/
http://www.walkinspace.ru/
http://www.ru.wikipedia.org/
http://images.yandex.ru/
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.