Необычные моторы. Ferrari-125, 1948г.
Я решил приоткрыть немного занавес неизведанного вокруг мира Формулы 1, и, в частности, её двигателей. Мир, полный открытий и неожиданных сюрпризов. Чем глубже в него окунаешься, тем больше понимаешь, что всё, чем мы сейчас занимаемся в тюнинге, открываем что-то новое для себя и т.д. и т.п. - всё это было открыто и опробовано в гонках десятилетиями назад. Автоспорт вообще, и Формула 1 в частности, дали жизнь такому количеству технологий, многие из которых плотно вошли в нашу жизнь, а некоторые до сих пор поражают смелостью научного мышления, что не перестаёшь удивляться.
Начну я рассказ с двигателя Ferrari-125, появившемся в "Королевских гонках" в 1948-ом году.
В то время в Ф1 действовали ограничения объёма для наддувных двигателей в 1500 куб.см., и для атмосферных - 4500 куб.см. Преследуемый мечтой построить 12-цилиндровый двигатель, которая зародилась после знакомства с конструкцией 12-цилиндрового двигателя Packard, участвовавшего в гонке в Индианаполисе в 1914 году, Энцо Феррари быстро нашёл согласие с Джоакино Коломбо, конструктором будущего Ferrari-125, относительно концепции нового мотора. Им должен был стать 1500-кубовый V12 с наддувом. Просто подумайте - 12 цилиндров общим объёмом всего 1.5 литра, т.е. по 125 куб.см. на каждый цилиндр. Тогда мало кто мог похвастать 12-цилиндровым V-образником столь малого объёма, что делало Энцо если не пионером, то, по крайней мере, большим оригиналом. Alfa Romeo в то время имела 1500-кубовый компрессорный V8, который десятилетием раньше разработал упомянутый уже Джоакино Коломбо в бытность работы на Alfa Romeo, а впоследствии модернизированный инженером Орацио Сатта-Пулига, но Энцо намеренно пошёл своей дорогой и не стал перенимать конструкцию успешного двигателя, поддерживаемый в своём стремлении Джоакино Коломбо и Реймоном Саммером, французским гонщиком, выступавшем за скудерию.
Проектировка нового двигателя началась в 1945-м и заняла совсем немного времени. Как вспоминает Коломбо, он набросал компоновку головок цилиндров на куске грубой бумаги, валяясь в тени дерева в саду своей сестры в Кастелланце во время праздника Феррагосто (Иванов День) в 1945 году. Затем он доработал конструкцию в спальне маленькой миланской квартиры, являвшейся его временным жилищем.
Первые испытания нового двигателя, оказавшимся на первый взгляд довольно громоздким, сложным, тяжёлым, к тому же обладающий высоким расходом топлива и механическими потерями на привод компрессора, не оправдали ожиданий. Двигатель должен был раскручиваться до 10000 об/мин, но на практике не превышал 7500 об/мин из-за неудовлетворительного зажигания. Он не мог конкурировать с Alfa Romeo 158, оснащённым двухступенчатым компрессором и развивающем 254 л.с. уже в 1946-м году, 265 л.с. в 1947-м и 310 л.с. в 1948-м. Двигатель Ferrari с одноступенчатым компрессором имел в своём активе на тот момент всего 230 л.с. при 7000 об/мин
Вот характеристики той первой, дебютировавшей в 1948-м, версии Ferrari-125
Двигатель: Переднего расположения, V12 с углом развала 60°, легкосплавные головки и блок цилиндров, легированные запрессовываемые гильзы цилиндров, 7 коренных подшипников
Диаметр и ход поршня: 55×52.5 мм
Объем: 1496.77 куб. см.
Степень сжатия: 6.5:1
Мощность: 230 л.с. при 7000 об/мин
Газораспределение: 1 верхний распредвал, 2 клапана на цилиндр
Топливная система: 1 карбюратор Weber 50 WCF, 1 одноступенчатый нагнетатель Roots
Зажигание: 2 магнето
Смазывание: Сухой картер
Сцепление: Однодисковое
Коробка передач: Несинхронизированная, 5-скоростная, с задней передачей
Каркас: Трубчатые лонжероны и поперечины
Подвеска: Передняя - независимая, двойные поперечные рычаги, поперечные листовые рессоры, гидравлические амортизаторы Houdaille; задняя - шарнирные оси, торсионы, гидравлические амортизаторы Houdaille
Тормоза: Барабанные, гидравлические
Колесная база: 2160 мм
Колея колес: Передниe - 1255 мм; задниe - 1200 мм
Шины: Передние - 5.50-16; задние - 6.50-16
Вместимость бака: 120 литров
Вес: 700 кг
А вот и сам двигатель:
Явное преобладание на трассе автомобилей марки Alfa Romeo не могло не привести к дальнейшей модернизации Ferrari-125 в течении 1949-го года. Кроме изменений в болиде, которые мы опустим, основные модификации коснулись силовой установки. Двигатель стали оснащать 2-ступенчатым компрессором типа "Рутс", в каждой головке блока располагалось уже два распределительных вала с зубчатым приводом. Мощность двигателя возросла до 260 л.с. при 7000 об/мин. В 1950-м году мощность увеличили до 280 л.с., автомобиль оснастили задним мостом De Dion и 4-скоростной коробкой передач, объединенной с самоблокирующимся дифференциалом ZF. В дальнейшем мощность Ferrari-125 довели до 315 л.с. при 7500 об/мин при давлении наддува около 2.4 атм.
Таким образом, ТТХ модифицированного двигателя выглядят примерно так:
Двигатель: Переднего расположения, V12 с углом развала 60°, легкосплавные головки и блок цилиндров, легированные запрессовываемые гильзы цилиндров, 7 коренных подшипников
Диаметр и ход поршня: 55×52.5 мм
Объем: 1496.77 куб. см.
Степень сжатия: 6.5:1
Мощность: 315 л.с. при 7500 об/мин
Газораспределение: 2 верхний распредвала с зубчатым приводом, 2 клапана на цилиндр
Топливная система: 1 карбюратор Weber 50 WCF, 1 двухступенчатый нагнетатель Roots
Зажигание: 2 магнето
Вот схема болида Ferrari-125 GP, на котором отчётливо видим сам двигатель и его основные отличия от первоначальной модели: двухвальные (DOHC) головки блока цилиндров, двухступенчатый компрессор типа "Рутс" (между радиатором и блоком цилиндров), иное положение свечей зажигания в головках:
С тех пор и на долгое время 12-цилиндровые двигатели стали "визитной карточкой" Ferrari.
Взято ТУТ
Хотите ещё узнать от двигателях той эпохи?
- Конечно хочу! (73% — 8 голосов)
- Я уже всё знаю (0% — 0 голосов)
- Это всё сказки, в те времена ездили на телегах (9% — 1 голос)
- Тазы валят, полюбому =) (18% — 2 голоса)
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.