личный блог Rico

ABS или тормозим с умом.


Инструктора в автошколах обязательно рассказывают новичкам правила торможения на скользкой дороге. Все сводится к тому, что дозировать усилие на педаль тормоза следует весьма деликатно, иначе велика вероятность блокирования колес, и тогда поведение автомобиля станет непредсказуемым. Вспомним уроки физики – задачку про брусок, который нужно сдвинуть с места: чем меньше коэффициент трения поверхности, тем легче будет это сделать.
Так же и с колесом – на скользком покрытии нажать на тормоз нужно совсем несильно, чтобы машина превратилась в санки.

А что же на сухом асфальте? Увы, затормозить автомобиль быстро «педалью в пол», заблокировав колеса, также не получится. Поверхность шины быстро разогреется, и в зоне контакта с дорожным полотном образуются твердые шарики – продукты разрушения резины. Получается «эффект подшипника» - катиться на таких шариках придется долго, и по неизвестной траектории.

Чтобы избежать подобных неприятностей, в 1936 году инженерами немецкой фирмы Bosch была изобретена система, которая предотвращала полное блокирование колес машины при торможении.
Но технологии того времени не позволяли устройству отслеживать поведение машины на дороге, да и его быстродействие оставляло желать лучшего. Как это часто бывает, идею использовали, но гораздо позднее.

Лишь в 1979 году на Mercedes S – класса впервые появилось устройство под названием антиблокировочная система тормозов (Antilock Brake System), или просто ABS. Система, построенная с использованием цифровых электронных блоков на интегральных схемах, могла обеспечить достаточную безопасность, и отличалась достаточной надежностью.

Но вернемся к теории. Что влияет на степень сцепления колеса с дорогой? Износ протектора шины, состояние дорожного полотна... Есть еще один очень важный показатель – относительное проскальзывание колеса. Измеряется оно от нуля (если автомобиль движется накатом), до единицы (колеса полностью заблокированы).

Понятно, что торможение автомобиля будет наиболее эффективным при максимально высоком коэффициенте продольного сцепления колеса с дорогой. Экспериментально было установлено, что самым высоким его значение будет при относительном проскальзывании, близком к 0,2. При этом значение коэффициента поперечного сцепления также достаточно высоко – он влияет на сопротивляемость автомобиля заносу. Получается, чтобы автомобиль тормозил наилучшим образом, без потери устойчивости, угловая скорость колеса должна обеспечивать постоянное значение относительного проскальзывания около 0,2. И добиться этого можно правильной регулировкой тормозной силы. Профессиональные гонщики в данном случае рассчитывают на свои силы: их опыта хватает для того, чтобы выверить усилие на педали до грамма и затормозить на грани блокировки. Простым автомобилистам должна помочь АВS.



Основной задачей AВS является сохранение управляемости и устойчивости автомобиля при резком замедлении. Устройство состоит из набора датчиков скорости движения автомобиля и вращения колес, электронного блока управления и исполнительного гидравлического устройства (модулятора). Вся система находится в режиме постоянного обмена информацией. На электронный блок поступают данные, с какой угловой скоростью вращаются колеса. Как только водитель резко нажимает на педаль тормоза, относительное проскальзывание возрастает, и возникает угроза блокировки колес. Задача электронного блока – дать команду исполнительному устройству на снижение давления в тормозной системе – с помощью перепускного клапана. Сделано? Теперь колесо вновь ускоряется. Блок снова дает команду – теперь уже увеличить давление, (ведь машину нужно затормозить), и цикл повторяется – тем самым значение относительного проскальзывания остается оптимальным, а автомобиль – управляемым.

Циклы увеличения – сброса давления («модуляция») порой отдаются дрожью педали тормоза. Впрочем, современные автомобили почти избавлены от этого недуга. Способствует этому более совершенный алгоритм работы АВS, при котором нужное давление в тормозном цилиндре может поддерживаться на постоянном уровне.

Но современная антиблокировочная система должна учитывать не только скоростные факторы – ведь и состояние шин, и упругие свойства подвески влияют на качество торможения. Наилучшей была признана схема (называется «четырехканальная»), позволяющая отдельно для каждого колеса регулировать тормозное усилие. Это важно – ведь при торможении одно колесо вашего автомобиля может оказаться на более скользком покрытии, чем другое. АВS уменьшит тормозной путь на 12-15 %, но в этом случае важнее даже не сэкономленные метры, а сохранение управляемости машины. «Микст» под колесами – штука коварная, провоцирующая при торможении разворачивающий момент.

Еще одна дорожная ситуация – вхождение в поворот на повышенной скорости. Водитель может просто бросить газ, а может и затормозить, рискуя потерять курсовую устойчивость, и слететь с дороги. АВS даст преимущество в скорости около 15 % по сравнению с торможением без этой системы. Не впечатляет? Другая ситуация – экстренное торможение на сухом асфальте на «городских» 60 км/ч. Антиблокировочная система сэкономит 5-7 метров (а то и больше), тормозного пути.



При экстренной ситуации, когда важно быстрейшее замедление, жмите педаль тормоза в пол! Если, конечно, ABS на вашей машине в порядке. Современные средства активной безопасности вносят изменения в старые правила управления автомобилем. И при умелом с ними обращении облегчат дорожную жизнь водителя. Но человек – существо несовершенное. И в ходе многочисленных исследований было установлено – в критической ситуации водитель зачастую начинает тормозить поздно и не слишком активно. Помочь ему призвана система, дополняющая работу ABS - Brake Assist. Она способна распознать экстренное торможение, и, в случае чего, «дожать» педаль тормоза, повысив давление в главном тормозном цилиндре, обеспечив автомобилю наилучшее замедление.

Всем ли полезна ABS? В ритме жизни рядового автомобилиста эта система способна предотвратить множество неприятностей. Но не стоит забывать, что вмешательство электроники в процесс управления автомобилем зачастую подразумевает «гражданское» использование последнего. На гоночных трассах другие законы, и помнить об этом в городе особенно важно.

Источник:
inetauto.ru
7
17 September 2009 в 22:41
478
9
9 комментариев:
Jeka23
#  Jeka23.NFSRM  17 September 2009 в 23:04

Интересно =)

1
1KA
#  1KA  17 September 2009 в 23:12

актуальный пост

1
Олег Покровский
#  Олег Покровский.SM  17 September 2009 в 23:52

Хоть и многа букАв, но осилил. Спасибо, было интересно!

1
Настя Embrita
#  Настя Embrita  18 September 2009 в 00:10

да, реально познавательно.

1
Волосатый Понторез
#  Волосатый Понторез.78rus  18 September 2009 в 00:52

С абс на скользкой дороге, тоже рекомендуют нажимать циклами. А так АБС крутая штука))

1
Goshpar
#  Goshpar  18 September 2009 в 18:17

я кады ток взял машину с абс 2 раза подряд она сыграла со мной злую шутку, теперь я аккуратнее при резких торможениях на малых скоростях)

1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29