А бензин всё дорожает и дорожает ! (Хроника с 1990 года)
Уже замученная тема, но актуальная , иона будет актуально пока цены будут ползти вверх, так как это совсем не смешно. Странна у которой огромный запас нефти, имеет такие цены на бензин , просто кошмар. Но так как у нас народу всё пофигу, а кому не пофигу всё держат это в себе, то мы так и глотаем всё это!
Предпосылки для роста цен на бензин появились в начале 1990-х годов, когда на фоне приватизации были созданы крупнейшие нефтяные монополии. Такое мнение в 2005 году высказал руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.[1] Для сдерживания цен на бензин в 1990-х годах было принято два решения:
введён прейскурант, которого должны были придерживаться нефтяные компании при реализации бензина;
введены «балансовые задания»: экспорт нефти за границу был запрещён, пока компания-экспортёр не удовлетворит внутренние потребности страны.
Однако вскоре эти ограничения были сняты как «нерыночные», поскольку отрасль, по мнению замначальника отдела таможенных платежей Министерства финансов России Александра Саковича, рисковала превратиться в «крупнейшего и безнадёжного должника»:
К экспорту нефтяников тогда не допускали… В середине 2004 года у нефтяников изъяли около трёх миллиардов долларов за счёт увеличения экспортных пошлин и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). И тогда-то и начался бешеный рост цен на бензин и дизельное топливо. Нефтяники всё это включили… в нынешние цены.
В 1995—1998 годах цены на бензин были стабильными с некоторыми сезонными колебаниями — осенью они понижались, весной повышались. Однако в результате кризиса 1998 года цена бензина резко упала — примерно до уровня 1994 года. Цены стабилизировались только к концу 1999 года на уровне (чуть меньше 7 руб.) за 1 л. Чтобы не допустить их роста, министр топлива и энергетики Виктор Калюжный предложил ввести государственное регулирование цен на бензин.
2000 год
В январе-августе 2000 года цена на бензин выросла на 2,1 %, а в сентябре 2000 года — сразу на 27 %. Это было связано с резким ростом цен на нефть в мире, а также с отсутствием ограничений на экспорт нефти из России, которые существовали в 1999 году. В результате нефтяные компании отправляли на экспорт большие объёмы нефти, а российские нефтеперерабатывающие предприятия оказались недозагружены. Однако к концу декабря 2000 года цена бензина стабилизировалась и даже начала снижаться.
В течение 2001 года Россия поддерживала соглашение со странами-членами ОПЕК об ограничении экспорта нефти, поэтому цена на бензин практически не менялась полтора года. Но в 2002 году Россия вышла из соглашения, и, как следствие, в мае 2002 года цена бензина выросла сразу на 15 %. Помимо роста объёма экспорта нефти, эксперты объяснили это ростом издержек нефтяных компаний на добычу нефти и её переработку, а также ростом цен на электроэнергию. Дмитрий Долгов, руководитель пресс-службы компании «ЛУКойл», заявил
Лето 2004 — весна 2005 года
Летом 2004 года в России был зафиксирован самый резкий скачок цен за бензин за весь постсоветский период. Тогда же цены поднялись и в зарубежной Европе.По словам экспертов, внутрироссийский рост был связан с тем, что экспортировать нефть было выгоднее, чем производить бензин внутри страны на существующих мощностях С 1 августа 2004 года пошлина на экспорт сырой нефти была увеличена, а на экспорт нефтепродуктов — уменьшена, и нефтяные компании путём повышения цен на бензин восполняли свои потери от экспорта нефти.Вслед за бензином подорожали и другие товары, в первую очередь — зерно
В итоге за 10 месяцев 2004 года цена бензина выросла на 40 % (в 2003 году — на 16 %). В ноябре и декабре 2004 года правительство вновь поднимало экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с целью приостановить вывоз нефти и перенаправить поток внутрь страны.
Двойное повышение было связано с тем, что из-за сильного роста стоимости нефти в мире (с января 2004 года — на 70 %)экспортировать её было выгоднее даже после первого повышения. Впрочем, по мнению ряда экспертов, именно высокие доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов позволили нефтяным компаниям остановить рост цен на бензин внутри страны и временно зафиксировать их.
Весна 2005 — январь 2006 года
В апреле 2005 года цены на бензин в России вновь выросли в среднем на 3 %,в июне — на 3—4 %. Для остановки этого процесса было решено вновь увеличить экспортные пошлины с 1 апреля, 1 июня,1 августа и 1 октября, а также рассмотреть возможность изменения ставки НДПИ, чтобы снизить стоимость бензина.
В общей сложности с августа 2004 года по 1 октября 2005 года экспортная пошлина на нефть выросла с $69 до $179,9 за тонну. Ставка НДПИ тогда была жёстко привязана к мировой стоимости нефти и, соответственно, повышалась каждый раз, когда повышались цены на нефть в мире, даже если нефтяная компания собиралась использовать добытую нефть на территории России.
В Российском топливном союзе дали прогноз, согласно которому к концу 2005 года бензин мог подорожать на 20 %. В сентябре 2005 года «ЛУКойл», ТНК-BP, «Роснефть», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» приняли решение «заморозить» цены на бензин до конца 2005 года, чтобы не допустить их роста. Эксперты сомневались в целесообразности такого шага:
Цены заморозили, когда они были на самом пике. То есть произошёл абсурд: вместо того чтобы падать после резкого подъёма, цена на бензин осталась на максимальном уровне.
Однако цены на бензин продолжали медленно расти, несмотря на достигнутую договорённость.[28] По мнению президента России Владимира Путина, это происходило из-за роста мировых цен на энергоресурсы в условиях, когда российская экономика интегрирована в мировую. Для дальнейшего регулирования цен в экстремальных условиях ФАС предложила создать государственный резерв нефтепродуктов.[29]
2006 год
С 1 января 2006 года был отменён мораторий на повышение цен на бензин.[30] В январе-июне 2006 года цены на бензин выросли на 4 %,[31] подойдя летом 2006 года к отметке в 20 руб. за 1 л.[32] По прогнозу на сентябрь 2006 года очередное повышение должно было составить 10—12 %, а цена 1 л бензина — достичь 22 руб.[31] Согласно исследованиям ВЦИОМ, если бы это произошло, 18 % автомобилистов России перестали бы использовать личный транспорт.[32]
Но в октябре 2006 года был принят новый Федеральный закон «О защите конкуренции», в котором были прописаны новые нормы работы ФАС. Согласно им, если три компании на рынке занимали больше его половины или пять компаний больше 50 %, ФАС получала право проверить цены, которые они устанавливали, и квалифицировать картельный сговор, даже если письменные документы, соглашения и прочие вещественные доказательства отсутствуют.[33]
По мнению экспертов, этот факт вкупе с повышением экспортной пошлины на нефть до рекордного уровня в $186,5 за тонну в апреле 2006 года[34] и $216,4 в августе 2006 года[35] и понижением цен на нефть в мире привело к лёгкому снижению цен на бензин в России к концу 2006 года.[36]
2007 — май 2009 года
За январь-ноябрь 2007 года цена бензина выросла всего на 2,8 %.[37] Специалисты связывали это во многом именно с законом «О защите конкуренции»: по их данным, в 2007 году ФАС составила список из тридцати регионов России, в которых существовала большая вероятность картельного сговора.[38] Как сказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко:
Никому не захочется первыми попасть в жернова ФАС.
Однако во второй половине 2007 года появились и экономические предпосылки для нового роста цен на бензин[38] — это рост оптовых цен на бензин (до 20 %), вызванный закрытием сразу девяти нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на профилактику в начале осени 2007 года,[39] а затем и весной 2008 года,[40] то есть в период, когда растёт спрос на бензин.
1 августа 2007 года правительство России традиционно подняло экспортные пошлины на вывоз нефти до $230, чтобы сократить объём экспорта.[38] Кроме того, не допустить роста цен на бензин пообещал премьер-министр России Михаил Фрадков:
Мы отдельно будем рассматривать эти вопросы. Сложная математика. Взывать к совести, судя по всему, уже неэффективно. Будем другими методами работать.
В итоге в январе 2008 года начался рост цен на бензин, и к апрелю 2008 года он достиг 6—8 %.[40] С сентября 2008 года цены на бензин начали снижаться из-за новой экспортной пошлины рекордного размера $495,9,[41] а также из-за начала работы по снижению НДПИ. 4 декабря 2008 года во время «прямой линии» Владимир Путин пообещал, что снижение ставки НДПИ продолжится с 1 января 2009 года.
2009—2010
В I полугодии 2009 года снижение розничных цен на бензин продолжилось, несмотря на одновременное повышение оптовых цен производителей бензина (в январе-феврале 2009 года — на 18,6 %).[43] Комментаторы связали это с тем, что правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании, а также и с тем, что ранее оптовые цены на бензин уже понижались, тогда как розничные оставались на прежнем уровне и даже росли.[43] Кроме того, с 1 января 2009 года был отменён НДПИ на новых месторождениях нефти и обнулены пошлины на ввоз оборудования для модернизации НПЗ.[44]
С августа 2008 года по май 2009 года бензин дешевел (в целом — на 25 %),однако в мае 2009 года был вновь зафиксирован рост оптовых цен, и к июню те выросли сразу на 50 %, а розничные — почти на 9 %.
Рост оптовых цен нефтяные компании, в свою очередь, объяснили повышением мировых цен на нефть.Производители нефти сразу переориентировали нефть на экспорт, увеличив его на 110 % по сравнению с уровнем мая 2009 года. Объём поставок на внутренний рынок при этом вырос всего на 7 %.
К декабрю 2009 года цена на бензин выросла на 7,9 % по сравнению с декабрём 2008 года.[48] К августу 2010 года по сравнению с январём — на 3,3 %. Премьер-министр Владимир Путин назвал такие цены «завышенными»[49] и отметил:
Мы пытаемся бороться с этим. Проверяем. По расчётам, вроде бы всё правильно. Надо, вероятно, внимательнее посмотреть эти расчёты.
Причины роста цен
В росте цен на нефть ФАС обвиняет вертикально-интегрированные корпорации (ВИНК), которые к 2010 году контролировали более 30 % бензинового рынка России(по другим данным — до 80 % рынка). ВИНК — компания, которая своей структурой охватывает все этапы реализации бензина, от добычи нефти до розничной продажи бензина на собственных автозаправках.Крупнейшие нефтяные ВИНК России — «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть».
По мнению главы управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами нефтяной компании «ЛУКойл» Андрея Гайдамака, причина роста цен на бензин — постоянный спрос роста на топливо наряду с отсутствием достаточного количества мощностей для производства бензина высокого качества, а также — изменяющаяся налоговая политика государства С последним согласен вице-президент компании «ЛУКойл» Леонид Федун:
В первую очередь цена на бензин зависит от налоговой политики государства… Нефтяные компании чрезвычайно зависимы от государства и чрезвычайно послушны государству. Если такие правила будут установлены, мы будем их неукоснительно придерживаться.
Эксперты
Эксперты выделяют несколько причин роста цен на топливо:
рост мировых цен на нефть;
снижение экспортных пошлин на нефтепродукты;
высокие налоги, которые составляют, по разным оценкам, от 44 % до 60 % от стоимости бензина;
высокие темпы роста автопарка;
недостаточное количество современных НПЗ и большие расходы на модернизацию построенных в советское время;
неравномерность распределения нефтеперерабатывающих заводов по территории России, приводящая к росту транспортных издержек при перевозке бензина.
Делая вывод из всего выше сказанного я думаю что нас ждет только одно это :
И наврядли нас спасёт что то вроде этого :
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.