80 лет для новых поколений
Таким лозунгом встречает свой восьмой юбилей Горьковский автогигант. Основанный в 1932 он пережил многое: тяготы войны и послевоенная разруха, восход коммунизма и перестроечную неопределенность, и наконец свободные рыночные отношения. Было много побед, много падений, были гениальные проекты и убыточные планы. Но ГАЗ выжил, он не пал под натиском коммерсантов, и став ядром альянса, объединившего автомобилестроительную отрасль региона, пытается вновь поднять с колен. Получится ли это у него неизвестно, об этом узнают новые поколения, для которых живет и, во имя которых работает этот титан советского, да и российского автопрома. А пока я предлагаю оглянуться назад и вспомнить все хорошее, а может и не очень, что пережил Горьковский Автозавод.
Начало
20-е годы вошли в историю как десятилетие, когда автомобильное производство совершило огромный скачек как в США, так и в Европе. В СССР потребность в автомобилях была неимоверно высока. Поэтому накопив опыт в ремонте и пуску малых серийных производств (заводы АМО, Спартак, ЯГАЗ) 4 марта 1929 года ВСНХ СССР издал приказ №498 "О постройке современного автомобильного завода годовой производительностью 100 тыс. машин".
Место постройки выбрали в районе деревни Монастырка (ныне улица опоясывающая завод) под городом Горьким. Месяц спустя между компанией Форд (Ford Motor Company) и советским правительством был заключен договор на право выпуска на заводе автомобилей Форд. Темпы строительства росли на глазах, завод был построен всего за 18 месяцев (!).
29 января 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль НАЗАД (позднее ГАЗ-АА).
Несмотря на то, что завод был ориентирован на производство грузовой техники так необходимой народному хозяйству в конце 32-го года началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
ГАЗ-АА "Полуторка"
ГАЗ-А (первый служебный автомобиль)
ГАЗ "налегке"
Второе поколение автомобилей ГАЗ можно связать с выходом в 1936 автомобиля ГАЗ-М1, созданный по соглашению с Фордом. Однако советские конструкторы внесли свои изменения в раму, подвеску и увеличили мощность двигателя. В итоге ГАЗ-М1, как и последующие модели легковых автомобилей получился прочным, выносливым и неприхотливым.
ГАЗ-М1 (основоположник конструкторской идеи ГАЗа)
Война
С началом войны все автомобильное производство было переведено на оборонку. Завод стал основным поставщиком грузовиков (ГАЗ-55) для санитарных частей и полевых джипов ГАЗ-64 (позже модифицированных в легкий бронеавтомобиль). К концу 1942 завод наладил производство танков Т-60 и Т-70. При этом средняя выработка на заводе составляла 300-400%. За годы войны завод выпустил :
- 170 тыс. автомобилей
12 тыс. танков
9 тыс. самоходных установок (САУ СУ-76)
10 тыс. минометов
30 тыс. реактивных снарядов
232 тыс. силовых установок всех типов
ГАЗ-64 (легендарный полевой джип)
Т-60 (легкий танк)
Победа
Еще до окончания войны инженеры завода начали разработку новых автомобилей, одним из которых стал ГАЗ-М20. Та самая, знаменитая "Победа". В июне 1946 с конвейера сошла первая тестовая партия этих, ставших легендарными, автомобилей. Внешний вид "Победы" был выполнен в модном тогда в Америке и Европе стиле. Автомобиль был оснащен независимой передней подвеской, гидравлическим приводом тормозов и двухсекционным лобовым стеклом. "Победа" получила широкое признание во всем мире.
В 1950 завод по правительственному заказу начал проектирование автомобиля большого класса ГАЗ-12 "ЗиМ". Он отличался высоким уровнем комфорта и мощным двигателем. Производился он в двух вариациях седан и кабриолет.
1956 год стал знаковым в истории ГАЗа. В этом году с конвейера сошел первый образец, ставший для нас классическим, автомобиля ГАЗ-21 "Волга". Он ознаменовал начало целой серии, протянувшейся аж на 50 лет. Это был автомобиль с идеальным дизайном, динамикой, комфортабельностью, а главное неприхотливостью (при поломке любую деталь можно было беспрепятственно заменить).
В 1965 настало время для нового флагмана, пришедшего на замену "ЗиМ"у. ГАЗ-13 "Чайка". Этот автомобиль впитал в себя все новшества, рожденные в стенах завода. V-образный двигатель мощностью 195 л.с., гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач и электростеклоподъемники.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе автомобилям ГАЗ-13 и ГАЗ-21 была присуждена высшая награда "Гран-при".
ГАЗ-М20 "Победа"
ГАЗ-21 "Волга"
ГАЗ-13 "Чайка"
Новые рубежи
В середине 60-х началась разработка нового автомобиля ГАЗ-24, пришедшего на замену 21-й "Волге". Автомобиль поступил в массовое производство в 1970. Новая "Волга" отличалась улучшенной динамикой, более комфортабельным салоном, вместительным багажником. Внешне "Двадцать четвертая" отличалась строгостью и элегантностью форм и стала воплощением добротности и престижа. Благодаря отличным ходовым качествам ГАЗ-24 стал незаменим для работы в таксомоторных парках и медицинских служб. Начиная с ГАЗ-24 на всех легковых автомобилях серии устанавливалась знаменитая телескопическая антенна - главная головная боль владельца (из за недоработки в конструкции постоянно закисала).
Конец 70-х можно отметить выходом нового поколения автомобилей "Чайка". Красивый автомобиль представительского класса с полностью переработанным дизайном, высоким уровнем технического оснащения и комфорта. Новая "Чайка" оснащалась V-образным 8-цилиндровым двигателем мощностью 220 л.с. и развивала скорость до 170км/ч, что достаточно неплохо для столь габаритного и тяжелого автомобиля.
ГАЗ-24 "Волга" (звезда советских кинофильмов)
ГАЗ-14 "Чайка"
Перевооружение
Параллельно с выпуском ГАЗ-24 в 1984 году начинается серийное производство третьего поколения "Волги" ГАЗ-3102. От предшественницы она отличалась новым кузовом, интерьером и приборной панелью. В ГАЗ-3102 впервые были применены двигатели с форкамерно-факельным зажигание (возгорание смеси происходит не непосредственно в камере сгорания, а в форкамере - небольшой камере, соединенной с общей камерой сгорания двумя каналами).
Во второй половине 80-х по партийному заданию начата разработка автомобиля ГАЗ-3105 - полноприводного седана, сочетавшего в себе инновационный дизайн и техническое оснащение. Автомобиль комплектовался АБС, бортовым компьютером и климатической установкой. Однако, проект закончился выпуском малой тестовой серии.
ГАЗ-3102 "Волга"
ГАЗ-3105 "Волга" (тестовая серия)
"Перезагрузка"
90-е нанесли колоссальный удар по производительности завода и всех его подразделений, происходила смена руководства и стратегий развития. К тому же устаревшая, к тому времени, ГАЗ-3102 требовала замены на более новую, совершенную модель. Поэтому в 1996 году, в качестве "промежуточного", был запущен в серию автомобиль ГАЗ-3110, ставший самым популярным на постсоветском пространстве. Автомобиль унаследовал комплектацию ГАЗ-3102 с небольшой заменой внешнего вида. Позднее на данную модель стали устанавливать 4-цилиндровые инжекторные двигатели ЗМЗ-4062.10 и шаровую переднюю подвеску (до этого на всех "Волгах" устанавливалась шкворневая).
Зная все несовершенства переходной модели, в 2000 году инженерами ГАЗа совместно с американской компанией «Venture Industries» был разработан дизайн нового бизнес-седана ГАЗ-3111. Он должен был стать эталоном российского автомобилестроения. Внешний дизайн был гибридом ГАЗ-21. Обновленный салон европейского класса, новая подвеска, головной компьютер, климатконтроль, аудиосистема, центральный замок и много другое, что ставило этот автомобиль в один ряд с иномарками. Но этому проекту. подобно ГАЗ-3105 не суждено было осуществиться. Бытуют разные мнения о причине прекращения производства. Кто-то говорит о неприлично высокой стоимости ($16000), кто-то о конфликте внутри коллектива разработчиков. Но как бы то ни было, автомобиль был выпущен малой серией в 500 экземпляров, став апофеозом легкового автомобилестроения на ГАЗе.
Позднее выйдут модификации ГАЗ-3110 с обновленным внешним видом и двигателями Chrysler, который покажут неспособность отечественного производителя конкурировать с зарубежными даже на внутреннем рынке. Затем будет подписан договор о сборе на мощностях завода устаревшей модели Dodge Seberg под брендом Volga Siber, но это будет уже не "Волга".
ГАЗ-3110 "Волга" (переходная модель)
ГАЗ-3111 "Волга" (венец творения)
ГАЗ-31105 "Волга"
Volga Siber (уже не "Волга")
От автора
2008 год. Июнь. Руководство Горьковского автозавода подписало положение о прекращении производства легковых автомобилей под брендом "Волга", стоимость которого составляет примерно 10 млн. долларов. Так закончилась история великих автомобилей России. Хотя, как знать. Не зря ГАЗ возлагает надежды на новые поколения, может быть они смогут сделать то, чего не смогли ветераны советского автопрома.
P.S.:
ГАЗ живет, ГАЗ работает. В скором времени начнется контрактная сборка иномарок на мощностях завода, которая может стать плодородной почвой для развития собственных идей и решений.
Вот такой краткий экскурс в историю длиной 80 лет. Заранее извиняюсь за допущенные ошибки и неточности. Спасибо за внимание!
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.