Легенды автомира. MIG Georgia. Нерожденный суперкар.
В детстве я собирал машинки Bburago масштабом 1/43. При выборе мне частенько попадались одна моделька под названием MIG Georgia. Что это за зверь я знать не знал и с тех пор ни разу о ней не слышал. Прошли годы, мне на глаза попались мои старые машинки и я полез на ebay, посмотреть их теперешнюю стоимость. И снова на глаза попались многочисленные МИГи. Порывшись в интернете, я накопал немного информации об этом автомобиле и хочу поделиться ею с вами, уважаемые смотровчане. Предупреждаю сразу, текста много, но поверьте, он того стоит.
Едва ли не главной сенсацией квалификационных заездов легендарной гонки Le Mans 1993 года, приковавшей к ней пристальное внимание, как публики, так и прессы, стал автомобиль MIG M 100 Tako - Еще бы! Ведь это был новый сухопутный истребитель из Грузии!
История этого автомобиля начиналась очень помпезно. Тогда, в начале 90-х годов, Европу захлестнуло увлечение сверхмощными спорткарами (обычное сезонное явление, с кризисом быстро сходящее на нет; сейчас, кстати, очередная фаза взлета) - на свет, как грибы после дождя, стали появляться сверхмощные Bugatti, McLaren, Isdera, новые Lamborghini и Ferrari. И вот, в начале 1991 года, подданный Монако гонщик Фульвио Баллабио, как настоящий фанат автомобилей, загорелся идеей создания собственной марки суперкаров. На этой волне Фульвио, сколотивший приличную сумму денег, и убедивший своим красноречием старшего брата-бизнесмена Джузеппе, нашел "группу товарищей", готовых инвестировать средства в очередной суперкар. Тем более, что проект имел и некоторую политическую окраску: новая марка называлась не много не мало, а Моnte Саrlo; первенец же, суперкупе Сеntenaire (Столетие), был наречен в честь широко отмечаемого тогда 100-летия Королевского автоклуба Монако (того самого, который, кстати, и организует ралли Монте-Карло и Гран-при F-1 в Монако). Поначалу проекту благоволил даже сам наследный принц Альберт - большой любитель автомобилей, тем более, экзотических.
Автомобиль задумывался впечатляющим: карбоновые монокок и кузов, фантастические динамические показатели, цена в полмиллиона долларов, полностью ручная сборка, лимитированная партия из 12 автомобилей в год! В общем, "конвейерные" Ferrari и всякие там Lamborghini и рядом не стояли перед ним. Одно время фирма даже грозилась заполучить и собственный мотор. Братья Баллабио перекупили права на гоночные V12 и "оппозитники" у знаменитого итальянского двигателиста Карло Кити (бывшего шеф конструктора Ferrari) и его компании Motori Moderni. Выдающиеся агрегаты F-1, которые, правда, из многочисленных последующих хозяев так никто пока и не смог адаптировать для дорожного авто. Также марка Моnte Саrlo обещала представить и целую гамму супермоторов, поставляя их в массовом количестве лидерам производства спорткаров, в том числе... Mercedes и Porsche. Поговаривали и о выступлении в Формуле-1 со своей командой.
На деле же был построен только один, причем довольно невзрачный и совершенно недоведенный прототип Сеntenaire, оснащенный старым V12 взятым из личного гаража от личного же Lanborghini Соuntach Фульвио (как-никак 455 "лошадок" при 7000 об/мин и планируемая скорость под 300 км/ч). Стилистически же сама машина не слишком удачно копировала Diablo Гандини. Чуть позже, правда, Сеntenaire обзавелся более приятной глазу версией со съемной крышей, получившей название Вeau Rivage он же GTB (1992 год) - в честь знаменитого отеля в Монте-Карло. Но как ни странно, на эти, невзрачные и дорогие машинки нашлись свои покупатели. Баллабио удалось уломать двоих местных фанатов спорткаров, правда, "его собственные" моторы, так красиво выглядевшие на подиуме с "плитой" Monte Саrlo Engineering, так никогда и не побывали на испытательном стенде... Марка Monte Саrlo медленно умирала.
Но в 1993 году прозвучала сенсация. "Русские покоряют Le Mans!" - пестрели газетные заголовки многих автомобильных и не очень изданий. От себя заметим, что покорение Le Mans русскими началось еще в 1931 году, когда бывший эмигрант Борис Ивановский на 240-сильном Mercedes SSK занял 2-е место в этой знаменитой гонке, пропустив вперед только экипаж лорда Хоу и Генри Бэкина на 2,3-литровой Alfa Romeo 8C2300. Кстати, этот весьма интересный факт дотошные журналисты откопали тогда же. Ну, а на квалификацию в легендарную французскую деревушку прибыл "первый грузинский" суперкар MIG Tako M 100 - Motori Moderni. На деле, впрочем, выяснилось, что сенсационный MIG – это не что иное, как любовно подретушированный Monte Саrlo Вeau Rivage в версии купе.
Дело в том, что потерявшая поддержку семьи монегаскских монархов из-за очевидной несостоятельности, компания Фульвио нашла нового спонсора - потомка... грузинских князей, прожившего всю жизнь в Монако, Александра Мингрелия. Которому, вероятно, не давали спать лавры русского князя Игоря Трубецкого – легендарного гонщика 40-50-х, также проживавшего в Монако. Теперь, "новая" машина и команда назывались уже вовсе не Monte Саrlo, а... MIG - как знаменитые советские самолеты. Первое же произошло отнюдь не от названия знаменитого на весь мир авиационного КБ Микояна и Гуревича, а от схожей аббревиатуры, предложенной крестным отцом проекта Мингрелия: расшифровывалось это как "Мингрелия и Грузия"! Сам меценат, пилот-любитель, входил в состав экипажа вместе с Баллабио. Но экипажу, в коем также числились живущий в Швейцарии американец Пьер Хсжнегер, итальянец Джампьеро Консонни и француз Филипп Рено, на старт так и не удалось выйти. Машина была столь сырой, что даже на фоне очень слабого состава участников в том году (напомним, что в 1993 году Le Mans покинули спорт-прототипы), MIG показал несуразно плохие результаты в квалификации и не был допущен к гонке, даже, несмотря на "охоту" организаторов за потенциальными участниками (в 24-часовую гонку приглашались все автомобили, имеющие хоть отдаленное отношение к Grand Turismo).
Представленная в июне машина действительно претерпела ряд изменений, внешне они отразились в улучшенной аэродинамике. Но, несмотря все усилия Кити и имевшего огромный опыт Консонни, проблемы с сырым шасси и новым, 3,5-литровым турбонаддувным двигателем Motori Moderni, который заменил прежний V12 Lamborghini, не позволили сухопутному MIG-у даже пройти квалификацию. Консонни показал лишь 50-е время, на минуту и девять секунд отстав от Ferrari и Porsche, занявших, соответственно, 48 и 49 места, и на старт "грузинский" автомобиль не допустили. И только лишь злорадство прессы по поводу тихоходных истребителей MIG – позоривших знаменитую авиационную марку, вновь привлекло к машине всеобщее внимание.
После столь тяжелого удара MIG Tako еще пытался участвовать в других гонках, но безрезультатно. Наиболее выдающиеся показатели машина достигла в том же году на 6- часовой гонке в Vallelunga (Италия), однако и они были не ахти.
Но и на этом "грузинский след" MIG-а не оборвался. "Мингрелия и Грузия" решили оправдать свое "авиационное" название. И в 1993 году Баллабио с партнерами заключили было в рамках модной тогда конверсии договор с оборонным заводом в Тбилиси, где действительно в советские времена производились части для истребителей "Миг". На вновь образованную фирму Georgia Automotive Mig Tako коммерсанты собирались перенести все производство переименованных из Monte Саr1o в MIG суперкаров, а также наладить выпуск карбоновых монококов на авиапредприятии. В будущем планировалось даже наводнить дешевыми изделиями из карбона (одного из самых дорогих материалов в автомобилестроении) весь мир, и стать подрядчиками ведущих команд F-1. Ни дать не взять наполеоновские планы!
Поговаривают, что в Тбилиси даже было собрано несколько М 100 Tako, но только дальше слухов эти разговоры не идут, а достоверной информации, увы, нет.
Надо сказать, что история марки Monte Carlo не завершилась тогда. Среди наиболее ярких представителей поздней деятельности княжеского завода - полноприводный внедорожный суперкар Mega Track, созданный совместно с компанией АХАМ. Позднее были еще гоночные автомобили, пока в 1996 году неутомимые конструкторы не успокоились и не похоронили MC с концами.
Кстати, итальянская фирма Bburago, похоже, единственная, кто выпустил серийные модельки MIG и Monte Carlo, ибо являлась титульным спонсором первой.
P.S. "Мингрелия и Грузия" удостоилась чести войти The World's Greatest Sportscars, то есть, в число пятидесяти лучших суперкаров прошлого столетия! Причем машине досталось далеко не последнее место - 46 (легендарная Testarossa оказалась всего лишь на 49-м).
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.