личный блог OFFROADBOX

2014-05-23. По следам Кавказской конной дивизии. (Часть 3)

В предыдущей части рассказа вы узнали, что наш путь к аулу Хасаут занял целые сутки. Приехали поздно, палатку я ставил уже при свете звезд. Причиной такого долго передвижения послужил завал на самой короткой дороге к аулу с плато Бермамыт. А ведь вы наверно и не знали, да и Никита не писал в своем ЖЖ о том, что еще входило в наши планы. В графике экспедиции к посещению были такие интересные места как: Бечасынский сырзавод, Царские (Волчьи) Ворота на реке Худес, а ночевка планировалась близ озера Хорлакель (но это конечно по месту мы бы решили точно, т.к. у меня были сомнения в проезжабельности...).

Если вы начнете искать в сети информацию об вышеперечисленных местах, то получите лишь ссылки на описание туристического маршрута, а вот так, чтобы полноценные отчеты из этих мест с фотографиями и обширным повествованием - фигушки. Я честно был удивлен данному факту, ну не уж то никто из джиперов не хотел посетить эти интересные и живописные места с большой историей. Возможно, так мало постов из-за того, что джиперы и не рассказывают об этих местах, ведь больший интерес вызывает именно сам аул Хасаут, до которого довольно просто добраться по дорогам общего пользования. А если вы попробуете найти информацию об Бечасынском сырзаводе и подтвердить то, что он существовал в СССР, просто взгляните на карту генштаба с координатами: N43.634969, E42420958 ! Кстати, ссылка на карту я привожу из замечательного отчета августа 2010 года - Конные походы на плато Бечасын от Спиридонова Алексея.

Не смею больше разглагольствовать, и ввиду того, что данные путевые точки выбивали нас из графика и им не посвящен рассказ ниже, я в самом конце поста просто поделюсь несколькими ссылками и описаниями пропущенных достопримечательностей с качественными иллюстрации.


Утро следующего дня. Прошу обратить внимание на бетонный столб, который был замечен режиссером проекта, Максимом Сергеевичем, при постановке лагеря. Ночью его практически не было видно.


В тот самый момент, когда мой организм был в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, в домик постучались...


Распахнув двери своего "коттеджа", сидя на его крыльце, я наслаждался ярким краскам окружающей природы и здешними видами при свете утреннего солнца.


Вчера ночью при свете фар и планировании места для ночлега, меня, да и ребят думаю тоже, волновал очень важный момент - хоть бы не прилетел какой камень с вершины. Посмотрите, палатка находится между двумя автомобилями, справа скалистые горы. Вооружившись фотокамерой, после простых процедур умывания и приведения себя в порядок, я решил немного поснимать все вокруг. Сергей Дакар наводил порядок в своем авто, Максим Сергеевич сохранял записанные данные на жесткий диск и готовился следующему съемочному дню, Никита Кузнецов готовил дрона для съемки с воздуха, т.к. повторю, погода шептала.


Точка съемки. За моей спиной наш лагерь.


Затем я решил подняться немного повыше, чтобы показать то место, где мы ночевали (координаты N43.713230, E42.583371). Хочу сказать, что спутниковые карты Google совсем плохие для данной местности, рекомендую программу "SAS.Планет" и слой с спутниковыми картами Bing Maps. Рассматривал ту дорожку слева и посчитал, что она использовалась в основном для скотоводства. Посмотрите, очень интересная паутинка образуется.


Там, где идет уклон и растет сочная зеленая трава я и поднимался.


Подниматься мне, как человеку с равнин, было тяжеловато.


Никита уже во всю пилотировал.


Однако все то видео, что было снято в данном полете мы так и не увидели и не увидим...


После того, как экипажи все были собраны и готовились к новому маршруту, было решено снять красивый проход автомобилей вдоль реки Хасаут с воздуха. К огромному сожалению приключилась очень странная история с данным дроном (DJI Phantom 2 Vision) - он улетел и даже не пообещал вернуться. Произошло это следующим образом, попытаюсь восстановить картину в памяти, но повторю, все очень странно.

Стоить отметить, что на момент съемки был разряжен монитор в пульте дистанционного управления дроном. С его помощью мы определяли, что снимает камера и изменяли положение камеры GoPro на подвесе при помощи отдельного рычага, выбирая лучший ракурс. По причине отсутствия вида из "кабины пилота", Phantom и камеру установили так, чтобы он следовал за колонной без лишних движений и дополнительных настроек. Выстроенные автомобили ждали разрешение на старт. За экипажами находился Никита, я позади с фотоаппаратом, а дрон подняли на несколько метров в воздух для плавного передвижения за авто. Старт разрешен, колонна пошла вперед. Дрон спокойно выполнял свою роль видеооператора и четко двигался за автомобилями.

После того, как машины скрылись за холмом (на фотографии ниже, это сразу за густыми кустиками), точно так же скрылся из вида и дрон. Так как понимания, где находится дрон не было и мы его банально уже не видели за холмом, рычагом пульта управления была дана команда на снижение, чтобы просто прийти и поднять его с земли. Дальше были часовые поиски Фантома всеми членами команды, которые, увы, не привели к положительному результату :( Поэтому, имейте ввиду, что где-то совсем неподалеку от нашего лагеря (координаты я давал выше) лежит скучает фантомчик и гоупрошечка с флешечкой... Как предположил Никита, он улетел к себе на родину, в Китай. Я же до сих пор предполагаю, что дрон покоится в реке Хасаут.


Немного расстроенные безвозвратно потерянным электронным устройством мы направились в сторону источников и водопадов Джилы-Су. Я писал выше, что непроходимый участок от плато к аулу Хасаут немного сбил наши планы на сырзавод, Царские ворота и озеро Хурлакёль. Поэтому спешим к источникам, вот наша цель! Мы едем на внедорожниках, а для тех, кто планирует свой путь на двухколесном друге предлагаю иную, не менее живописную дорогу от Тимона.

Непредсказуемая погода из серии интернет мема Бом-Бом :-) ! Короче, едешь едешь такой, потом БАЦ и град... Творилось что-то непонятное с погодой, до этого града был дождь, туман, облака, порой вообще все в одном флаконе.


Остановка, чтобы сделать фото на высоте. Только что прошедший град начинал стремительно таять, образовывая ручьи на асфальте.


Градинки, как горошины.


Никита в своем отчете "Рожденный свободным. Последам Кавказской конной дивизии" (Северный Кавказ Часть 2) писал о том, что нам пришлось помочь двум дамам на красненькой китайской машинке выбраться с перевала. Но я хочу рассказать немного подробней, как все происходило... и как мне до сих пор стыдно за то, что не особо то и хотелось заниматься этим вопросом, рассчитывая на то, что погода вот-вот растопит снег и можно будет продолжать движение. Мне так же до сих пор неудобно вспоминать ситуацию со спасением легкового автомобиля из отчета про Старую Смоленскую дорогу, улетевшего с дороги в кувейт, про себя упрекая водителя в том, что ему с таким сильным алкогольным опьянением не помешает посидеть и подумать, что он мог бы натворить! А оказалось, что человек трезвый и просто находился в шоке, странно блуждая вокруг улетевшего авто...

В общем, едем мы едем на своих четыре-на-четыре и видим, на встречке стоит легковая машина, шлифует своим передними ведущими колесами, а позади нее след змейкой. Машина моргает дальним светом фар, просит остановиться. В данной точке, что на фото, машина окончательно перестала двигаться вперед. Две женщины в возрасте очень сильно переживали по поводу того, что они останутся на этом перевале до тех пор, пока не измениться погода. Если чуть ниже все таяло и текли ручьи, пробивалось солнце, то тут, немного повыше, небо еще хмурое и точно сказать нельзя, когда солнечные лучи растопят лед и град. А ведь разница между хорошей и плохой погодой всего минут 10-15.

Обратите внимание на небольшой холмик, если смотреть на фото слева от Дискавери. Это гравий, мелкая крошка для тех случаев, когда машина шлифует своими колесами и не может подняться в горку. Ехать назад к источникам смысла нет, надо довезти красную легковушку до того места, где не скользко. Женщина водитель попросила сесть за руль нас, т.к. у нее нет опыта и она очень переживала за это. Сказать честно, я тоже переживал по поводу того, что автомобиль все-таки чужой и нужно нести ответственность... Но приказ руководителя экспедиции все четко расставил на свои места - я сажусь за руль легковой авто, следую команде ведущего авто Дискавери 3, сзади Сергей с оператором во втором Фрилендере.

Раньше я никогда этого не делал, не был ведомым в автомобиле, привязанным за "галстук". Максим Сергеевич сказал, когда-нибудь надо начинать, приказ есть приказ - рация включена, ключ зажигания на старт, МКПП в положение нейтраль. Все готовы? Старт! Я волновался, но как волновались дамы, сидя рядом со мной, я передать не мог. Повторю, женщины в возрасте, у них легкая, а может и не очень паника, но все давалось на столько легко, что буквально через минуту я обсуждал с ними их поездку на Джилы-Су, как часто он ездят к ним и как помогают здоровью эти природные источники. Вот так за разговором через пару минут мы спустились на несколько метров вниз, где уже был мокрый асфальт и хорошее сцепление колес с дорогой. Дамы были очень благодарны нам и представляете, даже попытались мне сунуть деньги в карман, да так, что мне пришлось чуть ли не убегать от них, объясняя, что у нас так не принято.


Собрав трос и шакл мы двинулись дальше по дороге. Ну вот опять, посмотрите, разница в несколько минут пути и как становится красиво без хмурых облаков.


Поднявшись по дорожке, остановились на привал сделать несколько фото и видеокадров. Чуть выше находится кафе, в котором мы обедали шашлыком и лепешками, но уже на обратном пути из Джилы-Су. Мне оно показалось дорогим, но еще бы, ведь кафе на этой дороге одно. Рядом с кафе стояли УАЗики, которые занимаются частным извозом к источникам. Очень они жаловались на то, что с новой заасфальтированной дорогой теперь любая пузотерка проезжает и их бизнес постепенно загибается. Рассказывали, какие были поломки на бездорожье, но больше всего запомнилось, как перебирали трансмиссию близ кафе, чтобы продолжить свой путь и вернуться с экскурсии.


Рядом с машинами сошедший сель, поваленные деревья. Камни с постоянной периодичностью прилетали к подножью горки и останавливались недалеко от колес автомобилей. Были бы камушки побольше, могли бы и долететь. В документальном фильме будет видеофрагмент, когда Никита освобождает перекрытую дорогу от поваленного дерева, добавляя в плюс пару пунктов к карме ;)


Снимаем автомобили на фоне этих замечательных пейзажей.


Как это выглядит.


И вот машины на крутом спуске в ущелье реки Малка. Здесь заканчивается асфальт, дорогу активно строят.


Внизу река и стройка. Это вот та самая стройка, которая вызывает возмущение у здешних экскурсоводов.


С этой возвышенности мы и спускались, а чуть дальше известная гора ТУЗЛУК - Кавказская пирамида.


А это уже дорога вверх из ущелья к источникам и водопадам.


Прекрасные виды на ущелье и реку Малка. Справа дорога, к нижним водопадам и хорошие места для привала.


Впереди крутой подъем, да еще и камней накидало на дорогу не мало.




Обратите внимание, как было и стало, старый и новый мост.


Добрались. Прошу заметить, сейчас не сезон, народу практически нет. Чуть позже я покажу вам, что здесь бывает в хороший выходной день.


В небольшом домике слева дежурный записал нас в блокнот посетителей. Мы оплатили экологический сбор за машины, палатку и пошли ставить лагерь. Вечереет, установил палатку и готовился ко сну. Перед сном у родника мы познакомились еще с одним посетителем, кажется его звали Сергей, который имеет небольшой железный домик и часто приезжает на источники со своей супругой и друзьями. Было интересно послушать его рассказ о том, кому и как помогли здешние места. Сергей рассказал про смотрителя здешних мест, которому врачи поставили смертельный диагноз и жить ему осталось всего несколько месяцев. Ждет смотритель своего часа на источниках уже который год, каждый день принимая минеральные ванны... Рассказывал Сергей про друга, вылечившего спину, про себя и своих близких. Всем им помогли здешние минеральные воды, газы и нарзаны.

Также я очень благодарен Сергею за то, что позволил мне позвонить супруге со своего мобильного телефона с симкой от МегаФон. К сожалению, имеющийся у нас номер от того же самого оператора не смог передать голосовые данные. Причиной тому, по-видимому, слабая антенная сотового телефона. Я не перестаю повторять, ребята, берите с собой в эту поездку МегаФон, он есть практически везде. Ну и еще один секрет, запомните и запишите вот эти координаты: N43.435666, E42.541124 - это единственное место-холм, с которого ловит сотовый телефон. Место натоптано до нельзя и на нем стоит стульчик. То есть, вы такие приходите, садитесь и разговариваете. Шаг влево, шаг вправо, связи не будет!


Сидя в кресле можно наслаждаться красотой здешних мест.


Утро! Наконец-то красавец Эльбрус показал себя во всей красе (применимо к данному типу местности конечно). Я так долго этого ждал и нахожусь под большим впечатлением от этой вершины.


Солнце поднимается все выше и выше, согревая своими лучами все вокруг и даже не верится, что ночью, как мне показалось, был небольшой минус. Я впервые ночевал при такой низкой температуре. Ребята, ночевавшие в машине, переживали за меня, интересовались моим самочувствием и уровнем комфорта при ночлеге. Все было окей, кроме одной большой глупости - я забыл оставить открытыми вентиляционные отверстия в палатке, в результате чего все внутри покрылось инеем, да и вообще я мог бы угореть. Не повторяйте моей ошибки! Для тех, кто все же собирается ночевать в палатке, может ознакомится с советами Антона - Как не замерзнуть в палатке? Советы!

Отравление углекислым газом наступает тем быстрее, чем больше его концентрация. Так, при дыхании воздухом, в котором около 3% углекислого газа, у человека отмечаются одышка, временное возбуждение, потеря работоспособности, а при дыхании воздухом, в котором свыше 7-10% углекислого газа, практически мгновенно останавливаются дыхание и кровообращение. Признаки отравления: одышка, чувство жара, головная боль, слабость, холодный пот, тошнота, рвота, (запотевание очков спасательного гидрокомбинезона подводника). При высоких концентрациях углекислого газа наступает потеря сознания, появляются судороги, останавливаются дыхание и кровообращение.


Рано утром я и Максим Сергеевич пошли ловить утренний пейзаж. Я фотографировал, видеокамера на штативе снимала таймлапс (на первых секундах трейлера к фильму вы можете наблюдать, как солнце покрывает горы). Фото сделанное на мобильный в 6:11 утра. Холодно, очень холодно. На мне рубашка, толстовка, сверху ветрозащита и кепка-ушанка, чтобы не застудить уши.


Когда отсняли весь материал близ лагеря, проснулись Никита и Сергей. Солнце поднялось очень высоко, становится тепло и вездесущие суслики не стесняясь заходят (а верней вылазят из своих нор откуда их не ждешь) в гости к нам на завтрак.


Для того, чтобы показать родным морду этого зверька, пришлось сделать зум на фотоаппарате, а потом снять его на мобильный. Лайфхак, мазафака, т.к. на тот момент мой никон не мог передавать по wi-fi данные. А вот новая Sony a7s должна мне в этом безобразии помочь.


Сергей на фотоохотое :)


Ултразумов у нас не было. Результат.


Суббота 24 мая, а это значит, что сейчас начнут подтягиваться туристы. Понимая это, принимаем решение поскорей выдвинуться в сторону водопада Султан. Хочется сказать, что перед сном Сергей, который постоялец эти мест, провел нам небольшую экскурсию к источникам. В вечернее время лечатся газами, вырывающимися из огромной дыры в земле. Вся вода из бассейна спускается и на дно кладут доску. На этой самой доске находятся люди, а тепло земли и газы греют, лечат организм.

Для лечения глаз необходимо задержать дыхание (лучше закрыть нос рукой), присесть, опустившись в эту ванну на половину, и быстро-быстро моргать. Легкое пощипывание и есть лечение. Точно о данном способе смогут рассказать только врачи, я очень надеюсь, что все эти процедуры не являются эффектом плацебо. Вы спросите, а что будет, если не задержать дыхание? А может быть так, что вы потеряете сознание и погибните в концентрированном углекислом газе. Я попробовал на себе этот эффект, в нос отдает очень сильно, кружится голова.


А сорокаметровый водопад Султан все ближе и ближе.


Слева узкая тропа к водопаду. Обратите внимание на группы туристов, которые постепенно прибывают к источникам и нарзанам. Нарзаны все разные и подписаны. Один источник помогает от желудка, другой лечит глаза, третий еще что-то. Постепенно группа подходила и к падающей воде. Уже ближе к водопаду мы с трудом расходились с приближающимися людьми на узкой тропинке. Кстати, именно в этом месте мы и повстречали "vapsha" и даже были сфотографированы и показаны в отчете Поиски Калинова моста и новые знакомства.


Пора возвращаться. Обратите внимание на булыжники и недостроенные то ли ванны, то ли фундамент для какой-то постройки. Как рассказали местные, несколько лет назад здесь хотели все облагородить и вести бизнес во всей своей красе. Но этим планам не суждено было сбыться - мощнейший сель снес все, а вот этой самый железобетонный короб протащило не один десяток метров вниз. Сама природа не хочет, чтобы здесь было все застроено и загажено, а загажено здесь все мама не горюй. Вот честно, люди, когда же вы перестанете гадить повсюду? Вокруг столько мусора и не разлагающихся отходов, что диву даешься, как вас эта природа еще терпит и лечит. Вот сижу и думаю, во что же превратится это место после завершения всех работ по асфальтированию трассы. Может не нужно было ничего строить?


А вот и минеральные ванны источников Джилы-Су. Рядом импровизированная раздевалка.

Специалистами установлено, что при внутреннем применении минеральные воды Джилы-Су в результате непосредственного контакта с органами пищеварения стимулируют секреторные и гормональные функции, оказывают благотворное действие. Употребление углекислых вод малой минерализации способствует вымыванию из организма шлаков и избытка солей. Минеральные ванны источников Джилы-Су тонизируют организм, успокаивают нервную систему, улучшают настроение, стимулируют сердечную деятельность и кровообращение у больных. А также используются при заболеваниях пищеварительной системы вне обострения (хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические заболевания кишечника, печени и желчных путей, желчно-кишечная болезнь, хронические панкреатиты), при некоторых болезнях обмена веществ (ожирение, подагра, почечный диатез, сахарный диабет в легкой форме), болезни мочевыводящих путей и др.
Удивительно, но она сейчас совершенно пустая, очень удачный кадр. Про источники Джилы-Су есть замечательный обзор от доктора - Что это за место такое - Джилы-Су?


Я позаимствовал фото из сети для того, чтобы вы понимали размер отверстия в ванне из которого постоянно вырывается газ и булькает минеральная вода. Есть история об одном нехорошем гражданине, который находясь в некотором подпитии решил совершить обзорную экскурсию внутрь этой дыры. Еле вытащили и откачали. Правда это или нет, не знаю, за что купил, за то и продал.


Фото из отчета 100dorog.org - Из Кисловодска в урочище Джилы-Су.


Ну а это для наглядности, что здесь происходит в сезон и на сколько же, бляха муха, нужно не любить природу и самого себя, чтобы вон то все полиэтиленовое дерьмо бросить рядом с таким удивительным и волшебным местом. И так повсюду вокруг этого источника. А вот так выглядит источник зимой.


Несколько часов пролетели незаметно, пора перекусить и продолжать свой маршрут, двигаться дальше к назначенной цели.


Такое фото есть у всех, кто побывал на высоте в несколько тысяч метров :-) Как же тяжело было дышать... Когда я поднимался от родника, чтобы набрать воды в канистру 10 литров, я несколько раз останавливался от того, что не мог дышать полной грудью, кислорода не хватает. Я не мог никак понять, что чувствует человек на высоте и теперь все понял, причем, наша высота - это цветочки, но не привыкшему человеку это кажется удивительно сложным.


Собираемся в дорогу. Нас ждет Нальчик и целый разгрузочный день в гостинице Гранд-Кавказ, параллельно ожидая пропуск в погранзону Безенги.


Продолжение следует...

2
12 May 2016 в 23:02
2195
0
Комментариев еще нет

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29