личный блог No_luck

Пылесос на колесах


Chapparal 2J история оригинальной идеи,обреченной на провал.
Часто начали встречаться комменты,в которых люди пишут что всем надоели посты,про бесконечные вариации на тему "героев нашего времени"типо ГТРов 221 М5 итд итп,поэтому захотелось сделать пост про что-то действительно необычное из недалекого прошлого.Строго не судите,во многом копипаст,но как иначе,когда речь идет о таком редком агрегате,врятли найдется здесь тот,кто вживую видел или фотографировал его.Итак приступим...
Принято считать, что машины Формулы 1 - вершина технического прогресса в автогонках. Однако если хорошенько покопаться в истории, можно найти иные факты. Один из самых ярких - машины американского гонщика и конструктора Джима Холла.


Долговязый техасец в ковбойской шляпе появился на сцене Гран - при Формулы-1 в начале 60 -х. Закрепиться там ему не удалось, и, вернувшись домой, Холл (по специальности - инженер - механик) в небольшой мастерской стал строить гоночные автомобили Chapparal. Название (а в Техасе это обширные заросли кустарника) навевало несколько пасторальные картины - бескрайние равнины, ковбои, неспешно пасущиеся стада. Однако сами модели Chapparal очень скоро стали пользоваться в США, а затем и в Европе репутацией машин быстрых и передовых по конструкции. В 1966 году на Chapparal 2Е впервые в мире появилось расположенное высоко над кузовом антикрыло, угол наклона которого изменялся с места водителя. Только ч/з год, когда Chapparal 2F с таким же крылом выиграл этап чемпионата мира, спортивный свет спохватился и срочно стал применять новинку. В Ф1 регулируемые антикрылья на высоких стойках вызвали целый шквал аварий, протестов, недоразумений, и в конце концов FISA их запретила.
Главная задача антикрыла - увеличить сцепление ведущих колес с дорогой. А нельзя ли для этой цели использовать еще какую - либо силу?

Chapparal 2J, предназначенный для американской серии гонок «CanAm», появился в 1970 году.

Расположенный перед задними колесами 8-цилиндровый, V-образный двигатель Chevrolet смотрелся не слишком современно: 7620 куб.см., 650 л.с. при 7000 об/мин. и штанговый привод клапанов с распредвалом, расположенным между блоками цилиндров. Только система смазки с сухим масляным картером и система непосредственного впрыска топлива Lucas несколько омолаживали этот громадный агрегат.
Не менее неожиданно выглядела на гоночном автомобиле трехступенчатая АКПП с гидротрансформатором - плод совместной работы специалистов General Motors и Chapparal. Эта коробка использовалась Холлом несколько лет и показала себя очень неплохо. Но главная изюминка автомобиля скрывалась под стеклопластиковыми панелями алюминиевого несущего кузова. В задней части машины располагались два мощных 16-лопастных вентилятора, приводимых отдельным 2-цилиндровым, 2-тактным двигателем «Rockwell»обьемом 800 куб.см. и мощностью 70 л.с. Мотор этот располагался над коробкой передач. Низ кузова по периметру был окружен «юбкой» из пластика, соединенной с независимой подвеской колес и почти касающейся поверхности дороги. Таким образом, под кузовом возникало замкнутое пространство, из которого вентиляторы непрерывно высасывали воздух. А атмосферное давление прижимало машину к дороге. «Автомобиль держался на трассе, будто на присосках» - говорили те, кто управлял им. С базой 2412 мм и колеей 1524 (спереди) и 1396 (сзади) Chapparal 2J весил всего 820 кг и развивал скорость свыше 300 км/ч. Вентиляторы создавали прижимающую силу еще в 400-500 кгс, и машина могла проходить повороты со скоростью на 15 % большей, нежели конкуренты. К тому же заметно сокращался тормозной путь.

Однако все это не помогло, побед Chapparal 2J так и не добился, хотя и установил на нескольких трассах рекорд круга. Над машиной смеялись и обзывали «пылесосом». Гонщикам, которым выпадало ехать сзади холловского детища, жаловались на град мелких камешков и пыли из вентиляторов. И скоро Джиму пришлось поставить на нем крест.
Казалось, этот автомобиль останется курьезом в истории автоспорта. Но в 1978 году Ники Лауда выиграл на «Brabham - BT 46», снабженного вентилятором, Гран-при Швеции. «Пылесос» тут же запретила FISA, но уже появился знаменитый «автомобиль-крыло» Колина Чепмэна. В нем был сохранен принцип так называемого граунд - эффекта, только запрещенный вентилятор заменили аэродинамические профили.
Когда в 1978 году «Лотус-79» триумфально мчался по трассам Гран-при, никто уже не вспоминал о смешном «гоночном пылесосе» Холла.

И напоследок еще один видос этого аппарата в гараже.
Теги: Chaparral 2J
3
9 January 2011 в 16:12
1144
4
Последний раз отредактировал No_luck, 9 January 2011 в 16:36
4 комментария:
Zanoz
#  Zanoz.MDT   9 January 2011 в 16:21

хороший пост! форма реально как пылесос)))

0
No_luck
#  No_luck   9 January 2011 в 16:41

Спасибо.Хотелось написать о чем-то необычном.

0
Zanoz
#  Zanoz.MDT   9 January 2011 в 16:45

это реально не обычное, первый раз такое чудо увидел!

0
RB Brother
#  RB Brother.GT-R  13 January 2011 в 23:30

Спасибо за пост) Мне по игре Gran Turismo 4 такая машина встречалась, и сразу обратил внимание на вентиляторы) Теперь знаю, для чего они)

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29