личный блог Николай я

авто для небожителей СССР

Как говаривали люди "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" Действительно, для большинства из нас в нынешнее время авто является обычным делом. Есть конечно отдельные дорогие экзепляры но сейчас не о них. В советском союзе автомобиль был отчасти роскошью. Даже самая обыкновенная копейка стоила целых 5500 рублей!!! (при зарплате в 220 руб/месяц.!!! Лозунг вождей пролетариата о том что "авто должно быть обыкновенным, без особой роскоши" был реализован автозаводами нашей необъятной Родины НА УРА (о чем есть свидетельства и поныне). Но если обычный советский гражданин мог расчитывать на минимум комфорта то вожди, вопреки лозунгам, хотели ездить с комфортом. Об этом и пойдет рассказ.


В первые годы после Октябрьской революции, когда автомобилестроение Страны Советов только начинало развиваться, правительственные организации обслуживали машины иностранных марок: «Роллс-Ройс» и «Делоне Бельвиль», «Паккард» и «Кадиллак». Первая и вторая пятилетки позволили создать в Советском Союзе мощную индустрию. И вполне естественно, что страна, за короткое время добившаяся значительных успехов в социальном и экономическом отношении, должна была освоить выпуск легковых автомобилей высшего класса, автомобилей, которые уже своим появлением говорили бы о заметных достижениях.
В 1927 г. АМО предпринял первую попытку создания многоместного легкового автомобиля. На базе несколько модернизированного шасси грузовика АМО-Ф15 объединение начало выпускать легковые автомобили со складным тентом и тремя рядами сидений. Эта модель использовалась преимущественно как командирские машины в частях Красной Армии. Летом 1932 г. к работе над представительским автомобилем приступил завод «Красный путиловец» в Ленинграде. Его детище, получившее обозначение Л-1, по комфортабельности, совершенству конструкции и внешнему виду стояло выше «амовского» автомобиля. Первые пять опытных образцов завод изготовил к маю 1933 г.

Новый автомобиль ЗиС-101 был показан руководству страны в 1936 году. Сталин оценил работу советских инженеров и, после исправления некоторых элементов, дал машине зелёную улицу. Так в 1936 году на заводе ЗиС началось производство автомобилей высшего класса.

Стараниями отдельных энтузиастов в полукустарных условиях создавались единичные экземпляры гоночных машин. Команды добивались незначительных результатов в скоростных заездах. Государство никак не поддерживало эти начинания: стране требовались грузовики и легковушки, а не «бесполезные» спорткары. Но ЗИС-101 Спорт стал исключением из правил. Во-первых, завод, где он создавался, носил имя вождя, а во-вторых, машину сделали к ХХ-летию ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского (а тогда еще даже Ленинско-Сталинского) коммунистического союза молодежи.

Работали в КБ экспериментального цеха лишь три человека – молодые инженеры Владимир Кременецкий, Анатолий Пухалин и Николай Пульманов. Они-то и решили создать на шасси лимузина ЗИС-101 спортивный автомобиль. Этому способствовал и тот факт, что Пухалин как раз заканчивал вечерний факультет МАДИ и писал диплом на тему «Скоростной автомобиль». По вечерам и в выходные трое инженеров с энтузиазмом работали над чертежами будущего спорткара. Кременецкий разрабатывал для автомобиля задний мост с гипоидной передачей – такое решение было совершенно новым для советского автопрома. Пульманов занимался форсированием двигателя от серийного ЗИС-101 – он увеличил число оборотов и степень сжатия, изменил фазы газораспределения и впускной коллектор. Для этого вместо чугунной головки блока понадобилась головка из алюминиевого сплава, алюминиевые поршни и шатуны, иные коленчатый и распределительный валы, карбюратор падающего потока вместо восходящего… Дипломник Пухалин занимался подвесками и общими чертежами будущего автомобиля. К работе над кузовом подключили Валентина Росткова – кузовщика, только что пришедшего в конструкторский отдел завода. Он нарисовал в акварели несколько эскизов, причем совершенно новых, не имевших ничего общего с обликом серийного ЗИС-101.
По выбранному эскизу в натуральный размер расчертили на плазах будущие лекала кузова. По этим лекалам сделали деревянный макет, а уж по нему вручную выстучали из листового железа кузовные панели. Облик ЗИС-101 Спорт получился совершенно футуристическим – низкий силуэт с двухместным кокпитом на длиннобазном шасси, крылья, объединенные с кузовом, воздухозаборник на капоте и дверцы с выемками под локти. Каркас кузова по технологиям тех лет сделали из дерева буковых пород. Готовый кузов выкрасили в темно-зеленый цвет, отполировали и украсили хромированным декором, а на капот справа поместили надпись «ХХ лет ВЛКСМ». По словам того же Пульманова, «кузов получился на славу, не хуже лучших американских образцов».

В один из дней, как обычно придя в цех, автомобиля на месте инженеры не обнаружили. Оказалось, что ночью ЗИС-101 Спорт забрал директор завода Лихачев. Машину доставили к Колонному залу Дома Союзов для «презентации» на XVII Московской партконференции. На первом этаже места не нашлось, и автомобиль решили поместить в фойе на второй. Для этого накануне вечером проломили стену, и через этот проем ЗИС-101 Спорт рабочие внесли на руках, а к утру привели фасад здания в порядок. Утром, когда партийные боссы заполнили здание, Лихачев выглядел победителем. Сталин, а вслед за ним Молотов, Хрущев, Каганович и другие товарищи одобрили необычный автомобиль.

Но дальше словесных одобрений дело не пошло. Побыв подарком комсомолу и объектом внимания на партконференции, ЗИС-101 Спорт оказался не нужен никому, кроме своих создателей. Проектную скорость 180 км/ч из него так и не выжали. На официальном испытании автомобиль показал 162,4 км/ч – его проводили летом 1940 года на 43-м кило метре Минского шоссе. Сам спорткар затерялся, и его судьба неизвестна.


В 1938 году был создан фаэтон ЗиС-102. Производство модернизированного ЗиС-101А и ЗиС-102А было прервано войной. В военные годы завод был эвакуирован на Урал, а затем реэвакуирован обратно. Несмотря на это, осенью 1942 года руководством страны было дано указание Заводу имени Сталина начать разработку нового легкового автомобиля исключительно своими силами. В том же 1942 году на завод были доставлены автомобили: Кадиллак 75 с кузовом «формал-седан», Бьюик 90 с кузовом «лимузин» и 2 Паккарда модели 180 (2008) с собственным кузовом «лимузин» и заказным «лимузином» ателье Ле Барон. Все три автомобиля являлись наиболее совершенными машинами, начавшими сходить с конвейера ещё в конце 1941 года. Новых моделей не выпускали, так как после атаки японских войск на базу Перл-Харбор и объявления войны Японии, автомобильные компании США перешли на выпуск военной продукции. Дизайн кузова, выбранного впоследствии комиссией, «Паккард 180» отличался внешней красотой и строгостью форм. Высокая вертикальная решётка радиатора и горизонтально расположенные хромированные брусья передних крыльев вызывали уважение к аппарату и придавали ощущение надёжности, в отличие от широкой горизонтальной «улыбки» Бьюика и перегруженного хромом передка Кадиллака.

Работа по созданию машины ЗиС-110 и всех ее будущих модификаций была поручена Заместителю главного конструктора завода по легковым автомобилям — Андрею Николаевичу Островцеву, приглашённому на «ЗиС» специально для создания этой машины. Взяв за основу Паккард 180, конструкторы «ЗиСа» не стали слепо его копировать, а подошли творчески и внесли ряд изменений в конструкцию автомобиля. Во-первых, отказались от запасных колёс в крыльях, оставив лишь одно колесо и убрав его в чемодан (в первые послевоенные годы багажное отделение автомобиля по документам назвалось чемоданом по аналогии с 30-ми годами, когда в качестве багажника действительно использовали чемодан или сундук). Во-вторых, убрали внешние подножки в кузов. Третье серьёзное изменение касалось задней части машины. На Паккарде она непривлекательна и похожа на обрубок, поэтому специалисты завода несколько вытянули и приподняли заднюю часть кузова машины. В результате всех проведённых работ автомобиль только выиграл. За счёт отказа от запасных колёс он стал выглядеть динамичнее, а законченный объемный и вытянутый чемодан придал ему солидности. 20 сентября 1944 года Государственная Комиссия Обороны (ГКО) утвердила опытный образец ЗиС-110, а в конце сентября автомобиль ЗиС-110 пошёл в серию. В период с 1944 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук различной модификации: лимузины, кабриолеты и фаэтоны, такси и машины скорой помощи. Интересно, что специально для него пришлось освоить производство в СССР бензина А-74, поскольку на тогдашнем А-66 он не заводился.

К 1938 году на заводе ЗиС сложился коллектив образованных конструкторов-кузовщиков, многие из которых имели опыт успешных зарубежных стажировок. Поэтому, когда возникла необходимость создать для ЗиС-102А новый кузов, заказывать его за рубежом, подобно ЗиС-101, не стали, а решили построить своими силами. Используя методы сюрфосографии (методика построения криволинейных поверхностей) и изучив характеристики имеющихся в Москве подобных автомобилей, специалисты завода создали свой, уникальный открытый кузов, который на момент начала работ по ЗиС-110Б уже имел шестилетний опыт успешной эксплуатации. Понятно, что когда появилась необходимость создать новый открытый автомобиль, на базе послевоенного ЗиС-110, коллектив конструкторов единодушно решил пойти по более простому и понятному им пути. А именно построить не новомодный «кабриолет» со сложным гидроподъёмом тента, изменённым гидроподъёмом окон и новыми более сложными дверями и механизмами, а более простой и понятный и отработанный «фаэтон» с целлулоидными окнами и вручную складывающимся простым тентом.

Открытый вариант, названный впоследствии ЗиС-110Б, появился в 1949 году. Первый образец с шасси №750 и кузовом №715ФА45 гаражный №77 был передан из сборочного цеха в лабораторию опытной эксплуатации для пробеговых испытаний. В основном машина ЗиС-110Б была аналогична базовому ЗиС-110, так, до передней стойки их кузова были совершенно одинаковы. Однако, «фаэтон» имел уже свои двери с разными вариантами стёкол, переднюю рамку лобового окна с отверстиями под крепление переднего бруса тента и отверстиями для крепления антенны и прожектора (по заказу). Появились изменения и в задней части: там перед крышкой багажника располагался ящик для тента, который в сложенном виде накрывался кожаным чехлом.

Салон машины так же имел некоторые отличия. В зависимости от конструкции окон, водительской и пассажирской дверей стеклоподъёмников либо не было вообще (использовались пристяжные целлулоидные окна), либо они были механического типа с отдельной ручкой в двери (стёкла опускные в хромированных рамках). Что касается 6-го, последнего окна, то оно устанавливалось не на всех машинах. В принципе целесообразность его установки можно поставить под сомнение, так как при небольшой площади оно прямо посередине перекрывалось массивной средней дугой тента, так что смотреть в него было невозможно, скорее поглядывать. Открытый автомобиль так же имел несколько изменённую поперечную перегородку с разными вариантами поручней и изменённой нишей под страпонтены.
Страпонтены на фаэтоне устанавливались «свои», отличающиеся и от ЗиС-110, и от ЗиС-115. Подушка сидения у них была такая же как и у прочих, а вот спинка иная, состоящая из двух равных половинок (на ЗиС-115 из неравных половинок). Основные сидения также имели отличающиеся от «110-го» спинки . В случае с водительским сидением это связано с наличием съёмных средних стоек, крепящихся к центральной стойке кузова (между двух дверей). Стойки эти являлись одновременно элементом жёсткости кузова, направляющими для стёкол (если они есть) и опорной частью для переднего пера тента. Установка и снятие стоек производилось специальным барашком. Спинка заднего сидения была сделана с некоторыми изменениями, позволявшими наиболее компактно, не затрагивая багажного отделения, разместить ящик под тент, а так же обеспечить нормальное крепление задней съёмной стойки кузова. Эта стойка выполняла те же функции, что и передняя стойка, и имелка то же крепление. Задняя съёмная стойка крепилась к задней же основной стойке кузова и являлась опорой для средней дуги. Наружные части обеих стоек имели декоративное хромированное покрытие. При сложенном тенте съёмные стойки укладывались в специальный дерматиновый чехол и убирались в багажник.

Конструкция тента включала каркас и натянутую на него водоотталкивающую материю. Каркас тента состоял из передней, средней и задней дуг тента, а так же переднего бруса тента, стыкующегося с лобовой рамкой посредством трех ручных запоров. Все 4 основных элемента связывали между собой полтора десятка перьев, обеспечивающих правильную раскладку и натяжение тента.

Электрооборудование ЗИС-110Б, в принципе, было идентично оборудованию базового автомобиля. Отличия состояли лишь в спидометре, антенне и зарезервированной возможности установки дополнительного оборудования. ЗИС-110Б, при открытом кузове, имел иной кронштейн сбрасывателя спидометра, и в связи с изменением верхней части рамки лобовой стекла антенна радиоприёмника была вынесена на ее левую часть и имела каплевидный хромированный кронштейн. По отдельному заказу на «фаэтон» могли устанавливать дополнительную фару в центральной части бампера (как на ЗиС-115), использующуюся как противотуманная фара. Реже встречались автомобили с заказной фарой-прожектором с правой стороны рамки лобового стекла. Кроме фары-прожектора, на машинах единично устанавливались дополнительные спец-сигналы С-12 и С-14 (кукушки) по обе стороны от дополнительной фары. Крепились эти хромированные сигналы к нижней и верхней части, устанавливаемых на «фаэтон» опять же по заказу флагштоков. Все вместе эти дополнительные элементы можно было увидеть на парадных автомобилях ЗиС-110Б. Кроме описанных выше устройств, на парадных машинах на перегородку монтировали специальный поручень для удобства стоящего в машине командира. Официально, главный парад на Красной площади стали принимать на машинах только с 1955 года. Но и до этого ЗиС-110Б активно участвовал в других военных и спортивных парадах и многочисленных праздничных мероприятиях.

На, казалось бы, недоступном 7-ми местном, помпезном «фаэтоне» на самом деле мог прокатиться любой желающий. Дело в том, что часть машин была задействована в качестве такси. Эти таксомоторы ездили не только по центральным маршрутам столицы, но и совершали «крейсерские броски» Москва-Харьков, Москва-Симферополь и др.



Всем спасибо за прочтение. Если вам интересно то будет и продолжение.
Пост подготовлен с использованием материалов сайта http://www.nika-limuzin.ru/

3
31 October 2010 в 16:33
2777
3
3 комментария:
Ди
#  Ди  31 October 2010 в 16:56

оч интересно

0
Николай я
#  Николай я  31 October 2010 в 17:23

если оч интересно, выложу завтра продолжение. Надо?

0
Ди
#  Ди   1 November 2010 в 15:04

выкладывай) Будем читать)))

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29