личный блог nachalnik_poezda_nomer_37 →
Вся президентская рать
20 мая 1961 года из ворот американского кузовного ателье Hess&Eisenhardt выехал очень необычный автомобиль. Огромный шестиметровый кабрио-лимузин, построенный на базе Lincoln Continental, предназначался для гаража особого назначения президента Соединенных Штатов. Этому эффектному темно-синему красавцу судьба уготовила трагическую славу. Через два с половиной года на Lincoln с индексом SS-100-X Джон Фитцджеральд Кеннеди отправится в ту самую поездку по Далласу...
*На этой фотографии оригинальная версия Lincoln Continental SS-100-Х — без бронезащиты. К сожалению, на черно-белом снимке нельзя увидеть эффектный темно-синий колер элегантного кабрио-лимузина*
*Первыми машинами, заказанными в президентский гараж Уильяма Тафта, стали два Pierce Arrow, среди которых была и изображенная на снимке модель 48 Suburban*
Вообще-то говоря, преимущества нового вида транспорта еще в конце 19-го века успел оценить Уильям МакКинли. Достоверно известно, что 25-й президент США в качестве пассажира прокатился на паровом автомобиле Locomobile, причем за рулем сидел главный конструктор машины Фрилан Стенли. Предпочтение паровикам другой известной в свое время марки — White отдавал и следующий законный обитатель Капитолия — Теодор Рузвельт. Но все же по-настоящему автомобильная эра для американских президентов началась в 1909-м, когда вновь избранный Уильям Тафт заменил конюшни Белого дома на гараж особого назначения. Причем как истинный новатор, открытый всему новому, мистер Тафт поочередно эксплуатировал то паровой White M, то электрический двухместный Baker, то пару бензиновых моделей забытого ныне бренда Pierce Arrow.
*Еще одно транспортное средство президента Тафта — 40-сильный паровик White модели M. Обратите внимание на американский герб, красующийся на задней боковой двери*
В начале 20-го века автомобиль считался фантастической роскошью, доступной лишь избранным богатеям и счастливчикам. Неудивительно, что многие политики называли машины ярчайшим символом классового расслоения. В годы политической молодости 28-й президент США Вудроу Уилсон публично обличал «самобеглые экипажи» как «главных виновников роста социалистических настроений в обществе». Однако же, въехав в Белый дом, мистер Уилсон быстро позабыл про патетику, обзаведясь сразу несколькими автомобилями. В гараже правившего страной с 1913-го по 1921-й президента числился не только довольно дорогой лимузин Pierce Arrow 1919 года, но и феноменально дорогой Rolls-Royce 40/50 h. p.
*Президент Кулидж рядом с Buick 24, оснащенным радиоаппаратурой. Хорошо видны антенны и громкоговоритель на подножке*
При всем при этом первых хозяев гаража особого назначения никак не назовешь автомобильными фанатами. Ведь только пришедший к власти в 1921-м Уоррен Хардинг умел водить. Любопытнее, что лишь во второй половине 20-х машины гаража номер 1 становятся транспортом особого назначения в полном смысле этого понятия. До сих пор президентские модели по сути не отличались от своих цивильных братьев, за исключением разве что декоративных звездно-полосатых флажков на капоте. Но уже автомобили гаража Джона Кельвина Кулиджа, руководившего страной с 1923-го по 1929-й, заметно изменились. Достаточно вспомнить Buick 24, нашпигованный радиоаппаратурой, дабы президент всегда оставался на связи с кабинетом.
*Первый созданный по заказу президента автомобиль — Lincoln Sunshine Special. По сути, это заказной кузов от фирмы Brunn & Company на шасси стандартного Lincoln серии K*
Вы, наверное, уже заметили, что поначалу парк правительственного гаража отличался пестрой палитрой марок, среди которых время от времени попадались машины зарубежных брендов. «Фу, как непатриотично!» — решили в Вашингтоне, и к началу 30-х годов на роль транспорта номер 1 претендовала лишь продукция американского автопрома: Packard, Hudson и Plymouth, но все чаще Cadillac или Lincoln
*После вступления США во Вторую мировую Франклин Делано Рузвельт пересел из красивого, но лишенного бронезащиты Sunshine Special в морально устаревший, но безопасный как сейф Cadillac 341A, конфискованный у самого Аль Капоне!*
Так, 31-й президент США Герберт Гувер, несмотря на страшное обнищание народа, вызванное Великой депрессией, без стеснения раскатывал на 16-цилиндровом Cadillac с кузовом от фирмы Fleetwood. А вот первым автомобилем, сделанным специально по заказу правительственного гаража и, между прочим, с учетом пожеланий сотрудников ФБР, стал уникальный Lincoln Sunshine Special. Элегантный кабрио-лимузин появился в гараже Франклина Делано Рузвельта в 1939 году. Впрочем, по нынешним временам не такой уж это был и «спешел». По сути 12-цилиндровый красавец отличался от обычной стоковой модели наличием сирены, громкоговорителя, радиостанции, ну и, конечно же, заказным кузовом. Кроме того, Lincoln получил более широкие пороги и ручки на кузове, чтобы охранникам из эскорта было за что держаться, сопровождая машину. Но ни о каком бронировании и речи не шло!
*Впрочем, порой Рузвельт совершал поездки и на самых обычных автомобилях. На снимке президент США (рядом с шофером) в салоне кабриолета De Soto S8 1941 года во время посещения завода Boeing*
Неудивительно, что сразу после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую секретная служба, всерьез озаботившаяся безопасностью президента, настояла на том, чтобы Рузвельт сменил автомобиль. Из элегантного кабриолета Sunshine Special президент пересел в бронированное брюхо Сadillac 341A, в свое время конфискованного не у кого-нибудь, а у самого Аль Капоне! Пусть для начала 40-х машина, созданная еще в 1928-м, смотрелась слегка архаично, зато 12-цилиндровая колесница короля гангстеров оснащалась соответственно статусу своего легендарного владельца: пуленепробиваемые стекла толщиной в три с половиной сантиметра, бронированные плиты в дверях и даже, как поговаривают, специально оборудованный тайник с автоматическим оружием. Береженого бог бережет, знаете ли...
*Гэри Труман, 34-й президент США, и один из его служебных автомобилей Cadillac 75 Fleetwood*
*По рассказам современников, Труман недолюбливал автомобили концерна GM, так что, когда пришла очередь сменять знаменитый Sunshine Special, созданный еще для Рузвельта, заказ вновь получил Lincoln. Новую президентскую колесницу построили на базе удлиненной модели Cosmopolitan 1950 года*
15 февраля 1933 года итальянский иммигрант Джузеппе Дзангара пять раз выстрелил во Франклина Делано Рузвельта, который по обыкновению выступал перед публикой с заднего сиденья своего кабрио-лимузина. Лишь по счастливой случайности ни одна из пуль не попала в президента, правда, при этом оказался смертельно ранен мэр Чикаго Энтони Цермак. Удивительно, но даже этот инцидент не стал сигналом для агентов секретной службы. И когда Lincoln уже в послевоенные годы получил заказ на новый президентский лимузин, никто и не думал оговаривать возможности бронирования.
*Дуайт Эйзенхауэр, сменивший Трумана в Белом доме зимой 1953-го, оказался не столь щепетилен в выборе автомобилей. На этом снимке «Айк», как называли 35-го президента США, приветствует сторонников из салона Cadillac Eldorado Special*
Вот и трагически известный Lincoln Continental SS-100-X, созданный специально для Джона Кеннеди, не имел даже противопульной защиты. Хотя во всем остальном машина, разработанная и построенная «фордовским» департаментом спецпроектов Ford совместно с кузовным ателье Hess&Ernhardt, получилась незаурядной
*По распоряжению Эйзенхауэра в 1954-м на Lincoln Cosmopolitan установили прозрачную плексигласовую крышу. В таком виде автомобиль просуществовал вплоть до появления печально знаменитого Lincoln SS-100-X*
Неудивительно, ведь и сам Lincoln Continental 1961 года (заводской индекс 74А), на базе которого построили президентский экипаж, слыл одной из красивейших машин своего времени. Этот 4-дверный кабриолет удостоился премии Американского Института промышленного дизайна — организации, крайне редко поощрявшей автомобили и их создателей. Даже серийная версия Continental считалась одной из самых больших — 5 м 39 см — и тяжелых — 2 365 кг снаряженной массы — моделей послевоенной Америки. Но специалисты Hess&Eisenhardt заметно увеличили колесную базу, в результате в длину машина вымахала за 6 м 40 см! Чтобы справляться с выросшей до 3630 кг массой, 7-литровую V-образную «восьмерку» со стандартных 300 л. с. форсировали до 350 «лошадок».
*В 1962-м серийный 4-дверный Lincoln Continental, на базе которого построен SS-100-X, был самым дорогим кабриолетом в США. Цена начиналась с отметки $6700
Как видим, для своих частых разъездов Кеннеди использовал и стандартную версию Continental*
Президентскому Lincoln полагались сразу несколько вариантов исполнения задней части крыши — от мягкого тента для хорошей погоды до прозрачного плексигласового колпака на случай выездов в дождь. Спецоборудование включало радиостанцию, телефон, откидные подножки и ручки для сотрудников президентской охраны, а также впервые в истории президентских авто и систему кондиционирования воздуха. Впрочем, автомобиль получился таким большим, что эффективность охлаждения задней части салона оказалась крайне низкой. В жаркую погоду и особенно с установленным плексигласовым верхом SS-100-X превращался в настоящую сауну. Неудивительно, что 22 ноября 1963 года в поездку по Далласу Кеннеди с супругой отправились с открытым верхом. День как назло выдался жарким и солнечным...
*Cлева вверху: Кеннеди и правитель Эфиопии Хайле Силласие в салоне SS-100-X во время парада в Вашингтоне. Снимок датирован 1 октября 1963 года
Cправа вверху: Пассажирская часть салона Lincoln SS-100-X. Дополнительные креслица перед перегородкой салона откидывались, а диван с помощью электропривода можно было немного приподнять, чтобы президент был лучше виден избирателям. Ну и, видимо, Ли Харви Освальду тоже...
На нижней фотографии: Джон и Жаклин Кеннеди в салоне открытого SS-100-X. Возможно, если бы 22 ноября 1963 года на Lincoln стояла плексигласовая крыша, то задача стрелявшего в президента была бы более сложной... *
После трагедии на улице Вязов несчастливый Lincoln-SS-100-X ждала полная перестройка. Перво-наперво автомобиль забронировали, что называется, от носа до хвоста, то бишь от стекол до жесткой крыши — так кабрио-лимузин стал обычным лимузином. Веселенький темно-синий колер кузова, который так нравился Кеннеди, поменяли на строгий похоронный черный, после чего модифицированный SS-100-X вновь отправился на службу в Белый дом. На этом Lincoln разъезжал следующий президент США Линдон Джонсон, использовалась машина и при администрации Форда и Картера. Ныне же, возможно, самый известный президентский автомобиль в истории находится на вечной стоянке в музее Генри Форда в Дирборне.
*Модернизированная версия SS-100-X образца 1964 года. Характерные черты — жесткая бронирования крыша, пуленепробиваемые стекла и черный цвет кузова
Lincoln SS-100-X на вечной стоянке в экспозиции музея имени Генри Форда*
Разумеется, с тех пор все автомобили, предназначенные для гаража главы нации, в обязательном порядке защищаются по самому высшему разряду. Впрочем, самых отчаянных стрелков не останавливало и это. Так, 22 сентября 1975-го некая Сара Мур выстрелила в Джеральда Форда, садившегося в Lincoln Continental, а шесть лет спустя тот же самый автомобиль стал причиной ранения Рональда Рейгана. Причем в данном случае добротное бронирование лимузина сыграло злую шутку с его хозяином. Ведь ни одна из пуль, выпущенных Джоном Хинкли 30 марта 1981 года, не попала в цель. Лишь одна из них, срикошетив от брони, угодила президенту в грудь. Впрочем, уже меньше чем через две недели Рейган выписался из госпиталя, а Хинкли до сих отбывает пожизненный срок в специализированной психиатрической лечебнице.
*Тот самый Lincoln Continental 1972 года, который фигурировал при покушениях на жизнь Джеральда Форда и Рональда Рейгана**
Любопытно, что этот Continental оказался предпоследним лимузином Lincoln, служившим в гараже особого назначения. Не иначе, как люди из секретной службы оказались суеверными и решили сменить марку борта номер 1. Так, вскоре после покушения Рейган пересел на удлиненный Cadillac Fleetwood Brougham, а начиная с 1993 года все американские президенты ездят на машинах этого премиального бренда.
*Начиная с 80-х годов прошлого века Cadillac стал вытеснять Lincoln из гаража особого назначения. На снимке лимузин Fleetwood 1983 года, созданный в кузовном ателье Hess & Eisenhardt
Lincoln Continental Town Car 1989 года — последний лимузин этой марки, стоявший на службе Белого дома*
Причем теперь создатели спецтранспорта не прислушиваются ни к чьему постороннему мнению, пусть даже это будет мнение самого президента. Так, Cadillac Fleetwood Brougham, который в 1993-м поступил в гараж Билла Клинтона по настоянию Службы безопасности, не оснащался подножками по бортам, а также люком в крыше. Эту моду, когда-то введенную Ричардом Никсоном, который очень любил приветствовать сторонников, высунувшись из люка, охрана посчитала потенциально опасной. Между прочим, Fleetwood 42-го президента США (сейчас машина находится в «Президентском центре Клинтона»), вполне возможно, последний из бортов спецгаража, который выставлен на всеобщее обозрение. В будущем отслужившие свое лимузины планируется отправлять на полигоны и стрельбища для изучения более эффективных систем защиты, а после... уничтожать, дабы агенты из террористических группировок не узнали всех секретов
*Сверху: Ричард Никсон (на снимке справа) любил приветствовать публику, высунувшись из люка своего Lincoln Continental
Снизу: Cadillac Fleetwood Brougham 1993 года верой и правдой служил Биллу Клинтону*
И это решение трудно назвать перестраховкой. Даже одного взгляда на официальный транспорт нынешнего президента достаточно, чтобы понять — совершенство уже достигнуто. Новейший Cadillac One представили аккурат к церемонии инаугурации Барака Обамы 20 января 2009 года. Лимузин, который носит звание «Официальный президентский автомобиль США» внешне напоминает удлиненную версию седана DTS. Но все гораздо, гораздо сложнее. Во-первых, обращают на себя внимание передние фары и зеркала заднего вида от Escalade, а также задняя оптика от спортседана STS. Но самое главное, что машина построена на шасси полноразмерного пикапа GMC Kodiak C4500, на выносливую грузовую раму которого надет стилизованный под Cadillac кузов. И усиление тут не помешает, ведь из-за тотального бронирования масса автомобиля составляет порядка 7-8 тонн! Зато и защищен «борт номер 1» почище, чем Форт Нокс.
*Автомобиль нынешнего хозяина белого дома Cadillac One в строю с 2009 года. Кстати, это первая в истории американских президентских лимузинов модель с дизельным двигателем. Машина лишь внешне напоминает серийные Cadillac — лимузин Обамы построен на шасси пикапа GMC Kodiak*
Скажем, водительская дверь президентского Cadillac весит столько же, сколько и дверца кабины пилотов реактивного пассажирского Boeing. Толщина брони местами доходит до 18 см, что позволяет выдержать даже прямое попадание из гранатомета. Днище лимузина усиленное кевларом, рассчитано на взрыв противотанковой гранаты, а не боящиеся проколов шины Good Year run flat не теряют свойств даже при наличии пулевых отверстий. Салон полностью изолирован от окружающего мира, а благодаря автономной системе вентиляции и кондиционировании воздуха президенту не повредит даже атака с применением биологического оружия. В багажнике имеется запас кислорода, система пожаротушения и даже — на всякий случай — настоящий банк крови, группа и резус которой соответствует президентской. В распоряжении водителя продвинутая система ночного видения, кроме того, в салоне спрятан небольшой арсенал стрелкового оружия
*Куда ты, туда и я. Cadillac One сопровождает президента во время всех международных визитов
Через 18-сантиметровое стекло Cadillac One нам улыбается младшая дочь Барака Обамы — Саша*
Другое дело, что динамические показатели Cadillac One не шибко впечатляют. Известно, что машина оснащается 6,5-литровым V-образным восьмицилиндровым турбодизелем. Мощность двигателя не сообщается, но в стандартном варианте этот мотор развивает от 250 до 400 л. с. В любом случае максималка президентского лимузина не превышает 100 км/ч, причем до этой самой сотни машина разгоняется за 15 секунд. Не рекорд конечно, но, учитывая как минимум семь тонн снаряженной массы, не так уж и плохо.
*Официальный кортеж президента США насчитывает свыше 40 транспортных средств. Помимо собственно лимузинов здесь и машины связи, и автомобили охраны, и мотоциклетное сопровождение*
Цена «баракомобиля», как и многая другая информация о Cadillac One, держится в секрете, но по некоторым сведениям, речь идет о сумме порядка полумиллиона долларов. Согласитесь, эта цифра может вызвать лишь снисходительную улыбку президента России.
Поговаривают, что внедорожники Chevrolet Suburban, входящие в президентский кортеж, оснащены датчиками запуска противотанковых ракет. В ответ на атаку автоматика тут же устраивает дымовую завесу, дабы помешать нападавшим совершить повторный выстрел*
*На этой фотографии оригинальная версия Lincoln Continental SS-100-Х — без бронезащиты. К сожалению, на черно-белом снимке нельзя увидеть эффектный темно-синий колер элегантного кабрио-лимузина*
Колеса номер один
Впрочем, сегодня мы не станем вспоминать подробности громкого покушения на президента. Пусть с загадочными событиями трагедии полувековой давности разбираются историки, политики и прочие любители конспирологических теорий. Нам же показалось, что пятидесятилетие последнего автомобиля Кеннеди — достойный повод вспомнить другие весьма замечательные модели из гаража особого назначения президентской администрации США.*Первыми машинами, заказанными в президентский гараж Уильяма Тафта, стали два Pierce Arrow, среди которых была и изображенная на снимке модель 48 Suburban*
Вообще-то говоря, преимущества нового вида транспорта еще в конце 19-го века успел оценить Уильям МакКинли. Достоверно известно, что 25-й президент США в качестве пассажира прокатился на паровом автомобиле Locomobile, причем за рулем сидел главный конструктор машины Фрилан Стенли. Предпочтение паровикам другой известной в свое время марки — White отдавал и следующий законный обитатель Капитолия — Теодор Рузвельт. Но все же по-настоящему автомобильная эра для американских президентов началась в 1909-м, когда вновь избранный Уильям Тафт заменил конюшни Белого дома на гараж особого назначения. Причем как истинный новатор, открытый всему новому, мистер Тафт поочередно эксплуатировал то паровой White M, то электрический двухместный Baker, то пару бензиновых моделей забытого ныне бренда Pierce Arrow.
*Еще одно транспортное средство президента Тафта — 40-сильный паровик White модели M. Обратите внимание на американский герб, красующийся на задней боковой двери*
В начале 20-го века автомобиль считался фантастической роскошью, доступной лишь избранным богатеям и счастливчикам. Неудивительно, что многие политики называли машины ярчайшим символом классового расслоения. В годы политической молодости 28-й президент США Вудроу Уилсон публично обличал «самобеглые экипажи» как «главных виновников роста социалистических настроений в обществе». Однако же, въехав в Белый дом, мистер Уилсон быстро позабыл про патетику, обзаведясь сразу несколькими автомобилями. В гараже правившего страной с 1913-го по 1921-й президента числился не только довольно дорогой лимузин Pierce Arrow 1919 года, но и феноменально дорогой Rolls-Royce 40/50 h. p.
*Президент Кулидж рядом с Buick 24, оснащенным радиоаппаратурой. Хорошо видны антенны и громкоговоритель на подножке*
При всем при этом первых хозяев гаража особого назначения никак не назовешь автомобильными фанатами. Ведь только пришедший к власти в 1921-м Уоррен Хардинг умел водить. Любопытнее, что лишь во второй половине 20-х машины гаража номер 1 становятся транспортом особого назначения в полном смысле этого понятия. До сих пор президентские модели по сути не отличались от своих цивильных братьев, за исключением разве что декоративных звездно-полосатых флажков на капоте. Но уже автомобили гаража Джона Кельвина Кулиджа, руководившего страной с 1923-го по 1929-й, заметно изменились. Достаточно вспомнить Buick 24, нашпигованный радиоаппаратурой, дабы президент всегда оставался на связи с кабинетом.
*Первый созданный по заказу президента автомобиль — Lincoln Sunshine Special. По сути, это заказной кузов от фирмы Brunn & Company на шасси стандартного Lincoln серии K*
Вы, наверное, уже заметили, что поначалу парк правительственного гаража отличался пестрой палитрой марок, среди которых время от времени попадались машины зарубежных брендов. «Фу, как непатриотично!» — решили в Вашингтоне, и к началу 30-х годов на роль транспорта номер 1 претендовала лишь продукция американского автопрома: Packard, Hudson и Plymouth, но все чаще Cadillac или Lincoln
*После вступления США во Вторую мировую Франклин Делано Рузвельт пересел из красивого, но лишенного бронезащиты Sunshine Special в морально устаревший, но безопасный как сейф Cadillac 341A, конфискованный у самого Аль Капоне!*
Так, 31-й президент США Герберт Гувер, несмотря на страшное обнищание народа, вызванное Великой депрессией, без стеснения раскатывал на 16-цилиндровом Cadillac с кузовом от фирмы Fleetwood. А вот первым автомобилем, сделанным специально по заказу правительственного гаража и, между прочим, с учетом пожеланий сотрудников ФБР, стал уникальный Lincoln Sunshine Special. Элегантный кабрио-лимузин появился в гараже Франклина Делано Рузвельта в 1939 году. Впрочем, по нынешним временам не такой уж это был и «спешел». По сути 12-цилиндровый красавец отличался от обычной стоковой модели наличием сирены, громкоговорителя, радиостанции, ну и, конечно же, заказным кузовом. Кроме того, Lincoln получил более широкие пороги и ручки на кузове, чтобы охранникам из эскорта было за что держаться, сопровождая машину. Но ни о каком бронировании и речи не шло!
*Впрочем, порой Рузвельт совершал поездки и на самых обычных автомобилях. На снимке президент США (рядом с шофером) в салоне кабриолета De Soto S8 1941 года во время посещения завода Boeing*
Неудивительно, что сразу после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую секретная служба, всерьез озаботившаяся безопасностью президента, настояла на том, чтобы Рузвельт сменил автомобиль. Из элегантного кабриолета Sunshine Special президент пересел в бронированное брюхо Сadillac 341A, в свое время конфискованного не у кого-нибудь, а у самого Аль Капоне! Пусть для начала 40-х машина, созданная еще в 1928-м, смотрелась слегка архаично, зато 12-цилиндровая колесница короля гангстеров оснащалась соответственно статусу своего легендарного владельца: пуленепробиваемые стекла толщиной в три с половиной сантиметра, бронированные плиты в дверях и даже, как поговаривают, специально оборудованный тайник с автоматическим оружием. Береженого бог бережет, знаете ли...
*Гэри Труман, 34-й президент США, и один из его служебных автомобилей Cadillac 75 Fleetwood*
Стрельба без правил
Бронированный Cadillac 341А со своей миссией справился. По крайней мере о покушениях на жизнь лидера Соединенных Штатов во время Второй мировой история умалчивает. Увы, так случалось далеко не всегда. Первым же президентом, попавшим в перекрестье прицела, находясь в салоне автомобиля, стал Теодор Рузвельт — родственник Франклина. 14 декабря 1912 года во время публичного выступления в рамках президентской программы (Теодор выдвигал собственную кандидатуру на третий срок) он получил пулю в грудь. Несмотря на ранение, Рузвельт продолжил свою речь и после поправился, но выборы проиграл.*По рассказам современников, Труман недолюбливал автомобили концерна GM, так что, когда пришла очередь сменять знаменитый Sunshine Special, созданный еще для Рузвельта, заказ вновь получил Lincoln. Новую президентскую колесницу построили на базе удлиненной модели Cosmopolitan 1950 года*
15 февраля 1933 года итальянский иммигрант Джузеппе Дзангара пять раз выстрелил во Франклина Делано Рузвельта, который по обыкновению выступал перед публикой с заднего сиденья своего кабрио-лимузина. Лишь по счастливой случайности ни одна из пуль не попала в президента, правда, при этом оказался смертельно ранен мэр Чикаго Энтони Цермак. Удивительно, но даже этот инцидент не стал сигналом для агентов секретной службы. И когда Lincoln уже в послевоенные годы получил заказ на новый президентский лимузин, никто и не думал оговаривать возможности бронирования.
*Дуайт Эйзенхауэр, сменивший Трумана в Белом доме зимой 1953-го, оказался не столь щепетилен в выборе автомобилей. На этом снимке «Айк», как называли 35-го президента США, приветствует сторонников из салона Cadillac Eldorado Special*
Вот и трагически известный Lincoln Continental SS-100-X, созданный специально для Джона Кеннеди, не имел даже противопульной защиты. Хотя во всем остальном машина, разработанная и построенная «фордовским» департаментом спецпроектов Ford совместно с кузовным ателье Hess&Ernhardt, получилась незаурядной
*По распоряжению Эйзенхауэра в 1954-м на Lincoln Cosmopolitan установили прозрачную плексигласовую крышу. В таком виде автомобиль просуществовал вплоть до появления печально знаменитого Lincoln SS-100-X*
Неудивительно, ведь и сам Lincoln Continental 1961 года (заводской индекс 74А), на базе которого построили президентский экипаж, слыл одной из красивейших машин своего времени. Этот 4-дверный кабриолет удостоился премии Американского Института промышленного дизайна — организации, крайне редко поощрявшей автомобили и их создателей. Даже серийная версия Continental считалась одной из самых больших — 5 м 39 см — и тяжелых — 2 365 кг снаряженной массы — моделей послевоенной Америки. Но специалисты Hess&Eisenhardt заметно увеличили колесную базу, в результате в длину машина вымахала за 6 м 40 см! Чтобы справляться с выросшей до 3630 кг массой, 7-литровую V-образную «восьмерку» со стандартных 300 л. с. форсировали до 350 «лошадок».
*В 1962-м серийный 4-дверный Lincoln Continental, на базе которого построен SS-100-X, был самым дорогим кабриолетом в США. Цена начиналась с отметки $6700
Как видим, для своих частых разъездов Кеннеди использовал и стандартную версию Continental*
Президентскому Lincoln полагались сразу несколько вариантов исполнения задней части крыши — от мягкого тента для хорошей погоды до прозрачного плексигласового колпака на случай выездов в дождь. Спецоборудование включало радиостанцию, телефон, откидные подножки и ручки для сотрудников президентской охраны, а также впервые в истории президентских авто и систему кондиционирования воздуха. Впрочем, автомобиль получился таким большим, что эффективность охлаждения задней части салона оказалась крайне низкой. В жаркую погоду и особенно с установленным плексигласовым верхом SS-100-X превращался в настоящую сауну. Неудивительно, что 22 ноября 1963 года в поездку по Далласу Кеннеди с супругой отправились с открытым верхом. День как назло выдался жарким и солнечным...
*Cлева вверху: Кеннеди и правитель Эфиопии Хайле Силласие в салоне SS-100-X во время парада в Вашингтоне. Снимок датирован 1 октября 1963 года
Cправа вверху: Пассажирская часть салона Lincoln SS-100-X. Дополнительные креслица перед перегородкой салона откидывались, а диван с помощью электропривода можно было немного приподнять, чтобы президент был лучше виден избирателям. Ну и, видимо, Ли Харви Освальду тоже...
На нижней фотографии: Джон и Жаклин Кеннеди в салоне открытого SS-100-X. Возможно, если бы 22 ноября 1963 года на Lincoln стояла плексигласовая крыша, то задача стрелявшего в президента была бы более сложной... *
После трагедии на улице Вязов несчастливый Lincoln-SS-100-X ждала полная перестройка. Перво-наперво автомобиль забронировали, что называется, от носа до хвоста, то бишь от стекол до жесткой крыши — так кабрио-лимузин стал обычным лимузином. Веселенький темно-синий колер кузова, который так нравился Кеннеди, поменяли на строгий похоронный черный, после чего модифицированный SS-100-X вновь отправился на службу в Белый дом. На этом Lincoln разъезжал следующий президент США Линдон Джонсон, использовалась машина и при администрации Форда и Картера. Ныне же, возможно, самый известный президентский автомобиль в истории находится на вечной стоянке в музее Генри Форда в Дирборне.
*Модернизированная версия SS-100-X образца 1964 года. Характерные черты — жесткая бронирования крыша, пуленепробиваемые стекла и черный цвет кузова
Lincoln SS-100-X на вечной стоянке в экспозиции музея имени Генри Форда*
Разумеется, с тех пор все автомобили, предназначенные для гаража главы нации, в обязательном порядке защищаются по самому высшему разряду. Впрочем, самых отчаянных стрелков не останавливало и это. Так, 22 сентября 1975-го некая Сара Мур выстрелила в Джеральда Форда, садившегося в Lincoln Continental, а шесть лет спустя тот же самый автомобиль стал причиной ранения Рональда Рейгана. Причем в данном случае добротное бронирование лимузина сыграло злую шутку с его хозяином. Ведь ни одна из пуль, выпущенных Джоном Хинкли 30 марта 1981 года, не попала в цель. Лишь одна из них, срикошетив от брони, угодила президенту в грудь. Впрочем, уже меньше чем через две недели Рейган выписался из госпиталя, а Хинкли до сих отбывает пожизненный срок в специализированной психиатрической лечебнице.
*Тот самый Lincoln Continental 1972 года, который фигурировал при покушениях на жизнь Джеральда Форда и Рональда Рейгана**
До чего дошел прогресс!
Любопытно, что этот Continental оказался предпоследним лимузином Lincoln, служившим в гараже особого назначения. Не иначе, как люди из секретной службы оказались суеверными и решили сменить марку борта номер 1. Так, вскоре после покушения Рейган пересел на удлиненный Cadillac Fleetwood Brougham, а начиная с 1993 года все американские президенты ездят на машинах этого премиального бренда.
*Начиная с 80-х годов прошлого века Cadillac стал вытеснять Lincoln из гаража особого назначения. На снимке лимузин Fleetwood 1983 года, созданный в кузовном ателье Hess & Eisenhardt
Lincoln Continental Town Car 1989 года — последний лимузин этой марки, стоявший на службе Белого дома*
Причем теперь создатели спецтранспорта не прислушиваются ни к чьему постороннему мнению, пусть даже это будет мнение самого президента. Так, Cadillac Fleetwood Brougham, который в 1993-м поступил в гараж Билла Клинтона по настоянию Службы безопасности, не оснащался подножками по бортам, а также люком в крыше. Эту моду, когда-то введенную Ричардом Никсоном, который очень любил приветствовать сторонников, высунувшись из люка, охрана посчитала потенциально опасной. Между прочим, Fleetwood 42-го президента США (сейчас машина находится в «Президентском центре Клинтона»), вполне возможно, последний из бортов спецгаража, который выставлен на всеобщее обозрение. В будущем отслужившие свое лимузины планируется отправлять на полигоны и стрельбища для изучения более эффективных систем защиты, а после... уничтожать, дабы агенты из террористических группировок не узнали всех секретов
*Сверху: Ричард Никсон (на снимке справа) любил приветствовать публику, высунувшись из люка своего Lincoln Continental
Снизу: Cadillac Fleetwood Brougham 1993 года верой и правдой служил Биллу Клинтону*
И это решение трудно назвать перестраховкой. Даже одного взгляда на официальный транспорт нынешнего президента достаточно, чтобы понять — совершенство уже достигнуто. Новейший Cadillac One представили аккурат к церемонии инаугурации Барака Обамы 20 января 2009 года. Лимузин, который носит звание «Официальный президентский автомобиль США» внешне напоминает удлиненную версию седана DTS. Но все гораздо, гораздо сложнее. Во-первых, обращают на себя внимание передние фары и зеркала заднего вида от Escalade, а также задняя оптика от спортседана STS. Но самое главное, что машина построена на шасси полноразмерного пикапа GMC Kodiak C4500, на выносливую грузовую раму которого надет стилизованный под Cadillac кузов. И усиление тут не помешает, ведь из-за тотального бронирования масса автомобиля составляет порядка 7-8 тонн! Зато и защищен «борт номер 1» почище, чем Форт Нокс.
*Автомобиль нынешнего хозяина белого дома Cadillac One в строю с 2009 года. Кстати, это первая в истории американских президентских лимузинов модель с дизельным двигателем. Машина лишь внешне напоминает серийные Cadillac — лимузин Обамы построен на шасси пикапа GMC Kodiak*
Скажем, водительская дверь президентского Cadillac весит столько же, сколько и дверца кабины пилотов реактивного пассажирского Boeing. Толщина брони местами доходит до 18 см, что позволяет выдержать даже прямое попадание из гранатомета. Днище лимузина усиленное кевларом, рассчитано на взрыв противотанковой гранаты, а не боящиеся проколов шины Good Year run flat не теряют свойств даже при наличии пулевых отверстий. Салон полностью изолирован от окружающего мира, а благодаря автономной системе вентиляции и кондиционировании воздуха президенту не повредит даже атака с применением биологического оружия. В багажнике имеется запас кислорода, система пожаротушения и даже — на всякий случай — настоящий банк крови, группа и резус которой соответствует президентской. В распоряжении водителя продвинутая система ночного видения, кроме того, в салоне спрятан небольшой арсенал стрелкового оружия
*Куда ты, туда и я. Cadillac One сопровождает президента во время всех международных визитов
Через 18-сантиметровое стекло Cadillac One нам улыбается младшая дочь Барака Обамы — Саша*
Другое дело, что динамические показатели Cadillac One не шибко впечатляют. Известно, что машина оснащается 6,5-литровым V-образным восьмицилиндровым турбодизелем. Мощность двигателя не сообщается, но в стандартном варианте этот мотор развивает от 250 до 400 л. с. В любом случае максималка президентского лимузина не превышает 100 км/ч, причем до этой самой сотни машина разгоняется за 15 секунд. Не рекорд конечно, но, учитывая как минимум семь тонн снаряженной массы, не так уж и плохо.
*Официальный кортеж президента США насчитывает свыше 40 транспортных средств. Помимо собственно лимузинов здесь и машины связи, и автомобили охраны, и мотоциклетное сопровождение*
Цена «баракомобиля», как и многая другая информация о Cadillac One, держится в секрете, но по некоторым сведениям, речь идет о сумме порядка полумиллиона долларов. Согласитесь, эта цифра может вызвать лишь снисходительную улыбку президента России.
Поговаривают, что внедорожники Chevrolet Suburban, входящие в президентский кортеж, оснащены датчиками запуска противотанковых ракет. В ответ на атаку автоматика тут же устраивает дымовую завесу, дабы помешать нападавшим совершить повторный выстрел*
22 May 2011 в 17:25
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.