личный блог mr alex vrn

Легендарные машины ГАЗ на военной службе и не только (Б.с)

Один из флагманов отечественного автомобилестроения, Горьковский автомобильный завод исторически стал первым отечественным предприятием, на котором было налажено массовое производство легковых и грузовых автомобилей.

Естественно, вооруженные силы страны широко использовали производимую технику. Немало заказов МО СССР сошло со стапелей этого предприятия.


За основу советских автомобилей ГАЗ была принята продукция американского концерна "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Co.) — легковая машина "Форд-А" и 1,5-тонный грузовик "Форд-АА".


Правительство СССР поручило "военизировать" производство и с 1931–34 гг. на легковом шасси "Форд-А" советской сборки были построены легкие бронемашины БА-Ф, Д-8, Д-12 и ФАИ с пулеметным вооружением.


"Форд-АА" стал базой опытного бронеавтомобиля Д-37 и боевой автодрезины БАД-1, а на 3-осных шасси "Форд-Тимкен" с формулой 6x6 собрали небольшую партию бронемашин БА-27М, Д-13 и БАИ с одной или двумя башнями и разным вооружением.


Также, в 1931 г. завод "Большевик" (г. Ленинград) на этом шасси построил плавающую бронеавтодрезину БАД-2 с 37-мм пушкой и 4 пулеметами. Серийное производство на мощностях ГАЗ С положило начало славной традиции создания на шасси автомобилей легкой и средней бронетехники.


С декабря 1932 г. на ГАЗе выпускался легковой автомобиль ГАЗ-А (двиг. в 40 л/с.), он сразу же поступил на вооружение РККА, где был оборудован коротковолновой войсковой радиостанцией "5АК". На его шасси строили пикапы ГАЗ-4 и санитарные машины, а также пулеметный бронеавтомобиль ФАИ и вариант "ФАИ ж.д.", способный двигаться по железнодорожным рельсам со скоростью до 85 км/ч.


С 1936 г. было организовано серийное производства нового 50-сильного легкового автомобиля ГАЗ М-1 (легендарная "Эмка"), на его шасси выпускались не только пикапы ГАЗ-415, но и модернизированные бронеавтомобили ФАИ-М, отличавшиеся удлиненной базой и установкой топливного бака и запасного колеса за бронекорпусом.


До 1941 г. на Ижорском заводе машин серии ФАИ было собрано 697 экземпляров. В 1936–42 гг. Выксинский завод ДРО на шасси М-1 изготовлял собственный бронеавтомобиль БА-20 с более вместительным корпусом, пулеметной башней и пулестойкими шинами, а также железнодорожный вариант "БА-20 ж.д.". В 1939 г. к ним добавился модернизированный вариант БА-20М с более высокой конической башней, двумя пулеметами и радиостанцией. Бронеавтомобилей серии БА-20, самых массовых советских бронемашин довоенного времени, построили 2114 экземпляров.


Первым автомобилем завода ГАЗ стал 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА, (выпускался с 29 января 1932 г.) и переименованный в ГАЗ-АА после присвоения городу имени Максима Горького. В конце 1934 г. линейку грузовиков дополнил 2-тонный автомобиль ГАЗ-ААА (6x6). Оба автомобиля сыграли, в последствии, важнейшую роль в транспортном обеспечении Красной армии. На их базе строились многие спецсредства, бронемашины и т.д.

Самым массовым советским грузовиком довоенного периода стала легендарная полуторка ГАЗ-АА, оснащенная 4-цилиндровым мотором с алюминиевыми поршнями (3285 см3, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, передней подвеской на поперечной рессоре и задней на двух продольных кантилеверных, простейшими системами питания и электрооборудования. Автомобиль сразу же поступил в Красную армию и на параде 1 мая 1933 г. появился со спаренной зенитной пулеметной установкой. В 1938 г. ему на смену пришел 50-сильный ГАЗ-ММ с усиленной подвеской и новыми рулевым механизмом и карданным валом.


В кузовах этих машин устанавливали крупнокалиберные пулеметы ДШК, счетверенные зенитные установки "4М", первые системы запуска турбореактивных снарядов МТВ, а шасси использовались для полевых ремонтных мастерских-летучек типа А (ПМ-3), топливозаправщиков БЗ-42, бензоперекачивающих станций БПС, систем радиообнаружения РУС-1, электростанций, аэродромных стартеров, аэростатных лебедок и др.


В годы Великой Отечественной войны машины ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, которых на 20 июня 1941 г. в РККА насчитывалось свыше 150 тыс. единиц, вынесли на себе основную нагрузку по выполнению самых различных задач.


На шасси ГАЗ-ААА монтировали различные радиостанции и мастерские, бензои маслозаправщики МЗ-38, радиосистемы дальнего обнаружения РУС-2, "катюшу" БМ-8-48, самоходную установку СУ-12 с 76,2-мм полковой пушкой и др. С 1936 г. выпускался автобус ГАЗ-05-193, служивший в армии как санитарная или штабная машина, гигиеническая и бактериологическая автолаборатория АЛ.


ГАЗ-ААА стал основой обширного семейства бронеавтомобилей среднего класса, весивших в боевом состоянии 4,8–5,9 т. В июне 1933 г. появился первый опытный 40-сильный образец БА-3 с башней от легкого танка Т-26 и тремя пулеметами калибра 7,62 мм. До 1936 г. было собрано 174 машины БА-3, а в 1936–37 гг. изготовлено еще 394 бронеавтомобиля серии БА-6.
Первый вариант БА-6 отличался от БА-3 усиленной броней и пулестойкими шинами с губчатыми камерами, БА-6М получил 50-сильный мотор и новую башню конической формы. Вариант "БА-6 ж.д." на рельсах развивал скорость 55 км/ч, а машина БА-9 снабжалась 12,7-мм зенитным пулеметом.
Наиболее известным стало семейство БА-10, разработанное Ижорским заводом в 1937 г. и выпущенное там же в 1939–41 гг. в количестве 3331 экземпляр. Вариант БА-10 оснащался новой башней с 45-мм пушкой и пулеметом, радиостанцией и съемными гусеницами на задних колесах, имел броню толщиной до 10 мм и развивал скорость 53 км/ч. БА-10М получил модернизированный рулевой механизм и дополнительную защиту радиатора. В 1935–38 гг. на шасси ГАЗ-ААА построили боевую химическую машину БХМ-1 и санитарный бронеавтомобиль БА-22 с высоким корпусом для перевозки 10 раненых, фактически ставший первым советским бронетранспортером.


К другим интересным разработкам на агрегатах ГАЗ-ААА относятся опытные плавающие бронеавтомобили ПБ-4 (1933 г.) с 45-мм пушкой и ПБ-7 (1936 г.) с пулеметной башней, развивавшие на шоссе скорость 60 км/ч и на плаву — 5 км/ч. С началом войны ГАЗ-ААА и его варианты претерпели те же изменения, что и полуторка ГАЗ-ММ. До июля 1943 г., когда Горьковский автозавод серьезно пострадал от бомбежки, было построено 37373 грузовика ГАЗ-ААА. Выпуск санитарных машин ГАЗ-55 и ГАЗ-05-193 продолжался до конца войны, а самосвалы ГАЗ-410 собирали до 1946 г.

Наиболее известным стало семейство БА-10, разработанное Ижорским заводом в 1937 г. и выпущенное там же в 1939–41 гг. в количестве 3331 экземпляр. Вариант БА-10 оснащался новой башней с 45-мм пушкой и пулеметом, радиостанцией и съемными гусеницами на задних колесах, имел броню толщиной до 10 мм и развивал скорость 53 км/ч. БА-10М получил модернизированный рулевой механизм и дополнительную защиту радиатора. В 1935–38 гг. на шасси ГАЗ-ААА построили боевую химическую машину БХМ-1 и санитарный бронеавтомобиль БА-22 с высоким корпусом для перевозки 10 раненых, фактически ставший первым советским бронетранспортером.


К другим интересным разработкам на агрегатах ГАЗ-ААА относятся опытные плавающие бронеавтомобили ПБ-4 (1933 г.) с 45-мм пушкой и ПБ-7 (1936 г.) с пулеметной башней, развивавшие на шоссе скорость 60 км/ч и на плаву — 5 км/ч. С началом войны ГАЗ-ААА и его варианты претерпели те же изменения, что и полуторка ГАЗ-ММ. До июля 1943 г., когда Горьковский автозавод серьезно пострадал от бомбежки, было построено 37373 грузовика ГАЗ-ААА. Выпуск санитарных машин ГАЗ-55 и ГАЗ-05-193 продолжался до конца войны, а самосвалы ГАЗ-410 собирали до 1946 г.

В 1936 г. КБ Грачева разработало вариант ГАЗ-АААА, который через год послужил основой многоцелевого пикапа ГАЗ-21 (6x6) с оригинальной задней подвеской. В начале 1938 г. на его базе был собран башенный бронеавтомобиль БА-21 с двумя пулеметами, развитием которого стала разведывательная бронемашина ЛБ-23 на шасси ГАЗ-22 (6x6) с 72-сильным мотором "Додж" (Dodge) и башней от модели БА-20М.
Еще одним направлением опытных работ ГАЗа стало создание полугусеничных автомобилей-тягачей. В 1938 г. после испытания разных гусеничных движителей к производству приняли 1,2-тонный грузовик ГАЗ-В, представлявший собой опытный вариант НАТИ-ВГ (вездеход ГАЗ) или НАТИ-В, построенный на 50-сильном шасси ГАЗ-АА.


Осенью 1938 г. был испытан модернизированный вариант ГАЗ-60, развивавший скорость 35 км/ч. К середине 1940 г. завод выпустил около 900 таких машин, оказавшихся сложными, тяжелыми и ненадежными, а осенью собрал опытный экземпляр ГАЗ-60П с передним ведущим зубчатым катком.

1938 г. КБ Грачева приступило к проектированию легких командирских автомобилей 4x4, приняв за основу приобретенный в США вездеход "МармонХеррингтон LD2".


Результатом этих работ стали первые советские полноприводные седаны ГАЗ61-73, фаэтон ГАЗ-61-40, пикап ГАЗ-61-415 и малый артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 (4x4), созданные на агрегатах легковой модели ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11 (76–85 л.с.).


С начала 1941 г. и до конца войны было собрано 194 седана ГАЗ-61-73, служивших штабными машинами высшего командования РККА. В канун Великой Отечественной войны ГАЗ-61 стал базой первого советского джипа, появившегося 25 марта 1941 г. под индексом ГАЗ-64. После испытаний он был выбран для серийного производства, развернувшегося в конце того же года.

Интересный факт, что к моменту начала работы над ГАЗ-64 подобную машину построила только американская фирма "Бантам" (Bantam), сведения о которой Нарком тяжелого машиностроения В. А. Малышев получил из популярного американского автомобильного журнала Automotive Industries и тут же распорядился сделать "советский Бантам".


На ГАЗ-64 с колесной базой 2100 мм использовались 50-сильный двигатель, 4-ступенчатая коробка передач и передняя подвеска на продольных четвертьэллиптических рессорах. Весной 1942 г. на его шасси началась сборка бронеавтомобиля БА-64 со сварным корпусом с наклонными стальными листами, пуленепробиваемыми стеклами, башней с 7,62-мм пулеметом, центральным местом водителя и губчатыми пулестойкими шинами.


Осенью 1943 г. был создан новый 54-сильный джип ГАЗ-67 с увеличенной до 1446 мм колеёй и расширенными крыльями. Он послужил основой бронеавтомобиля БА-64Б, развивавшего скорость 80 км/ч. В эту серию входили железнодорожные варианты БА-64В и БА-64Г, бронемашина БА-64Д с 12,7-мм пулеметом, 6-местный бронетранспортер БА-64Е с задним входом, безбашенный штабной БАШ-64 и опытный лыжно-гусеничный БА-64З с движителем С. С. Неждановского.


До 1946 г. было построено более 9 тыс. бронемашин серии БА-64. Модернизация этой гаммы привела к появлению в 1944 г. джипа ГАЗ-67Б с усиленным передним мостом и улучшенным зажиганием, получившего вскоре штампованную облицовку радиатора вместо прежней сварной. После войны на его шасси была создана амфибия НАМИ-011, которую собирали с 1952 г. под маркой ГАЗ-011. До 1953 г. машин серии "64/67" построили 92,8 тыс. единиц, в том числе в годы войны — около 5,5 тыс. автомобилей, включая 672 джипа ГАЗ-64.


На шасси 4x4 были изготовлены опытные пулеметный бронеавтомобиль ЛБ-62 (1940 г.) и низкопрофильная бронированная самоходная установка КСП-76 (1944 г.) с 76,2-мм пушкой ЗИС-3. В общей сложности за время войны ГАЗ выпустил 176221 автомобиль, включая сборку американских грузовиков "Форд G8T" и "Шевроле G7107" (Chevrolet). Он изготовлял также танки Т-60 и Т-70, самоходные установки СУ-76, аэросани, двигатели, минометы, мины и снаряды.


В конце 1947 г. был представлен прототип легкого многоцелевого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 (4x4), ставшего вскоре основным джипом вооруженных сил СССР и братских стран. В августе 1953 г. в Горьком начался выпуск трехдверного варианта ГАЗ-69 с запасным колесом на левом борту, откидным лобовым стеклом и грузовым отсеком с продольными скамьями и тентом.


Для сельского хозяйства предназначалась 5-местная модель ГАЗ-69А. Автомобили выпускались до 1972 г., но с конца 1954 г. их производство начали переводить на Ульяновский автозавод (УАЗ). На ГАЗ-69 применялся двигатель от легковой "Победы" М-20 (52–55 л.с.), 3-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч. С 1970 г. выпускался ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. В армии ГАЗ-69 выполнял функции штабного автомобиля, снабжался различными вездеходными движителями, специальным оборудованием и вооружением, в том числе установкой 2П26 для пуска 4 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 "Шмель".

В 1952 г. начался выпуск легкой 5-местной армейской амфибии ГАЗ-46 или МАВ (малый автомобиль водоплавающий), являвшейся развитием модели ГАЗ-011, снабженной агрегатами от серии ГАЗ-69. Машина массой 1850 кг развивала на шоссе скорость 90 км/ч, на плаву при помощи гребного винта — до 10 км/ч. Оригинальным техническим развитием ГАЗ-69 считается 1,2-тонный капотный грузовик ГАЗ-62 (4x4) с колесной базой 2850 мм, разработанный в 1952 г. Он получил 3,5-литровый двигатель мощностью 76 л.с., герметизированные тормозные барабаны, дифференциалы повышенного трения и шины большого сечения (10.00–16). В ходе его модернизации было построено несколько опытных вариантов, оснащенных грузопассажирским кузовом и боковыми запасными колесами, грузовой платформой, кабиной с мягким верхом и горизонтальным расположением "запаски", лебедкой, а также прототип с колесной формулой 8x8 (1956 г.).


Основы второго поколения грузовых автомобилей, заложенные в конце 30-х гг., позволили Горьковскому автозаводу по окончании войны одним из первых в стране освоить новые образцы машин. Уже в июне 1946 г. начался выпуск достаточно совершенного для своего времени 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 с 6-цилиндровым двигателем (3,5 л, 70 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидравлическим тормозным приводом и передними гидроамортизаторами. Все автомобили этой серии и их производные широко использовались в Советской армии, но только на общих транспортных операциях. К специальным военным исполнениям относятся грузовики ГАЗ-51СЭ с экранированным электрооборудованием и шасси ГАЗ-51И для санитарных машин ПАЗ-653 и автобуса АС-3 на 7 сидячих раненых или двух человек на носилках, а также различные фургоны, топливои маслозаправщики.


Специально для армии был разработан полноприводный 1,5-тонный грузовик ГАЗ-63 (4x4). ГАЗ-63 с колесной базой 3300 мм был максимально унифицирован с ГАЗ-51, от которого отличался в основном передним отключаемым ведущим мостом с шариковыми шарнирами "Бендикс-Вейсс" и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Это был первый советский автомобиль со всеми односкатными 18-дюймовыми колесами и одинаковыми передней и задней колеями, что позволило повысить его проходимость. Выпуск ГАЗ-63 начался осенью 1948 г., а затем к нему присоединился вариант ГАЗ-63А с лебедкой, развивавшей тяговое усилие 4,5 тс.


Опытный низкопрофильный вариант ГАЗ-63АВ получил открытую кабину и расширенную колею. Автомобили имели грузоподъемность на шоссе 2 т и дорожный просвет 270 мм, развивали скорость 70 км/ч, могли преодолевать подъемы крутизной до 28°, форсировать брод глубиной 80 см и буксировать 2-тонный прицеп. В 50-е гг. они являлись основой многочисленных вариантов армейской автотехники.


Их шасси стали базой седельного тягача ГАЗ-63Д, цистерны АЦ-2-63, топливо- и маслозаправщиков ТЗ-63 и МЗ-3904, санитарных автобусов АС-1 и АС-3. Машины ГАЗ-63 служили для перевозки различного военного имущества и оборудования, в том числе секций легкого понтонного парка ЛПП, установки системы залпового огня БМ-14-17 с пакетом из 17 трубчатых направляющих для турбореактивных 140-мм осколочнофугасных снарядов М-14-ОФ с дальностью полета до 10 км. Шасси "63Э" и "63АЭ" с экранированным электрооборудованием использовались для радиостанций. Выпуск серии ГАЗ-63 продолжался до 1968 г.


Еще в 1947 г. группа инженеров ОКБ спецмашин ГАЗа во главе с В. К. Рубцовым на агрегатах ГАЗ-63 начала разработку бронетранспортера "проект 141" или ГАЗ-40 с несущим 8-местным корпусом, который изготовлял Муромский паровозоремонтный завод. В 1950 г. его приняли на вооружение под индексом БТР-40. В отличие от базового автомобиля его колесную базу сократили до 2700 мм, в подвеску ввели дополнительные гидроамортизаторы, а мощность двигателя увеличили до 78 л.с., что позволяло бронемашине массой 5,3 т двигаться со скоростью 80 км/ч. Первый вариант с открытым верхом оснащался лебедкой, радиостанцией и станковым пулеметом калибра 7,62 мм. БТР-40А образца 1951 г. получил спаренную 14,5-мм зенитную установку.


С 1956 г. на опытном БТР-40В монтировали самоблокирующиеся дифференциалы и централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах, а с 1958 г. изготовлялся полностью бронированный вариант БТР-40Б. Машины этой серии выпускались до 1960 г. и поступали на вооружение армий социалистических стран. В конце 60-х гг. некоторые из них были переоборудованы в железнодорожное исполнение "БТР-40 ж.д." для передвижения по рельсам. Третий этап развития военных автомобилей ГАЗ, начавшийся на рубеже 50–60-х гг., не принес существенного пополнения в ряды такой техники.


В июле 1964 г. началось серийное производство самого известного и наиболее удачного 2-тонного армейского грузовика ГАЗ-66 (4x4), отличавшегося пониженным центром тяжести и самой высокой удельной мощностью на единицу полной массы (33 л.с./т).

Он был оснащен бензиновым двигателем V8 (4254 см3, 115 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, межколесными кулачковыми самоблокирующимися дифференциалам, централизованной системой регулирования давления в односкатных 18-дюймовых шинах, гидроусилителем рулевого управления и цельнометаллическим кузовом с тентом и продольными скамьями на 18 солдат. Базовыми были автомобили ГАЗ-66 (впоследствии — "66-01") и ГАЗ-66А (66-02) с передней 3,5-тонной лебедкой, развивавшие скорость 90 км/ч и способные преодолевать подъемы в 31° и снежную целину глубиной 80 см. Для вооруженных сил СССР выпускались варианты "66Э" (66-03/04) и "66АЭ" (66-05) с экранированным электрооборудованием, шасси "66Д" (66-14) с коробкой отбора мощности, санитарные автобусы "66С/66АС" на 9 лежачих раненых и вариант ГАЗ-66Б со съемной верхней частью кабины и телескопической рулевой колонкой, приспособленный для парашютного десантирования.


На экспорт поставляли тропические исполнения "66-51" и "66-52". В 1985 г. начался выпуск модернизированного 120-сильного варианта "66-11", в 90-е гг. на модели ГАЗ-66-40 использовались 116-сильный дизель ГАЗ-5441 воздушного охлаждения и 5-ступенчатая коробка передач.
На шасси ГАЗ-66 устанавливали типовые армейские кузова-фургоны К-66, топливо- и маслозаправщики ТЗ-2-66 и МЗ-66, 12-зарядную 122-мм установку залпового огня БМ-21В "Град-В" (1967 г.), инженерное и специальное военное оснащение, выпускали санитарные бескапотные автобусы "38АС" и АПП-66. В середине 60-х гг. на агрегатах ГАЗ-66 были построены два опытных грузовика — 7-тонный капотный ГАЗ-33 (6x6) с облицовкой от серии "53" и бескапотный 3-тонный ГАЗ-34 (6x6) с кабиной от модели ГАЗ-66. В 1983–87 гг. попыткой создания нового армейского грузовика стал 2,5-тонный автомобиль ГАЗ-3301 (4x4) со 125-сильным мотором. Все они так и остались в опытных образцах, а машин серии ГАЗ-66 до 1 июля 1999 г. изготовили 965941 экземпляр
_____________________________________________________________________
Пережив трудные времена перестройки и экономических реформ, за создание новой военной автотехники ОАО ГАЗ смогло взяться лишь в середине 90-х гг. Первым в 1996 г. с конвейера сошел армейский 2-тонный капотный ГАЗ-33097 "Садко" (4x4), созданный на дизельном шасси ГАЗ-3309 с агрегатами от ГАЗ-66-40. Через несколько лет на базе гражданского грузовика ГАЗ-3307 появился военный ГАЗ-33082 "Садко" (4x4) со 150-сильным дизелем ГАЗ-562, вариант "33081" получил 122-сильный агрегат Минского моторного завода (ММЗ). В начале XXI века их шасси послужили основой 1,5-тонных машин "Егерь" с двойной 5-местной кабиной и автобусов "Вепрь" с цельнометаллическим кузовом. Доработанное серийное шасси ГАЗ-3307П используется для монтажа специальных фургонов и военного оборудования.

В конце 1954 г. ОКБ ГАЗа приступило к разработке принципиально новой колесной бронетехники. Это семейство возглавила легкая плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина БТР-40П (ГАЗ-40П) или БРДМ (4x4), производство которой осуществлялось в 1958–66 гг. Она была снабжена несущим корпусом, в передней части которого размещался 90-сильный мотор ГАЗ-12, приводивший через 8-ступенчатую трансмиссию не только 4 ведущих колеса с регулируемым давлением воздуха в шинах, но еще и компактный водометный движитель и 4 небольших опускавшихся катка диаметром 700 мм с индивидуальным цепным приводом, расположенных попарно в пределах колесной базы. При их опускании машина могла преодолевать траншеи шириной 1,2 м и подъемы крутизной 31°, на шоссе развивала скорость 90 км/ч и на плаву — 9 км/ч.

Серия БРДМ выпускалась на ГАЗе в 1963–89 гг. и поступала в армии братских стран. В середине 90-х гг. в России, Чехии и Польше началось производство реконструированных вариантов БРДМ-2 (2А, 2В, 2Д, 2М и др.) с новыми агрегатами.

В 1995 г. с учетом опыта создания бронетехники завод представил семейство многоцелевых высокомобильных автомобилей ГАЗ-3937 "Водник" (4x4) с несущим водоизмещающим корпусом и двумя съемными модулями: в переднем находились силовой агрегат и отделение управления, в заднем — отсек для личного состава, грузов и вооружения. Базовое шасси ГАЗ-3937 снабжено 175-сильным дизелем ГАЗ-5424 воздушного охлаждения, 5-ступенчатой коробкой передач, независимой торсионной подвеской, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Производные варианты оборудованы разными агрегатами и корпусами. В 2004 г. после государственных испытаний начата процедура постановки их на вооружение.


Производство серии "Водник" налажено на ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (АМЗ), бывшем заводе запчастей ГАЗа. Оригинальной разработкой середины 90-х гг. был короткобазный 125-сильный бронеавтомобиль ГАЗ-39344 для внутренних войск, оснащенный массивным бронекорпусом и пулеметной башней.



Легендарные машины ГАЗ на военной службе и не только

4x4info 17.05.2010 10:55:07


Один из флагманов отечественного автомобилестроения, Горьковский автомобильный завод исторически стал первым отечественным предприятием, на котором было налажено массовое производство легковых и грузовых автомобилей.







Естественно, вооруженные силы страны широко использовали производимую технику. Немало заказов МО СССР сошло со стапелей этого предприятия.


Как мы писали ранее (статья http://www.4x4info.ru/obzory/oruzhie-...ojny.html), за основу советских автомобилей ГАЗ была принята продукция американского концерна "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Co.) — легковая машина "Форд-А" и 1,5-тонный грузовик "Форд-АА".


Правительство СССР поручило "военизировать" производство и с 1931–34 гг. на легковом шасси "Форд-А" советской сборки были построены легкие бронемашины БА-Ф, Д-8, Д-12 и ФАИ с пулеметным вооружением.






"Форд-АА" стал базой опытного бронеавтомобиля Д-37 и боевой автодрезины БАД-1, а на 3-осных шасси "Форд-Тимкен" с формулой 6x6 собрали небольшую партию бронемашин БА-27М, Д-13 и БАИ с одной или двумя башнями и разным вооружением.






Также, в 1931 г. завод "Большевик" (г. Ленинград) на этом шасси построил плавающую бронеавтодрезину БАД-2 с 37-мм пушкой и 4 пулеметами. Серийное производство на мощностях ГАЗ С положило начало славной традиции создания на шасси автомобилей легкой и средней бронетехники.


С декабря 1932 г. на ГАЗе выпускался легковой автомобиль ГАЗ-А (двиг. в 40 л/с.), он сразу же поступил на вооружение РККА, где был оборудован коротковолновой войсковой радиостанцией "5АК". На его шасси строили пикапы ГАЗ-4 и санитарные машины, а также пулеметный бронеавтомобиль ФАИ и вариант "ФАИ ж.д.", способный двигаться по железнодорожным рельсам со скоростью до 85 км/ч.


С 1936 г. было организовано серийное производства нового 50-сильного легкового автомобиля ГАЗ М-1 (легендарная "Эмка"), на его шасси выпускались не только пикапы ГАЗ-415, но и модернизированные бронеавтомобили ФАИ-М, отличавшиеся удлиненной базой и установкой топливного бака и запасного колеса за бронекорпусом.


До 1941 г. на Ижорском заводе машин серии ФАИ было собрано 697 экземпляров. В 1936–42 гг. Выксинский завод ДРО на шасси М-1 изготовлял собственный бронеавтомобиль БА-20 с более вместительным корпусом, пулеметной башней и пулестойкими шинами, а также железнодорожный вариант "БА-20 ж.д.". В 1939 г. к ним добавился модернизированный вариант БА-20М с более высокой конической башней, двумя пулеметами и радиостанцией. Бронеавтомобилей серии БА-20, самых массовых советских бронемашин довоенного времени, построили 2114 экземпляров.






Первым автомобилем завода ГАЗ стал 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА, (выпускался с 29 января 1932 г.) и переименованный в ГАЗ-АА после присвоения городу имени Максима Горького. В конце 1934 г. линейку грузовиков дополнил 2-тонный автомобиль ГАЗ-ААА (6x6). Оба автомобиля сыграли, в последствии, важнейшую роль в транспортном обеспечении Красной армии. На их базе строились многие спецсредства, бронемашины и т.д.






Самым массовым советским грузовиком довоенного периода стала легендарная полуторка ГАЗ-АА, оснащенная 4-цилиндровым мотором с алюминиевыми поршнями (3285 см3, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, передней подвеской на поперечной рессоре и задней на двух продольных кантилеверных, простейшими системами питания и электрооборудования. Автомобиль сразу же поступил в Красную армию и на параде 1 мая 1933 г. появился со спаренной зенитной пулеметной установкой. В 1938 г. ему на смену пришел 50-сильный ГАЗ-ММ с усиленной подвеской и новыми рулевым механизмом и карданным валом.


В кузовах этих машин устанавливали крупнокалиберные пулеметы ДШК, счетверенные зенитные установки "4М", первые системы запуска турбореактивных снарядов МТВ, а шасси использовались для полевых ремонтных мастерских-летучек типа А (ПМ-3), топливозаправщиков БЗ-42, бензоперекачивающих станций БПС, систем радиообнаружения РУС-1, электростанций, аэродромных стартеров, аэростатных лебедок и др.


В годы Великой Отечественной войны машины ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, которых на 20 июня 1941 г. в РККА насчитывалось свыше 150 тыс. единиц, вынесли на себе основную нагрузку по выполнению самых различных задач.


На шасси ГАЗ-ААА монтировали различные радиостанции и мастерские, бензои маслозаправщики МЗ-38, радиосистемы дальнего обнаружения РУС-2, "катюшу" БМ-8-48, самоходную установку СУ-12 с 76,2-мм полковой пушкой и др. С 1936 г. выпускался автобус ГАЗ-05-193, служивший в армии как санитарная или штабная машина, гигиеническая и бактериологическая автолаборатория АЛ.


ГАЗ-ААА стал основой обширного семейства бронеавтомобилей среднего класса, весивших в боевом состоянии 4,8–5,9 т. В июне 1933 г. появился первый опытный 40-сильный образец БА-3 с башней от легкого танка Т-26 и тремя пулеметами калибра 7,62 мм. До 1936 г. было собрано 174 машины БА-3, а в 1936–37 гг. изготовлено еще 394 бронеавтомобиля серии БА-6.






Первый вариант БА-6 отличался от БА-3 усиленной броней и пулестойкими шинами с губчатыми камерами, БА-6М получил 50-сильный мотор и новую башню конической формы. Вариант "БА-6 ж.д." на рельсах развивал скорость 55 км/ч, а машина БА-9 снабжалась 12,7-мм зенитным пулеметом.






Наиболее известным стало семейство БА-10, разработанное Ижорским заводом в 1937 г. и выпущенное там же в 1939–41 гг. в количестве 3331 экземпляр. Вариант БА-10 оснащался новой башней с 45-мм пушкой и пулеметом, радиостанцией и съемными гусеницами на задних колесах, имел броню толщиной до 10 мм и развивал скорость 53 км/ч. БА-10М получил модернизированный рулевой механизм и дополнительную защиту радиатора. В 1935–38 гг. на шасси ГАЗ-ААА построили боевую химическую машину БХМ-1 и санитарный бронеавтомобиль БА-22 с высоким корпусом для перевозки 10 раненых, фактически ставший первым советским бронетранспортером.


К другим интересным разработкам на агрегатах ГАЗ-ААА относятся опытные плавающие бронеавтомобили ПБ-4 (1933 г.) с 45-мм пушкой и ПБ-7 (1936 г.) с пулеметной башней, развивавшие на шоссе скорость 60 км/ч и на плаву — 5 км/ч. С началом войны ГАЗ-ААА и его варианты претерпели те же изменения, что и полуторка ГАЗ-ММ. До июля 1943 г., когда Горьковский автозавод серьезно пострадал от бомбежки, было построено 37373 грузовика ГАЗ-ААА. Выпуск санитарных машин ГАЗ-55 и ГАЗ-05-193 продолжался до конца войны, а самосвалы ГАЗ-410 собирали до 1946 г.






В 1936 г. КБ Грачева разработало вариант ГАЗ-АААА, который через год послужил основой многоцелевого пикапа ГАЗ-21 (6x6) с оригинальной задней подвеской. В начале 1938 г. на его базе был собран башенный бронеавтомобиль БА-21 с двумя пулеметами, развитием которого стала разведывательная бронемашина ЛБ-23 на шасси ГАЗ-22 (6x6) с 72-сильным мотором "Додж" (Dodge) и башней от модели БА-20М.


Еще одним направлением опытных работ ГАЗа стало создание полугусеничных автомобилей-тягачей. В 1938 г. после испытания разных гусеничных движителей к производству приняли 1,2-тонный грузовик ГАЗ-В, представлявший собой опытный вариант НАТИ-ВГ (вездеход ГАЗ) или НАТИ-В, построенный на 50-сильном шасси ГАЗ-АА.

Осенью 1938 г. был испытан модернизированный вариант ГАЗ-60, развивавший скорость 35 км/ч. К середине 1940 г. завод выпустил около 900 таких машин, оказавшихся сложными, тяжелыми и ненадежными, а осенью собрал опытный экземпляр ГАЗ-60П с передним ведущим зубчатым катком.


1938 г. КБ Грачева приступило к проектированию легких командирских автомобилей 4x4, приняв за основу приобретенный в США вездеход "МармонХеррингтон LD2".


Результатом этих работ стали первые советские полноприводные седаны ГАЗ61-73, фаэтон ГАЗ-61-40, пикап ГАЗ-61-415 и малый артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 (4x4), созданные на агрегатах легковой модели ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11 (76–85 л.с.).


С начала 1941 г. и до конца войны было собрано 194 седана ГАЗ-61-73, служивших штабными машинами высшего командования РККА. В канун Великой Отечественной войны ГАЗ-61 стал базой первого советского джипа, появившегося 25 марта 1941 г. под индексом ГАЗ-64. После испытаний он был выбран для серийного производства, развернувшегося в конце того же года.


Интересный факт, что к моменту начала работы над ГАЗ-64 подобную машину построила только американская фирма "Бантам" (Bantam), сведения о которой Нарком тяжелого машиностроения В. А. Малышев получил из популярного американского автомобильного журнала Automotive Industries и тут же распорядился сделать "советский Бантам".


На ГАЗ-64 с колесной базой 2100 мм использовались 50-сильный двигатель, 4-ступенчатая коробка передач и передняя подвеска на продольных четвертьэллиптических рессорах. Весной 1942 г. на его шасси началась сборка бронеавтомобиля БА-64 со сварным корпусом с наклонными стальными листами, пуленепробиваемыми стеклами, башней с 7,62-мм пулеметом, центральным местом водителя и губчатыми пулестойкими шинами.


Осенью 1943 г. был создан новый 54-сильный джип ГАЗ-67 с увеличенной до 1446 мм колеёй и расширенными крыльями. Он послужил основой бронеавтомобиля БА-64Б, развивавшего скорость 80 км/ч. В эту серию входили железнодорожные варианты БА-64В и БА-64Г, бронемашина БА-64Д с 12,7-мм пулеметом, 6-местный бронетранспортер БА-64Е с задним входом, безбашенный штабной БАШ-64 и опытный лыжно-гусеничный БА-64З с движителем С. С. Неждановского.


До 1946 г. было построено более 9 тыс. бронемашин серии БА-64. Модернизация этой гаммы привела к появлению в 1944 г. джипа ГАЗ-67Б с усиленным передним мостом и улучшенным зажиганием, получившего вскоре штампованную облицовку радиатора вместо прежней сварной. После войны на его шасси была создана амфибия НАМИ-011, которую собирали с 1952 г. под маркой ГАЗ-011. До 1953 г. машин серии "64/67" построили 92,8 тыс. единиц, в том числе в годы войны — около 5,5 тыс. автомобилей, включая 672 джипа ГАЗ-64.


На шасси 4x4 были изготовлены опытные пулеметный бронеавтомобиль ЛБ-62 (1940 г.) и низкопрофильная бронированная самоходная установка КСП-76 (1944 г.) с 76,2-мм пушкой ЗИС-3. В общей сложности за время войны ГАЗ выпустил 176221 автомобиль, включая сборку американских грузовиков "Форд G8T" и "Шевроле G7107" (Chevrolet). Он изготовлял также танки Т-60 и Т-70, самоходные установки СУ-76, аэросани, двигатели, минометы, мины и снаряды.

В конце 1947 г. был представлен прототип легкого многоцелевого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 (4x4), ставшего вскоре основным джипом вооруженных сил СССР и братских стран. В августе 1953 г. в Горьком начался выпуск трехдверного варианта ГАЗ-69 с запасным колесом на левом борту, откидным лобовым стеклом и грузовым отсеком с продольными скамьями и тентом.


Для сельского хозяйства предназначалась 5-местная модель ГАЗ-69А. Автомобили выпускались до 1972 г., но с конца 1954 г. их производство начали переводить на Ульяновский автозавод (УАЗ). На ГАЗ-69 применялся двигатель от легковой "Победы" М-20 (52–55 л.с.), 3-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч. С 1970 г. выпускался ГАЗ-69-68 с мостами от грузовика УАЗ-452. В армии ГАЗ-69 выполнял функции штабного автомобиля, снабжался различными вездеходными движителями, специальным оборудованием и вооружением, в том числе установкой 2П26 для пуска 4 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) комплекса 2К15 "Шмель".


В 1952 г. начался выпуск легкой 5-местной армейской амфибии ГАЗ-46 или МАВ (малый автомобиль водоплавающий), являвшейся развитием модели ГАЗ-011, снабженной агрегатами от серии ГАЗ-69. Машина массой 1850 кг развивала на шоссе скорость 90 км/ч, на плаву при помощи гребного винта — до 10 км/ч. Оригинальным техническим развитием ГАЗ-69 считается 1,2-тонный капотный грузовик ГАЗ-62 (4x4) с колесной базой 2850 мм, разработанный в 1952 г. Он получил 3,5-литровый двигатель мощностью 76 л.с., герметизированные тормозные барабаны, дифференциалы повышенного трения и шины большого сечения (10.00–16). В ходе его модернизации было построено несколько опытных вариантов, оснащенных грузопассажирским кузовом и боковыми запасными колесами, грузовой платформой, кабиной с мягким верхом и горизонтальным расположением "запаски", лебедкой, а также прототип с колесной формулой 8x8 (1956 г.).


Основы второго поколения грузовых автомобилей, заложенные в конце 30-х гг., позволили Горьковскому автозаводу по окончании войны одним из первых в стране освоить новые образцы машин. Уже в июне 1946 г. начался выпуск достаточно совершенного для своего времени 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 с 6-цилиндровым двигателем (3,5 л, 70 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидравлическим тормозным приводом и передними гидроамортизаторами. Все автомобили этой серии и их производные широко использовались в Советской армии, но только на общих транспортных операциях. К специальным военным исполнениям относятся грузовики ГАЗ-51СЭ с экранированным электрооборудованием и шасси ГАЗ-51И для санитарных машин ПАЗ-653 и автобуса АС-3 на 7 сидячих раненых или двух человек на носилках, а также различные фургоны, топливои маслозаправщики.


Специально для армии был разработан полноприводный 1,5-тонный грузовик ГАЗ-63 (4x4). ГАЗ-63 с колесной базой 3300 мм был максимально унифицирован с ГАЗ-51, от которого отличался в основном передним отключаемым ведущим мостом с шариковыми шарнирами "Бендикс-Вейсс" и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Это был первый советский автомобиль со всеми односкатными 18-дюймовыми колесами и одинаковыми передней и задней колеями, что позволило повысить его проходимость. Выпуск ГАЗ-63 начался осенью 1948 г., а затем к нему присоединился вариант ГАЗ-63А с лебедкой, развивавшей тяговое усилие 4,5 тс.


Опытный низкопрофильный вариант ГАЗ-63АВ получил открытую кабину и расширенную колею. Автомобили имели грузоподъемность на шоссе 2 т и дорожный просвет 270 мм, развивали скорость 70 км/ч, могли преодолевать подъемы крутизной до 28°, форсировать брод глубиной 80 см и буксировать 2-тонный прицеп. В 50-е гг. они являлись основой многочисленных вариантов армейской автотехники.


Их шасси стали базой седельного тягача ГАЗ-63Д, цистерны АЦ-2-63, топливо- и маслозаправщиков ТЗ-63 и МЗ-3904, санитарных автобусов АС-1 и АС-3. Машины ГАЗ-63 служили для перевозки различного военного имущества и оборудования, в том числе секций легкого понтонного парка ЛПП, установки системы залпового огня БМ-14-17 с пакетом из 17 трубчатых направляющих для турбореактивных 140-мм осколочнофугасных снарядов М-14-ОФ с дальностью полета до 10 км. Шасси "63Э" и "63АЭ" с экранированным электрооборудованием использовались для радиостанций. Выпуск серии ГАЗ-63 продолжался до 1968 г.

Еще в 1947 г. группа инженеров ОКБ спецмашин ГАЗа во главе с В. К. Рубцовым на агрегатах ГАЗ-63 начала разработку бронетранспортера "проект 141" или ГАЗ-40 с несущим 8-местным корпусом, который изготовлял Муромский паровозоремонтный завод. В 1950 г. его приняли на вооружение под индексом БТР-40. В отличие от базового автомобиля его колесную базу сократили до 2700 мм, в подвеску ввели дополнительные гидроамортизаторы, а мощность двигателя увеличили до 78 л.с., что позволяло бронемашине массой 5,3 т двигаться со скоростью 80 км/ч. Первый вариант с открытым верхом оснащался лебедкой, радиостанцией и станковым пулеметом калибра 7,62 мм. БТР-40А образца 1951 г. получил спаренную 14,5-мм зенитную установку.


С 1956 г. на опытном БТР-40В монтировали самоблокирующиеся дифференциалы и централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах, а с 1958 г. изготовлялся полностью бронированный вариант БТР-40Б. Машины этой серии выпускались до 1960 г. и поступали на вооружение армий социалистических стран. В конце 60-х гг. некоторые из них были переоборудованы в железнодорожное исполнение "БТР-40 ж.д." для передвижения по рельсам. Третий этап развития военных автомобилей ГАЗ, начавшийся на рубеже 50–60-х гг., не принес существенного пополнения в ряды такой техники.

В июле 1964 г. началось серийное производство самого известного и наиболее удачного 2-тонного армейского грузовика ГАЗ-66 (4x4), отличавшегося пониженным центром тяжести и самой высокой удельной мощностью на единицу полной массы (33 л.с./т).

Он был оснащен бензиновым двигателем V8 (4254 см3, 115 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, межколесными кулачковыми самоблокирующимися дифференциалам, централизованной системой регулирования давления в односкатных 18-дюймовых шинах, гидроусилителем рулевого управления и цельнометаллическим кузовом с тентом и продольными скамьями на 18 солдат. Базовыми были автомобили ГАЗ-66 (впоследствии — "66-01") и ГАЗ-66А (66-02) с передней 3,5-тонной лебедкой, развивавшие скорость 90 км/ч и способные преодолевать подъемы в 31° и снежную целину глубиной 80 см. Для вооруженных сил СССР выпускались варианты "66Э" (66-03/04) и "66АЭ" (66-05) с экранированным электрооборудованием, шасси "66Д" (66-14) с коробкой отбора мощности, санитарные автобусы "66С/66АС" на 9 лежачих раненых и вариант ГАЗ-66Б со съемной верхней частью кабины и телескопической рулевой колонкой, приспособленный для парашютного десантирования.


На экспорт поставляли тропические исполнения "66-51" и "66-52". В 1985 г. начался выпуск модернизированного 120-сильного варианта "66-11", в 90-е гг. на модели ГАЗ-66-40 использовались 116-сильный дизель ГАЗ-5441 воздушного охлаждения и 5-ступенчатая коробка передач.

На шасси ГАЗ-66 устанавливали типовые армейские кузова-фургоны К-66, топливо- и маслозаправщики ТЗ-2-66 и МЗ-66, 12-зарядную 122-мм установку залпового огня БМ-21В "Град-В" (1967 г.), инженерное и специальное военное оснащение, выпускали санитарные бескапотные автобусы "38АС" и АПП-66. В середине 60-х гг. на агрегатах ГАЗ-66 были построены два опытных грузовика — 7-тонный капотный ГАЗ-33 (6x6) с облицовкой от серии "53" и бескапотный 3-тонный ГАЗ-34 (6x6) с кабиной от модели ГАЗ-66. В 1983–87 гг. попыткой создания нового армейского грузовика стал 2,5-тонный автомобиль ГАЗ-3301 (4x4) со 125-сильным мотором. Все они так и остались в опытных образцах, а машин серии ГАЗ-66 до 1 июля 1999 г. изготовили 965941 экземпляр.

Пережив трудные времена перестройки и экономических реформ, за создание новой военной автотехники ОАО ГАЗ смогло взяться лишь в середине 90-х гг. Первым в 1996 г. с конвейера сошел армейский 2-тонный капотный ГАЗ-33097 "Садко" (4x4), созданный на дизельном шасси ГАЗ-3309 с агрегатами от ГАЗ-66-40. Через несколько лет на базе гражданского грузовика ГАЗ-3307 появился военный ГАЗ-33082 "Садко" (4x4) со 150-сильным дизелем ГАЗ-562, вариант "33081" получил 122-сильный агрегат Минского моторного завода (ММЗ). В начале XXI века их шасси послужили основой 1,5-тонных машин "Егерь" с двойной 5-местной кабиной и автобусов "Вепрь" с цельнометаллическим кузовом. Доработанное серийное шасси ГАЗ-3307П используется для монтажа специальных фургонов и военного оборудования.

В конце 1954 г. ОКБ ГАЗа приступило к разработке принципиально новой колесной бронетехники. Это семейство возглавила легкая плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина БТР-40П (ГАЗ-40П) или БРДМ (4x4), производство которой осуществлялось в 1958–66 гг. Она была снабжена несущим корпусом, в передней части которого размещался 90-сильный мотор ГАЗ-12, приводивший через 8-ступенчатую трансмиссию не только 4 ведущих колеса с регулируемым давлением воздуха в шинах, но еще и компактный водометный движитель и 4 небольших опускавшихся катка диаметром 700 мм с индивидуальным цепным приводом, расположенных попарно в пределах колесной базы. При их опускании машина могла преодолевать траншеи шириной 1,2 м и подъемы крутизной 31°, на шоссе развивала скорость 90 км/ч и на плаву — 9 км/ч.

Серия БРДМ выпускалась на ГАЗе в 1963–89 гг. и поступала в армии братских стран. В середине 90-х гг. в России, Чехии и Польше началось производство реконструированных вариантов БРДМ-2 (2А, 2В, 2Д, 2М и др.) с новыми агрегатами.

В 1995 г. с учетом опыта создания бронетехники завод представил семейство многоцелевых высокомобильных автомобилей ГАЗ-3937 "Водник" (4x4) с несущим водоизмещающим корпусом и двумя съемными модулями: в переднем находились силовой агрегат и отделение управления, в заднем — отсек для личного состава, грузов и вооружения. Базовое шасси ГАЗ-3937 снабжено 175-сильным дизелем ГАЗ-5424 воздушного охлаждения, 5-ступенчатой коробкой передач, независимой торсионной подвеской, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Производные варианты оборудованы разными агрегатами и корпусами. В 2004 г. после государственных испытаний начата процедура постановки их на вооружение.

Производство серии "Водник" налажено на ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (АМЗ), бывшем заводе запчастей ГАЗа. Оригинальной разработкой середины 90-х гг. был короткобазный 125-сильный бронеавтомобиль ГАЗ-39344 для внутренних войск, оснащенный массивным бронекорпусом и пулеметной башней.

В 2001 г. появился 1,5-тонный многоцелевой автомобиль "Тигр" (4x4) — своеобразный "Русский Хаммер", созданный на агрегатах машин "Водник" и впоследствии получивший индекс "2330". В 2003 г. началось мелкосерийное производство машин этой серии, которые предлагаются с 5,9-литровым дизелем "Камминс" (Cummins) мощностью 180 или 215 л.с., механической 6-ступенчатой или автоматической 5-ступенчатой коробкой передач, независимой подвеской всех колес, гидроусилителем рулевого управления, автоматической системой регулировки давления в шинах и несколькими типами корпусов. Автомобили ГАЗ-2330 "Тигр" способны развивать скорость 140 км/ч. В 2006 г. был создан 1-тонный вариант ГАЗ-29651 "Каратель".
В 1956 г. на ГАЗе началась работа над плавающим бронетранспортером БТР-60П (8x8) или ГАЗ-49, который вскоре превратился в основную боевую единицу советских мотострелковых подразделений и морской пехоты, а также состоял на вооружении 30 стран мира.


Машина боевой массой 9,8 т развивала на шоссе скорость 80 км/ч, на плаву — 10 км/ч и преодолевала траншеи шириной до 2 м. В 1963 г. был создан полностью бронированный БТР-60ПА (ГАЗ-49А) с люками в крыше, в 1966–76 гг. выпускался башенный вариант БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) с двумя пулеметами.

На основе БТР-60ПБ были разработаны бронемашины специального назначения, а в 1972 г. был построен плавающий грузовик ГАЗ-44 (8x8). В 1976 г. завод наладил выпуск БТР-70 (ГАЗ-4905) с двумя двигателями V8 мощностью по 115–120 л.с. и низким корпусом с новой башней.

Через 10 лет его развитием стал одномоторный БТР-80 (ГАЗ-5903) с боковыми десантными люками, сборку которого перевели на Арзамасский машзавод. На первой партии устанавливался 260-сильный двигатель КамАЗ7403 V8, а с 1993 г. использовался дизель ЯМЗ-238М2 (240 л.с.). Вариант БТР-80А "Буйность" (ГАЗ-59034) оснащен автоматической 30-мм пушкой 2А72 со спаренным пулеметом и гранатометами.

На основе серии "80/80А" созданы БТР-80С для внутренних войск, командирский БТР-80К (ГАЗ-59031), 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С23 "НонаСВК", многоцелевое бронешасси ГАЗ-59032, ремонтно-эвакуационная машина ГАЗ-59033, различные санитарные версии ГАЗ-59039, транспортный вариант ГАЗ-59037 и др. В начале 1994 г. в Арзамасе был собран прототип бронетранспортера БТР-90 "Росток" (ГАЗ-5923) полной массой 20,9 т, оснащенный 510-сильным дизелем, гидромеханической коробкой передач, 10-местным корпусом с противоминным бронированием, башней с 30-мм пушкой, пулеметами и ракетными комплексами. Он способен двигаться передним или задним ходом со скоростью до 100 км/ч, и даже с 4 поврежденными колесами.


С 2004 г. на ГАЗ стали выпускать БТР-90, который стоит в данный момент на вооружении.
2
28 January 2011 в 05:21
4973
5
5 комментариев:
ShaluN
#  ShaluN.ЕКХ  28 January 2011 в 08:39
ооочень понравилось!!! люблю покопаться в истории спасибо огромное!!! несомненно плюс
0
BenderR1
#  BenderR1.24rus  28 January 2011 в 08:40
Серьезная статья:)))))
0
Шрек
#  Шрек.TRD  28 January 2011 в 10:18
Шишига очень понравилась.
0
mr alex vrn
#  mr alex vrn  28 January 2011 в 14:21
спасибо)
0
radracing
#  radracing.33rus  28 January 2011 в 18:36
Достойный пост ++)
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29