Советский автопром. Правда и вымысел. Часть 9.
Вобщем, всем доброго вечера, мои дорогие Смотровчане и Смотровчанки (хотя обидно, что прекрасная половина не разделяет любовь к советкскому автопрому)! Ну, или разделяет, но очень тихо. И ничего не комментит... :(
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
А так, как и обещал, сегодня про 3-е поколение Москвичей.
А начну я с Москвича 408.
Москвич 408 - поистине уникальная машина. Именно с её появлением советский союз громко заявли на весь мир, что "СССР умеет делать хорошие автомобили".
И тому есть масса подтвержений! В качестве хорошего аргумента я буду приводить слова специалистов журнала "The Motor", статья 1966 года.
Итак, Москвич 408 выпускался с сентября 1964 по декабрь 1975. Он разрабатывался полностью с нуля. В сравнении со вторым поколением автомобилей, 408-й выгодно отличался в лучшую сторону прилично раздавшимися в длину и ширину размерами, а так же существенно уменьшившейся высотой, всё это в совокупности позволило и увеличить комфортабельность автомобиля, и значительно улучшить управляемость.
Мотор - 1.3 объём, нижневальный верхнеклапанный, 4-цилиндровый. Мощностью от 50 до 55 сил (в зависимости от количества принятого на грудь мастером). Могу сказать, что мотор просто отменный! Хорошая уверенная тяга (даже с полной нагрузкой), главное не крутить мотор, он этого не любит, расчитан на невысокие обороты. В некоторой степени этому соответствовал и новейший карбюратор К-126, адвухкамерные карбюраторы до этого не использовались на авто такого класса. Того же мнения придерживаются специалисты "The Motor".
По салону полностью отдаю слово им. Для габаритов автомобиля салон был достаточно вместителен, для своей длины машина неожиданно просторна благодаря «овертикаленной» посадке водителя и пассажиров и относительно высокому кузову. Место на заднем диване было несколько ограничено по ширине из-за выдающихся в салон арок задних колёс — с комфортом сзади могли усесться лишь два человека, однако это было характерно для большинства малолитражек того времени. Вогнутые спинки передних сидений обеспечивали достаточное пространство для ног задних пассажиров — по замерам, проведённым английским журналом "The Motor", даже при полностью отодвинутых назад передних сидениях человек ростом 180 см садился назад «с запасом».
Кстати, Москвич 408 - первый советский автомобиль, прошедший все европейские нормы по Краш-тестам на ура.
Предсерийный образец красивейшего цвета "Кварц". Серийно в такой цвет Москвичи не красили, а жаль... им идёт.
На фотографиях - ранний салон, с железной торпедой. А так же - простой 2-фарный вариант 408-го Москвича, экспортный Scaldia 408.
Москвич 426 и Москвич 433. Универсал и фургон (без окон) соответственно.
Москвич 408 Турист. Прототип. 3 экземпляра.
Экспортный Elite 1360.
Москвич 408ИЭ. Обозначение всех 408-х и 412-х Москвичей после 1969 года, когда у них поменялся кузов (как на фото).
А в 1967 году появился знаменитый на весь мир Москвич 412. И главным отличием стал мотор, про него и расскажу.
Предсерийный. И опять Кварц! Блин, жопы с ушами))))
Разработан Игорем Ивановичем Окуневым. Возможности старого, ведущего свою родословную ещё от довоенного Opel Kadett, двигателя М-408 были к тому времени исчерпаны, поэтому новый двигатель никак не был связан с ним конструктивно или технологически. Первые опытные образцы нового двигателя появились в 1964 году. «Обкатывалась» конструкция на гоночном автомобиле Москвич-Г4М, имевшем его форсированный вариант (92 л. с.) На этом автомобиле мастер спорта В. Щавелев занял четвёртое место на первенстве СССР 1966 года по кольцевым гонкам.
Двигатель был разработан целиком и полностью конструкторским коллективом завода МЗМА. Первые разработки верхнеклапанного двигателя с полусферическими камерами сгорания и алюминиевым блоком цилиндров (проект «406») на «Москвиче» относятся ещё к середине пятидесятых годов. Тем не менее, прототип довольно многих конструктивных решений финальной версии этого мотора угадать несложно — новейший, по тем временам, силовой агрегат BMW с индексом M10 в версии с рабочим объёмом полтора литра — агрегат сам по себе исключительно удачный и совершенный по тем временам, хорошо зарекомендовавший себя как в обычной эксплуатации, так и в спорте.
Вместе с тем, ни копией, ни дальнейшей разработкой этого двигателя УЗАМ-412 не являлся, и имеет от него крайне существенные отличия, — в частности, другую геометрию цилиндров, иное конструктивное решение большинства систем, и так далее.
Кстати, конструкция алюминиевой головки блока - с полусферическими камерами сгорания (намёк на Hemi) и V-образно расположенными клапанами.
Под литой из алюминия крышкой головки блока с красивой надписью «Москвич-412» скрывалась весьма современная для 1967 года конструкция: верхний распредвал, приводимый в движение пластинчатой цепью с натяжителем-звёздочкой, и приводимые коромыслами клапана, расположенные буквой V по обе стороны от распредвала. Эта схема широко использовалась на высокопотенциальных двигателях тех лет — BMW, Honda, и так далее.
Блок цилиндров был выполнен из алюминия с чугунными сменными гильзами, что позволяло капитально ремонтировать двигатель простой заменой гильз, не требовавшей серьёзного станочного оборудования расточки, необходимой в случае чугунного блока цилиндров.
При рабочем объёме в 1480 см³, двигатель − 412 развивал 75 л.с., что по тем временам было неплохим результатом для автомобиля подобного класса. Однако, говорят, что когда английская фирма Cosworth собрала 412-й мотор с использованием ТОЛЬКО родных запчастей, они сняли 150 сил, настолько был высокий потенциал у мотора (недаром гоночный). Кто-то верит, кто-то нет, каждый решает для себя сам. Я верю, потому что мотор просто бешеный!
Про гоночные авто я расскажу отдельно, ибо гоночная история 3-го поколения Москвичей просто феноменальная! Москвич 412-й абсолютный рекордсмен по количеству побед на различного рода соревнованиях. Его рекорд до сих пор не побит.
2-миллионный Москвич - Москвич 412. И их было не то 3, не то 5 :) Из-забезолаберности сотрудников АЗЛК :)
Универсал теперь назывался Москвич 427, а фургон - Москвич 434.
А далее... не вижу смысла расписывать про Москвич 2140. Тот же 412, но с чуть другой внешностью и салоном (особенно салоном отличался вариант SL). Именно салон и позволил продержаться Москвичу на экспорте какое-то время. В целом, это был полностью устаревший авто.
Кстати, был так же Москвич 2138. Внешность 2140, но мотор от Москвича 408. На запланированный выпуск автомобилей не хватало 412-х моторов, так как часть из них шла на ИЖМаш, поэтому часть авто комплектовались 408-ми моторами.
Москвич 2140.
Универсал Москвич 2137.
Москвич 2140SL. Внешне отличался бамперами и иными задними фонарями, салон совсем другой, осовремененный и приятный. Кстати, оснащён Москвич 2140SL не так уж плохо.
На этом я свой рассказ заканчиваю, в ближайшее время тема Москвича будет продолжена, расскажу про закат АЗЛК и Москвич 2141 (фанаты 41-го, порстите,что вас откладываю, просто получается перенасыщение статьи материалом уже). Всем спасибо!
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.