личный блог M5Sergey

Советский автопром. Правда и вымысел. Часть 9.

Вобщем, всем доброго вечера, мои дорогие Смотровчане и Смотровчанки (хотя обидно, что прекрасная половина не разделяет любовь к советкскому автопрому)! Ну, или разделяет, но очень тихо. И ничего не комментит... :(

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8

А так, как и обещал, сегодня про 3-е поколение Москвичей.

А начну я с Москвича 408.

Москвич 408 - поистине уникальная машина. Именно с её появлением советский союз громко заявли на весь мир, что "СССР умеет делать хорошие автомобили".

И тому есть масса подтвержений! В качестве хорошего аргумента я буду приводить слова специалистов журнала "The Motor", статья 1966 года.

Итак, Москвич 408 выпускался с сентября 1964 по декабрь 1975. Он разрабатывался полностью с нуля. В сравнении со вторым поколением автомобилей, 408-й выгодно отличался в лучшую сторону прилично раздавшимися в длину и ширину размерами, а так же существенно уменьшившейся высотой, всё это в совокупности позволило и увеличить комфортабельность автомобиля, и значительно улучшить управляемость.

Мотор - 1.3 объём, нижневальный верхнеклапанный, 4-цилиндровый. Мощностью от 50 до 55 сил (в зависимости от количества принятого на грудь мастером). Могу сказать, что мотор просто отменный! Хорошая уверенная тяга (даже с полной нагрузкой), главное не крутить мотор, он этого не любит, расчитан на невысокие обороты. В некоторой степени этому соответствовал и новейший карбюратор К-126, адвухкамерные карбюраторы до этого не использовались на авто такого класса. Того же мнения придерживаются специалисты "The Motor".

По салону полностью отдаю слово им. Для габаритов автомобиля салон был достаточно вместителен, для своей длины машина неожиданно просторна благодаря «овертикаленной» посадке водителя и пассажиров и относительно высокому кузову. Место на заднем диване было несколько ограничено по ширине из-за выдающихся в салон арок задних колёс — с комфортом сзади могли усесться лишь два человека, однако это было характерно для большинства малолитражек того времени. Вогнутые спинки передних сидений обеспечивали достаточное пространство для ног задних пассажиров — по замерам, проведённым английским журналом "The Motor", даже при полностью отодвинутых назад передних сидениях человек ростом 180 см садился назад «с запасом».

Кстати, Москвич 408 - первый советский автомобиль, прошедший все европейские нормы по Краш-тестам на ура.



Предсерийный образец красивейшего цвета "Кварц". Серийно в такой цвет Москвичи не красили, а жаль... им идёт.





На фотографиях - ранний салон, с железной торпедой. А так же - простой 2-фарный вариант 408-го Москвича, экспортный Scaldia 408.




Москвич 426 и Москвич 433. Универсал и фургон (без окон) соответственно.




Москвич 408 Турист. Прототип. 3 экземпляра.



Экспортный Elite 1360.



Москвич 408ИЭ. Обозначение всех 408-х и 412-х Москвичей после 1969 года, когда у них поменялся кузов (как на фото).

А в 1967 году появился знаменитый на весь мир Москвич 412. И главным отличием стал мотор, про него и расскажу.



Предсерийный. И опять Кварц! Блин, жопы с ушами))))

Разработан Игорем Ивановичем Окуневым. Возможности старого, ведущего свою родословную ещё от довоенного Opel Kadett, двигателя М-408 были к тому времени исчерпаны, поэтому новый двигатель никак не был связан с ним конструктивно или технологически. Первые опытные образцы нового двигателя появились в 1964 году. «Обкатывалась» конструкция на гоночном автомобиле Москвич-Г4М, имевшем его форсированный вариант (92 л. с.) На этом автомобиле мастер спорта В. Щавелев занял четвёртое место на первенстве СССР 1966 года по кольцевым гонкам.

Двигатель был разработан целиком и полностью конструкторским коллективом завода МЗМА. Первые разработки верхнеклапанного двигателя с полусферическими камерами сгорания и алюминиевым блоком цилиндров (проект «406») на «Москвиче» относятся ещё к середине пятидесятых годов. Тем не менее, прототип довольно многих конструктивных решений финальной версии этого мотора угадать несложно — новейший, по тем временам, силовой агрегат BMW с индексом M10 в версии с рабочим объёмом полтора литра — агрегат сам по себе исключительно удачный и совершенный по тем временам, хорошо зарекомендовавший себя как в обычной эксплуатации, так и в спорте.

Вместе с тем, ни копией, ни дальнейшей разработкой этого двигателя УЗАМ-412 не являлся, и имеет от него крайне существенные отличия, — в частности, другую геометрию цилиндров, иное конструктивное решение большинства систем, и так далее.

Кстати, конструкция алюминиевой головки блока - с полусферическими камерами сгорания (намёк на Hemi) и V-образно расположенными клапанами.

Под литой из алюминия крышкой головки блока с красивой надписью «Москвич-412» скрывалась весьма современная для 1967 года конструкция: верхний распредвал, приводимый в движение пластинчатой цепью с натяжителем-звёздочкой, и приводимые коромыслами клапана, расположенные буквой V по обе стороны от распредвала. Эта схема широко использовалась на высокопотенциальных двигателях тех лет — BMW, Honda, и так далее.

Блок цилиндров был выполнен из алюминия с чугунными сменными гильзами, что позволяло капитально ремонтировать двигатель простой заменой гильз, не требовавшей серьёзного станочного оборудования расточки, необходимой в случае чугунного блока цилиндров.

При рабочем объёме в 1480 см³, двигатель − 412 развивал 75 л.с., что по тем временам было неплохим результатом для автомобиля подобного класса. Однако, говорят, что когда английская фирма Cosworth собрала 412-й мотор с использованием ТОЛЬКО родных запчастей, они сняли 150 сил, настолько был высокий потенциал у мотора (недаром гоночный). Кто-то верит, кто-то нет, каждый решает для себя сам. Я верю, потому что мотор просто бешеный!

Про гоночные авто я расскажу отдельно, ибо гоночная история 3-го поколения Москвичей просто феноменальная! Москвич 412-й абсолютный рекордсмен по количеству побед на различного рода соревнованиях. Его рекорд до сих пор не побит.











2-миллионный Москвич - Москвич 412. И их было не то 3, не то 5 :) Из-забезолаберности сотрудников АЗЛК :)

Универсал теперь назывался Москвич 427, а фургон - Москвич 434.

А далее... не вижу смысла расписывать про Москвич 2140. Тот же 412, но с чуть другой внешностью и салоном (особенно салоном отличался вариант SL). Именно салон и позволил продержаться Москвичу на экспорте какое-то время. В целом, это был полностью устаревший авто.

Кстати, был так же Москвич 2138. Внешность 2140, но мотор от Москвича 408. На запланированный выпуск автомобилей не хватало 412-х моторов, так как часть из них шла на ИЖМаш, поэтому часть авто комплектовались 408-ми моторами.




Москвич 2140.



Универсал Москвич 2137.




Москвич 2140SL. Внешне отличался бамперами и иными задними фонарями, салон совсем другой, осовремененный и приятный. Кстати, оснащён Москвич 2140SL не так уж плохо.

На этом я свой рассказ заканчиваю, в ближайшее время тема Москвича будет продолжена, расскажу про закат АЗЛК и Москвич 2141 (фанаты 41-го, порстите,что вас откладываю, просто получается перенасыщение статьи материалом уже). Всем спасибо!

42
30 July 2011 в 00:51
10204
42
Последний раз отредактировал M5Sergey.77rus, 4 August 2011 в 11:54
42 комментария:
AlexsandrSD
#  AlexsandrSD.77rus  30 July 2011 в 01:05
точно такой вот он был)))) Москвич 412 машина моего детства) с кожаным салоном как я тогда считал))) агрегат вещь, помню по селу без глушака и без капота катались, так все слышали)))
1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:08

Салон из кожи мёртвого Дермантина :)

412-й авто - очень комфортный, довольно просторный, прекрасно управляется и у него мотор резвый. Проверено на 412-м, 40-м и люксе :)

2
AlexsandrSD
#  AlexsandrSD.77rus  30 July 2011 в 01:09

ну мне тогда было лет так 6-8 у меня весь дермонтин был кожей)

1
ma.ks1337
#  ma.ks1337  30 July 2011 в 02:15

прогресс в дизайне до нашего времени прям на лицо :D

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 10:59

Это ты сейчас к чему?

0
Ден Корлеоне
#  Ден Корлеоне.СЗАО  30 July 2011 в 01:13

спасибо за обзор, много связано с москвичём, большой потенциал в нем был заложен)))

2
Арсений46
#  Арсений46.RR  30 July 2011 в 01:17

у меня такой в гараже стоит))ржавый,гнилой,с коробкой в багажнике))
P.S.это кажется иж 408
1
Digger
#  Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:25

Да, это ИЖ. По паспорту 408, но были и уже переделанные (с кулисой на полу и мягкой торпедой как у 412)

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:27

Нет, это именно Москвич. Если рассмотреть оригинал фотографии, видна кремлёвская стена. Просто экспортный, финская Scaldia-Volga, решётка с ижевской схожа

0
Vlad_Verhnev
#  Vlad_Verhnev  31 July 2011 в 12:25

а у меня 412 у которого тормозов нет и крышка багажника плохо закрывается, ну всмысле щель толщиной с большой палец

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  31 July 2011 в 17:37

Или битый, или просто неправильно выставлены зазоры. Я понимаю, у третьего поколения Москвичей крышка багажника - это болезнь, но не до такой степени

0
Digger
#  Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:24

Блин....сколько же теряет нынешняя школота....Наше поколение по ходу последнее кому довелось поездить на еще живых 408, 412 и 2140. У меня лично был 412 76 года и 2140....эти ощущения не понять тем кто от 93 года рождения и младше...

1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:26

Я поездил на живых 408, 412, 40 и СЛ. Но мне повезло, я в ретро-кругах верчусь.

А какого цвета был 412? А 40-й какого года?

1
Digger
#  Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:29

Был 408 красный с кулисой на руле, ИЖ 412 (как на фотке выше) серого цвета и 2140 (три на всю дворовую братву) поочередно зеленого, белого и красного цветов. Года выпуска все в районе 85.
Был еще каблук оранжевый. Все в то время ездили на них-для мелкоты 15-18 лет это был самый доступный автомобиль.

1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:31

на фото выше - москвич

Изделия Жидов не очень люблю, они всегда даже отделывались беднее.

0
отредактировал M5Sergey.77rus, 4 August 2011 в 11:09
Digger
#  Digger.СВАО  для M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:35

Они даж не то что беднее-качество хуже гораздо. Для примера-тот ИЖ на котором я ездил давно сгнил, а у деда с соседнего подъезда того же года Москвич 412 (с ромбовидными фарами) до сих пор довольно бодр.

1
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:39

Потому что Жиды жкономили на всём :)

Однако ИЖ 408, выпущенный в 5000 экземплярах, штука редкая

0
Digger
#  Digger.СВАО  для M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:43

Серег, после Е23 обязательно все-таки куплю 412 или 408 в коллекцию....Задел ты меня ностальгическим постом.

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:44

Ты себе хочешь купить е23?

да, я такой, я могу :) Сам хочу опять 412, но только в раннем кузове и с 4фарами

1
отредактировал M5Sergey.77rus, 30 July 2011 в 01:50
Digger
#  Digger.СВАО  для M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:55

Да я ж взял одну в марте..Помнишь я те на драйве писал?...83 год,переходная мордашка, идеальный зеленый салон, кузов без серьезных косяков....двигло 2.8 с незначительными проблемами...
Машина в утиле, ценник 20к. Приехал к мудаку-владельцу, сказал "Даю еще 20 и мы вытаскиваем ее с утиля. Ок?" Ответ: "Да без проблем! Конечно сделаем!"
В итоге "Ой..у меня там проблемы...ой...короче давай 20 и забирай как есть. Я морочиться не хочу"...
Еблантий тупой...продавал он ее потом на автору долго очень...по ходу в металлолом уехала машинка....есть сорт людей-долбоебов.

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Digger.СВАО  30 July 2011 в 11:00

То-есть, сейчас у тебя её атк и нет? Ну купил бы доки, форумы ими кишат. Переварил бы номера и всё)

0
Ден Корлеоне
#  Ден Корлеоне.СЗАО  30 July 2011 в 01:26

да, сейчас им мало и 200 лс)
сам поднимал и строил ИЖ412 82 гв с колен)

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  30 July 2011 в 01:28

им 75 сил родных хватает, 200 - это уже расточка до 2.2, 2-вальная бошка и 2 горизонтальника

0
Ден Корлеоне

200 про современные авто писал) а так , были чертежи и задумки поставить волговскую поршневую и с переделкой головы)

0
M5Sergey

Волгопоршни с 2.4? Не уверен, что 2.4 влезет, мотор то маленький. Я понимаю, что М10 корчевали до 2.7, но М10 и Уфимский 412-й - моторы всё-таки разные.

0
Ден Корлеоне

да именно так, попробую сейчас найти)

0
M5Sergey

найди, если не трудно! Мне как человеку с инженерным интересно, КАК

0
Ден Корлеоне
вот упоминание ищу дальше чертежи
0
Digger
#  Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:33

На Иже 412 валили помню по Алтушке...эххх песня...для нас тогда мощнее авто не было. И на самом деле когда все уже на Жигули пересели-ощущения не те. Да и ремонтопригодность Москвичей в тысячу раз выше...только на нем можно было за день раскидать мотор, воткнуть новые гильзы и собрать на следующий день. И вперед-опять по дворам пугать бездомных кошек)

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  для Digger.СВАО  30 July 2011 в 01:38

Да, 412-й мотор тем и прекрасен, что гильзы выбил, новые вбил, свежую поршневую поставил - и вперёд.

А ещё Москвич не боится ралли. Помню на 12-м катались, друг говорит:"А устрой-ка Ралли Акрополис"- "Тычего, дурак? У меня же вся подвеска к чертям поелтит!" (а она свежеперебранная) - "А ты устрой" и злорадная ухмылка. Газ в пол, сносы, заносы, прыжки... ух! А подвеске - хоть бы хрен! Правда, потом поставили бильштайны нормальные, а то крены страшные

0
BentleySTR
#  BentleySTR  30 July 2011 в 01:51

Хороший пост,очень понравилось,как и все предыдущие части)))

1
overcore
#  overcore.СЗАО  30 July 2011 в 02:46

очень познавательно! жаль я так поздно сел читать, не усну теперь

1
webster
#  webster  30 July 2011 в 03:32

эх, умели делать в советское время машины) я даже захотел либо ранний 412 азлк либо 2140)

1
Шрек
#  Шрек.TRD  30 July 2011 в 08:56

Огромное спасибо за статью. зачитался, аж суп перекипел :D

1
chegevaro
#  chegevaro  30 July 2011 в 09:13

Спасибо, было интересно почитать

1
Santyago1
#  Santyago1  30 July 2011 в 09:25

У меня был экспортный 2140 . Первая машина . Очень удобный был и приятный на ходу . По крайней мере мне больше нравилось чем 2105 ))

1
jazzband
#  jazzband  30 July 2011 в 14:17

кабрио и купэшный вообще ровнятина))

0
M5Sergey
#  M5Sergey.77rus  31 July 2011 в 17:36

Это один и тот же. Просто съёмная жёсткая крыша

0
laptush
#  laptush   8 August 2011 в 17:07

Москвич 2140SL
такой у деда был когда то давно)

0
Partisan
#  Partisan   9 August 2011 в 19:46

Мой дядя до сих пор ездит на 2140SL.отдали его ему лет 5 назад заненадобностью т.к почти всегда стоял в гараже. На тот момент когда мы его забирали на нем пробега была около 30 000, немного ржавый (перекрасил он его полностью), салон идеальный только водительское сиденье прозжено было.
двигатель на нем очень хороший тяговитый не для скорости. по бездорожью ездит очень хорошо.
на улице люди Предлагали его каупить за любые деньги, но дядя сказал что его никогда не продаст.

1
Mo7ork1n
#  Mo7ork1n  28 August 2012 в 00:11

Эй, а куда не родилось продолжение? Где же 41-й москвич? Где святогор?!

0
Mo7ork1n
#  Mo7ork1n  28 August 2012 в 00:50

Ээй, автор, где твои замечательные статьи, которые мне так нравились?!

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29