личный блог Killer Computers

Кавалер ордена Славы Виктор Петрович Слушник

Добрый день Уважаемые Смотравчане ! В преддверии праздника Дня Великой Победы, хочу поделиться краткой информацией про моего Деда Виктора Петровича Слушника.
Дабы не утомлять Вас долгими рассказами, напишу кратко.

Заслуженный художник России, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы. Его фамилия значится в энциклопедии «Лучшие люди России».

Начало творческого пути моего деда совпало с окончанием Великой Отечественной. В 45-ом он поступил в Одесское художественное училище. Тогда ему было всего 19. Но за плечами деда уже были Третий Белорусский фронт и тяжелое ранение под Кенигсбергом. А также восемь медалей, Орден Славы III степени и Орден Отечественной войны I степени. Однако большинство работ дед посвятил мирному времени.

Кстати в межпоселенческой библиотеке им. В.А.Дрокиной открыта выставка картин под названием «Воспоминание сердца» (в Измалково).
Всех желающих библиотека приглашает с 10 апреля по 10 мая 2012 года с 10.00 до 17.00

Для тех у кого есть свободных несколько минут, Выдержка из журнала "Петровский Мост" :


Извилистые улочки и степенные набережные Риги; пронизанные свежим морским ветром виды рыбацких деревень Балтики; экзотическая, напоённая солнцем красота городов Средней Азии и танцующей Кубы; наконец, тихое очарование среднерусской природы и неожиданно поэтичные пейзажи индустриального Липецка… Может показаться, что речь идёт о каком-то путешественнике. Отчасти это так, ведь география творчества этого замечательного художника поистине внушительна.

...Виктор Слушник появился на свет 6 июня 1926 года на маленькой станции Раздельная в Одесской области Украины. Отец и мама нашего героя по роду своей деятельности были далеки от искусства, и всё же потребность творить всегда присутствовала в них. Так в семье агронома-лесовода и телеграфистки появился музыкальный ансамбль, в котором принимали активное участие все, включая самого маленького – Виктора. Под звуки гитары и мандолины искусство вошло в его жизнь, потому склонность мальчика к рисованию никого не удивляла. «Рисовать я любил, сколько себя помню», – вспоминает художник. Как и всех мальчишек, Виктора Слушника интересовали машины, лошади и корабли, которые рождались на листе бумаги по мановению цветного мелка: «Я рисовал как все – ничего особенного». Всё изменил приезд дяди – художника-любителя. Зрелище работающего на пленэре живописца, тот особый аромат, исходивший от тюбиков с масляной краской, заворожили семилетнего Виктора, на долгие годы определив его дальнейший путь…
Однако встать на него ему удалось не сразу: началась Великая Отечественная война. Отучившись в военном училище в Красноярске, в 1944 году Слушник попал на фронт. Получив тяжёлое ранение под Кенигсбергом, повлёкшее ампутацию ноги, будущий художник был отправлен в госпиталь в Каунас, а затем в глубокий тыл – на станцию Могзон Читинской области, где пробыл до конца войны. Во время драматичных военных событий произошла его первая встреча с Прибалтикой, которую он впоследствии горячо полюбил. Первые «портреты» прибалтийских земель появляются на страницах фронтового альбома артиллериста Слушника. Альбом потерялся ещё там, на войне, однако образы, в нём запечатлённые, навсегда запомнило сердце.
Сразу после Победы он поступил в Одесское художественное училище, славившееся богатыми традициями. В 1945 году здесь преподавали лучшие художники Украины – Л. Е. Мучник и Н. А. Шелюта. Жаждущему серьёзно учиться искусству живописи девятнадцатилетнему Виктору Слушнику это казалось настоящим подарком судьбы.От времени его учебы в Одессе осталось несколько карандашных рисунков. Вот – робко изображённый учебный натюрморт, наброски лиц, среди которых мелькнул автопортрет, а ниже – уже более уверенный рисунок со старинным, украшенным коваными подсвечниками пианино, заполонившим собою оставшийся лист. Среди живописных этюдов, несомненно, привлекателен «Сабанеев мост. Одесса». На этом небольшом картоне, написанном в духе произведений художников-мирискусников, один из старинных уголков города предстаёт некой камерной театральной сценой, на которую спустя мгновение поднимутся актёры.

Из трёх Академий художеств, существовавших тогда в СССР, выпускник художественного училища Виктор Слушник выбирает рижскую. Тогда он не представлял себе сложности поступления в это учебное заведение, особенностей его методик, не знал имён преподавателей – в общем-то, всего того, что ныне является самым главным при выборе вуза. Однако абитуриент Слушник был уверен, что продолжать учиться живописному искусству он будет именно здесь, в Прибалтике, в краю, уже столь полюбившемся ему.

Поступить на первый курс нашему герою удалось лишь со второго раза. Проходив на занятия год вольнослушателем и успешно сдав экзамен по специальности, он был наконец зачислен. Но чего стоил ему этот год! Скрывая от родителей неудачу поступления, он трудился по ночам, рисуя плакаты, заработок от которых целиком уходил на скудное питание и оплату угла в рижской квартире… Столь трудно добытое право называться студентом Академии художеств, безусловно, определило и характер учёбы Виктора Слушника: это был один из самых старательных и упёртых студентов факультета живописи.

Большой удачей для молодого художника было оказаться в пейзажном классе профессора живописи Эдуардаса Калныньша (1904—1988). Первый художник советской Латвии и великолепный преподаватель, на тот момент лишь начавший вести пейзажный класс академии, стал бесспорным кумиром Виктора Слушника. И вряд ли могло бы случиться иначе. Картины Калныньша, изображающие море, рыбацкие деревушки, суровый труд корабельщиков и золотистые пляжи Прибалтики, были удивительно созвучны состоянию души студента-одессита, его ощущению природы этого края. Да и сам Эдуардас Калныньш, этот красивый могучий человек, своими руками построивший яхту, на которой он обошёл почти всю Балтику, был в глазах своего нового ученика Виктора Слушника настоящим воплощением привольной, пахнущей свежим солёным ветром Прибалтики. Спустя многие годы художник вспоминает: «Он был для меня лучшим из всех! Он был любимым человеком для всех, кто работал в его мастерской. Простой в общении, искренний и правдивый. Ему все мы верили как самому родному… Мы с товарищем приходили в его мастерскую, он принимал нас как своих друзей! С ним всегда можно было говорить о чём угодно, делиться мнениями».Среди работ этого времени интересен «Портрет Артиста». Это так называемая учебная «постановка», обычно создаваемая педагогом для того, чтобы студенты могли как оттачивать навык передачи типажей человеческих лиц, так и овладевать изображением костюмов разных эпох и профессий. Однако заданность темы не помешала нашему герою создать удивительный, яркий, глубоко характерный и совсем не учебный образ. Персонаж «Портрета», облачённый в дирижёрский фрак, царствен, монументален.

В ином ключе решён академический пейзаж «Рига. Серый день». Почти монохромный, наполненный различными оттенками серебристого, этот вид замечательно передаёт ощущение дождливого дня, когда воздух становится тяжёлым и пряным. Своеобразным «солнцем», цветовым акцентом, разрушающим ровность зеленовато-серого неба, выступает золотой купол глядящего в воды Даугавы Домского собора.

Вслед за учителем Виктор Слушник проникается романтикой рижских портов, создавая многочисленные зарисовки доков, причалов, торговых кораблей. Последние предстают в его работах величественными отдыхающими гигантами. С живейшим интересом, искренней любовью исследует молодой художник строение корабельных снастей, запечатлевая чутким карандашом все их множественные и сложные переплетения.

Окончив академический курс, выпускник Виктор Слушник по распределению направляется преподавателем в художественное училище в… Таджикистан. «С трепетом вспоминаю о Средней Азии – крае жаркого солнца и загадочных гор! Самарканд – мавзолей Шах-и-Зинда, гробница Тамерлана – Регистан – все эти памятники Востока производят неизгладимое впечатление…» – признаётся художник сегодня. Здесь всё было иным: пейзажи, климат, образ жизни. А уж сколько сюжетов для работы! В это время его рисунки и холсты населяют смуглые ребятишки, трудолюбивые женщины, непривычные европейскому глазу силуэты древних мечетей и восточных дворцов. Большой холст «Овцы в горах», показывая будни таджикского чабана, напоминает ещё и о хрупкости, быстротечности человеческой жизни – такой маленькой на фоне могучих и вечных гор выглядит фигурка задумавшегося пастуха.

Таджикистану наш герой обязан приёмом в члены Союза художников СССР, а также участием в своей первой крупной выставке в Москве.

В 1959 году Виктор Слушник вновь переезжает. На этот раз в самое сердце России – в Липецк. Знаменитый город-курорт тогда только получил статус областного центра и активно застраивался. Жизнь здесь обещала стать ещё интереснее, ещё перспективнее.

Город с богатой историей, город знаменитого на всю страну металлургического гиганта влюбил в себя тридцатитрёхлетнего Слушника. Как когда­то в Риге, он пленён ещё одним масштабным созданием рук человеческих – Новолипецким металлургическим комбинатом: «Я нигде ничего подобного не видел. Завод ошеломил меня! И как люди, выглядящие на его фоне совсем крохотными, могли породить такую мощь?» В течение двух-трёх лет мастер создаст самые известные свои индустриальные пейзажи, многие из которых украсят музей НЛМК: «Индустриальный пейзаж», «Они построят всё», «Коксохим», «ТЭЦ» и другие. Дух глубочайшего уважения к тяжёлому труду и какая-то особая романтика наполняют все эти произведения.

Не оставила равнодушным Виктора Слушника и особая краса среднерусских пейзажей. «Красивый край! Природа улыбается. Как можно не восхищаться ею?» – говорит мастер. Тихое приволье зелёного края занимает всё большее место в его творчестве. Однако чаще он вспоминает свою первую любовь – Прибалтику.

Художник приезжает сюда на этюды в начале 1960-х и в 1970-е годы. Ещё одна сторона путешествий к прибалтийским землям – тёплые встречи с бывшими соучениками по академии.

Зимняя работа «На берегу. Юрмала», яркая летняя «Кретинга», играющая с водным отражением «Паланга» написаны как раз в эти годы. Далёкую от суеты жизнь старинного европейского города, с улочками, застроенными фахверковыми сооружениями, замечательно передаёт пейзаж «Клайпеда».

Художник много путешествует по городам Литвы и Латвии. Его манят их серо­зелёные морские просторы, продуваемые ветрами старинные рыбачьи поселения. Одним из любимых для пленэров мест в эти годы стала Куршская коса. Эта узкая полоска суши посреди Балтийских вод – хранительница удивительных сказаний о древнем народе Восточной Пруссии – куршах и «столица» рыболовных промыслов Литвы – запечатлена во множестве этюдов мастера: «Куршская коса. Нида», «Балтийское море», «Нида» и прочих.

Конец 1970-х и 1980-е годы отмечены в творчестве Виктора Слушника несколькими яркими поездками: на Кавказ, курорты Крыма и в далёкую Гавану. От поездки на Кубу сохранилось много графических листов панорамного характера, повествующих о повседневной жизни Острова свободы.

Накануне перестроечных трудностей наш герой успевает совершить ещё один крупный творческий вояж. И вновь его любимая стихия – вода! Гордое Белое море. Соловецкие мотивы с их неизменным ритмом величавых куполов, неспешных барж, перевозящих ровные круглые брёвна, рождают цикл зарисовок и панорамных рисунков. Художника всё более увлекает создание последних. Он старательно склеивает альбомные листы в длинные ленты, дабы не нарушить монументальной целостности восприятия пейзажа.

Два последних десятилетия творчества Виктора Петровича Слушника связаны с пейзажами Липецкого края. Чуткий знаток природных настроений, он создаёт удивительные по красоте и силе произведения, в которых сразу узнаются окрестности «жемчужины» Черноземья. Работы «Полинин дом», «Панино», «Синий Воронеж», «Забытая деревня», «Вечер» подобны тихой, протяжной народной песне, идущей от самого сердца. Мастер с истинным наслаждением всматривается в широкую гладь здешних пейзажей, навещая одни и те же места зимой, летом, осенью. В этих произведениях художник стремится передать то особое эпическое спокойствие, что присуще именно среднерусской природе. Формат его работ заметно увеличивается, появляется некое философское переосмысление своего долгого художнического пути…

Ars longa vita brevis – «Жизнь коротка, искусство вечно». Виктор Петрович очень любит это латинское изречение. Ведь если жизнь наполняет искусство, то она обретает уже совершенно иной смысл. Сегодня заслуженный художник России, кавалер ордена Славы III степени Виктор Петрович Слушник продолжает работать. В уютной мастерской, расположившейся в здании старой школы в поселке завода «Свободный сокол» в Липецке, художник стремится постичь всё новые истины великого, вечного Искусства.
50
8 May 2012 в 12:59
6417
8
Последний раз отредактировал Killer Computers.WTF, 8 May 2012 в 13:20
8 комментариев:
6paTko
#  6paTko.Mazda   8 May 2012 в 13:26

есть Кем гордиться нам!

0
bukashechka
#  bukashechka.VB   8 May 2012 в 15:01

низкий поклон, хвала и честь!
здоровья дедушке и долгих лет жизни

4
ДядяЖора
#  ДядяЖора   8 May 2012 в 17:17

Деда с Праздником! Здоровья и благоденствия!!!

0
Павел Григорьевич
#  Павел Григорьевич.48rus   8 May 2012 в 19:20

Имел честь познакомиться лично..как просто с Почётным человеком так и с профессиональной точки зрения как художники) В Праздник Великой Победы хочу сказать Спасибо!!!заочно, желаю Чистого,Мирного неба над головой и бесконечного здоровья!!!

0
kekslolo
#  kekslolo.76rus   8 May 2012 в 21:38

Скажу просто Спасибо твоему деду)) И всем благодаря кому мы сейчас такие какие мы есть )))

0
Killer Computers
#  Killer Computers.WTF   9 May 2012 в 23:29

Спасибо Всем за Выраженные Добрые слова !

0
maddog-83
#  maddog-83.SFL48  15 May 2012 в 19:07

Так в итоге что же он сделал все таки???

0
pitbull44
#  pitbull44.44rus   4 June 2012 в 21:22

Спасибо Виктору Петровичу!!!!!

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29