личный блог JORDAN_007

Автомобили СССР Москвич 407

Здравствуйте дорогие смотровчане и смотровчанки) Хочу рассказать Вам про автопром СССР. Выпусков будет не мало и я постараюсь выкладывать хотябы по одному в день)

В этом Выпуске я расскажу про Москвич 407
Далее под кат!)
В послевоенные годы единственным в стране предприятием, выпускавшим легковые машины для широкого потребителя, стал Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии - АЗЛК). Действительно «народной маркой», заслужившей всеобщее признание, стал «Москвич» - в течение многих лет настоящий хит отечественного автопрома. Мечта сотен тысяч. Предмет гордости. Герой фильмов. Баек и анекдотов.



Догоним и перегоним...
Практически одновременно с началом серийного выпуска «Москвичей-407» вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 422 от 17 мая 1958 года «О мерах по дополнительному развитию автомобильной промышленности». В нем МЗМА предписывалось поднять производство легковых автомобилей к 1965 году до 100 тысяч штук в год, ввиду высокого спроса на «Москвичи» внутри страны и их большого экспортного потенциала. Это постановление не было лишено смысла.

Уже в августе 1958 года на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе 407 и 423 «Москвичи» были отмечены золотыми медалями и дипломами, что значительно повысило престиж советских автомобилей за рубежом. Кроме стран социалистического лагеря, спрос на «Москвич-407» имелся в Финляндии, Норвегии, Бельгии и в Греции. Ради наращивания выпуска экспортных «Москвичей» в январе 1961 года даже пришлось пожертвовать всеми полноприводными модификациями «Москвичей» (М-410Н и М-411Н) — они были сняты с производства.

Прочные, надежные, достаточно современные, но в то же время простые в эксплуатации и ремонте, «Москвичи» были вполне конкурентоспособны и на мировом рынке. По наследству от предыдущей модели «Москвичу-407» достался ряд новаторских особенностей конструкции: гнутые (панорамные) ветровые и задние стекла, телескопические амортизаторы двойного действия спереди и сзади, бесшкворневая подвеска передних колес. В стандартную комплектацию автомобиля входил радиоприемник. Ветровое стекло защищалось от запотевания теплым воздухом от встроенного отопителя. Сиденья в салоне раскладывались в ровное спальное место, а водительское к тому же получило способность быстрой продольной регулировки с помощью фиксирующего рычажка. Даже по европейским меркам, такое оснащение считалось богатым.



Совершенству нет предела
Сначала «Москвичи-407» внешне почти не отличались от предыдущих «Москвичей-402». Распознать новинку помогали лишь косвенные признаки: сократилась в высоту хромированная «гребенка» на выступе задней двери, а под заводской эмблемой появилась надпись «Москвич». С декабря 1959 года — впервые на отечественных легковых машинах — стали устанавливать новую четырехступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой.

Это улучшило динамические и эксплуатационные свойства машины, особенно на грунтовых и горных автодорогах. Для улучшения дизайна выпускаемой малолитражки по моде тех лет кузов «Москвича» сделали двухцветным, а чтобы замаскировать границу перехода от одного цвета к другому, на кузове ввели разделяющий молдинг из нержавейки. Двухцветные машины «улучшенной комплектации» шли в основном на экспорт, а на капоте, под заводской эмблемой, появилась надпись «Москвич».


По заслугам
Успехи Московского завода малолитражных автомобилей в освоении новой продукции не прошли незамеченными и вскоре были оценены по достоинству: в марте 1960 года за создание автомобиля «Москвич-407» МЗМА был награжден Дипломом ВДНХ СССР первой степени. В советское время это являлось значимой наградой. И в то же время на замену «четыреста седьмому» уже готовилась новая, технически более совершенная «четыреста третья» модель, которая по ряду узлов и деталей была унифицирована со следующим, третьим, поколением московских малолитражек. Последний автомобиль модели «Москвич-407» сошел с конвейера автозавода в октябре 1963 года. Всего было выпущено 359 980 автомобилей, из которых каждый третий — 120 903 — был поставлен на экспорт.

В 1960 году на автомобиле появились новая облицовка радиатора, существенно изменившая «лицо» малолитражки, а также новые задние фонари с двумя, вместо трех, рассеивателями. Одновременно с этим боковой молдинг стал устанавливаться на все выпускаемые малолитражки, независимо от цветности. В декабре I960 года шумный редуктор главной передачи с прямозубыми коническими шестернями уступил место более тихой и надежной гипоидной передаче. В январе 1961 пластмассовый красный «флажок» на капоте заменили металлической «каплей», а в феврале 1962-го пропали «клыки» с бампера. В таком виде «Москвич-407» приобрел свой законченный «классический» вид и выпускался до октября 1963 года.


Интересные факты:

«Несостоявшийся американец»
Из воспоминаний главного конструктора МЗМА Александра Федоровича Андронова.

«Во время встречи Н.С. Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, осенью 1959 года, у них зашла речь об автомобилях. Президент высказался о том, что можно произвести пробу продажи автомобилей «Москвич-407» на американском рынке и добавил, что когда он уйдет в отставку, то будет рад иметь на своем ранчо такой автомобиль. В результате мы на заводе получили задание: весьма срочно сделать в экспериментальном цехе три автомобиля с полной гарантией качества и с улучшенной отделкой. Окраска автомобилей должна быть желтой, зеленой и вишневой с тем, чтобы облегчить выбор. Организуется круглосуточная работа, отбираются на конвейере три автомобиля и потом обычные разборка, проверка, отделка, сборка, регулировка и опять проверка на автомобиле всех узлов. А кузова заново рихтуются, шлифуются, красятся, обиваются дорогими материалами, оборудуются нестандартными деталями и изделиями атрибутов отделки и комплектации. Через десять или двенадцать дней уставшие, но довольные результатами работы мы сдали приемщикам три отличных автомобиля и приступили к нашим неотложным заводским делам. Но автомобили не попали к Эйзенхауэру. Вскоре американский летчик-разведчик Пауэрс на самолете-шпионе «У-2» был сбит над территорией нашего государства, а министр торговли США еще до этого инцидента объявил в печати и по телевидению о том, что он примет все меры к тому, чтобы советский автомобиль «Москвич» не смог попасть на рынки США».


Дальние «родственники»
При разработке «Москвича-407» советские конструкторы использовали не только собственные наработки, но и изучали опыт коллег из разных стран. Мы представляем вам автомобили того времени, которые можно назвать «родственниками» нашего главного героя.

Simca Aronde 1300 (1957 год).
На снимке модернизированный вариант 1957 года, а впервые автомобиль был представлен публике в 1951 году. Он считался одним из лучших в своем классе. До 1963 года изготовили почти 1,4 млн. «ласточек» — именно так переводится на русский язык французское название этой модели. По конструкции и компоновке Aronde очень схож с нашим «Москвичом» — двигатель расположен продольно спереди, привод — на заднюю неразрезную ось. Технические характеристики Aronde были несколько лучше: при меньшем объеме (1221 см3) его мотор развивал большую мощность (47л. с), соответственно, и максимальная скорость автомобиля была выше — 125 км/ч.

Opel Rekord (1959 год).
Невероятно популярная в Европе на рубеже 50-60 годов модель классической компоновки, обладала спокойным, красивым дизайном выделяющим ее среди конкурентов. Opel Rekord обладал также неплохими техническими характеристиками, так как оснащался полуторалитровым двигателем (1488 см3) и развивал максимальную скорость до 128 км/ч.

Hillman Minx Series III (I960 год).
Типичный представитель английской школы автомобилестроения, внешне очень схожий с «Москвичом». Но, в отличие от него, Hillman оснащался более мощными двигателями (от 53 до 69л.с.) и, соответственно, имел недостижимые для нашей малолитражки динамические показатели, развивая максимальную скорость до 140 км/ч.


Постскриптум
«МОСКВИЧ-407» стал одной из самых удачных моделей в истории завода. До наших дней, несмотря на прошедшие десятилетия, дожили сотни экземпляров этой машины. Отчасти это стало возможным, благодаря прочности конструкции и толщине кузовного метала (0,8-1,1 мм). Но все же главную роль сыграла действительно всенародная любовь к «четыреста седьмому».
"Москвич-407"(1963 год)

Эти автомобили сохранились не только в частных гаражах, но и во многих музейных коллекциях: бывшем заводском музее АЗЛК, рижском «Мотор-музее», в частном собрании автомобилей «Моторы Октября», компании «Дельта», в финском городе Тампере и др.


«Москвич» - чемпион!
«МОСКВИЧ-407» немало способствовал развитию автомобильного спорта в СССР. Многие гонщики выступали на нем в кольцевых и ипподромных гонках, ралли. Автомобили оснащались форсированными двигателями (до 67л. с. при 4800 об/мин), стабилизаторами поперечной устойчивости и более жесткими пружинами задней подвески. Всего на машинах этой модели было одержано 12 побед на чемпионатах СССР. А в октябре 1956 года Центральный автомотоклуб СССР был принят в члены Международной автомобильной федерации (ФИА). Советский автоспорт получил представительство в международном органе, регулирующем этот технический вид спорта. Советские гонщики вышли на международный уровень.

Старт в Афинах на ралли "Акрополис-63"

Трудность ралли заключалась в массе трамплинов

Уже в августе 1958 года наши спортсмены дебютировали на «Москвичах-407» на международном соревновании — ралли «1000 озер» в Финляндии. Спортсмены ехали практически на серийных, не доведенных до спортивного уровня машинах, да и раллийного опыта у советских гонщиков почти не было. Но до финиша дошли все четыре заводских экипажа! В течение следующих четырех лет «Москвичи» успешно штурмовали зарубежные трассы, благодаря чему престиж и, соответственно, экспорт советских автомобилей увеличился в несколько раз.


Автовладелец
"Москвич-407"(1958 год)

"Машина - не роскошь, а средство передвижения", - утверждали газеты той эпохи. Но одно дело лозунги, и совсем другое - реальность. До реформы 1961 года, в результате которой с денег исчез один ноль и счёт пошёл не на тысячи, а на сотни рублей, водитель грузовика получал 760 руб., продавщица в продовольственном магазине - 450, учитель географии - 600. А "Москвич-407" стоил целых 16000 рублей! Деньги на машину собирали годами, откладывая лишнюю копейку "в чулок". Впрочем, время было: полтора-два года приходилось ждать, пока подойдёт заветная очередь на машину. Поэтому "безлошадные" соотечественники на автовладельцев поглядывали с плохо скрываемой завистью.

Форма и содержание

"Визитной карточкой" автомобиля "Москвич-407" стала большая красивая эмблема, символизирующая принадлежность завода к столице. На ней чётко прочитывается силуэт одной из башен московского Кремля с рубиновой звездой, фрагмент кремлевской стены. Эмблема, расположенная на фоне мирного голубого неба с золотистыми лучами солнца, символизировала светлое будущее страны Советов. Позже цвет фона поменялся на красный - видимо, это более соответствовало идеологии государства. На фоне Кремля - большие красные буквы МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).

Помимо основной эмблемы, на капоте "407-х" ранних выпусков располагался красный флажок с небольшой пятиконечной звёздочкой. В январе 1961 года его сменила бесформенная и невыразительная хромированная "капля", оказавшаяся более технологичной в производстве.

"Москвичи" второго поколения получили объемный багажник, открывающийся снаружи. Данное новшество было особенно ценно, если вспомнить, что на более ранних "Москвичах" 400 и 401 попасть в багажник можно было только из салона.

На переднем крыле у "Москвичей" устанавливался красный треугольничек из плексигласа с обозначением модели.

Заправочная горловина топливного бака на "Москвичах" располагалась сзади и была спрятана за номерную табличку. Её центральное расположение позволяло свободно подъезжать к заправочной колонке.

На задних дверях и крыльях машины заметна подштамповка, символизирующая поджатые перед прыжком лапы хищного зверя. Таким образом художники-дизайнеры пытались придать динамичность силуэту машины.

В интерьере "Москвича" минимум пластмассы, зато использованы добротные ткани, гармонично сочетающиеся с общей цветовой гаммой кузова.

Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, как и у большинства зарубежных аналогов.

Стандартное оснащение машины предусматривало наличие часов, установленных над зеркалом заднего вида.

Приборы немногочисленны и лаконичны - как следствие, их показания хорошо "считываются".

Не каждая малолитражка в то время могла похвастаться радиоприёмником, установленным прямо на заводе.

Пепельница. встроенная в приборную панель, находилась на самом видном месте. Нынешние производители стараются убрать её с глаз подальше.

В отличии от современных автомобилей с подвесными педалями, у "Москвича" педали сцепления и тормоза устанавливались на полу. Вдали видна ножная кнопка центрального переключателя света фар (ближний-дальний).

Свободный доступ к двигателю обеспечивал капот "аллигаторного типа".

Карбюратор К-59 с падающим воздушным потоком.

Клюка с металлическим набалдашником на самом деле - всего лишь рычаг стояночного (ручного) тормоза.

Выступающие рычаги управления и замок зажигания расположили по центру приборной панели. С точки зрения обеспечения безопасности, это решение нельзя назвать оптимальным: при аварии пассажиры с заднего сидения могли травмировать голову о ключ зажигания. в других моделях неудобное расположение ключа приводило к травме коленной чашечки.

Салон "Москвича" по современным меркам не назовёшь просторным, но зато он уютный и не лишён изящества.

Важное достоинство машины для автотуристов - раскладывающиеся в ровное спальное место спинки сидений.


Вариации на тему
Вместе с базовой моделью легкового малолитражного "Москвича-407", выпускавшиеся с апреля 1958 по декабрь 1963 года, новым двигателем на заводе стали оснащаться все его модификации. На улицах замелькали зелёные огоньки и "шашечки" такси, модели "407Т", дополнительно оборудованной таксометром. Специально для людей с ампутацией или параличом ног был создан "407Б" - автомобиль с ручным управлением. Его основным отличием от базовой модели стало применение специальной системы ручного управления педалями сцепления, тормоза и управления дроссельной заслонки карбюратора, выключателя стартёра и переключения света (ранее осуществлялись ножными переключателями). Врачи ездили к пациентам на санитарном автомобиле "407М", разработанном для службы "медицинская помощь на дому". Модель была оборудована отличительными знаками, аптечкой и внутренней обивкой кузова из лёгкого моющегося кожезаменителя. В жаркие страны с тропическим климатом отправился экспортный вариант "407Ю". кроме того, в производство были запущены пятидверная модернизированная грузопассажирская версия с кузовом "универсал", грузоподъёмностью 4 человека и 100 кг. груза (или 2 человека и 250 кг. груза) - "Москвич-423Н", фургон "Москвич-430", полноприводный седан "Москвич-410Н" и универсал "Москвич-411Н".


Москвич-410Н
Выпускался в 1958-1960гг. По личной инициативе Н.С. Хрущёва, полноприводный легковой автомобиль должен был использоваться в сельской местности, наглядно демонстрируя улучшающееся благосостояние колхозников. Но производство сложной полноприводной машины пришлось свернуть в пользу увеличения выпуска экспортных модификаций базового седана.

Москвич-423Н
Выпускался в 1958-1693гг. Автомобили с кузовом "универсал" идеально подходили для дачников и путешественников, но в розничную продажу поступали в ограниченном количестве, используясь преимущественно на государственной службе. Москвич-423Н долгое время оставался недостижимой мечтой рядового автолюбителя.

Москвич-411Н
Выпускался в 1958-1960гг. Полноприводный автомобиль с кузовом "универсал" во многом опережал свое время: мода на комфортабельные легковые автомобили со всеми ведущими колесами и универсальными кузовами пришла на 20 лет позже. А тогда из-за дороговизны конструкции модель не получила широкого распространения, навсегда оставшись эксклюзивной редкостью.

Москвич-430
Выпускался в 1985-1963гг. Специальный грузовой вариант популярной марки. В частные руки не продавался, но широко использовался в торговой государственной сети для доставки мелких партий товаров. На его базе изготавливался даже специальный рефрижераторный автомобиль ЛуМЗ-945 для перевозки мороженого и мясных полуфабрикатов.

Москвич-407-купе
Специальный спортивный автомобиль для кольцевых и ипподромных гонок. Его двухместный кузов был легче и посажен относительно колёс ниже, чем у серийной модели. Изготовлен в двух экземплярах в 1962г.

The End) Всем спасибо за внимание и терпение)
в следующем выпуске я расскажу про ЗИМ 12
Всем Удачи!)

Вам понравилось? Нужно продолжать?

  1. Да очень понравилось ждем продолжения!) (71% — 15 голосов)
  2. Ну так себе средненько (14% — 3 голоса)
  3. Нет не понравилось и продолжать не стоит (14% — 3 голоса)
4
20 July 2011 в 19:39
10324
6
Последний раз отредактировал JORDAN_007, 20 July 2011 в 19:45
6 комментариев:
Dimarik_161
#  Dimarik_161  20 July 2011 в 20:09
очень крутой пост,прочитал от первой до последней буквы,давай про ЗИМ
0
Bartons
#  Bartons  20 July 2011 в 20:09
Ты то постарался, но тема уже заезженная..
0
JORDAN_007
#  JORDAN_007  20 July 2011 в 21:36
ну про москвич может и заезженная я напишу про другой автомобиль)
0
nikoO
#  nikoO  20 July 2011 в 20:16


АЭ 1958 :D
1
Iskovskikh
#  Iskovskikh  20 July 2011 в 20:18
Ну это же из автолегенд копипаст =\
1
JORDAN_007
#  JORDAN_007  20 July 2011 в 21:35
ну извини конечно но если я не ошибаюсь копипаст это тупое копирование из интернета в 3 щелчка мыши а я это печатал и картинки искал 3 часа!) так что я не думаю что это копипаст)
0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29