личный блог iSeCreT

Индексы авто на шильдиках.

Иногда заглядываясь на шильдики с цифрами и буквами на разных авто, я все время хотел узнать что они означают. И вот нашел в интернете такую информацию. Много букв но разбавил картинками=)))

Итак начнем:

В вопросе обозначения своей продукции автопроизводители разделились на две группы: одни предпочитают давать звучные названия, не несущие прямой информации о характеристиках машины, другие стараются раскрывать часть технических данных уже в названии автомобиля. О принципах такой индексации мы и расскажем.
Оговоримся – числа в названии автомобилей не всегда являются проявлением некой системы. Бывают и разовые использования цифр, порой осмысленные. Современные «Майбахи» индексированы по длине кузова в дециметрах: 57 и 62. Иногда индексы взяты «из головы», как на старых моделях Renault.



На заре автомобилизма чудом из чудес считалось то, что ненадежный и шумный бензиновый мотор способен везти экипаж быстрее хорошей упряжки. Число лошадей в этой упряжке, то есть мощность двигателя, в большинстве случаев и становилось названием модели. Очень скоро чиновники додумались брать с автомобилистов налог, для расчета ставки которого использовали мощность, и с ее ростом налоги становились все выше. В ответ на это появилось понятие «налоговых лошадиных сил». Иными словами, для автомобиля вводился номер налоговой группы, а реальная отдача мотора могла быть существенно выше. В качестве индекса модели указывались обе «мощности», разделенные наклонной чертой, сначала налоговая, а затем реальная: Mercedes 14/30. Со временем, когда номинальные значения мощности официально стали названиями налоговых групп, многие производители стали указывать только эти цифры. Наиболее характерна была такая практика во Франции: Citroen 2 CV, Renault 5, а у SIMCA 1307 налоговая группа «спрятана» в последней цифре.

В 50-е большее значение приобретает рабочий объем, ведь по нему можно судить и о расходе топлива, и о динамике. Чаще всего использовалась округленная до ближайшей сотни кубатура (BMW 1500), случалось, округляли до 50 куб. см (Alfa Romeo 1750) или даже до пяти (Mini Cooper S 1275). Но с расширением ряда разных моделей с одним и тем же мотором их стало сложно различить. Остроумный выход нашел Rover, имевший в своей гамме две модели с 3,5-литровой силовой установкой: одна звалась 3 ½-litre, а другая – 3500. Тем не менее, уже в 70-е цифры рабочего объема используются только для различия модификаций одной модели. До 1976 года в ходу были обозначения в «кубиках» (четыре цифры), а после многие производители перешли на литраж (две цифры, разделенные точкой). Этому способствовали и вопросы экономики, которые заставляли урезать издержки, где только возможно. Выгода от изготовления более короткой таблички мизерна, но умножив ее на многотысячный тираж, получим внушительную сумму.

Большую часть современных систем индексации можно разделить на три группы. В состав самой простой входит «фирменная» буква и одна-две цифры, указывающие на класс или размер машины. Основные модели Audi выстраиваются в линейку от A1 до A8, кроссоверы обозначаются буквой Q, а спортивные модели – R, S или обеими вместе. По тому же принципу индексируются Hyundai последних лет: буква i для основных моделей, ix – для внедорожников, затем – две цифры, из которых значима лишь первая. Полноприводные модели BMW обозначаются как X и цифра (X1, Х3, Х5, Х6), а родстеры – как Z и цифра (Z3, Z4, Z8).



Разновидность первой группы - полностью цифровые индексы. Например, SAAB первой цифрой ставит «фирменную» девятку, а через черточку кодирует класс. У Rover, наоборот, вторая пятерка – «фирменная», а класс скрыт за первой цифрой.

Более сложные индексы из букв и цифр указывают на класс авто и характеристики его двигателя. Первым стал обозначать свои легковые модели таким образом Daimler-Benz в 1926 году. Сегодня схожим образом называют свои модели Lexus и Infiniti: индекс состоит из одной-трех букв под класс машины и цифр, кодирующих увеличенный в десять раз литраж двигателя (у Lexus – в сто раз).

У немцев устроено так, что чем больше букв в названии, тем более специальная модель подразумевается. Основа гаммы Mercedes-Benz – это модели с единственной литерой: A (субкомпакт), B (машина «гольф-класса»), C (компактный бизнес-класс), E (бизнес-класс), S (представительский класс). Всего выпускаются авто 15 классов – вплоть до суперкара SLS или компактного кроссовера GLK. У «Лексуса» всегда две буквы по возрастанию класса: CT, IS, ES, GS, LS. У «Инфинити» - одна для легковых моделей (G, M), и две для внедорожников и кроссоверов. Общим для обеих японских марок (да и не только для них) является использование буквы X в обозначении полноприводных моделей (GX, LX и EX, FX, QX соответственно).



Правда, в последние годы за «Мерседесом» водится неточное указание рабочего объема в цифровой части индекса. Моторы становятся мощнее, и привыкшим к конкретным модификациям покупателям проще ориентироваться на индексы, а не на объем. Пусть вместо атмосферного мотора объемом 2,5 литра под капотом турбонаддувный объемом 1,8 литра – главное, что динамика и статус, отраженные в индексе E250, соответствуют ожиданиям. Бывает наоборот: на BMW 318 ставится двухлитровый двигатель, а не 1,8-литровый, как можно подумать. Просто он дефорсирован.

Полностью цифровые системы относятся к третьей группе – буквы могут использоваться разве что в качестве уточняющей информации после комбинации трех цифр. Пионером выступила компания BMW в 1934 году. После войны баварцы маркировали машины по рабочему объему, но в 1972-м обратились к более информативной схеме. Так же поступал и «Ровер» в 80-е и 90-е годы. Итак, первая цифра обозначает класс. В BMW используют нечетные цифры как основные, а четные оставляют за нишевыми спортивными моделями. Две следующие равны увеличенному вдесятеро литражу. За цифрами могут следовать буквы: С – купе, i – двигатель с системой впрыска (карбюраторных моторов давно не выпускают, но традиция осталась), L – удлиненная колесная база, S – спортивная версия, X – полный привод.

Как мы уже упомянули, из маркетинговых соображений рабочий объем двигателя баварских машин не всегда соответствует индексу модели. И даже может отличаться от страны к стране. «Европейская» BMW 330 в Америке называется BMW 328 – ее значимость искусственно «принижена» индексом. Mercedes-Benz поступает наоборот: модели с двигателем V8 объемом 5,5 литров в России и Европе несут «пятисотый» индекс, а в США – справедливый «пятьсот пятидесятый». Новые модификации с этим индексом имеют двигатель объемом 4663 куб. см. – зато с турбонаддувом.

Теперь о некоторых нестандартных случаях. Своеобразная система с середины 60-х была в ходу у Volvo. Из трех цифр каждая отвечала за отдельную характеристику. Первая кодировала серию или номер модели с момента введения системы - по ней можно судить о годах выпуска, но не о классе автомобиля. Вторая обозначала число цилиндров двигателя. Третья – количество дверей. Но уже с 1980 года система затрещала по швам. Третью цифру заменили нулем, а первая все-таки стала указывать на класс. В конце концов, с 1995-го ввели нынешний принцип обозначение моделей. Сначала идут буквы (C – купе или кабриолет, S – седан, V – универсал, XC – машина повышенной проходимости), а затем две цифры, первая из которых кодирует размер (причем, у универсала она всегда на единицу больше, чем у базового седана), а вторая – всегда нуль.



У Peugeot из трех цифр маркировки значимыми являются крайние, а стоящий в середине нуль – это, фактически, товарный знак. Трехзначный номер с нулем в середине запатентован французами, что даже стало причиной переименования наших экспортных «Москвичей» в 60-е годы. Первая цифра у Peugeot означает типоразмер автомобиля (чем больше, тем модель престижнее), а последняя – номер поколения, к которому данная модель принадлежит. Таким образом, на смену Peugeot 405 пришла модель 406, а позднее и 407. Были и исключения: компактный хэтчбек 309 (1985 г.) стал наследником модели 305. Дело в том, что 309-я модель не была разработкой Peugeot. Ее проектировали инженеры Talbot, но эта принадлежавшая группе PSA марка была ликвидирована, а машину поставили на конвейер под стержневым брендом группы. В последние годы система Peugeot расширяется: для нишевых моделей (1007) и кроссоверов (3008, 4007) используют четырехзначную маркировку с двумя нулями посередине.



Среди «элитных» марок особый интерес представляет Ferrari. Энцо Феррари, человек старой закваски, старался сообщить владельцам своих машин как можно больше технической информации. У ранних моделей Ferrari был трехзначный индекс, означавший объем одного цилиндра в кубических сантиметрах. Поскольку Феррари считал, что у настоящей спортивной машины под капотом обязан быть V12, общий литраж двигателя вычислялся довольно легко. С расширением модельного ряда приходилось добавлять к индексу буквы для различия открытых и закрытых кузовов, типа мотора и так далее. С появлением двух распределительных валов в каждом блоке цилиндров пришлось буквенно-цифровую комбинацию дополнять четверкой (блоков-то у V-образного мотора два). А если у машины появлялся второй ряд сидений, шифр становился совсем уж неподъемным: например, Ferrari 365 GT4 2+2.

В 1968-м Энцо Феррари решил увековечить память своего безвременно умершего сына Альфредо (по-домашнему, Дино) отдельной маркой автомобилей. Эти машины должны были конкурировать с Porsche и по характеристикам стоять на пару ступеней ниже «настоящих» Ferrari. Для Dino была придумана своя система индексации из трех цифр: первые две отводились под увеличенный вдесятеро литраж двигателя, а последняя – под число цилиндров. Дебютная модель звалась 206, что означает использование 2-литровой «шестерки». В 1976-м было принято решение слить обе марки под единый бренд Ferrari, и более информативная система Dino была принята для объединенной линейки. Только теперь на литраж могла отводиться лишь первая цифра (для случаев с V12). Когда система давала сбои, возвращались к указанию объема одного цилиндра (модель 456). С середины 90-х Ferrari все чаще индексируются по одному лишь литражу, увеличенному в сто раз. Например, модели 360 Modena или 599 Fiorano.



Ну, и наконец, об отечественном автопроме. Первая попытка как-то систематизировать выпускаемую продукцию была предпринята в 1945 году. Тогда имевшимся заводам выделяли уникальный диапазон индексов. Старейшим предприятиям отрасли – ГАЗ и ЗиС – выдали по сотне (первую и вторую соответственно). Более молодые и менее крупные заводы получали меньшие диапазоны. Некоторым доставалось до смешного мало: львовскому автобусному отвели индексы с 695 по 699.

Очевидная ограниченность системы привела к разработке и утверждению в 1966 году отраслевой нормали ОН 025270-66. Согласно новым правилам, обозначение модели состоит из 4 цифр, причем главной является вторая. Именно она определяет, легковая это машина (1), автобус (2), бортовой грузовик (3), тягач (4), самосвал (5), цистерна (6), фургон (7) или специальная (9). Две последние цифры – это собственно номер модели, присваиваемый на усмотрение завода. Что касается первой, то для легковых автомобилей она условно отражает рабочий объем двигателя: единица досталась особо малому классу (до 1,2 литра), двойка – малому (1,2 – 1,8 литра), тройка – среднему (1,8 – 3,5 литра), четверка – большому (свыше 3,5 литра), пятерка – высшему (литраж не регламентирован). Для автобусов первая цифра кодирует длину, а для грузовиков – полную массу. Кроме того, допускается расширять маркировку модели пятой цифрой (модификация), и даже шестой (исполнение). Смысл этих знаков задается внутренними документами завода. В общем, пусть наши автомобили и не самые лучшие в мире, но система индексации моделей у нас уж точно самая сложная.

Источник

P.S. Если кто-нибудь что-нибудь знает еще по этой теме напишите что нибудь буду признателен.

Кто нибудь прочитал?

  1. Да (44% — 24 голоса)
  2. Нет, лень читать (53% — 29 голосов)
  3. Даже не интересно (4% — 2 голоса)
12
26 July 2011 в 18:06
7885
5
Последний раз отредактировал iSeCreT.TAZ, 26 July 2011 в 18:56
5 комментариев:
Hostie
#  Hostie  26 July 2011 в 18:25

Интересный пост спасибо, что-то для себя почерпнул)

1
Resident
#  Resident.NR  26 July 2011 в 18:42

Ошибка в индексации БМВ: Х - это обозначение полноприводных моделей, а не внедорожников...
А так статейка нормальная получилась...

1
iSeCreT
#  iSeCreT.TAZ  26 July 2011 в 18:55

Спасибо за замечание, а я что-то и не вник в слово "внедорожники"

0
ПупсеньВупсень
#  ПупсеньВупсень  26 July 2011 в 19:02

"(причем, у универсала она всегда на единицу больше, чем у базового седана)"
С 2011 года этого больше нету)
В разделе про Вольво.

1
JetFuck
#  JetFuck  26 July 2011 в 19:24

Больше половины в голосовании указали что им лень читать так как много букв. Что это за пиздец - открывать заведомо большую статью, прокрутить ее, увидеть голосование, обрадоваться и заявить что мне лень читать, нажму ка я кнопочку? Люди, вы пиздец

Про Феррари не знал)

1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29