jeremy Clarkson: ИЗБРАННОЕ. HUMMER H2
Он большой, прожорливый, медленный и американский, но любовь – странная штука.
Когда заварушка на Среднем Востоке, наконец, начнётся, Джордж У…. Буш сможет отправить туда 120 000 пехотинцев, три авианосные ударные группы и более 1 000 самолётов, включая F-18 Hornet и F-14 Tomcat. Вероятно, ещё три ядерные подлодки будут стоять наготове, как и бесчисленные танки, и крылатые ракеты Tomahawk.
Давайте же будем брутально честны. Сил столь огромных хватит, чтобы захватить такие страны, как Британия или Франция. Возможно, обе. Одновременно. Так зачем же гнать их в Ирак, где нет ни флота, ни ВВС, стёртых с лица земли ещё папой Джорджа У…., а есть только армия, которая бы с радостью вернулась в Багдад заниматься семейным магазинчиком ковров? Проблема, конечно же, в том, что Ирак обладает доступом к неограниченным поставкам самого страшного оружия Третьего Мира – пикапов Toyota.
Каждый раз, когда смотришь новостной сюжет о каком-нибудь отдалённом конфликте, пёстрая армия со своей коллекцией самодельных АК-47 всегда рвётся к передовой на широкой и многообразной подборке безбортовых Toyota. Это талибанский игрушечный Tonka, тамильский танк Tiger, и понять, почему, совсем несложно.
Сейчас это армейский транспорт, а в следующее мгновение – мобильный госпиталь. И это только начало. С трубой сзади это пусковая установка для Scud, а с пулемётом – бронированный автомобиль для личного состава. Поставьте боевую рубку и он, наверное, сможет пройти испытания как противолодочная субмарина.
Кроме того, пикап Toyota – это грозный покоритель бездорожья. Много лет назад я активно гонял на одном по аравийской пустыне, и хотя он был старый и потасканный – мы называли его Millennium Falcon – он действительно мог добраться до мест Среднего Востока, куда остальные бородачи не смогли бы.
В последнее десятилетие или около того ответом Америки мультифункциональным Toyota был High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle. Или HMMWV, если короче. Не то что бы HMMWV было особенно коротко, из-за чего большинство называет его Humvee.
Его колёса расположены так широко, что он может проезжать по колеям, оставленным танками, а ещё у него есть 6,5-литровый дизельный двигатель и 49 см дорожного просвета – вдвое больше, чем у любого другого авто с полным приводом.
После второй мировой войны генерал Паттон заявил, что победа была в немалой степени заслугой Willys Jeep, и то же самое говорили и о Humvee после Шторма в Пустыне 1999 года. (Хотя решение иракской армии убежать, возможно, тоже как-то повлияло).
В самой Америке Арнольд Шварценеггер был настолько очарован Humvee, что пошёл к производителям и настоял на том, чтобы они сделали один для гражданского применения.
Результат был умопомрачительно неудачным. Общение между водителем и пассажиром было невозможным, частично потому, что сиденья находились в полутора метрах друг от друга, частично из-за огромного тарахтящего дизеля. Но также и потому, что упомянутым водителем был Шварценеггер, чей акцент не поддаётся расшифровке даже в ясный спокойный день.
И была ещё цена: 100 000 долларов. Не то что бы это кого-то отпугнуло. У меня есть один друг в Абу-Даби – не буду называть его имени, оно начинается с Его Высочество и кончается две недели спустя – но скажу, что он купил себе 20 этих чёртовых тачек, а потом отправил одну в Германию, чтобы установить мягкий откидной верх с электроприводом.
Это стоило ему ещё 100 000.
Буквально на прошлой неделе мы прокатились с ним по его саду, и Humvee отлично себя показал, взбираясь на 200-метровые дюны с мастерской лёгкостью и равняя с землей менее крупные. Нам даже не пришлось вылезать, чтобы подкачать шины – это делается переключателем на приборной доске – но где-то после 35 км по его асфальтовой подъездной дороге мои уши начали кровоточить, и я получил искривление позвоночника. На бездорожье, во время войны, это прекрасный инструмент. Но в обычной жизни на нормальных дорогах он полезен так же, как снайперская винтовка.
Сегодня, впрочем, всё изменилось. General Motors купили права на изготовление гражданских Humvee, которые называются Hummer, и теперь у большой старой военной баржи появилась дорожная младшая сестра. Называется новая машина H2, и пока я был на Среднем Востоке, я решил, что было бы неплохо на ней прокатиться.
К сожалению, их тут продано не так много – слишком страшные, может быть? – но найти один был несложно. Я решил просто пошататься по вестибюлю гостиницы и спросить первого встречного араба. Безумная затея? Вовсе нет. Спросить кого-то наугад, есть ли у него H2 – это как спросить, есть ли у него молитвенный коврик. И будучи самыми гостеприимными и щедрыми людьми из всех, кого я встречал, они чувствовали себя обязанными поинтересоваться, не хочу ли я на нём прокатиться.
Вот как всё получилось:
- Извините. У вас есть H2?
- Конечно. Хотите на нём прокатиться?
- Да
Так что очень скоро я оказался за его рулём, Ахмед Седдик М Аль Мутава сел рядом, и мы отправились в поездку в Джебель-Али на одном из самых экстраординарных автомобилей, на которых я когда-либо ездил.
Он базируется на обычном американском полноприводнике GMC Tahoe, вероятно, худшим внедорожником в истории человечества. Слишком уродливый, слишком большой, слишком прожорливый, слишком медленный, недостаточно хорошо укомплектованный и безнадёжный при встрече со снегом, грязью, гравием, грунтовкой, травой, камнями, дождиком или даже лёгким ветерком. Он никчёмен и на дороге тоже, и когда я поехал на нём в пустыню, кончилось тем, что я вернулся домой на верблюде – это правда, так и было.
Как бы то ни было, H2 обладает той же основной архитектурой, что и Tahoe, хотя у него и более короткие свесы, и тем же двигателем – 6-литровым V8, который, по словам Ахмеда, ест 86 литров на 100 км, если устроить на нём офф-роуд. Его это не беспокоит, так как там бензин дешевле воды, а он ещё и очень богат. Но подозреваю, что в Британии 86л/100км будет, вероятно, неприемлемо.
Как и размер. Он короче Range Rover и не такой высокий. Но чтобы создать его хаммеровский облик, его сделали очень широким. Настолько широким, что ему, возможно, понадобится полицейский эскорт на магистрали.
Что ещё? Ну, сделан он не особо качественно, и хотя предельная скорость хороша – для лодки – ускорение напоминает о геологических процессах, тормоза – так себе, а пространство внутри сжато в комок.
И всё же он мне понравился. Понравилась его внешность в первую очередь, как и отдельные детали. Дверные ручки похожи на те, что можно найти на воротах старого амбара, прицепной крюк выглядит снятым с телеги времён англо-бурской войны, а рычаг переключения передач один в один похож на ручку регулировки газа F-15.
Звучит в итоге как триумф сердца над разумом, будто стиль снова вытер ноги обо всё остальное. Но и в динамическом плане Н2 тоже кое-что умеет, и умеет хорошо. Ход исключительно хорош, а быстрый осмотр приборной доски показал, что у него есть все игрушки, могущие понадобиться, если завязнешь где-нибудь у чёрта на куличках. Единственное, чего не хватает, это блокировки центрального дифференциала.
Что до салона, то есть выбор. Если положить запасное колесо в метр высотой в багажник, то сзади будет только одно сиденье, но если прикрепить его к задней двери, их станет два, что позволит уместиться шестерым – если поднапрячься, то и семерым.
Цена? Ну, в Америке он продаётся за $49 000, но не утруждайте себя проверкой курса валют, потому что по причинам, которые я так и не смог постигнуть – жадность, возможно – автоиндустрия работает по принципу того, что один доллар равен одному фунту.
То есть, к тому времени как доставишь его сюда и установишь несколько опций, нужно признать, что Н2 станет машиной, по меньшей мере, за £50 000. И ещё нужно признать, что на дороге люди будут думать, что ты Крис Юбанк.
Но это совсем не большая цена за нечто столь удивительно особенное и удивительно интересное.
Мне на самом деле понравилось, очень. Что-то похожее на шоколад с карамелью – твёрдая внешняя оболочка с мягким, жующимся центром. Или на вышибалу из ночного клуба с золотым сердцем.
И это, уж поверьте мне, единственная поддержка, которую военная техника Америки получит от меня в ближайшие несколько недель.
В таком случае его действительно можно рассматривать как широкую прожорливую альтернативу Land Rover Discovery или Volvo XC90.
PS Обзор 2003 года.
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.