История создателей самых "заряженных" автомобилей Ford (RS)
Сегодня в интернете нашел очень интересную статью и решил донести её суть до вас, Смотравчане.
Шестидесятые: «газетное» начало
Модельный ряд Ford в Великобритании в начале 1960-х годов был откровенно скучным – это признавали даже в самой компании. Чтобы изменить отношение к марке Ford, Уолтер Хейс, бывший журналист, недавно назначенный главным пиарщиком «Форда» в Великобритании, решил осуществить рискованную идею – повысить престиж компании с помощью автоспорта. Для этого Хейс выбрал самый обычный семейный седан Ford Cortina и предложил сделать из него машину для побед – как в кольцевых гонках, так и в ралли.
На Ford Lotus Cortina первого поколения двери, капот и багажник были алюминиевыми. Кредо Lotus «упрощай и облегчай» работало и с Cortina. С этого автомобиля и начинается история «специальных» дорожных автомобилей Ford европейского подразделения.
Реализовать свои замыслы Хейсу помогли старые журналистские связи с Колином Чэпменом, главой Lotus. Сотрудничество началось в 1962 году с того, что Lotus построил у себя 1000 седанов Ford Lotus Cortina, необходимых для прохождения омологации гоночной группы 2 (группа включала серийные версии автомобилей, подготовленные для соревнований). На трассах эти машины почти сразу же стали побеждать, а вот с качеством у товарных седанов были проблемы. Компания Lotus, взявшаяся за их постройку, не имела опыта серийного производства автомобилей в таких больших объемах.
Второе поколение седана Ford Lotus Cortina (Mk II) «Форд», поправив мелкие недочеты, начал выпускать уже на собственных мощностях – от Lotus поступал лишь двигатель 1.6 TwinCam (110 лошадиных сил). Однако вскоре второе поколение Cortina стало устаревать и сдавать свои позиции. Необходим был новый автомобиль спортивной направленности, и руководство выбрало Ford Escort. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба «подогретого» Escort TwinCam, если бы не Стюарт Тернер, бывший спортивный директор BMC (Mini), которого Уолтер Хейс переманил в Ford.
Сотрудничество Уолтера Хейса (на фото) и Колина Чэпмена началось еще в те годы, когда Хейс был главным редактором газеты Sunday Dispatch. Он предложил главе Lotus вести автомобильную колонку, которая позже переросла в победы Ford Cortina и Escort TwinCam в ралли, а также в успехи Lotus с двигателем Ford Cosworth DFV на кольцевых трассах.Семидесятые: над пропастью
Стюарт Тернер предложил создать на базе обычного Escort TwinCam специальный автомобиль. Им стал RS1600, самый сложный и дорогой из всей «фордовской» линейки. У него был усиленный кузов (Type 49), «формульный» двигатель BDA, разработанный Cosworth, а также спортивная подвеска. Собирать такой на конвейере обычного завода было неэффективно – слишком уж серьезно RS1600 отличался от обычного Escort. И тогда Тернер попросил у Хейса деньги на… специальный завод по производству RS.
Завод AVO представлял круговой конвейер, на котором подвешивались голые кузова, приходившие с основного завода Ford в Хейлвуде. Далее на каждый автомобиль могли быть установлены разные двигатели и трансмиссии. Гибкая ручная линия позволяла выпускать машины в самых разных комплектациях
На вновь открывшимся заводе AVO было выпущено 1137 автомобилей RS1600, но до наших дней дожило значительно меньше
Уолтер Хейс смог выбить у руководства бюджет для постройки отдельного завода для производства спортивных дорожных машин AVO (Advanced Vehicle Operation). И не видать бы ему денег, если бы не доверительные отношения с главой Ford Генри Фордом II. Свой авторитет Хейс завоевал, будучи одним из руководителей проекта победного Ford GT40 в Ле-Мане, а также как идейный вдохновитель непобедимого «формульного» двигателя Ford Cosworth DFV.
Основную часть производства на заводе составляли обычные Escort Mexico, названные в честь победы Escort в ралли-марафоне Лондон-Мехико в 1970 году, и RS2000 – более простая версия RS1600 с низкофорсированным двухлитровым мотором Pinto собственной разработки. Правда, год от года количество произведенных машин снижалось – сказывался довольно малый рынок спортивных автомобилей в начале 1970-х. А в 1973 году грянул мировой нефтяной кризис. Продажи всех автомобилей резко сократились, а в обществе все чаще осуждалось излишнее расточительство в виде мощных и быстрых автомобилей. Завод AVO закрыли в 1975 году: из 250 человек уволили 200.
До закрытия на заводе AVO было построено несколько прототипов, включая Ford Capri с полным приводом (на фото), Cortina с трехлитровым двигателем и даже представительский седан Granada RS2800.
Казалось, что все кончено. Не было ни бюджета, ни площадей – а ведь в AVO уже успели разработать версию RS2000 для второго поколения Escort. «Команду RS» спас большой энтузиаст «драйверских» автомобилей – Боб Лутц.
«Мы со Стюартом Тернером ожидали больших шишек из компании Ford, чтобы защищать от утилизации наши RS-ки, – вспоминал позже руководитель проекта RS Майк Мортон. – Неожиданно появляется Боб Лутц (в то время он работал руководителем Ford Europe) и говорит: «Ну-ка, парни, накидайте мне целый лист, почему мы не должны закрывать такой прекрасный проект как RS2000». Пришлось устроить мозговой штурм – на листе было 14 пунктов, к которым еще три добавил сам Боб. В пунктах значились потери от продаж потенциальных 10 тысяч автомобилей в размере нескольких миллионов долларов прибыли, но главными пунктами было ухудшение имиджа, потеря уже существующих лояльных клиентов RS и проигрыш конкурентам из Fiat, Alpine и Opel».
Суммарные продажи Ford Escort RS2000 второго поколения были больше, чем Focus ST и RS первого поколения вместе взятые.
Защищали проект сам Боб Лутц и Уолтер Хейс. Программу удалось отстоять. RS2000 стал хитом и самым продаваемым автомобилем RS того времени – суммарный объем составил 26 тысяч автомобилей. Неплохо для узкоспециализированного автомобиля!
Кроме того, в продажу поступил и RS1800 – по сути, раллийная заготовка, которую собирали вручную (всего 109 экземпляров) на заводе в Германии. Это был эволюционный шаг от RS1600. Практически каждая деталь этой машины была доведена до совершенства. Заднеприводный Escort RS1800 стал самым успешным раллийным автомобилем Ford: на протяжении 25 лет он побеждал в самых разных раллийных гонках. Кстати, в классических ралли RS1800 непобедим и сейчас.
На этапе чемпионата Новой Зеландии (Ралли Отаго 2012) прошлогодний чемпион мира по ралли в классе Production Хайден Пэддон чуть не сотворил сенсацию за рулем тридцатилетнего исторического RS1800. Вплоть до последних скоростных участков он показывал 5-7 времена в абсолютном зачете, опережая многие полноприводные автомобили группы N4 и S2000. И только прокол не позволил ему закончить гонку с высоким результатом.
Едва не распавшись, «Команда RS» теперь купалась в успехе – RS1800 выигрывал на этапах WRC, а Ford RS2000 обеспечивал хорошие продажи и прибыль. А с выходом третьего поколения в модельном ряду Escort произошла революция – переход на передний привод.
Восьмидесятые: между передним и задним
Ford Escort RS 1600i стал первым переднеприводным Ford с шильдиком RS. Тогда еще инженеры Ford не придумали передних поворотных кулаков (как на последнем Focus RS), однако в переднюю подвеску внедрили две продольные тяги, с помощью которых можно было регулировать кастор и, в случае необходимости, уменьшить паразитные подруливания.Правда, стандартный двигатель мощностью 115 лошадиных сил оказался слабоват для такого шасси. И спустя три года появился RS Turbo – первый в мире переднеприводный автомобиль, использующий вискомуфту в приводе передних колес вместо обычного механического самоблокирующегося дифференциала. Вискомуфта мягко блокировалась и не вызывала рывков на руле. Кроме того, с использованием турбонаддува мощность двигателя 1.6 увеличилась до 132 лошадиных сил. Этот хэтчбек был невероятно популярен в Европе и Великобритании.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/a/cc/6aeaded6049fcadba72e537bccbe9.jpeg)
Все RS Turbo, построенные на базе Escort третьего поколения, выкрашивались в белый цвет, за исключением нескольких экземпляров. Например, черный RS Turbo был у леди Дианы.
В середине 1980-х на дороги общего пользования выехал самый спортивный Ford – RS200. Он обладал двойными амортизаторами спереди и сзади, стеклопластиковым корпусом и уникальной конструкцией трансмиссии. На рынок вышло чуть более 200 экземпляров омологационного спорткара, половину из которых сразу же забрали гоночные команды, а остальные до сих пор можно найти в продаже – со средней стоимостью 100 тысяч евро.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/e/53/8af68e31248ada52a0e4216643758.jpeg)
Для идеальной развесовки RS двигатель находился за сиденьями, а коробка передач спереди. Таким образом, через тоннель шло два кардана – от двигателя до коробки, а потом от коробки до задней оси. Такую же, но «зеркальную» схему сейчас использует компания Nissan на суперкаре GT-R. В гражданской версии мощность мотора RS200 составляла 250 лошадиных сил, но в гоночных версиях она доходила до 1150 «лошадей».
В 1986 году Международная автомобильная федерация запретила раллийную группу B, превратив категорию «серийных» машин группы А в топовую. И Ford остался у разбитого корыта: вложив много сил и энергии в RS200, компания осталась без гоночных машин. Тогда Стюарт Тернер принял спорное решение – взять за основу нового «заряженного» автомобиля среднеразмерный Ford Sierra с задним приводом.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/9/d4/099ddbefe4d4da8fe0b462b7bcea2.jpeg)
Нужен был лишь мощный двигатель, за которым он обратился в Cosworth. Независимая компания выдвинула встречные требования – мощность должна быть не менее 204 лошадиных сил (150 Квт) в дорожной версии, а общий объем выпуска моторов – не менее 15 тысяч штук. Однако Тернеру для омологации нужно было лишь 5 тысяч двигателей, поэтому сразу же возник вопрос: куда девать остальные? Ответ дали сами покупатели.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/5/33/0201dd6c448b792a387309d4edbf9.jpeg)
Испытательный «мул», сделанный на укороченной базе Sierra и навешанными внешними панелями Ford Escort четвертого поколения, был создан еще в 1990 году.
Все пять тысяч омологационных машин Sierra разошлись как горячие пирожки. После них последовала дополнительная серия из 500 особо мощных RS500. И тут Ford принял знаковое решение – выпустить Sierra RS Cosworth в четырехдверном кузове седан. «Волк в овечьей шкуре» стал рекордсменом по количеству продаж – 25 390 автомобилей. Покупателей можно было понять: даже сейчас динамика Sierra RS Cosworth сравнима с Focus ST, а 20 лет назад и подавно не каждый суперкар мог соперничать с «Косси», как ласково называли ее хозяева.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/8/14/e8c690fdb4d90913a022bc822aab7.jpeg)
Девяностые: закат
Опытный Тернер предполагал, что риск провалиться у заднеприводной гоночной Sierra был велик, поэтому сразу же с окончанием выпуска омологационной партии в 1987 году начались работы по внедрению полного привода на переднеприводный Escort (тогда еще четвертого поколения).
Уладить все технологические проблемы с выпуском уникального автомобиля удалось только к 1991 году. От серийного Escort остались лишь двери, крыша, лобовое стекло и фары. По сути, название Escort было не более, чем маркетинговая необходимость.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/4/b9/64a1cf1d84aaf8421ae5f431ad6c4.jpeg)
Как и в случае с первым поколением RS1600, сделанный с нуля Escort RS Cosworth требовал особой сборки. После долгих поисков было решено собирать спорткар под видом обычного хэтчбека на заводе Karmann в Германии. Новые правила омологации в 1991 году обязывали выпустить 2500 экземпляров, а не 5000 как ранее, но внешне серийный автомобиль должен был выглядеть точно так же, как и гоночный. А значит огромный сплиттер спереди и двухэтажный спойлер сзади должны были стоять и на товарном автомобиле. По заявлению Ford, это был первый хэтчбек гольф-класса, который генерировал прижимную силу на передней оси.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/2/0e/959e7d0314a24a4af9a6d5f635c6b.jpeg)
Омологация была получена в 1993 году, но производство не остановили – слишком велик оказался спрос на этот автомобиль. Более того, после того, как все обязательства перед FIA были выполнены, на Escort RS Cosworth начали устанавливать компактную «гражданскую» турбину – мощность была та же, но отсутствовал турбопровал и сама турбина включалась более мягко. Вместо дорогостоящего и сложно настраиваемого управления двигателем Weber-Marelli установили стандартизированный «мозг» Ford.
В январе 1996 года с конвейера в Германии сошел последний Ford Escort RS Cosworth. К этому времени компанию уже покинули Уолтер Хейс и Стюарт Тернер, и работы над доработкой RS Cosworth шли по инерции. А дальше… в модельной линейке «Форда» не осталось ни одного «горячего» автомобиля.
Двухтысячные: возрождение
Только с приходом бывшего сотрудника команды Sauber Формулы-1 Йоста Капито спортивное подразделение получило второе дыхание и вновь начало развиваться – как при Стюарте и Тернере 30 лет назад. Одна за другой последовали успешные модели: Ford Mondeo ST220, Fiesta ST, Focus ST и RS первого поколения.![](http://mtr.rl0.ru/upload/d/9c/fa626204346ebbd12e91358215f41.jpeg)
Ford Focus RS мог развивать боковые перегрузки вплоть до 1 G.
Возрождение спортивной линейки началось с ребейджинга. Первый Ford Focus ST был, по сути, перелицованной американской версией Focus SVT. Машина получила укороченные пружины и амортизаторы, более толстые стабилизаторы спереди и сзади. Однако жесткость подвески оказалась недостаточна для многих европейских и российских дорог – подвеска постоянно замыкалась на буферах отбоя. Ford Focus RS первого поколения разрабатывало уже само подразделение Team RS, заменив более 60 процентов деталей автомобиля. Главным отличием RS от ST был 215-сильный турбомотор, самоблокирующий дифференциал и статический отрицательный развал на передних колесах, как на настоящих гоночных машинах.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/a/18/0d394e4454eb493bf029f70ad8c86.jpeg)
Fiesta ST была собственной разработкой TeamRS.
Хотя спортивные версии первого «Фокуса» не имели ошеломительного успеха, было решено продолжить разрабатывать версии для второго поколения Ford Focus. Причем количество «фордовских» запчастей в самом Focus ST второго поколения было небольшим. Мотор, коробка и тормоза были от Volvo, который тогда находилась под крылом американского автогиганта. Комфортный «горячий» хэтчбек был идеальным вариантом на каждый день. Покупатели ценили это – было продано 38 209 автомобилей, что стало рекордом среди всех спортивных Ford европейского отделения.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/0/6d/7cfacac2f4a49a5d125f9e3d4d2b4.jpeg)
За Focus ST последовала версия RS. Многие ожидали, что Focus RS получит полный привод, так как по мнению большинства инженеров передний привод не в состоянии «переварить» мощность свыше 300 лошадиных сил. Но инженеры TeamRS сохранили передний привод на 305-сильном хэтчбеке Focus RS.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/6/ad/59b8315064f6ab7ab0ca03d955af5.jpeg)
Йост Капито заявил, что Focus RS будет так же быстр, как и полноприводные Subaru WRX STI и Mitsubishi Evolution X – казалось бы, невиданная наглость! Но тесты независимых изданий показали, что даже на мокрой трассе Focus RS ехал быстрее, чем полноприводные соперники.
![](http://mtr.rl0.ru/upload/0/76/0d2b22cb64fc38cb79eeb3b58695b.jpeg)
В наши дни спортивные автомобили далеки от серийных как никогда, но, возможно, это и делает спортивную линейку «Форда» такой продаваемой. Горячий хэтчбек на каждый день – именно такой концепции придерживается компания. А ставший культовым последний Ford Focus RS – лучшее подтверждение правильности этой линии.
Ссылка на первоисточник:
www.motor.ruОт себя вопрос. Я тут взял статью, скопировал, выложил на смотру (первоисточник указал), воспользовался чужими трудами, чтобы вы читали интересные и грамотные статьи. Так вот вопрос, стоит ли дальше это делать?
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.