личный блог AltChrome

Мишель Мутон

Автомобильный спорт - преимущественно мужской вид спорта.

По крайней мере, такое ощущение складывается, если окинуть взглядом историю автоспорта во всех его проявлениях - женщины ни разу не смогли стать чемпионками ни в одной из его дисциплин. Впрочем, признанная самой успешной и самой известной девушкой-раллийным пилотом всех времен, Мишель Мутон была более чем равной для своих партнеров по команде и соперников: Ханну Микколы, Вальтера Рёрля и Стига Бломквиста.



Дети богатых родителей обычно не страдают от недостатка развлечений. Вот и Мишель, старшая дочь Пьера Мутона, почтенного рантье из французского городка Грасс в свои двадцать с небольшим успела позаниматься и горными лыжами, и теннисом и плаванием. Но разговоры о ралли и пестрые комбинезоны автогонщиков, расшитые разноцветными наклейками, никогда ее не привлекали. Слишком шумно и пахнет бензином. Вот почему так удивило темноволосую улыбчивую девушку предложение молодого итальянца, с которым она познакомилась за три недели до этого на одной вечеринке. "Ты не хочешь прокатиться на Корсику? — спросил Тайби между двумя бокалами шампанского, когда они вновь встретились за столиком маленького кафе в Грассе. — Там будет ралли, мы с приятелем собираемся участвовать".
Немного подумав для виду, — уговорам обаятельного черноглазого итальянца, работавшего на соседней ферме, положительно, противиться было невозможно, она согласилась поехать на Корсику.
Поддержал Мишель и отец, выдав на дорогу несколько сотен франков: ему импонировало новое увлечение дочери. Пьер Мутон был страстным поклонником автогонок и, если бы не ранение в ногу во время войны, наверняка сам бы уселся за руль спортивного автомобиля. Бог не дал ему сыновей, но, кто знает, может быть, у дочери что-нибудь получится. И все же, оплатив увеселительную поездку Мишель на родину Наполеона, он вряд ли предполагал, что через какой-нибудь десяток лет его родная дочь станет первой женщиной, кому в равном бою удастся обойти всех сильнейших пилотов-мужчин на трассах раллийного чемпионата мира.

Итак, в октябре 1972 года пухленькая Мишель попала на Корсику. Во время тренировок она тряслась на заднем сиденье подержанного "Пежо" Тайби. Своими глазами девушка впервые увидела, как составляют штурманскую легенду, узнала, что такое разведка трассы и поиск оптимального пути прохождения поворотов. Неожиданно она поняла, что именно это производит на нее наиболее сильное впечатление, затмевая все остальное.
Вот почему, вернувшись домой, Мишель заявила отцу, что в январе поедет на ралли "Монте-Карло". Но уже не в качестве пассажирки на тренировках, а в роли штурмана. "Пежо-204" экипажа Тайби—Мутон стартовал в ралли "Монте-Карло-73". Закончилось все довольно быстро. На скоростном участке "Бурже" они попали в аварию, но все же смогли продолжить борьбу. А через несколько десятков километров их настигла метель. Итало-французский экипаж оказался в числе тех, кто не успел пройти этот сложный и опасный участок до снежной бури. После четырехчасового ожидания организаторы сняли отставшие автомобили с трассы. Конечно, ужасно обидно сойти не пособственной вине, но горячие протесты "частников" оказались напрасными — ралли для них закончилось.

1973, Жан Тайби, Пежо-204, ралли "Монте-Карло"

Неудача не обескуражила Мишель и ее дружка, они сразу же стали готовиться к следующим состязаниям в Альпах. Но в дело неожиданно вмешался Пьер Мутон. Ему не понравился "Пежо-204", а еще больше — самоуверенный итальянец. Поэтому папаша поставил условие: если Мишель расстанется с Тайби, он купит ей новый автомобиль. Мутон не колебалась даже для виду, и через несколько дней у отцовского дома в Грассе стоял сверкающий свежей краской красавец "Альпин-Рено-А110".

Это была не просто машина, а лучший раллийный автомобиль того времени, и Мишель страстно захотелось самой сесть за руль. Поэтому вскоре она подала заявку на участие в "дамском" ралли "Париж—Сен-Рафаэль". Штурманом экипажа стала ее подруга — Маринетт Фурьо. Правда, итог их совместного дебюта оказался неутешительным. На пункте контроля времени в Альби Маринетт побежала к судьям отмечать контрольную карту, когда Мишель только выезжала из закрытого парка. Хронометристы не заметили ошибки, зато от внимания мужа одной из раллисток это не ускользнуло. Экипаж Мутон—Фурьо "наградили" штрафным временем, которое отбросило француженок далеко назад.
Второй блин тоже оказался комом, но и это не обескуражило Мишель. Не огорчился и Пьер Мутон, который стал не только спонсором, но и менеджером, и тренером экипажа дочери.


1973, экипаж Мутон-Фурьо на ралли "Тур де Корс".

Упорство, с каким Мишель осваивала трудные дороги ралли, не могло не вызвать уважения. Уже в следующем сезоне она завоевала "Дамский кубок". Но бороться с женщинами француженке скоро надоело. Поначалу мужчины не слишком опасались новоявленной соперницы по национальному чемпионату. Однако первая победа Мишель на этапе — пока, правда, лишь в своей группе — заставила их задуматься. А уже в сезоне-75 Мишель посрамила представителей сильной половины человечества, завоевав большой серебряный кубок за общую победу.

Этот успех стал переломным. Победив раллистов-мужчин во французском чемпионате, почему бы не помечтать о мировом первенстве? Но вот что любопытно, через несколько лет сама Мишель призналась: "Я вообще стараюсь никогда не предаваться мечтаниям — бесполезная трата времени. Когда мне чего-то очень хочется, я борюсь за это изо всех сил".
Справедливости ради стоит сказать, что все усилия француженки могли бы и не увенчаться успехом, если бы на пути к раллийному пьедесталу ей время от времени не попадались великодушные и сильные друзья-соперники. Первым ее настоящим учителем стал один из лучших французских пилотов Жан-Клод Андрюэ. Именно его стараниями в конце семидесятых Мутон получила приглашение от команды "ФИАТ-Франция". За рулем "ФИАТ-131-Абарт" у Мишель появилась возможность выйти-таки на мировой уровень. Сезон 1980 года принес ей седьмое место в "Монте-Карло" и пятое на Корсике.


1980, ралли "Монте-Карло"

И тут француженке вновь повезло. Никто еще не ведал тогда, что раллийный мир стоит на пороге "полноприводной революции". Мутон же позвали в команду "Ауди", никогда раньше не блиставшую в этом виде автоспорта. Зато в январе 1981 года
немецкая фирма омологировала в ФИСА свою новую модель — "Кваттро". Едва заключив контракт, Мишель разбила новенькую машину на тренировке. Но авария лишь раззадорила Мутон, и она, словно одержимая, стала осваивать полноприводный автомобиль.
Карьера Мишель в "Ауди", как практически каждый новый этап ее раллийной жизни, началась с неудачи. На старте "Монте-Карло" 350-сильный мотор "Ауди" остановился. Мишель потеряла много времени, подоспевшие механики слили остатки бензина, в который попала вода, и залили новый. Увы, посторонняя помощь была оказана вне зоны сервиса — дисквалификация.
Уже через месяц в Португалии Мутон финишировала четвертой. Мало кто знал тогда, как Мишель была благодарна Ханну Микколе. В "Ауди" он стал для нее тем человеком, кем был Андрюэ в ФИАТе. Финн рассказывал обо всех технических решениях, подборе шин, коварных участках трассы. 39-летний блондин с прищуренным взглядом умных глаз был первым испытателем "Кваттро" и теперь заставлял свою партнершу оттачивать стиль езды на каждом спецучастке. И в Португалии Мишель опередила учителя, принеся "Ауди" свои первые очки в чемпионате.


1981, ралли "Монте-Карло"

А в Сан-Ремо Мутон стала первой женщиной, выигравшей этап мирового первенства. Со старта она задала такой темп, который оказался под силу только будущему чемпиону мира Ари Ватанену. Финн и француженка попеременно лидировали на протяжении всего ралли. Перед последним днем Мутон опережала "Форд Эскорт" Ватанена всего на 34 секунды. Ночью, когда все участники уже отправились спать, Мишель села за руль и рванула в горы тренироваться. А утром следующего дня Ватанен улетел на первом же доле.
В новом 1982 году претендентов на победу в зачете марок осталось толь ко двое — "Ауди" и "Опель". Начинался самый успешный и самый изнурительный год в карьере первой леди ралли. В Швеции, на снежных трассах, традиционно негостеприимных для всех нескандинавских пилотов, она сумела удержать пятое место. В Португалии, на одном из тяжелейших спецучастков улетел с дороги Миккола и бремя "первого номера" команды легло на хрупкие плечи мадемуазель Мутон. В сплошном тумане, почти при нулевой видимости, Мишель к середине гонки опережала Вальтера Рёрля - главного соперника из "Опеля" — на 43 секунды. Немец умел ездить в тумане, но, видимо, не смог пережить лидерство женщины. Ошибка — и его "Аскона" совершила головокружигельный полет.
На финише собралась, казалось, чуть не вся Португалия. Каждому хо-телось поговорить с удивительной женщиной, взять автограф у победительницы чемпионов. Но расправив-шаяся со всеми раллийными асами на трассе, Мишель не сумела совладать со своими собственными чувствами. Бросившись к свому "Кваттро", она запустила мотор и рванула с пробуксовкой, достойной старта формулы-1, в сторону закрытого парка. В туче густой пыли на финише осталась толпа недоумевающих болельщиков.
Лишь к вечеру Мишель взяла себя в руки и до глубокой ночи несла вахту на местной дискотеке. Француженка прохаживалась с бокалом среди болельщиков и принимала многочисленные поздравления. Шампанское в этот вечер казалось ей самым вкусным в жизни.
Когда в начале июня Мишель выиграла "Акрополис", обойдя Рёрля почти на четверть часа, впечатлительные журналисты окрестили сезон-82 "борьбой юной орлеанской девы против Робин Гуда".


1982, ралли "Акрополис"

В Бразилии, где под бесконечным тропическим ливнем из 55 стартовавших экипажей до финиша добрались только пять, Мутон и Понс выиграли у немцев Рёрля и Гайстдёрфера больше получаса. А в Сан-Ремо проиграли всего 45 секунд. Судьба чемпионской короны должна была решиться в Африке, на трассе "Бандама ралли", проходившего по дорогам Берега Слоновой Кости.
Поначалу все складывалось по плану "Ауди", разработанному специально для этого состязания. После 4500 километров Мутон на 18 минут опережала немца, но в жарком и влажном африканском климате начались проблемы с электроникой. Потом развалилась коробка передач, и "Аскона" Рёрля вышла вперед. И в этот момент Мишель сообщили, что умер ее отец. Человек, сделавший все, чтобы она стала первой леди в ралли. Фабрисия Понс, ее штурман и давняя подруга, предложила Мишель сбросить темп, чтобы добраться до финиша и перенести борьбу с Рёрлем на последний этап. Мутон ответила: "Я думаю сейчас не о чемпионате мира. Я должна выиграть это ралли в память о моем отце".
Нервное напряжение достигло апогея. Во внезапно возникшем тумане на скорости 150 км/ч "Ауди" вылетел с трассы, и в густом кустарнике Фабрисия потеряла стенограмму. Дальше Мишель вела машину только по дорожной легенде. Даже тому, кто никогда не сидел за рулем раллийного автомобиля, легко представить себе, что такое мчаться по африканскому проселку на громадной скорости, не зная, что ждет тебя за следующим поворотом. На одной из развилок Мутон бросила машину влево. Промах! Выбравшись на верную дорогу, она попробовала вновь набрать темп, но через пару километров все же не удержала машину на трассе, после чего никакие механики помочь уже не могли. Вальтер Рёрль выиграл ралли и стал чемпионом мира.
Трудно сказать, что именно случилось потом — может быть, это поражение, а может, смерть отца выбили Мишель из колеи. Не исключен и такой вариант — боссов "Ауди" разочаровала неожиданная эмоциональность — пан или пропал, — стоившая команде чемпионской короны. Как бы то ни было, следующий сезон Мишель провела в тени Ханну Микколы, превратившись в самого обычного "второго номера". Четвертое место в Швеции, второе — в Португалии, третье — в "Сафари". Лишь в Новой Зеландии удача, казалось, готова была наконец улыбнуться Мишель. После изнурительной двадцатичетырехчасовой гонки она опережала Рёрля. Уставший Вальтер перед последним этапом удивлялся: "Откуда эта женщина берет столько сил?". На что не менее немца измученная Мишель улыбнулась: "В женщине заложен природный инстинкт, сила, дающая жизнь. Этого нет у мужчин".
Но и в Новой Зеландии мотор "Ауди" не выдержал. То же самое произошло в Аргентине. А 16 место в "1000 озер" окончательно закрепило за Мишель славу "поджигательницы моторов".


1983, ралли "Новая Зеландия"

Неудивительно, что в следующем 1984 году француженка стала подыскивать себе новое место. Появилось даже желание уйти, но после долгих раздумий она поехала на американскую горную гонку "Пайкс Пик" в составе команды "Пежо". В следующем году вновь вернулась в "Ауди", чтобы принять участие в доводке сверхмощной "Ауди-Кваттро-S1".




Мишель Мутон и ее штурман Фабриция Понс, 1986 год.

Однако полоса везения, похоже, прошла окончательно. Новая машина принесла Мишель лишь проблемы и разочарования. И француженка вновь ушла в "Пежо". Некоторое время она пыталась пилотировать "Пежо-205Т16", но ее стиль езды, годами выработанный в "Ауди", не позволял справиться с тяжеловатым "Пежо". Новая версия "Пежо-205Т16" — "Эволюсьон-2" — оказалась настолько мощной, что Мутон просто не сумела с ней справиться. Мишель поняла — пришли новые времена, новые автомобили, которые уже, увы, не для нее.

В тихом отцовском доме в Грассе, что в 20 километрах северо-западнее Канн, в 1987 году Мишель родила дочь Джессику. Потекла степенная размеренная жизнь. "Иногда я встаю в семь утра и на целый день сажусь рисовать, — вспоминала Мутон. — Или забираюсь с фотокамерой в горы. Вечером мы собираемся с друзьями поболтать или поиграть в карты".
Правда, изредка в стильном доме в Грассе звонил телефон, и Мишель срывалась на встречу с шефом "Пежо" Жаном Тодтом поделиться последними новостями. Видимо, в одну из таких встреч она и решила вернуться в раллийный мир, но уже в новом качестве — организатора соревнований. Так родилась идея "Гонки чемпионов", своего рода встречи ведущих раллистов мира. И первая леди раллийного королевства вновь оказалась среди сильнейших мира сего.

В 2000 году Мишель Мутон вернулась в ралли - за рулем Porsche 911 она приняла участие в историческом ралли-марафоне Лондон-Сидней. Француженка доказала, что ее умения никуда не исчезли - она заняла второе место...

В 2010 году Мишель Мутон, являющаяся одним из организаторов Гонки чемпионов, решила, в рамках автоспортивного шоу, прохватить кружок на классическом полноприводном гоночном автомобиле Audi Quattro по трассе на стадионе в Дрюссельфорде.

Увы, излишне оптимистичная атака высокого бордюра в одном из поворотов поставила автомобиля на два колеса, после чего он перевернулся на крышу. К счасть, ни Мишель, ни ее пассажирка не получили в индиденте никаких травм, отделавшись лишь испугом.



1975

197х

197х

1975, "Монблан"

1976, "24 часа Ле-Мана"

1977 ралли "Монте-Карло", старый добрый Mini


1977, после ралли "Тур де Корс", справа - Джованни Аньелли, президент FIAT

1978, Порше-Каррера


1978. Мишель за рулём легендарной "Лянчи-Стратос"

1978, ралли "Сан-Ремо", ФИАТ-Абарт

1980

1981

1981, ралли "Тур де Корс"

1982, ралли "Португалия"

1982 британское RAC rally

1982 ралли "Швеция"

1982, Корсика

1983, Португалия.

1985

1986. Мишель за рулём Peugeot-205 Turbo 16

1986


Мишель и Колин МакРей






Испания


Справа-Вальтер Рёрль.



















"Женщина никогда не станет Чемпионом мира в ралли. В опасной ситуации, когда мужчина не размышляет, а жмёт на газ, в женщине её природная осторожность берет верх она сбавляет скорость!"


(С) За все спасибо интернету
4
26 December 2010 в 00:44
4118
3
Последний раз отредактировал AltChrome, 28 December 2010 в 16:58
3 комментария:
Nsx
#  Nsx.61rus  26 December 2010 в 00:47

Хороший пост!

0
AltChrome
#  AltChrome  26 December 2010 в 00:55

Мировая женщина! Женился бы! )

0
Expression
#  Expression.Honda  26 December 2010 в 00:57

+ за пост=-)

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29