личный блог Алекс - пикассо

Азот в шинах? Мифы и реальность...

Станции технического обслуживания, да и просто шиномонтажные мастерские все чаще предлагают вместо воздуха накачивать шины автомобилей азотом.



При этом утверждается, что азот обладает прямо-таки чудодейственными свойствами. Но, давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, воздух и так на 78% состоит из азота. Газ, который вырабатывается используемыми в шиномонтажных мастерских азотогенераторами, содержит 95-97% азота.



Разница не так уж и велика. Да и вообще, проверить чистоту закачиваемого азота невозможно, не возить же с собой газоанализатор? Этим и пользуются некоторые ушлые коммерсанты, продавая под видом азота обычный воздух, клиент же все равно не отличит!

Но даже если вам закачают из баллонов азот с чистотой 99,99%, то что это может дать?

Миф 1. Стабильное давление в шине. Коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха, поэтому изменение температуры шины при езде почти не влияет на давление в ней.

Это утверждение противоречит закону Менделеева-Клапейрона

которое устанавливает взаимосвязь между объемом, давлением и температурой идеального газа P*V/T = const.



Тут защитники азота хитро потирают руки и заявляют, что азот и кислород – газы не идеальные, поэтому ведут себя "по-другому". Да и вообще находятся в шине под давлением, следовательно, газовые законы к ним неприменимы.

Однако любой физик скажет, что определяемое уравнением Менделеева-Клапейрона поведение азота, кислорода и других подобных газов при тех температурах, в которых эксплуатируется колесо, начинает заметно отличаться от поведения идеального газа лишь при давлениях в десятки атмосфер.

То есть, чтобы ощутить какую-либо разницу между воздухом и азотом, придется сначала просто порвать колесо, как тот самый Тузик грелку.

Более того, как реальный газ азот даже хуже воздуха. Коэффициент объемного расширения азота 0.003672 K-1, а воздуха 0.003665 K-1.

В колесе среднего размера при обычном рабочем изменении температуры это даст итоговую разницу давлений в четвертом знаке после запятой. Конечно, такое не всяким лабораторным манометром измеришь, не говоря уже о шинном, но сам факт!

Миф 2. Отсутствует утечка газа из шины. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому кислород быстро улетучивается, что приводит к снижению давления. Шину с воздухом приходится часто подкачивать.

Действительно, диаметр молекулы азота 0,32 нм, а кислорода – 0,3 нм. Разница аж в 6%. То есть если покрышка с азотом потеряет 1 атм, то покрышка с воздухом – целых 1,012 атм. Опять-таки – у вас есть чем это измерить?

Да и вообще – давайте доведем логическую цепочку до конца! Если кислород из шины быстро улетучивается, то что же там остается? Правильно, практически чистый азот – и совершенно бесплатно!

Миф 3. Уменьшение коррозии корда и старения резины. Азот, в отличие от кислорода, не окисляет сталь корда и не старит резину.

И снова весьма правдоподобно. Только спросите опытного автолюбителя, а еще лучше – слесаря на автобазе, часто ли им приходится менять покрышки из-за того, что проржавел корд? Вас в лучшем случае просто не поймут.

А еще спросите себя – как же покрышка, защищенная "благородным" азотом внутри, чувствует себя снаружи, буквально купаясь в океане вредного для ее здоровья воздуха и катаясь по разной дорожной гадости. А также посмотрите выброшенные на свалку покрышки – сильно ли они постарели изнутри?

Миф 4. Уменьшение массы колеса. Вес азота в покрышке меньше, чем вес воздуха. Поэтому снижается неподрессоренная масса подвески, что увеличивает ресурс амортизаторов.

Здесь поспорить трудно, плотность воздуха 1,29 кг/м3, а плотность азота – 1,25 кг/м3. Теперь давайте считать – обычное колесо имеет объем 0,05 м3, давление в нем 2 кгс/см2. И вот искомая разница – 6 граммов! Действительно, при массе колеса в 13-15 кг это существенно облегчит автомобиль, как бы и не взлететь ненароком!

Миф 5. Покрышка не перегревается. Азот лучше, чем воздух, отводит от покрышки тепло.

А это уже просто неправда. Коэффициент теплопроводности кислорода 0,0269 Вт/(м•К), а азота 0,0261 Вт/(м•К). Разница незначительна, но входящий в состав воздуха кислород лучше, чем азот, передает тепло от покрышки к диску, следовательно – охлаждает лучше.

Единственное, в чем азот выигрывает – это в теплоемкости, она у него на 13% выше, чем у кислорода. Но азота в шине всего 150-200 граммов. И все его способности по аккумулированию тепла, получаемого от многокилограммовой покрышки, погоды не делают.

Миф 6. При пожаре колесо с азотом не взорвется, так как азот не горит.



Тут можно сказать одно – если машина горит и дело дошло до взрыва колес, то намного ли вам будет легче от того, что в огонь не попадет 35-40 граммов кислорода, находящегося в накаченном воздухом колесе?

Миф 7. Даже и не миф, а еще несколько аргументов, которые особенно популярны среди поклонников благородного азота.

Я вот недавно поменял покрышки и по совету продавца накачал их азотом. И вот уже полгода давление в шинах не меняется, а старые покрышки с воздухом приходилось подкачивать раз в неделю!

А в азоте ли дело? Может быть, секрет именно в новых покрышках? Кстати, исправное колесо в пределах своего срока службы держит давление годами, если это не так – ищите повреждение.

Мне вот накачали колеса азотом, и машина однозначно поехала мягче, уменьшились шум и вибрация!

И здесь есть объяснение. В большинстве случаев при заполнении колес азотом их банально не докачивают на 0,2-0,3 атм. И колесо реально едет мягче, но азот тут ни при чем. Просто проверьте давление исправным манометром.

А вот в Формуле-1 колеса накачивают только азотом, там же не дураки сидят?



Конечно, не дураки. Именно поэтому пункт 12.7.1 технического регламента гонок Формулы-1 устанавливает, что колеса могут быть заполнены только воздухом или азотом.

Союз "или" в данном случае означает, что даже для гоночных болидов с их запредельными нагрузками на покрышки те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают.

Но в конечном итоге решать, естественно, вам. Накачивание колес азотом не принесет никакого вреда автомобилю, но и пользы тоже. А вот кошелек пострадает – стоимость накачки азотом в 10-20 раз выше, чем накачка воздухом. Так что же – вы надуваете колеса или кто-то надувает вас?

Материал с сайта http://shkolazhizni.ru/
Не давайте себя обмануть!!! Удачи на дорогах!!!

25
24 February 2014 в 21:47
11005
24
24 комментария:
roman1975
#  roman1975.SFL48  24 February 2014 в 21:54

Подкачать колеса на шиномонтаже- бесплатно. Но только воздухом...

0
Алекс - пикассо
#  Алекс - пикассо.39rus  24 February 2014 в 22:06

как вариант))) или насосом - себе ноги или руки размять)))

0
eve_ON
#  eve_ON  24 February 2014 в 23:01

Первый раз услышал про азот. У нас в городе еще видимо не додумались. Спасибо за инфу)

1
К.Е
#  К.Е  25 February 2014 в 12:16

Территория наебалова. Даже знавал придурков, которые велись, а суммы там были хорошенькие такие. :)

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  25 February 2014 в 12:20

а ещё бывает зимний и летний воздух с разными ароматами...

0
К.Е
#  К.Е  25 February 2014 в 12:21

Я бы клубничкой дунул. :))

2
roman1975
#  roman1975.SFL48  для К.Е  25 February 2014 в 12:25

приезжай, закачаем! :)

1
ленивый
#  ленивый.77rus  25 February 2014 в 21:58

я на весеннем и осеннем езжу - самая лучшая смесь, на мой взгляд

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  для ленивый.77rus  25 February 2014 в 22:18

Летний самое то- с запахом жженой резины.

0
ленивый
#  ленивый.77rus  для roman1975.SFL48  25 February 2014 в 22:38

это вам, гонщикам и отморозкам, а я ушёл из автоспорта

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  для ленивый.77rus  26 February 2014 в 00:50

уж не в медицину-ли подался?

0
ленивый
#  ленивый.77rus  для roman1975.SFL48  26 February 2014 в 13:40

не, на пенсии

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  для ленивый.77rus  26 February 2014 в 16:49

что за вредное производство ты посещал? Там стаж- год за пять что-ли?

0
ленивый
#  ленивый.77rus  для roman1975.SFL48  26 February 2014 в 19:25

я живу на вредном производстве, ООО "г.Москва"

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  для ленивый.77rus  26 February 2014 в 19:39

Мы все там живем, всем за вредность по ляму!

0
ленивый
#  ленивый.77rus  для roman1975.SFL48  26 February 2014 в 19:39

по два

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  для ленивый.77rus  26 February 2014 в 20:18

Куда подъедать, получить?

0
STIGY
#  STIGY  25 February 2014 в 23:13

Шины Nissan GTR закачивают азотом с конвейера (интересующимся смотреть NatGeo. Мегазаводы. Nissan GTR либо Top Gear). Но Обычные Японские Инженеры не читают smotra.ru / shkolazhizni.ru — пристанище великих учёных России. А ведь могли бы избежать такого профессионального позора.

0
Igor_Andreevich
#  Igor_Andreevich  26 February 2014 в 04:40

Лойс за физику))

1
MaNuN4ik
#  MaNuN4ik.км/ч  26 February 2014 в 19:57

да ну азот...
хочу клубничный на лето_)))

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  26 February 2014 в 20:19

Подъезжай, закачаем

0
MaNuN4ik
#  MaNuN4ik.км/ч  26 February 2014 в 23:34

А у вас большой ассортимент?

0
roman1975
#  roman1975.SFL48  для MaNuN4ik.км/ч  27 February 2014 в 01:01

для тебя- любой каприз!

0
MaNuN4ik
#  MaNuN4ik.км/ч  для roman1975.SFL48  27 February 2014 в 03:22

Ого) даже так. Интересненько

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29