личный блог alan →
О том, как масла получают одобрения от мировых...)
...автопроизводителей, о «народных умельцах», тестирующих смазочные материалы и не только — интервью с Юрием Галкиным : )
Друзья, здравствуйте : ) В прошлом году успел провести три подробных интервью с Юрием Галкиным, начальником отдела продуктового менеджмента смазочных материалов «ЛУКОЙЛа» (первое, второе, третье) – мы успели проговорить множество нюансов касательно моторных масел, а так же ответили на десятки Ваших вопросов. Этой заметкой предлагаю продолжить добрую традицию, благо удалось вырвать занятого Юру на общение, приступим : )
Алан: Юра, привет!) Очень рад, что мы наконец-то проведем с тобой новое интервью, уже накопилось много вопросов, но для начала расскажи, пожалуйста, что входит в твой спектр работ, чем ты занимаешься?
Юрий: Всем читателям – привет! Я руковожу отделом продуктового менеджмента, который входит в блок научно-технического развития. Проще говоря, управление ассортиментом компании. Это включает в себя анализ рынка, конкурентов, индустриальных трендов, в том числе изменение требований автопроизводителей. Мы должны смотреть в будущее и понимать, что нам потребуется в ближайшие годы: доработка существующих и разработка новых продуктов, глобальный продуктовый портфель, локальные продукты для рынков России, Европы, Ближнего Востока, и т.д. В общем, полный цикл от выявления потребности в продукте, его разработки и до вывода готового продукта на рынок и его поддержка в течение всего времени.
Алан: Мощно. Юра, я тут недавно зашёл на Youtube, смотрю, а там стильный ролик от «ЛУКОЙЛа» про новый продукт, в видео рассказывается о масле серии ARMORTECH, что-то я многое пропустил, расскажешь поподробнее об этой новинке?
Юрий: Да, с радостью. Мы долго шли к запуску этого продукта, который полностью называется ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH. Разрабатывали его специально для иномарок, живущих в России. Масло должно не просто подходить автомобилю, но и учитывать российскую специфику, особенности климата, топливо, наши пробеги и пробки. Мы создавали такой продукт, который будет лучше всего работать именно у нас. И GENESIS ARMORTECH можно назвать флагманским и универсальным маслом, мы его рекомендуем для применения приблизительно под 70% автопарка страны. К слову, в линейке ARMORTECH есть масла двух типов вязкости: 5W-30 и 5W-40.
Алан: А кроме Armortech есть ещё что-то?
Юрий: Да, есть ещё POLARTECH, созданный специально для работы в условиях низких температур. Есть GLIDETECH – для уменьшения трения и экономии топлива. Ну и CLARITECH — для машин с использованием сажевого фильтра, проще говоря, дизельных, поскольку на таких машинах не все масла могут использоваться.
Алан: Если взять нашего простого отечественного автомобилиста, который ездит в той же Москве, как ему сделать выбор из этих четырех линеек, он же запутается?) На чём ему основывать свой выбор?
Юрий: Если говорить про нашу линейку масел, то, в первую очередь, надо сказать про ARMORTECH и POLARTECH. Второе масло очень похоже на первое, но со значительно улучшенными низкотемпературными свойствами. Для живущих в средней полосе России в большинстве случаев ARMORTECH точно подойдёт. В случае, когда у вас температуры очень низкие, либо вы хотите перестраховаться, чтобы быть всегда уверенными, что автомобиль заведётся при очень сильных морозах, POLARTECH – ваш выбор!
Если говорить про подбор масел, то мы рекомендуем придерживаться рекомендаций автопроизводителей. В руководстве по эксплуатации автомобиля всегда чётко написано, какие требования к маслу предъявляет завод-изготовитель. Все спецификации и допуски, которые имеют наши масла, указаны на оборотной этикетке канистры, поэтому сложностей с подбором быть не должно. Также на сайте ЛУКОЙЛа есть подборщик масел, которым можно воспользоваться.
Алан: А долго шла разработка этих линеек?
Юрий: На самом деле, идея по разработке масел для самых современных автомобилей возникла довольно давно. Изначально мы выпустили масло GENESIS в Европе, где успешно реализуем его с 2012 года. За это время GENESIS успел стать продуктом первой заливки у ряда европейских автомобильных заводов, а также маслом сервисной заливки для многих СТО. И теперь мы модифицировали европейскую линейку, адаптировав её для России, в т.ч. улучшив низкотемпературные свойства. Несмотря на то, что они обладают вязкостью 5W, для некоторых продуктов запас по низкотемпературной вязкости почти двукратный, оно максимально приближено к классу 0W. Высокое щелочное число позволяет эксплуатировать масло в течение всего срока, рекомендованного автопроизводителем, и не снижать интервала замены, как это довольно часто делают автовладельцы.
Алан: Я помню, как мы делали с тобой очень классный материал про то, как проводятся испытания моторных масел. Давай на примере новой линейки ЛУКОЙЛ GENESIS напомним людям, как проводятся испытания моторных масел, как получают одобрения от производителей : )
Юрий: Вообще, если говорить о производственной цепочке при создании масла, то всё начинается, в первую очередь, с понимания рынка. Мы анализируем рынок и пытаемся понять, каковы текущие потребности рынка и что может потребоваться в ближайшее время. Например, нужен ли продукт, разработанный специально для одного-двух автомобилей, или же что-то более универсальное (как наш ARMORTECH). У нас есть база данных по автопарку, мы внимательно смотрим, какие автомобили приходят, какие уходят, в каких количествах. Зная ситуацию с российским автопарком, а это более 40 миллионов легковых автомобилей, мы четко понимаем, какие автомобили сегодня представлены на нем, куда нам двигаться в плане разработок.
Проанализировав статистику по автопарку, мы накладываем требования, которое каждый автопроизводитель предъявляет к моторному маслу в зависимости от года выпуска и типа двигателя. Объединяем это, группируем, и таким образом, шаг за шагом, у нас появляется понимание, какой уровень свойств и какие допуски наиболее популярны в России. На основании этого мы прикидываем, какой объём определенного масла необходим для рынка нашей страны. И, что особенно важно, при разработке нашей линейки мы стараемся сделать наиболее универсальные продукты, чтобы масла охватывали максимальное число допусков и требований.
Алан: А можешь напомнить, что происходит после лаборатории, после того, как продукт выпущен? Дальше начинается процесс получения одобрений от производителей?
Юрий: На первом этапе мы определили запросы рынка. После этого мы стараемся сгруппировать допуски, понять, какие масла способны покрыть все потребности рынка. Затем начинается определение более точных требований к продукту.
Помимо группировки допусков и одобрений, мы стараемся учесть все особенности рынка. Таким образом, когда необходимый баланс соблюдён, начинается разработка. Первый этап – испытания на лабораторном оборудовании, т.к. это наименее затратный процесс. Смешать образцы, произвести несколько базовых тестов, поменять вязкость, испаряемость, довести все показатели до требований стандартов и автопроизводителей – это необходимо сделать в самом начале.
Когда он завершен, и все показатели в норме, мы составляем матрицу тестов – набор испытаний на реальных двигателях, которые необходимо пройти, чтоб получить одобрения и иметь документальное подтверждение соответствия стандартам. Они чаще всего базируются на стандартах API (Американского нефтяного института) или ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), в зависимости от того, где располагается автопроизводитель. В случае, если хотя бы один тест не пройден, всё начинается сначала.
Алан: Возьмем, к примеру, тот же ARMORTECH. Получается, что все автопроизводители, которые дали одобрение на использование в их двигателях этого масла, проводили независимые тесты этого продукта на своих двигателях? и этим маслом?
Юрий: Не совсем так, но чаще всего – да. Существуют признанные мировые отраслевые стандарты – API, ACEA, – где прописывается критерии тестов на определённых двигателях. Если мы хотим оценить противоизносные свойства, то чаще всего для этого используются двигатели Mercedes. Для определения чистоты двигателя и масляных отложений – двигатели Peugeot и Volkswagen.
Замечу, что при разработке тестов за основу берутся отнюдь не идеальные условия применения масла, а порой и сильно ухудшенные (для оценки антиокислительных свойств масло работает при температуре в 150оС, для проверки моющих свойств в двигателе необходимо образование большого количества сажи, попадающей в масло и т.д.).
Алан: Австрийский завод ЛУКОЙЛа в 2015 году стал единственным заводом смазочных материалов, сертифицированным авторитетной Ассоциацией автомобильной промышленности Германии по высшей категории «А». Что это дает компании?
Юрий: Во-первых, это значит, что немецкие автоконцерны готовы использовать современные масла ЛУКОЙЛ для первой заливки на своих сборочных предприятиях. Отмечу, что система стандартов менеджмента качества VDA 6.3, разработанная ведущими немецкими автопроизводителями превосходит нормы главного стандарта автомобильной отрасли ISO/TS 16949. Это заслуга всего производственного и научного блока нашей компании.
Один из наших продуктов был специально разработан для первой заливки в один из лучших западноевропейских автоконцернов в Европе. Мы не можем афишировать, что это за концерн, но он действительно крут :) Это наша разработка «с нуля» совместно с мировым лидером в области присадок. Поставки на конвейер уже начались.
Алан: Впечатляет! Эх, вот бы еще можно было сказать, что же это за западный автопроизводитель, ну да ладно : ) В интернете появилось множество роликов с «домашними» тестами масел, в том числе, с нагревом масла в колбе. Юр, как ты оцениваешь с профессиональной точки зрения подобные эксперименты?
Юрий: Чтобы разработать всего один тест, лучшие умы этой отрасли: автопроизводители, производители масел и «присадчики» работают на протяжении многих лет. И когда новый тест вводится в спецификацию и начинаются испытания, на финальный результат все равно влияют очень многие показатели: влажность, атмосферное давление, температура воздуха, поэтому все тесты проводятся в строго стандартных условиях. И любое отклонение приводит к изменению результата.
Что же до кипячения масла в колбе, коллеги из нашей индустрии стараются вообще не комментировать подобное, так как никакого смысла в этом нет. Моторное масло состоит из компонентов: основной функциональный пакет присадок, загустители и депрессоры.
Приведу пример: одна из функциональных присадок, входящая в типичное моторное масло – диалкилдитиофосфат цинка. Разработанная ещё в середине прошлого века, она до сих пор является, наверное, одной из самых популярных и эффективных присадок, сочетающей в себе противоизносные и антиокислительные свойства. В зависимости от химического состава и назначения, различные её модификации начинает разрушаться при температуре 160-180 градусов. И в то же время, она работает в масле десятки тысяч километров.
Да, бывает, что во время тестов для ухудшения условий работы температуру масла повышают до 150 градусов, но это никак не кипячение при 350 градусах, как в многочисленных видео на Youtube, когда масло начинает бурлить. Разумеется, одно масло будет «кипятиться» лучше, другое – хуже, но эти условия не имеют никакого отношения к условиям реальной эксплуатации и даже тестов. Никогда в жизни масло с температурой 350 градусов по Цельсию в двигателе работать не будет.
Да, в двигателе есть разные зоны температур и в некоторых частях двигателя температуры высокие. К примеру, возьмём турбину. Там есть ось, соединяющая компрессорную часть турбины с турбинной. И вот эта ось как раз смазывается маслом. На одной из конференций говорилось, что температура этой оси может достигать 400 градусов. В этом месте будет контакт масла и нагрев, но это происходит за долю секунды, оно нагрелось и сразу же охладилось, так как постоянно идёт поток масла. Реально же температура масла в двигателе 100-120 градусов. Надеюсь, адекватные пользователи нас услышат.
Алан: Спасибо за прояснение момента с тестировщиками, Юр. Кстати, наверняка Вы сравнивали масла Genesis с европейскими аналогами. Какими оказались результаты сравнений?
Юрий: На самом деле, это сложный вопрос – с точки зрения того, как именно сравнивать. Как разработчик масла, я могу понять, какие требования предъявляет автопроизводитель, отраслевые стандарты. Существуют специальные материалы с указанием допустимых показателей по каждому измеряемому параметру, будь то чистота деталей, величина износа или вязкость масла. И после тестов специалист может оценить разницу между требованиями стандартов и фактически полученным результатом – всё просто и понятно.
Положим, я задался целью сравнить свой продукт с маслом конкурентов. Сделать это весьма непросто. Я могу взять масло, измерить основные физико-химические показатели, щелочное число, вязкость, содержание серы, зольность и так далее, даже провести несколько базовых тестов, как делают некоторые журналы. Но это мне даст только базовое представление.
Могу сделать вывод, что у меня масло лучше именно по этим показателям, но что значит лучше и насколько это будет отражать результаты, полученные на реальных двигателях? Более высокая вязкость и более толстая масляная плёнка? Окей, хорошо, а с другой стороны, это – меньшая экономия топлива. Если я хочу сравнить реальные показатели износа, то мне нужно взять четыре вида масел у конкурентов и потратить деньги на пять испытаний на реальном двигателе, то есть, увеличить стоимость разработки в 5 раз.
При создании нашей линейки мы используем другой принцип: смотрим, что хочет от масла производитель, и делаем лучше. И поэтому, когда мы даём сравнительные цифры, например, по износу, мы знаем, что GENESIS ARMORTECH защищает двигатель в 10 раз лучше, чем положено по стандартам. Стартовая точка успешной разработки масла – это ориентир на современные требования отрасли, а не равнение на конкурентов.
Алан: Просветил, спасибо. Говоря о GENESIS, невольно вспомнил прежний флагманский продукт ЛУКОЙЛ ЛЮКС. Что теперь будет с ним, как вы теперь его позиционируете?
Юрий: Это универсальное синтетическое масло. Оно предназначено как для импортных, так и для отечественных автомобилей. Приведу такой пример. Допустим, я купил Mercedes. Я мог купить C-Class, а мог – S-Class. Оба относятся к премиальной категории, но разница всё же есть. Так и в случае с этими линейками масел. Если ЛУКОЙЛ GENESIS превосходит по различным критериям отраслевые требования к маслам в три, пять или даже десять раз, то масла ЛУКОЙЛ ЛЮКС соответствуют самым современным стандартам.
Вообще, ЛУКОЙЛ ЛЮКС несколько лет назад были признаны первыми российскими маслами, соответствующими требованиям спецификаций ACEA. Эти продукты успешно прошли испытания на двигателях ключевых мировых производителей – Daimler, Volkswagen, Ford, Peugeot, GM и многих других.
Алан: Очень понятное сравнение : ) Давай теперь разберем вопросы от наших пользователей, вот standrew72 интересуется, У ЛУКОЙЛа есть масла с допуском Volkswagen 502/505, а когда появятся масла с допусками 504/507?
Юрий: Это вопрос «на злобу дня». Объясню историю. Масло это у нас уже есть, притом на протяжении нескольких лет, и оно активно продаётся в Европе. Почему его нет в России? Я бы этот вопрос адресовал в Volkswagen.
Особенность этого допуска заключается в том, что, когда мы получаем одобрение, помимо одобрения рецептуры, помимо одобрения производственной площадки, аудит которой должен провести Volkswagen, мы указываем регионы, в которых это масло будет продаваться. Позиция технических специалистов VW заключается в том, что масло с допуском 504/507 они рекомендуют для применения в странах ЕС, Турции и так далее, однако Россия в число этих стран не входит. Возможно, это связано с тем, что они не уверены в качестве нашего топлива по всей стране (в масле с допуском 502/505 больше присадок, нейтрализующих кислоты, что особенно актуально для топлив низких экологических классов).
Здесь создаётся некий казус, связанный с тем, что масло с этим допуском технари для России не рекомендуют, но в то же самое время у нас примерно 10% автопарка VW – это дизельные машины, оборудованные фильтрами сажевых частиц. И для этих машин рекомендуемое масло — это как раз допуск 504/507. Там возможен другой допуск, но это в любом случае малозольный продукт, и 502/505 для таких машин не подходит. Впрочем, данный допуск подходит для бензиновых автомобилей VW, которых на нашем рынке около 90%. Притом и у конкурентов есть продукты с допуском 504/507 на нашем рынке, но нам одобрения для России VAG не даёт. К сожалению, ответа на вопрос «почему» мы пока не получили. В Европе мы этот продукт успешно продаём, и все довольны.
Алан: Не справедливость какая-то… А вот еще один вопрос, на этот раз от agent2018 — присадки LUKOIL сам производит или закупает у сторонних производителей?
Юрий: На самом деле, мы и сами производим, и покупаем у других. Если говорить про пакет присадок для ЛУКОЙЛ GENESIS, то это наши разработки в сотрудничестве с ведущим мировым производителем присадок. Кстати, наше совместное предприятие в Белоруссии – крупнейшее производство присадок на территории бывшего СССР. Сегодня мы обеспечены собственными присадками на треть и рассчитываем эту долю увеличивать.
Алан: Ясно, что же, Юра, спасибо тебе большое за познавательную беседу! И, напоследок, может поделишься немного новостями, что вообще происходит интересного в «ЛУКОЙЛе»?
Из интересного – это как раз вывод на рынок ЛУКОЙЛ GENESIS : ). Мы видим, что восприятие нашего бренда в премиальном сегменте меняется в лучшую сторону, в том числе, благодаря новинке. Стереотип о том, что масло ЛУКОЙЛ – только для российских машин, уходит в прошлое. В России продукт появился на полках в сентябре, и первые показатели продаж уже превзошли наши ожидания.
Запуск продукта — это была большая работа, которую мы, к счастью, закончили. Теперь наша задача популярно объяснить потребителю, что же это такое, куда заливать, как заливать, когда менять.
Еще одна наша серьезная победа: Daimler одобрил моторное масло ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LS 0W-30. Так что «ЛУКОЙЛ» стал первой и пока единственной компанией в мире, имеющей в своем портфеле продукт с вязкостью 0W-30, официально одобренный по стандарту MB-Approval 228.51 (Mercedes-Benz Trucks).
Что еще из новостей я бы отметил? Мы недавно запустили в Дубае производство масел. Люди захотели наши масла, появилась потребность, поэтому и было решено начать выпуск на местном заводе для поставок на рынок Ближнего Востока.
Большинство компонентов для смешения масел мы берем на месте, однако некоторые продукты везём из России. И, что удивительно, аналог нашего POLARTECH с вязкостью 0W-40 там гораздо популярнее, чем продукт с вязкостью 5W-40. Особенность продукта 0W-40 в том, что за счет использования полиальфаолефиновой основы у него более низкая испаряемость, и 0W-40 отлично работает как при низких температурах, так и при высоких.
Алан: Завод в Дубае это круто!) Побывать бы там…) Кстати, в предыдущих публикациях многие читатели передавали тебе привет, рассказывая, как они были на твоих тренингах по маслам. А есть ли открытые тренинги для простых потребителей?
Юрий: Вот здесь я не в курсе. Все тренинги проводятся либо для наших дилеров в разных регионах, либо для продавцов розничных торговых точек, АЗС и так далее. Мы объясняем им, как подбирать масла, основные требования, в чём отличия и так далее.
Алан: И откуда ты столько всего знаешь …)
Юрий: Все дело в том, что я получаю от своей работы удовольствие. С детства увлекался химией, закончил Российский университет нефти и газа имени Губкина, факультет химии и технологии смазочных материалов. В РГУ единственная кафедра в России и СНГ, где выпускают специалистов-химмотологов по топливам и смазочным материалам. С детства увлекался двигателями, первый двигатель перебрал в 18 лет на своей «девятке». Помню, как поставил 16 клапанов, турбину и когда срабатывал «блоу-офф» – ох, как же это было круто : ) Делал все сам, в том числе on-line настройку. В общем, сочетание технических и химических знаний и позволяет мне заниматься своим любимым делом :)
Алан: Вот ты отучился в Губкинском и пришёл в компанию, сразу ли у тебя получилось применять знания, полученные в университете? Насколько они реально пригодились? Заметно ощутил пользу Alma Mater?
Юрий: Я увидел пользу университетского образования сразу же, поскольку работаю по специальности. В вузе нам заложили важный и прочный фундамент знаний. Информация, полученная в университете, конечно же, не всегда успевает за реалиями бизнеса, отраслевой науки и технологии. Однако все навыки для работы в этой отрасли мне дал именно университет. Наверстать то, чего мне не хватало для развития как специалисту, помог «ЛУКОЙЛ», благодаря тренингам и семинарам. Однако, любые семинары, даже недельной продолжительности, все-таки будут куда более эффективны после 5 лет систематической учёбы в университете. Наш бизнес весьма узкоспециализированный, требует глубоких знаний химмотологии. А в нашей стране пока лишь Кафедра химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина выпускает специалистов в этой области. И здесь надо отдать должное нашей компании – мы стараемся брать на работу лучших из этих выпускников и даем им возможность дальше профессионально расти.
Финиш. Друзья мои, как же я всегда рад общению с Юрой, ибо он так подробно и простым языком все объясняет, просто супер : ) Беседа вышла очень полезной, мы с Вами узнали множество различных моментов: о самостоятельных тестировщиках моторных масел, о процессе создания масла и получения одобрения от автопроизводителей, а так же о новой линейке продуктов LUKOIL GENESIS – будем двигаться дальше : )
Задавайте Ваши вопросы по теме, позже с радостью получу от Юры ответы : )
С уважением, Алан Енилеев.
Друзья, здравствуйте : ) В прошлом году успел провести три подробных интервью с Юрием Галкиным, начальником отдела продуктового менеджмента смазочных материалов «ЛУКОЙЛа» (первое, второе, третье) – мы успели проговорить множество нюансов касательно моторных масел, а так же ответили на десятки Ваших вопросов. Этой заметкой предлагаю продолжить добрую традицию, благо удалось вырвать занятого Юру на общение, приступим : )
Алан: Юра, привет!) Очень рад, что мы наконец-то проведем с тобой новое интервью, уже накопилось много вопросов, но для начала расскажи, пожалуйста, что входит в твой спектр работ, чем ты занимаешься?
Юрий: Всем читателям – привет! Я руковожу отделом продуктового менеджмента, который входит в блок научно-технического развития. Проще говоря, управление ассортиментом компании. Это включает в себя анализ рынка, конкурентов, индустриальных трендов, в том числе изменение требований автопроизводителей. Мы должны смотреть в будущее и понимать, что нам потребуется в ближайшие годы: доработка существующих и разработка новых продуктов, глобальный продуктовый портфель, локальные продукты для рынков России, Европы, Ближнего Востока, и т.д. В общем, полный цикл от выявления потребности в продукте, его разработки и до вывода готового продукта на рынок и его поддержка в течение всего времени.
Алан: Мощно. Юра, я тут недавно зашёл на Youtube, смотрю, а там стильный ролик от «ЛУКОЙЛа» про новый продукт, в видео рассказывается о масле серии ARMORTECH, что-то я многое пропустил, расскажешь поподробнее об этой новинке?
Юрий: Да, с радостью. Мы долго шли к запуску этого продукта, который полностью называется ЛУКОЙЛ GENESIS ARMORTECH. Разрабатывали его специально для иномарок, живущих в России. Масло должно не просто подходить автомобилю, но и учитывать российскую специфику, особенности климата, топливо, наши пробеги и пробки. Мы создавали такой продукт, который будет лучше всего работать именно у нас. И GENESIS ARMORTECH можно назвать флагманским и универсальным маслом, мы его рекомендуем для применения приблизительно под 70% автопарка страны. К слову, в линейке ARMORTECH есть масла двух типов вязкости: 5W-30 и 5W-40.
Алан: А кроме Armortech есть ещё что-то?
Юрий: Да, есть ещё POLARTECH, созданный специально для работы в условиях низких температур. Есть GLIDETECH – для уменьшения трения и экономии топлива. Ну и CLARITECH — для машин с использованием сажевого фильтра, проще говоря, дизельных, поскольку на таких машинах не все масла могут использоваться.
Алан: Если взять нашего простого отечественного автомобилиста, который ездит в той же Москве, как ему сделать выбор из этих четырех линеек, он же запутается?) На чём ему основывать свой выбор?
Юрий: Если говорить про нашу линейку масел, то, в первую очередь, надо сказать про ARMORTECH и POLARTECH. Второе масло очень похоже на первое, но со значительно улучшенными низкотемпературными свойствами. Для живущих в средней полосе России в большинстве случаев ARMORTECH точно подойдёт. В случае, когда у вас температуры очень низкие, либо вы хотите перестраховаться, чтобы быть всегда уверенными, что автомобиль заведётся при очень сильных морозах, POLARTECH – ваш выбор!
Если говорить про подбор масел, то мы рекомендуем придерживаться рекомендаций автопроизводителей. В руководстве по эксплуатации автомобиля всегда чётко написано, какие требования к маслу предъявляет завод-изготовитель. Все спецификации и допуски, которые имеют наши масла, указаны на оборотной этикетке канистры, поэтому сложностей с подбором быть не должно. Также на сайте ЛУКОЙЛа есть подборщик масел, которым можно воспользоваться.
Алан: А долго шла разработка этих линеек?
Юрий: На самом деле, идея по разработке масел для самых современных автомобилей возникла довольно давно. Изначально мы выпустили масло GENESIS в Европе, где успешно реализуем его с 2012 года. За это время GENESIS успел стать продуктом первой заливки у ряда европейских автомобильных заводов, а также маслом сервисной заливки для многих СТО. И теперь мы модифицировали европейскую линейку, адаптировав её для России, в т.ч. улучшив низкотемпературные свойства. Несмотря на то, что они обладают вязкостью 5W, для некоторых продуктов запас по низкотемпературной вязкости почти двукратный, оно максимально приближено к классу 0W. Высокое щелочное число позволяет эксплуатировать масло в течение всего срока, рекомендованного автопроизводителем, и не снижать интервала замены, как это довольно часто делают автовладельцы.
Алан: Я помню, как мы делали с тобой очень классный материал про то, как проводятся испытания моторных масел. Давай на примере новой линейки ЛУКОЙЛ GENESIS напомним людям, как проводятся испытания моторных масел, как получают одобрения от производителей : )
Юрий: Вообще, если говорить о производственной цепочке при создании масла, то всё начинается, в первую очередь, с понимания рынка. Мы анализируем рынок и пытаемся понять, каковы текущие потребности рынка и что может потребоваться в ближайшее время. Например, нужен ли продукт, разработанный специально для одного-двух автомобилей, или же что-то более универсальное (как наш ARMORTECH). У нас есть база данных по автопарку, мы внимательно смотрим, какие автомобили приходят, какие уходят, в каких количествах. Зная ситуацию с российским автопарком, а это более 40 миллионов легковых автомобилей, мы четко понимаем, какие автомобили сегодня представлены на нем, куда нам двигаться в плане разработок.
Проанализировав статистику по автопарку, мы накладываем требования, которое каждый автопроизводитель предъявляет к моторному маслу в зависимости от года выпуска и типа двигателя. Объединяем это, группируем, и таким образом, шаг за шагом, у нас появляется понимание, какой уровень свойств и какие допуски наиболее популярны в России. На основании этого мы прикидываем, какой объём определенного масла необходим для рынка нашей страны. И, что особенно важно, при разработке нашей линейки мы стараемся сделать наиболее универсальные продукты, чтобы масла охватывали максимальное число допусков и требований.
Алан: А можешь напомнить, что происходит после лаборатории, после того, как продукт выпущен? Дальше начинается процесс получения одобрений от производителей?
Юрий: На первом этапе мы определили запросы рынка. После этого мы стараемся сгруппировать допуски, понять, какие масла способны покрыть все потребности рынка. Затем начинается определение более точных требований к продукту.
Помимо группировки допусков и одобрений, мы стараемся учесть все особенности рынка. Таким образом, когда необходимый баланс соблюдён, начинается разработка. Первый этап – испытания на лабораторном оборудовании, т.к. это наименее затратный процесс. Смешать образцы, произвести несколько базовых тестов, поменять вязкость, испаряемость, довести все показатели до требований стандартов и автопроизводителей – это необходимо сделать в самом начале.
Когда он завершен, и все показатели в норме, мы составляем матрицу тестов – набор испытаний на реальных двигателях, которые необходимо пройти, чтоб получить одобрения и иметь документальное подтверждение соответствия стандартам. Они чаще всего базируются на стандартах API (Американского нефтяного института) или ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей), в зависимости от того, где располагается автопроизводитель. В случае, если хотя бы один тест не пройден, всё начинается сначала.
Алан: Возьмем, к примеру, тот же ARMORTECH. Получается, что все автопроизводители, которые дали одобрение на использование в их двигателях этого масла, проводили независимые тесты этого продукта на своих двигателях? и этим маслом?
Юрий: Не совсем так, но чаще всего – да. Существуют признанные мировые отраслевые стандарты – API, ACEA, – где прописывается критерии тестов на определённых двигателях. Если мы хотим оценить противоизносные свойства, то чаще всего для этого используются двигатели Mercedes. Для определения чистоты двигателя и масляных отложений – двигатели Peugeot и Volkswagen.
Замечу, что при разработке тестов за основу берутся отнюдь не идеальные условия применения масла, а порой и сильно ухудшенные (для оценки антиокислительных свойств масло работает при температуре в 150оС, для проверки моющих свойств в двигателе необходимо образование большого количества сажи, попадающей в масло и т.д.).
Алан: Австрийский завод ЛУКОЙЛа в 2015 году стал единственным заводом смазочных материалов, сертифицированным авторитетной Ассоциацией автомобильной промышленности Германии по высшей категории «А». Что это дает компании?
Юрий: Во-первых, это значит, что немецкие автоконцерны готовы использовать современные масла ЛУКОЙЛ для первой заливки на своих сборочных предприятиях. Отмечу, что система стандартов менеджмента качества VDA 6.3, разработанная ведущими немецкими автопроизводителями превосходит нормы главного стандарта автомобильной отрасли ISO/TS 16949. Это заслуга всего производственного и научного блока нашей компании.
Один из наших продуктов был специально разработан для первой заливки в один из лучших западноевропейских автоконцернов в Европе. Мы не можем афишировать, что это за концерн, но он действительно крут :) Это наша разработка «с нуля» совместно с мировым лидером в области присадок. Поставки на конвейер уже начались.
Алан: Впечатляет! Эх, вот бы еще можно было сказать, что же это за западный автопроизводитель, ну да ладно : ) В интернете появилось множество роликов с «домашними» тестами масел, в том числе, с нагревом масла в колбе. Юр, как ты оцениваешь с профессиональной точки зрения подобные эксперименты?
Юрий: Чтобы разработать всего один тест, лучшие умы этой отрасли: автопроизводители, производители масел и «присадчики» работают на протяжении многих лет. И когда новый тест вводится в спецификацию и начинаются испытания, на финальный результат все равно влияют очень многие показатели: влажность, атмосферное давление, температура воздуха, поэтому все тесты проводятся в строго стандартных условиях. И любое отклонение приводит к изменению результата.
Что же до кипячения масла в колбе, коллеги из нашей индустрии стараются вообще не комментировать подобное, так как никакого смысла в этом нет. Моторное масло состоит из компонентов: основной функциональный пакет присадок, загустители и депрессоры.
Приведу пример: одна из функциональных присадок, входящая в типичное моторное масло – диалкилдитиофосфат цинка. Разработанная ещё в середине прошлого века, она до сих пор является, наверное, одной из самых популярных и эффективных присадок, сочетающей в себе противоизносные и антиокислительные свойства. В зависимости от химического состава и назначения, различные её модификации начинает разрушаться при температуре 160-180 градусов. И в то же время, она работает в масле десятки тысяч километров.
Да, бывает, что во время тестов для ухудшения условий работы температуру масла повышают до 150 градусов, но это никак не кипячение при 350 градусах, как в многочисленных видео на Youtube, когда масло начинает бурлить. Разумеется, одно масло будет «кипятиться» лучше, другое – хуже, но эти условия не имеют никакого отношения к условиям реальной эксплуатации и даже тестов. Никогда в жизни масло с температурой 350 градусов по Цельсию в двигателе работать не будет.
Да, в двигателе есть разные зоны температур и в некоторых частях двигателя температуры высокие. К примеру, возьмём турбину. Там есть ось, соединяющая компрессорную часть турбины с турбинной. И вот эта ось как раз смазывается маслом. На одной из конференций говорилось, что температура этой оси может достигать 400 градусов. В этом месте будет контакт масла и нагрев, но это происходит за долю секунды, оно нагрелось и сразу же охладилось, так как постоянно идёт поток масла. Реально же температура масла в двигателе 100-120 градусов. Надеюсь, адекватные пользователи нас услышат.
Алан: Спасибо за прояснение момента с тестировщиками, Юр. Кстати, наверняка Вы сравнивали масла Genesis с европейскими аналогами. Какими оказались результаты сравнений?
Юрий: На самом деле, это сложный вопрос – с точки зрения того, как именно сравнивать. Как разработчик масла, я могу понять, какие требования предъявляет автопроизводитель, отраслевые стандарты. Существуют специальные материалы с указанием допустимых показателей по каждому измеряемому параметру, будь то чистота деталей, величина износа или вязкость масла. И после тестов специалист может оценить разницу между требованиями стандартов и фактически полученным результатом – всё просто и понятно.
Положим, я задался целью сравнить свой продукт с маслом конкурентов. Сделать это весьма непросто. Я могу взять масло, измерить основные физико-химические показатели, щелочное число, вязкость, содержание серы, зольность и так далее, даже провести несколько базовых тестов, как делают некоторые журналы. Но это мне даст только базовое представление.
Могу сделать вывод, что у меня масло лучше именно по этим показателям, но что значит лучше и насколько это будет отражать результаты, полученные на реальных двигателях? Более высокая вязкость и более толстая масляная плёнка? Окей, хорошо, а с другой стороны, это – меньшая экономия топлива. Если я хочу сравнить реальные показатели износа, то мне нужно взять четыре вида масел у конкурентов и потратить деньги на пять испытаний на реальном двигателе, то есть, увеличить стоимость разработки в 5 раз.
При создании нашей линейки мы используем другой принцип: смотрим, что хочет от масла производитель, и делаем лучше. И поэтому, когда мы даём сравнительные цифры, например, по износу, мы знаем, что GENESIS ARMORTECH защищает двигатель в 10 раз лучше, чем положено по стандартам. Стартовая точка успешной разработки масла – это ориентир на современные требования отрасли, а не равнение на конкурентов.
Алан: Просветил, спасибо. Говоря о GENESIS, невольно вспомнил прежний флагманский продукт ЛУКОЙЛ ЛЮКС. Что теперь будет с ним, как вы теперь его позиционируете?
Юрий: Это универсальное синтетическое масло. Оно предназначено как для импортных, так и для отечественных автомобилей. Приведу такой пример. Допустим, я купил Mercedes. Я мог купить C-Class, а мог – S-Class. Оба относятся к премиальной категории, но разница всё же есть. Так и в случае с этими линейками масел. Если ЛУКОЙЛ GENESIS превосходит по различным критериям отраслевые требования к маслам в три, пять или даже десять раз, то масла ЛУКОЙЛ ЛЮКС соответствуют самым современным стандартам.
Вообще, ЛУКОЙЛ ЛЮКС несколько лет назад были признаны первыми российскими маслами, соответствующими требованиям спецификаций ACEA. Эти продукты успешно прошли испытания на двигателях ключевых мировых производителей – Daimler, Volkswagen, Ford, Peugeot, GM и многих других.
Алан: Очень понятное сравнение : ) Давай теперь разберем вопросы от наших пользователей, вот standrew72 интересуется, У ЛУКОЙЛа есть масла с допуском Volkswagen 502/505, а когда появятся масла с допусками 504/507?
Юрий: Это вопрос «на злобу дня». Объясню историю. Масло это у нас уже есть, притом на протяжении нескольких лет, и оно активно продаётся в Европе. Почему его нет в России? Я бы этот вопрос адресовал в Volkswagen.
Особенность этого допуска заключается в том, что, когда мы получаем одобрение, помимо одобрения рецептуры, помимо одобрения производственной площадки, аудит которой должен провести Volkswagen, мы указываем регионы, в которых это масло будет продаваться. Позиция технических специалистов VW заключается в том, что масло с допуском 504/507 они рекомендуют для применения в странах ЕС, Турции и так далее, однако Россия в число этих стран не входит. Возможно, это связано с тем, что они не уверены в качестве нашего топлива по всей стране (в масле с допуском 502/505 больше присадок, нейтрализующих кислоты, что особенно актуально для топлив низких экологических классов).
Здесь создаётся некий казус, связанный с тем, что масло с этим допуском технари для России не рекомендуют, но в то же самое время у нас примерно 10% автопарка VW – это дизельные машины, оборудованные фильтрами сажевых частиц. И для этих машин рекомендуемое масло — это как раз допуск 504/507. Там возможен другой допуск, но это в любом случае малозольный продукт, и 502/505 для таких машин не подходит. Впрочем, данный допуск подходит для бензиновых автомобилей VW, которых на нашем рынке около 90%. Притом и у конкурентов есть продукты с допуском 504/507 на нашем рынке, но нам одобрения для России VAG не даёт. К сожалению, ответа на вопрос «почему» мы пока не получили. В Европе мы этот продукт успешно продаём, и все довольны.
Алан: Не справедливость какая-то… А вот еще один вопрос, на этот раз от agent2018 — присадки LUKOIL сам производит или закупает у сторонних производителей?
Юрий: На самом деле, мы и сами производим, и покупаем у других. Если говорить про пакет присадок для ЛУКОЙЛ GENESIS, то это наши разработки в сотрудничестве с ведущим мировым производителем присадок. Кстати, наше совместное предприятие в Белоруссии – крупнейшее производство присадок на территории бывшего СССР. Сегодня мы обеспечены собственными присадками на треть и рассчитываем эту долю увеличивать.
Алан: Ясно, что же, Юра, спасибо тебе большое за познавательную беседу! И, напоследок, может поделишься немного новостями, что вообще происходит интересного в «ЛУКОЙЛе»?
Из интересного – это как раз вывод на рынок ЛУКОЙЛ GENESIS : ). Мы видим, что восприятие нашего бренда в премиальном сегменте меняется в лучшую сторону, в том числе, благодаря новинке. Стереотип о том, что масло ЛУКОЙЛ – только для российских машин, уходит в прошлое. В России продукт появился на полках в сентябре, и первые показатели продаж уже превзошли наши ожидания.
Запуск продукта — это была большая работа, которую мы, к счастью, закончили. Теперь наша задача популярно объяснить потребителю, что же это такое, куда заливать, как заливать, когда менять.
Еще одна наша серьезная победа: Daimler одобрил моторное масло ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LS 0W-30. Так что «ЛУКОЙЛ» стал первой и пока единственной компанией в мире, имеющей в своем портфеле продукт с вязкостью 0W-30, официально одобренный по стандарту MB-Approval 228.51 (Mercedes-Benz Trucks).
Что еще из новостей я бы отметил? Мы недавно запустили в Дубае производство масел. Люди захотели наши масла, появилась потребность, поэтому и было решено начать выпуск на местном заводе для поставок на рынок Ближнего Востока.
Большинство компонентов для смешения масел мы берем на месте, однако некоторые продукты везём из России. И, что удивительно, аналог нашего POLARTECH с вязкостью 0W-40 там гораздо популярнее, чем продукт с вязкостью 5W-40. Особенность продукта 0W-40 в том, что за счет использования полиальфаолефиновой основы у него более низкая испаряемость, и 0W-40 отлично работает как при низких температурах, так и при высоких.
Алан: Завод в Дубае это круто!) Побывать бы там…) Кстати, в предыдущих публикациях многие читатели передавали тебе привет, рассказывая, как они были на твоих тренингах по маслам. А есть ли открытые тренинги для простых потребителей?
Юрий: Вот здесь я не в курсе. Все тренинги проводятся либо для наших дилеров в разных регионах, либо для продавцов розничных торговых точек, АЗС и так далее. Мы объясняем им, как подбирать масла, основные требования, в чём отличия и так далее.
Алан: И откуда ты столько всего знаешь …)
Юрий: Все дело в том, что я получаю от своей работы удовольствие. С детства увлекался химией, закончил Российский университет нефти и газа имени Губкина, факультет химии и технологии смазочных материалов. В РГУ единственная кафедра в России и СНГ, где выпускают специалистов-химмотологов по топливам и смазочным материалам. С детства увлекался двигателями, первый двигатель перебрал в 18 лет на своей «девятке». Помню, как поставил 16 клапанов, турбину и когда срабатывал «блоу-офф» – ох, как же это было круто : ) Делал все сам, в том числе on-line настройку. В общем, сочетание технических и химических знаний и позволяет мне заниматься своим любимым делом :)
Алан: Вот ты отучился в Губкинском и пришёл в компанию, сразу ли у тебя получилось применять знания, полученные в университете? Насколько они реально пригодились? Заметно ощутил пользу Alma Mater?
Юрий: Я увидел пользу университетского образования сразу же, поскольку работаю по специальности. В вузе нам заложили важный и прочный фундамент знаний. Информация, полученная в университете, конечно же, не всегда успевает за реалиями бизнеса, отраслевой науки и технологии. Однако все навыки для работы в этой отрасли мне дал именно университет. Наверстать то, чего мне не хватало для развития как специалисту, помог «ЛУКОЙЛ», благодаря тренингам и семинарам. Однако, любые семинары, даже недельной продолжительности, все-таки будут куда более эффективны после 5 лет систематической учёбы в университете. Наш бизнес весьма узкоспециализированный, требует глубоких знаний химмотологии. А в нашей стране пока лишь Кафедра химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина выпускает специалистов в этой области. И здесь надо отдать должное нашей компании – мы стараемся брать на работу лучших из этих выпускников и даем им возможность дальше профессионально расти.
Финиш. Друзья мои, как же я всегда рад общению с Юрой, ибо он так подробно и простым языком все объясняет, просто супер : ) Беседа вышла очень полезной, мы с Вами узнали множество различных моментов: о самостоятельных тестировщиках моторных масел, о процессе создания масла и получения одобрения от автопроизводителей, а так же о новой линейке продуктов LUKOIL GENESIS – будем двигаться дальше : )
Задавайте Ваши вопросы по теме, позже с радостью получу от Юры ответы : )
С уважением, Алан Енилеев.
25 December 2015 в 14:24
Elvis has left the building
28 March 2019 в 21:07
Iron Knight - endgame
27 March 2019 в 02:49
Записки стретресера или лопнул коллектор
28 February 2019 в 20:31
62.Заезд Lexus IS250 AT6 XE20 vs Toyota Camry 2.5 USA
27 February 2019 в 12:52
AUDI TT или причём тут ProService
17 February 2019 в 04:11
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.