личный блог alan

Инновации из России - интервью с создателями Fast and...)

...Shine или на что способны химики МГУ : )



Помню, друзья мои, приехал я пару месяцев назад на встречу со старшим братом в ЛОТТЕ плаза, что на пересечении Кутузовского проспекта и Садового кольца. Заехал на парковку, а там парни в процессе мойки без воды очищают автомобили…

Вот кощунство то, подумал я тогда, но внимательно послушав создателей этого проекта, их историю, в которой они рассказали как добивались создания специального вещества, я понял, что тема то абсолютно адекватная, более того, создатели согласились на проведение открытой экспертизы с привлечением всех желающих (тех, кто успеет записаться и влезть в лабораторию) : )

А теперь давайте к самому интервью, это реально один из тех случаев, когда молодые и светлые умы стараются создать нечто новое и им это удается! В интервью участвуют Аркадий Хохлов, Олег Герасимов и Артем Гуревич, создатели сервиса Fast and Shine : )



Алан: Как Вы пришли к созданию этого проекта? С чего всё началось?

Аркадий: Исторически всё началось 6 лет назад. Олег был в США и узнал, что там частная авиация моется без воды. Это и логично, загнать здоровую дуру, чтоб помыть его Керхером - не всегда рентабельно. И воды не напасёшься. Мы тогда были на первом курсе ФизФака МГУ. Тогда мы решили, что нужно попробовать эту идею в Москве.

Алан: Как там на ФизФаке, кстати, сложно?

Аркадий: Не могу сказать, что уж очень сложно. Но, по сравнению с другими вузами, наверное, чуточку сложнее. Такое, хорошее фундаментальное образование.

Олег: Когда я сюда вернулся, то понял, что идея будет актуальна для Москвы. Мойка машины – это не меньше двух часов времени. Приехать на мойку, отстоять в очереди, подождать во время мойки и уехать домой. Наверное, по себе знаешь. Посчитали, что за 50 лет владелец тратит в среднем больше ста дней на мойку. Это очень много. В 2009 году мы думали об этом с Аркадием, а в 2010 году начали предпринимать собственные шаги.



Алан: А как вы вышли на эту химию? С американскими аэропортами вели переговоры?

Олег: Нет, она продавалась в свободной продаже. Её можно было купить для пробы, для частного использования. Мойки без воды практически не существовало в Америке как бизнеса, но составы существовали. Мы купили небольшую партию, начали ходить по управляющим компаниям торговых центров в Москве и предлагать свои услуги. Давайте, мол, мы встанем, будем клиентам оказывать услуги и платить вам какую-то денежку.

Сначала мы использовали привозную химию, но себестоимость получалась очень дорогая, около 200 рублей на одну мойку машины. Мы понимали, что это не бизнес, а проверка адекватности клиентуры к данной услуге. И немножко благотворительность. Мы сами, своими руками это делали, ничего не теряли, но и ничего не зарабатывали. Нас пустили в торговый центр на МКАДе на уличную парковку, была зима, мы сами ходили и предлагали людям нашу услугу. У нас был прайс-лист свой, на него никто не обращал внимания, все хотели помыться максимально дёшево, и мы мыли за абсолютно любые деньги, главное – чтоб люди поняли, что это такое.


Алан: Как люди воспринимали это движение?

Олег: 80% даже не слушали, сразу посылали. Это МКАД, это средний класс и ниже. Человек, который приезжает на старом Ниссане и говорит: «Не трогай мою ласточку, за неё кредит ещё 5 лет платить», он естественно не согласится. Первые клиенты – это девушки, домохозяйки, более-менее серьёзные люди на хороших машинах, которые понимают, что сейчас сэкономят полчаса времени, и это молодые ребята, которые открыты к новшествам. В первый день мы вдвоём помыли 17 машин, поняли, что интерес к услуге есть.

Аркадий: Была зима, холодно, снег, это было просто ужасно…)

Олег: Средство было на основе керосина, воняло жутко. Это сейчас оно полностью на биоразлагаемых материалах, оно не пахнет и абсолютно безопасно. А я ещё тогда в общежитии жил, и когда ты начинаешь отмывать в общаге эти тряпки, пропитанные насквозь этим керосином, то тебя все начинают тихо ненавидеть.



Это был такой старт. Мы поняли, что всё это работает, что можно потихонечку развивать эту тему. Формат был такой, что Москва – это город притяжения регионов. Нас начали видеть люди, которые приезжают из других городов, которым интересна данная тема. Мы подумали, что было бы интересно для начала скооперировать этих людей, которые хотят с нами сотрудничать, предложить им коллективную оптовую закупку из Америки. Старт начинался от 30 тысяч рублей, на эту сумму ты получаешь материал, при этом они понимали, что, если бы они купили в Америке напрямую, тебе это обойдётся 60. Это были первые шаги открытия представительств в регионах. Уже на этом этапе мы начали думать о своём производстве.

Алан: Это какой год был?

Олег: В 2009 начали думать, в 2010 – работать, а в 2011 уже было своё производство.

Алан: То-есть, в 2011 году вы отказались от закупок и начали делать здесь? Как создавалось производство?



Аркадий: Когда начали включаться города, безусловно это уменьшило себестоимость мойки. Поначалу это было 240 рублей за мойку, а после того, как мы подключили около 18 партнёров из регионов, она снизилась примерно до 160 рублей. Дешевле, но всё равно дорого. Если в Москве при такой себестоимости можно было как-то выживать, то в регионах, где сама мойка стоит 300, отдавать 160 за химию нереально. Тогда мы поняли, что оборот средств растёт, и мы можем себе позволить собственное контрактное производство.

И тогда уже мы пришли к нашим друзьям химикам из ХимФака МГУ и дали им задание, что нужно сделать аналог такого средства. Порядка 3-4 месяцев шли пробы. Это конец 2010 года. Мы привезли нашим коллегам кучу запчастей с разборок, разрезанных на небольшие прямоугольные кусочки, и на этих кусочках пробы и проводились.

Дальше, когда было подобрано порядка 15 подходящих разных составов, мы обратились в лабораторию при Российской Академии Наук. И повторили весь цикл опытов, но уже более научно, потому что лаборатории заточены под тесты бытовой химии. Они брали элемент кузова, загрязняли его, запекали грязь в печи, наносили средство, микрофиброй убирали грязь и под микроскопом наблюдали наличие царапин. Из 15 образцов подошли 3-4, и из них уже выбирали лучшее по чистящему коэффициенту. И, в итоге, к концу 2010 года мы получили более-менее идеальный состав. И уже с этим составом мы обратились на производство, которое на данный момент находится в Подмосковье.



Алан: В Лотте Плаза два месяца назад была встреча. Я туда приехал, увидел ваших ребят, которые без воды моют, у меня автоматом стереотипное мышление: «О, Боже, ужас! Они царапают машину!». Я с болящим сердцем проходил мимо, потому что думал, что ЛКП конец приходит.

Олег: На самом деле, бизнес бы не выжил, если за 4 года мы бы столько машин исцарапали. Любая база нас давно бы прогнала, если бы клиенты оставались недовольны.

Алан: Ещё раз акцентируем внимание, что в рамках того года, в течение которого создавался уникальный состав, удалось создать такой продукт, который не позволяет царапать лакокрасочное покрытие при соблюдении технологий. Как это происходит? Или это магия химии?

Аркадий: Физика процесса очень простая. И физику никто не отменял! Если на пальцах, то откуда появляются царапины? Они появляются от трения между абразивной частицей и поверхностью ЛКП. Начну с водной мойки. Как ты думаешь, под каким углом нужно Керхером ударить по кузову, чтобы абразивная частица ушла, проделав минимальный пробег по кузову?



Нужно бить под углом 45 градусов, так как угол падения равен углу отражения, и при идеальных условиях частица бы отлетала без пробега по кузову вообще. Понятно, что мы живём не в идеальных условиях, и почти никто никогда не соблюдает эти 45 градусов, хотя это написано абсолютно во всех руководствах по эксплуатации тех же самых Керхеров. Однако у нас в стране каждый мойщик моет как ему вздумается. И ещё один неправильный момент, который распространён на дешёвых мойках, сначала грязь с кузова сбивают водой, а уже потом наносят шампунь, хотя лучше начинать с шампуня.

Теперь, что касается нашей мойки. Физика процесса. Мы наносим средство. Что мы наблюдаем? Частицы грязи пропитываются средством, под микроскопом видно, что образуется минимальная плёнка между кузовом и этой грязью. Если взять ватку и пропитать её водой, то под ней тоже будет мокро, тут точно так же. Наше средство – это сложный полимер, его задача максимально уменьшить трение между грязью и ЛКП.

А дальше с помощью микрофибры грязь убирается. Казалось бы, царапины всё равно должны оставаться, но это не так! Грязь уходит не с поверхности кузова, а с поверхности этого слоя. Это работает даже если машина очень грязная, просто возможно не в один заход. Нанесли, убрали, опять нанесли, убрали. В данном случае убрать трение до нуля невозможно, это против законов физики. Но сократить его до минимума мы можем.



Артём: Ещё один нюанс нашей мойки, который является большим плюсом. На обычной мойке можно заказать экспресс-мойку, можно хорошую и дорогую, но нанесение воска – это всегда отдельные деньги. У нас же эффект горячего воска входит в базовый процесс мойки. Кстати, у нас технология называется именно мойка без воды, иногда называют «наномойка», но не сухая мойка, плохое словосочетание. На сухую никто не любит!) (шутка).

После того, как кузов моется жидкостью для кузова, мойщик вручную полирует всю машину для того, чтобы исключить разводы. Это наш стандарт, и все наши выездные специалисты это поддерживают. Когда спрашивают, сколько стоит наша мойка, надо понимать, что в мойку входит и ручная полировка, которая даёт горячего воска, а стёклам придаёт эффект антидождя.

Олег: В 2011 году начали набирать торговые центры, бизнес-центры и жилые комплексы. Дошло примерно до 37 точек. Но мы поняли, что это немножко не тот формат, потому что были торговые центры, где есть аренда 200 тысяч в месяц, и делаем, что хотим. Мы понимали, что это нереально, зачем нам тратить столько денег, когда есть места, как тот же Лотта Плаза, где нам поставили 10% с оборота. Ну а далее начали думать про выездную мойку….



Аркадий: Из крупных корпоративных клиентов у нас башня ВТБ в Москва Сити, Deutsche Bank, Este Lauder, официальное представительство Walt Disney Russia, холдинг Агромаш, ГУП Метрополитен, все автомобильные выставки в Крокусе, тест-драйвы на Новой Риге, различные презентации новых автомобилей.

Алан: Сколько в среднем по времени занимает мойка?

Аркадий: На стационарных объектах – всё очень просто, сколько времени есть у клиента, за столько она и будет готова. Предположим, приехал клиент, к нему подходит администратор, спрашивает, не хочет ли он помыть машину и, получив положительный ответ, задаёт главный вопрос: «Сколько у нас есть времени?».

Если тот говорит, что он приехал на работу на весь день, то администратор через пару часов поставит одного мойщика, который будет мыть одну машину от 30 минут до полутора часов. В летний период от 25 минут. Если клиент приехал и говорит, что он всего лишь приехал за соком в магазин, то администратор поставит троих мойщиков, и через 10-15 минут автомобиль будет чистый.

И вот теперь мы подходим к самому интересному. В 2015 году мы заняли 15 место в списке самых динамично развивающихся компаний по версии Forbes и попали в ТОП25 самых выгодных франшиз России. Сейчас у нас работает свыше 90 партнёров, притом, что это не только Россия, но и СНГ, и подключается Европа.



Так вот, мы поняли, что мы много представлены в корпоративном сегменте, однако не так много народу о нас знает. И мы решили создать сервис, который не имеет аналогов в мире! Это сервис, в котором можно за три секунды помыть машину : )

Мы подумали, есть Uber, есть Gettaxi, есть Delivery Club, раньше какой-то процесс занимал у тебя время, а теперь – нажал кнопку и такси здесь. То же самое теперь и у нас - скачал приложение, вызвал мойку к себе, к тебе приехали и помыли. Это и есть та вершина, к которой мы шли. По нашим планам к 2019 году мы должны иметь около 8000 выездных специалистов, дабы покрыть около 6% рынка Москвы по мойкам.

Олег: Проблема кадров – она есть в любой сфере услуг есть. Человек пришёл, ты его обучил, потратил кучу времени, денег, а он через неделю и пришёл и сказал, что это не моё, мне не интересно. Это в лучшем случае, бывает так, что вообще пропадают. Здесь мы решили перенять опыт диспетчерских такси и сделать такую же схему, то есть, мы позиционируем себя не как компанию, которая оказывает услуги мойки, а как информационный сервис, который предоставляет информацию о заказах конечному исполнителю.



Мы агрегируем заказы, делаем рекламу приложения, непосредственно рассказываем клиенту, как это работает, но на выезде работает не наш сотрудник, а привлечённый фрилансер, который сидит и ждёт заказа, как в Яндекс Такси. Мы берем людей разных условиях: на подработку, 2/2, 3/2, только на ночь, на утро, неважно. Приходишь к нам, проходишь обучение. Далее 2 схемы работы, либо ты бесплатно получаешь материалы, но процент ниже, либо ты покупаешь материалы, и процент больше.

Мы сейчас уже понимаем, что с каждым мойщиком индивидуально работать – это не удобно. К нам приходит огромное количество людей, которые хотят подключиться, пройти обучение, и в масштабах, когда это будет 8000 человек, это будет просто нереально. Так что будет такая схема - мы во главе, потом наши партнёры, у каждого из которых по 50 мойщиков, и сами мойщики. Как у Яндекс Такси, есть Яндекс, есть диспетчерские, и есть таксисты.

Артём: Но при этом мы разработали стандарты качества, которые должны выполнять все мойщики всех наших партнёров.

По поводу приложения и его взаимодействия со специлаистами(мойщиками) . Есть серверная часть, которая обрабатывает эти заказы, есть диспетчеры, которые контролируют процесс, и есть приложение для мойщика, где у него есть некая «биржа», в которой он видит заказы и выбирает ближайший к себе. Фишка взята так же из сферы Такси, сделана для того, чтобы мойщик не ехал через всю Москву, чтобы помыть машину.

А при достаточном количестве мойщиков, распределённых по городу, ему до ближайшего заказа ехать очень близко. Ему мы экономим время и удовлетворяем потребность заказчика. Сейчас мы работаем над тем, чтобы специалист приезжал максимум в течение 20 минут. Пока что это в среднем 50 минут.



Кстати, пока не забыл, у нас появился очень крутой новый круг корпоративных клиентов – это каршеринги, поминутный прокат автомобилей через приложение. В чём фишка? Для них мы просто спасение, потому что, когда у тебя 300 машин, раскиданных по городу, невозможно каждую хотя бы раз в неделю возить на мойку.

Приложение для самих мойщиков - очень удобная штука в качестве не только основной работы, но и подработки. К примеру, вышел ты из универе, у тебя с собой три триггера (моющая жидкость, средство для полировки и чернитель резины) и 10 тряпок-микрофибры, и ты едешь моешь. Зимой еще у мойщика с собой жидкость для отмерзания. Допустим, человек в выходной день хочет подрабатывать, или работает в ночную смену, а подрабатывать хочет днём, или наоборот. Нет проблем, приложение открывает новую нишу в поиске работы. Интересная ниша, которая будет развиваться по мере увеличения заказов от частных лиц. По сути мы создали эту нишу «с нуля».



Олег: Кстати, может возникнуть вопрос, как же мы будем контролировать качество, если они все по одиночке будут работать. Мы серьёзно подошли к этому вопросу, потому что мы понимаем, что идея новая, и если клиенту впервые помоют плохо, то для него возникнет барьер, и это будет сарафанное радио, которое будет работать в обратную сторону, а оно работает ещё лучше, нежели в положительную.

Во-первых, у нас есть школа обучения мойщика. Мойщик сначала заполняет анкету для службы безопасности, чтобы мы понимали, что это за человек. Дальше он должен сдать теоретический экзамен, который состоит из двух частей, взятую нами из ВУЗов: теоретический минимум письменный, потом устный.

Потом идёт практический экзамен, который состоит из нескольких нормативов.

Полноценное мини-обучение, с книжками – руководствами специалисту выездной автомойки. Далее, заказы с сервера автоматически распределяются между ближайшими мойщиками.



Артём: Но второе, не менее важное таргетирование, это по рейтингу. После каждой мойки клиент ставит оценку за мойку, и если у мойщика маленький рейтинг, то может неделями сидеть без заказов, и это прямая мотивация работать хорошо. Притом рейтинг мойщика у нас нереально завышен, если он падает ниже 4.7 – то это моментальное попадание в конец списка. 4.9 – это хорошо, а 4.8 – это уже так себе, и это по 5-бальной системе.

Но для всяких, в том числе, неприятных ситуаций с оценками у нас и есть диспетчерская, которая отзванивается клиентам и уточняет, что же не так. Но есть объективные причины, например, разводы на лобовом стекле, а есть и субъективные, их то они и выявляют.



Финиш. Друзья, вот такое вышло очень активное общение с создателями @fastandshine (в App Store и Google Play – Fast and Shine) . Что Вы думаете об их разработке? Ждет ли ее успех? Хотя вопрос не совсем правильный, ибо они уже успешны – и серьёзные издания вроде Forbes их заметили, и очень серьезные корпоративные клиенты, и немалое количество постоянных клиентов… Обсуждаем : )

С уважением, Алан Енилеев.

Автомобили: BMW
6
21 December 2015 в 11:10
4544
1
Последний раз отредактировал alan.BR, 21 December 2015 в 11:13
1 комментарий:
roman1975
#  roman1975.SFL48  21 December 2015 в 13:21

Интересная штука!

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29