личный блог JORDAN_007

Автомобили СССР ЗИМ 12

Доброго времени суток Смотровчане и Смотровчанки)

Выкладываю на Ваше рассмотрение пост про советские автомобили. В первом посте я рассказывал про Москвич 407. Кто не видел пожалуйста изучайте тут

Сегодня я расскажу вам про ЗИМ 12
Далее под кат) Итак поехали!)
Директивы XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы обязывали автостроителей "...выпускать еще больше автомобилей и более высокого качества, конструировать новые автомобили для удовлетворения многосторонних запросов социалистического народного хозяйства."

По мнению руководства Минавтопрома, народному хозяйству из всех «многосторонних запросов» в первую очередь потребовался легковой автомобиль среднего класса, для обслуживания партийных функционеров средней руки. В те годы предпочтение отдавалось не частным, а служебным автомобилям, и новая комфортабельная легковушка должна была занять пустующую нишу между державным ЗИС-110 и массовой «Победой». Правительственное задание и начало разработки шестиместного легкового автомобиля пришлось на апрель-май 1948 года. Перед конструкторским коллективом Горьковского завода были поставлены жесткие сроки для выполнения важного государственного задания — на проектирование автомобиля и подготовку производство было отпущено всего 29 месяцев. Это был совершенно нереальный срок, даже если бы горьковчане просто скопировали одну из моделей «Бьюика» (Buick), что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В.Ф.Гарбузов. Но у главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта на этот счет было свое мнение. Он напомнил, что, благодаря унификации многих деталей, заводу в дни войны удалось в очень короткий срок наладить производство первого отечественного джипа ГАЗ-64, сложив его из уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, создав заново только кузов. Этим путем решили идти и с новой машиной. Была только одна серьезная загвоздка — серийно выпускаемый шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11 (V — 3,48 л), спроектированный еще в 1937 году и устанавливаемый на грузовики ГАЗ-51, плохо подходил для большого легкового автомобиля. В стандартном варианте такой мотор выдавал всего 70 л. с, а в форсированном, с измененной степенью сжатия и двойным карбюратором, не более 90-95 л. с. Для задуманного легкового автомобиля массой более 2 тонн этого оказывалось недостаточно. Необходимо было или создавать новый двигатель или как-то снижать массу автомобиля. Первый вариант отпадал из-за сжатых сроков, а второй казался просто фантастическим. Тем не менее, А.А.Липгарт предложил сделать представительский автомобиль безрамной конструкции, с несущим кузовом. На автомобиле с колесной базой 3,2 метра такого не делал никто и никогда в мире, но это решение экономило более 200 кг веса.
Автомобили ЗИМ 12 и ЗИМ 12 Фаэтон из опытной партии во дворе автозавода. На фото главный конструктор автозавода А. А. Липгарт(справа)

Помимо несущего кузова, ЗИМ был примечателен еще гидромуфтой сцепления, впервые примененной на отечественном автомобиле. Она устанавливалась на коленчатый вал вместо маховика и плавно передавала крутящий момент к ведущему диску сцепления. Сделано это было для очень мягкого начала движения, что было важно для автомобиля представительского класса. Гидромуфта позволяла двигаться без лишних переключений, например на второй передаче, в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч, и прощала водителю все огрехи с педалями сцепления и газа. Но она требовала и абсолютной исправности ручного тормоза, иначе без «ручника» заглушённый ЗИМ частенько укатывался с горочки даже на включенной первой передаче. Еще одна особенность ЗИМа — ровный пол в пассажирском салоне, без выступающего кожуха карданного вала. А уникальная конструкция капота давно стала визитной карточкой ЗИМа! Только у него цельный штампованный капот был способен открываться на любую сторону -влево или направо, а при открытии обоих замков капот вообще можно было снять с машины. 15 февраля 1950 года, по заведенной традиции представлять новые машины в Кремле, ЗИМ был показан И. В. Сталину. Автомобиль ему понравился сразу, и он легко дал «добро» на его производство. Вскоре специалисты ГАЗ, во главе с главным конструктором завода А. А.Липгартом и ведущим конструктором Н.А.Юшмановым, за создание ЗИМа были удостоены Государственной премии СССР 1950 года. Первую промышленную партию ЗИМ-12 собрали точно в срок — 13 октября 1950 года.

Эмблема
Впервые эмблема Горьковского автозавода в виде геральдического щита с изображением оленя — символом города Горького (сейчас Нижнего Новгорода), появилась именно на ЗИМе. Придуманная специально для нового легкового автомобиля, она и сегодня в несколько измененном и упрощенном виде украшает все ГАЗовские автомобили. А тогда на ЗИМе передняя эмблема была массивной, с широким хромированным окладом с возвышающейся над гербом кремлевской стеной (стены московского и нижегородского кремля очень похожи, чем и не преминули воспользоваться на ГАЗе) и символической кремлевской башней, увенчанной огромной красной звездой.


Табель о рангах
В негласной «табели о рангах» много внимания уделялось закрепленному автотранспорту — каждой руководящей должности была определена своя марка автомобиля: председатель колхоза не мог рассчитывать более чем на «Победу», а первому секретарю крайкома негоже было садиться во что-то классом ниже ЗИС-110. Естественно, появление ЗИМа произвело переполох в номенклатурной среде. Многие аппаратчики, кому позволяли должности, возжелали как можно быстрее пересесть на новую машину. Борьба за обладание газовской новинкой приобрела такой масштаб, что журнал «Крокодил» (кстати, курируемый ЦК КПСС) вынужден был в начале 1952 года напечатать едкий фельетон «Стоп! Красный свет!», клеймивший позором номенклатурных работников, которые шли на всякие ухищрения ради скорейшего выделения персонального ЗИМа.

Теоретически простой советский гражданин в 50-х годах при желании мог приобрести себе в частное пользование легковой автомобиль представительского класса ЗИМ. Он свободно предлагался в автомагазинах, но его стоимость для обывателя была просто заоблачной - 40 000 руб. После тяжелой и разрушительной войны далеко не у всех желающих получалось скопить даже 9 000 руб. на покупку более доступного и демократичного "Москвича 401". Поэтому новый ЗИМ в частном пользовании - большая редкость, обычно такие машины выкупали у государства позже, по остаточной стоимости после длительной эксплуатации, ремонтировали, холили и лелеяли. В результате, при общем относительно не большом выпуске до наших дней дожили многие экземпляры этой замечательной машины, и ныне ЗИМ является одним из самых желанных и вполне доступных раритетов у автоколлекционеров.

В 1959 году появилась новая модель легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка», более скоростная и комфортабельная, чем ЗИМ. Но прямой замены в неписаной «табели о рангах» не произошло. Для большинства чиновников, которые разъезжали на ЗИМах, «Чайка» оказалась не по статусу. Оригинальное решение нашли в Минобороны переоборудовав на одном из своих авторемонтных заводов около десятка автомобилей ГАЗ-13 с заменой всех внешних панелей, а также бамперов и эмблем на ЗИМовские. Военные чиновники получили более комфортабельные и современные автомобили, формально соблюдая неписаные правила.


Интересные факты
В те годы главному автозаводу страны было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС), а второму по значимости автозаводу предложили имя Министра иностранных дел Молотова. «Горьковский автомобильный завод имени Молотова» — так предприятие называлось в официальных бумагах с середины 30-х годов, а к названию всех легковых моделей завода, с этого момента обязательно добавлялась буква «М» —
«Молотовец». Но для нового легкового автомобиля представительского класса, создаваемого на заводе, этого оказалось мало и специально для него придумали особенное звучное сокращение ЗИМ («Завод имени Молотова»), в полной аналогии с ЗИС. Эту аббревиатуру постарались нанести на все заметные детали машины, начиная от колпаков колес и заканчивая сердцевиной руля. В результате новое имя очень быстро стало популярным в народе — что такое ЗИМ, знали все! Но еще до окончания выпуска машины, в 1957 году, Молотов вместе с Маленковым, Кагановичем и Шипиловым попали в опалу, и по всей стране началась чехарда с переименованиями заводов, шахт и пароходов. Не обошла стороной компания переименований и ЗИМ — с 1957 года машина получила обычное заводское обозначение ГАЗ-12, в подтверждение чего все надписи на машине быстро и тихо переправили с ЗИМ на ГАЗ. В одночасье опальное имя перестало официально существовать, но в умах и сердцах миллионов наших сограждан эта машина навсегда осталась ЗИМом.

Необычные профессии
Чопорность и официозность ЗИМа способствовала тому, что на его базе создавались совершенно уникальные модификации — катафалки. Так, Тартуский авторемонтный завод №3 в Эстонии, в 1971 году использовал шасси ЗИМ-12 для автокатафалка. Машина предназначалась для организации специальных торжественных похорон и, скорее всего, была создана в единственном экземпляре.

На базе легковых автомобилей ЗИМ-12 создавались автомотрисы для узкоколейных железных дорог, которые, прежде всего, использовались для инспекционных поездок по железным дорогам высокопоставленного начальства. Как минимум по одной такой машине было на каждой крупной железнодорожной ветке. На фото: сохранившаяся до наших дней на Украине, в Винницкой области, автомотриса на базе ЗИМ-12.

Дальние «родственники»

Cadillac Fleetwoord 61 (1948 год)
Внешне ЗИМ сильно перекликался с этой американской машиной. В то же время, опытный взгляд обнаружит немало принципиальных отличий между ними: у Cadillac кузов рамный, а у ЗИМа нет, у первого кузов четырехоконныи, а у ЗИМа шестиоконный, двигатель на американце V-образной конструкции, а у нашего автомобиля рядной. Но налицо тенденции следования в фарватере американской автомобильной моды. Таковы были настроения высшего руководства страны, которые приходилось учитывать советским автоконструкторам чтобы созданные ими автомобили быстрее получали «путевку в жизнь».

Buick Super (1947 год)
Стилистика первых послевоенных «Бьюиков» в основном повторяла дизайн довоенных
автомобилей. Внешне эти машины выглядели не очень современно. Однако просторный кузов и двигатель мощностью 144 л. с. с автоматической коробкой передач делали «Бьюик» удобным, скоростным и весьма привлекательным в качестве персонального автомобиля. Именно эту машину газовским конструкторам рекомендовали использовать в качестве основы для создания ЗИМа — престижного автомобиля для избранных. Однако сжатые до предела сроки работы попросту не дали возможности воплотить на практике «советский Бьюик».

Форма и содержание

Спинка передних сидений сплошная, а пепельница в ней и натянутый веревочный поручень предназначались для пассажиров, едущих на раскладывающихся дополительных сиденьях, — страпонтенах


Удобный подлокотник и пепельница в нем — атрибут повышенной комфортабельности для высокопоставленных пассажиров


Страпонтены, несмотря на их «неполноценность», довольно удобны и позволяли выдержать даже дальнюю дорогу


Широкий задний диван формально рассчитан на двух пассажиров, но на нем свободно размещались и трое


Приборная панель ЗИМа на заводе окрашивалась специальным фактурным способом, имитирующим отделку под дерево

Надпись «ЗИМ» на машинах присутствовала везде, даже на кнопке звукового сигнала — водитель и пассажиры должны были осознавать, на какой выдающейся машине им посчастливилось передвигаться

Часы с недельным заводом

По центру приборной панели — ручка включения «дворников», выполнения из особой пластмассы «под слоновую кость»

Капот ЗИМа мог откидываться в бок, в ту или иную сторону, в зависимости от желания водителя, а при отстегивании обоих боковых замков совсем сниматься с машины

Особенность дверей ЗИМа в том, что задняя пара открывалась против хода машины — считалось, что таким образом садиться в машину намного удобнее

Черный цвет и обилие массивных хромированных деталей — «визитная карточка» ЗИМа

Обязательная принадлежность всех легковых автомобилей того времени — хромированные колпаки колес с «фирменной» надписью

Несмотря на то что багажник кажется большим, добрую его половину заняли запасное колесо и шоферские принадлежности

Единственный стоп-сигнал на ЗИМе располагался по центру и был украшен большой выпуклой звездой

Последний экземпляр
В заводском музее ГАЗа хранится последний сошедший с конвейера легковой автомобиль ГАЗ-12. Он имеет необычную двухцветную окраску — такие автомобили хоть и выпускались серийно, но были очень редкими. Основная масса пассажирских ЗИМ-12 и ГАЗ-12 покидала заводские ворота в «строгом черном костюме». Если внимательно рассмотреть экземпляр из заводского музея, то можно обнаружить некоторые несоответствия: так, колпаки колес на нем стоят еще с надписью «ЗИМ», в то время как подобные перестали устанавливать на конвейере еще в 1957 году, зато все остальные эмблемы и шильдики, как и полагается машине 1959 года выпуска, свидетельствуют о том, что перед нами ГАЗ-12, а не ЗИМ. А довершают облик музейной машины широкие «с козырьками» ободки фар, позаимствованные от ГАЗ-21 «Волга» — они также появились лишь на поздних выпусках ГАЗ-12.

ЗИМ-12(ГАЗ-12). Легковой автомобиль повышенной комфортности серийно выпускался с 1950 по 1959 год. Санитарный вариант ГАЗ-12Б выпускали на год дольше, до 1960 года. Всего произведено 21 527 автомобилей. В технических характеристиках автомобиль всегда указывался как 6-местный, но фактически на его заднем диване свободно умещалось три человека - как раз в этом месте кузов несколько расширен за счет выступающих боковин, в результате машина легко брала на борт семерых пассажиров.


ЗИМ-12
Первый экспериментальный образец (1948 ГОД). Обычно такие поисковые варианты называют «нулевой» серией, в которых, помимо конструкторских решений, проверяются и дизайнерские задумки, поэтому они часто очень сильно отличаются внешне от последующих серийных образцов.

ЗИМ-12Б (ГАЗ-12Б)
Санитарный вариант ЗИМа (1951 ГОД). ОН отличался застекленной перегородкой позади водителя, выдвигающимися через крышку багажника носилками в салоне и двумя откидными сиденьями возле них. Окрашивались «санитарки» в светло-бежевый цвет.

ЗИМ-12 Фаэтон.
Еще до начала серийного производства ЗИМ, в 1949 году, были изготовлены два экспериментальных образца с открытым кузовом «фаэтон», но обеспечить требуемую жесткость несущего кузова на открытых машинах конструкторы уже не смогли, и дальнейшие работы по фаэтонам были закрыты.

ЗИМ-12
Модернизированный вариант середины 50-х годов, в котором уже прослеживаются элементы будущей «Чайки». В процессе производства скромная внешность ЗИМа быстро устаревала, так как диктующий моду на огромные лимузины американский автопром шел вперед семимильными шагами, практически ежегодно обновляя стайлинг своих автомобилей. Наши автомобилестроители пытались не отставать и тоже экспериментировали с внешностью выпускаемых машин.

ЗИМ-12А (ГАЗ-12А)
таксомотор с дерматиновой отделкой салона и характерной серой окраской кузова с нанесенными по борту белыми шашечками. Стоимость проезда в таком такси была в полтора раза выше, чем в такси «Победа», поэтому особой популярностью они не пользовались. Вскоре таксомоторам ЗИМ нашли новое применение — они стали первыми в стране маршрутными такси на городских и междугородних линиях

Финиш!) Всем спасибо за внимание и терпение. Надеюсь Вам понравилось)

P.S. Не хочется кляньчить но попрошу вам подсобить плюсом а то я пост писал долго а он через 2-3 минуты уйдет в глубь топа и многие кому может быть интересно его не увидят!) Заранее спасибо)

В следующем посте я расскажу Вам про ГАЗ-М20В "Победа"
6
25 July 2011 в 20:14
10370
10
Последний раз отредактировал JORDAN_007, 25 July 2011 в 20:16
10 комментариев:
Dima-77
#  Dima-77  25 July 2011 в 20:25
Классный пост!!!!
1
JORDAN_007
#  JORDAN_007  25 July 2011 в 21:44
спасибо)
1
Удалился сам
#  Удалился сам  25 July 2011 в 20:33
Уважаю такие посты) +++
1
JORDAN_007
#  JORDAN_007  25 July 2011 в 21:44
Благодарю)
1
Georges
#  Georges  25 July 2011 в 20:38
Понравилось, спасибо)
1
JORDAN_007
#  JORDAN_007  25 July 2011 в 21:44
спасиб)
1
2Rist
#  2Rist.63rus  25 July 2011 в 21:01
Присоеденился. Прочёл с удовольствием!
1
JORDAN_007
#  JORDAN_007  25 July 2011 в 21:44
приятно спасибо)
1
JohnyA
#  JohnyA  26 July 2011 в 02:21
Было интересно читать.
Плюс за старания.)
1
JORDAN_007
#  JORDAN_007  26 July 2011 в 11:28
спасибо)
15151515
1

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29