Взлёт и падение Cibie
Друзья Мои! Почему мы должны быть зажаты рамками стереотипов? Зачем? Ведь они существенно ограничивают нас! Многие из Вас знают, что я давно пишу про сами автомобили, но чтобы написать об одной отдельной части, да ещё и одного конкретного производителя... Несколько странно, не так ли? Но я постараюсь разрушить сей стереотип.
Вы когда-нибудь слышали про фирму Hella? Если нет, то подойдите к своему автомобилю и посмотрите маркировку на оптике. Я на 80% уверен, что фирма-производитель именно Hella. А если вам лень идти к своему железному коню, или же его просто нет, то вбейте в Гугле Hella. После просмотра картинок и осознания величия фирмы поищите Rally Fog light. Первой в списке выскочит Hella, потом Bosch напополам с PIAA, а на одной из ретро-фотографий на так называемой раллийной «люстре» проскочит Cibie. Когда я говорю про эту фирму даже в узких автомобильных кругах, меня понимает от силы 1 человек из 20. Однако в 60-70-х годах даже великая и ужасная Hella не могла дотянуться по уровню до этой французской фирмы.
Уже сразу после начала производства первых автомобилей люди стали задумываться над тем, как ездить в темноте. Поначалу им хватало обычных керосиновых и ацетиленовых ламп, устанавливаемых по желанию, и только в 1898 году был принят общий манифест, призывающий пионеров автомобильного движения включать огни в тёмное время суток.
В 1909 году один талантливый молодой человек по имени Леон Съиби (к сожалению, фото не сохранилось), родившийся в 1873 году, открыл одну из первых в мире фирм по производству различной светотехники. Уже к 1913 году его фирма разработала первые в мире посадочные огни, а в 1914 – переносные компактные прожекторы. Впервые они появились на самолётах Антанты: английском F.E.2B и французском Farman F40. Их установка обеспечивала огромное преимущество во время воздушных боёв и удобство во время взлёта/посадки в условиях плохой видимости и в ночное время.
Английский F.E. 2B с прожектором Cibie
Французский Farman F40. У этого самолёта есть одна интересная особенность: прожектор жёстко связан с пулемётом и поворачивается с ним в ту же сторону.
После окончания Первой Мировой Леон Съиби решает заняться производством автомобильных фар и ламп накаливания. Его постоянным клиентом становится ни много ни мало сама фирма Renault! В 1936 году после введения во Франции новых норм на использование исключительно жёлтой передней оптики именно фирма Cibie первой отозвалась на данный закон и стала монополистом на французском рынке автомобильной светотехники, начав поставки таким гигантам как Citroen, Peugeot и SIMCA.
Один из первых рекламных плакатов Cibie, датированный 1931 годом. Отреставрирован мною как только возможно, лучше я просто не умею. Надпись снизу - Le Phare De Grande Allure, что дословно означает "Прожектора с огромной яркостью".
Renault 10CV 1928 года выпуска. Все они оснащались фонарями Cibie.
Citroen 2CV 1949 года выпуска. Вся оптика в этом автомобиле - Cibie. Жёлтые фары присутствуют, всё как положено.
Renault 4CV 1948 года выпуска. Чем обусловлен простой, простзрачный цвет фар, я не знаю, однако производитель всё тот же :)
В 30-х годах вожжи правления Леон Съиби передал своему сыну Пьеру. Пьер Съиби (его фото так же, к сожалению, не сохранилось), родившийся в 1908 году, был высокообразованным человеком, который уже в 21 год был приглашён читать лекции в Академии Наук. Кстати, Пьер Съиби с 15 лет имел лицензию пилота, а в 18 уже выиграл своё первое серьёзное соревнование под названием «Le Touquet aircraft rally».
В послевоенные годы фирма Cibie была национализирована, как и все крупные предприятия во Франции, такова была политика Шарля де Голля. В 50-е годы старая фабрика, находившаяся в Париже, просто не справлялась с объёмами производства, ведь весь возрождающийся после войны французский автопром оснащался фонарями исключительно производства Cibie. Поэтому в городе Бабиньи (ударение на последнюю «и») был отстроен новый завод площадью свыше 12 тысяч квадратных метров.
На период 60-х годов пришлось множество событий. Во-первых, бразды правления в свои руки приняла Мари Клер Меренда (похоже, что фотографии семейства Съиби надёжно прячутся от чужих глаз), дочь Пьера Съиби. Во-вторых, в 1963 году фирма Cibie первой представила рассеиватели со специальным рисунком для повышения безопасности и улучшения освещения дороги. В-третьих, в 1966 году была изобретена первая галогеновая лампочка, что дало гигантский скачок вперёд с технологии производства фар.
Первой фарой со специальной формой рассеивателя стала Cibie Oscar и Super Oscar
Раньше "Девочки" рекламировали продукцию более изящно и деликатно. Это старый прайс и рекламный буклет сответствено.
Типичный пример автомобиля с оражателями после 1963 года. Кстати, обратите внимание, но на этой Пежо 504 жёлтый не рассеиватель, а отражатель. Насколько мне удалось выяснить, делалось это исключительно из эстетических соображений.
В 70-х появилась новая линейка прямоугольных фар Cibie. Их могли ставить и в качестве дополнительных ПТФ с завода, и для ралли (что реже). На фото - Renault-Alpine A310.
BMW 5 е12 в экспортном исполнении для Франции с фарами Cibie.
И, в-четвёртых, и это, пожалуй, самое главное, в начале 60-х годов фирма Cibie становится поставщиком осветительных приборов для большинства европейских ралли, а затем – практически всех гоночных чемпионатов! Столь высокой чести компания Cibie была удостоена от FIA за самые высокие показатели среди всех остальных производителей.
Различные раллийные автомобили, оснащённые дополнительной оптикой Cibie.
Советские раллисты тоже очень уважали издедия этой именитой французской фирмы. Недаром очень старой шуткой является выражение:"В СССР было 2 фары - Съеби и Хайло!".
Но столь безоблачное существование продлилось ещё недолго, до середины 70-х годов. Тогда немецкая небезызвестная ныне фирма Hella начала массивное наступление буквально по всем фронтам. И первым камнем на ухоженный газон Cibie стал запуск производства жёлтых фар для автомобилей, экспортируемых во Францию. Издавна на экспортных «француженок», будь то BMW, Volvo или даже Nissan, жёлтую головную оптику производила только Cibie, и тут такое… Следующим серьёзным ударом стало резкое снижение цен на свою продукцию. Hella стала брать не качеством, а количеством. Тем самым, даже многие французские производители стали переходить на немецкие комплектующие. А из-за отсутствия жёсткого протекционизма со стороны властей, они были вольны в своём решении.
Американец W123 с фарами Cibie.
Редчайшее фото - Mercedes W124 Американец с круглыми фарами Cibie. Однако они были быстро сняты с производства, и их заменили квадратные фары Hella.
Volvo 262 GL Американка. Сначала была только Cibie, под конец выпуска модели Hella тоже стала выпускать подобные фары для неё.
Но оставался автоспорт, где Cibie ещё держала лидирующие позиции, притом скорее за счёт своего имени, которого у Хеллы в те времена ещё не было. Но тут французского корифея добили Bosch, PIAA и SIEM, которые так же вторглись в мир автогонок и достаточно быстро нашли свою целевую аудиторию (продукцией Bosch пользовался весь VAG, а все итальянцы фанатели от SIEM). Контрольным выстрелом для Cibie стал новый закон, вышедший в 1993 году, гласивший об упразднении жёлтых фар на территории Франции, Новой Зеландии, Японии и ещё нескольких стран. Всё то, что создавалось в течение 70 лет, рушилось буквально на глазах…
Однако, несмотря на совсем плохое положение дел, компания из завода превратилась в мануфактуру, которая, в основном, работает на удовлетворение нужд ретро-ралли, иногда делая под заказ современные раллийные «люстры». К примеру, в своё время команда Subaru World Team, за которую выступал Колин Макрей на своей Subaru Impreza, заказывала люстры именно у Cibie. Как видите, многолетний опыт создания гоночных фонарей позволил Макрею получить в 1995 году свой первый титул Чемпиона Мира в гонках серии WRC. Потом о фирме вспомнил Citroen, который начал ставить люстры Cibie на Xsara WRC в 2001 году. Именно с этими фарами Себастьян Лёб завоевал свои 7 Чемпионских титулов.
Боевой болид Колина Макрея. На капоте гордо возвышается "горбинка" 4-фарой люстры французского производства Cibie.
Автомобиль Себастьяна Лёба. И вновь дорогу освещает французский несгибаемый "Le Phare de Rally", как однажды прозвали Cibie.
Конечно, фары – это мелочь. Чего там, светят в разные стороны, освещают дорогу и обочину. Но ведь у каждой, даже самой малозначимой мелочи есть свои определённые секреты, накапливающиеся с опытом. Именно из мелочей складывается общая картина. Конечно, фирма Cibie сейчас не в пике своей формы, но она жива. Жива благодаря всё новым и новым победам, и из этих побед и складывается история успеха. Успеха Cibie.
Вы когда-нибудь слышали про фирму Hella? Если нет, то подойдите к своему автомобилю и посмотрите маркировку на оптике. Я на 80% уверен, что фирма-производитель именно Hella. А если вам лень идти к своему железному коню, или же его просто нет, то вбейте в Гугле Hella. После просмотра картинок и осознания величия фирмы поищите Rally Fog light. Первой в списке выскочит Hella, потом Bosch напополам с PIAA, а на одной из ретро-фотографий на так называемой раллийной «люстре» проскочит Cibie. Когда я говорю про эту фирму даже в узких автомобильных кругах, меня понимает от силы 1 человек из 20. Однако в 60-70-х годах даже великая и ужасная Hella не могла дотянуться по уровню до этой французской фирмы.
Уже сразу после начала производства первых автомобилей люди стали задумываться над тем, как ездить в темноте. Поначалу им хватало обычных керосиновых и ацетиленовых ламп, устанавливаемых по желанию, и только в 1898 году был принят общий манифест, призывающий пионеров автомобильного движения включать огни в тёмное время суток.
В 1909 году один талантливый молодой человек по имени Леон Съиби (к сожалению, фото не сохранилось), родившийся в 1873 году, открыл одну из первых в мире фирм по производству различной светотехники. Уже к 1913 году его фирма разработала первые в мире посадочные огни, а в 1914 – переносные компактные прожекторы. Впервые они появились на самолётах Антанты: английском F.E.2B и французском Farman F40. Их установка обеспечивала огромное преимущество во время воздушных боёв и удобство во время взлёта/посадки в условиях плохой видимости и в ночное время.
Английский F.E. 2B с прожектором Cibie
Французский Farman F40. У этого самолёта есть одна интересная особенность: прожектор жёстко связан с пулемётом и поворачивается с ним в ту же сторону.
После окончания Первой Мировой Леон Съиби решает заняться производством автомобильных фар и ламп накаливания. Его постоянным клиентом становится ни много ни мало сама фирма Renault! В 1936 году после введения во Франции новых норм на использование исключительно жёлтой передней оптики именно фирма Cibie первой отозвалась на данный закон и стала монополистом на французском рынке автомобильной светотехники, начав поставки таким гигантам как Citroen, Peugeot и SIMCA.
Один из первых рекламных плакатов Cibie, датированный 1931 годом. Отреставрирован мною как только возможно, лучше я просто не умею. Надпись снизу - Le Phare De Grande Allure, что дословно означает "Прожектора с огромной яркостью".
Renault 10CV 1928 года выпуска. Все они оснащались фонарями Cibie.
Citroen 2CV 1949 года выпуска. Вся оптика в этом автомобиле - Cibie. Жёлтые фары присутствуют, всё как положено.
Renault 4CV 1948 года выпуска. Чем обусловлен простой, простзрачный цвет фар, я не знаю, однако производитель всё тот же :)
В 30-х годах вожжи правления Леон Съиби передал своему сыну Пьеру. Пьер Съиби (его фото так же, к сожалению, не сохранилось), родившийся в 1908 году, был высокообразованным человеком, который уже в 21 год был приглашён читать лекции в Академии Наук. Кстати, Пьер Съиби с 15 лет имел лицензию пилота, а в 18 уже выиграл своё первое серьёзное соревнование под названием «Le Touquet aircraft rally».
В послевоенные годы фирма Cibie была национализирована, как и все крупные предприятия во Франции, такова была политика Шарля де Голля. В 50-е годы старая фабрика, находившаяся в Париже, просто не справлялась с объёмами производства, ведь весь возрождающийся после войны французский автопром оснащался фонарями исключительно производства Cibie. Поэтому в городе Бабиньи (ударение на последнюю «и») был отстроен новый завод площадью свыше 12 тысяч квадратных метров.
На период 60-х годов пришлось множество событий. Во-первых, бразды правления в свои руки приняла Мари Клер Меренда (похоже, что фотографии семейства Съиби надёжно прячутся от чужих глаз), дочь Пьера Съиби. Во-вторых, в 1963 году фирма Cibie первой представила рассеиватели со специальным рисунком для повышения безопасности и улучшения освещения дороги. В-третьих, в 1966 году была изобретена первая галогеновая лампочка, что дало гигантский скачок вперёд с технологии производства фар.
Первой фарой со специальной формой рассеивателя стала Cibie Oscar и Super Oscar
Раньше "Девочки" рекламировали продукцию более изящно и деликатно. Это старый прайс и рекламный буклет сответствено.
Типичный пример автомобиля с оражателями после 1963 года. Кстати, обратите внимание, но на этой Пежо 504 жёлтый не рассеиватель, а отражатель. Насколько мне удалось выяснить, делалось это исключительно из эстетических соображений.
В 70-х появилась новая линейка прямоугольных фар Cibie. Их могли ставить и в качестве дополнительных ПТФ с завода, и для ралли (что реже). На фото - Renault-Alpine A310.
BMW 5 е12 в экспортном исполнении для Франции с фарами Cibie.
И, в-четвёртых, и это, пожалуй, самое главное, в начале 60-х годов фирма Cibie становится поставщиком осветительных приборов для большинства европейских ралли, а затем – практически всех гоночных чемпионатов! Столь высокой чести компания Cibie была удостоена от FIA за самые высокие показатели среди всех остальных производителей.
Различные раллийные автомобили, оснащённые дополнительной оптикой Cibie.
Советские раллисты тоже очень уважали издедия этой именитой французской фирмы. Недаром очень старой шуткой является выражение:"В СССР было 2 фары - Съеби и Хайло!".
Но столь безоблачное существование продлилось ещё недолго, до середины 70-х годов. Тогда немецкая небезызвестная ныне фирма Hella начала массивное наступление буквально по всем фронтам. И первым камнем на ухоженный газон Cibie стал запуск производства жёлтых фар для автомобилей, экспортируемых во Францию. Издавна на экспортных «француженок», будь то BMW, Volvo или даже Nissan, жёлтую головную оптику производила только Cibie, и тут такое… Следующим серьёзным ударом стало резкое снижение цен на свою продукцию. Hella стала брать не качеством, а количеством. Тем самым, даже многие французские производители стали переходить на немецкие комплектующие. А из-за отсутствия жёсткого протекционизма со стороны властей, они были вольны в своём решении.
Американец W123 с фарами Cibie.
Редчайшее фото - Mercedes W124 Американец с круглыми фарами Cibie. Однако они были быстро сняты с производства, и их заменили квадратные фары Hella.
Volvo 262 GL Американка. Сначала была только Cibie, под конец выпуска модели Hella тоже стала выпускать подобные фары для неё.
Но оставался автоспорт, где Cibie ещё держала лидирующие позиции, притом скорее за счёт своего имени, которого у Хеллы в те времена ещё не было. Но тут французского корифея добили Bosch, PIAA и SIEM, которые так же вторглись в мир автогонок и достаточно быстро нашли свою целевую аудиторию (продукцией Bosch пользовался весь VAG, а все итальянцы фанатели от SIEM). Контрольным выстрелом для Cibie стал новый закон, вышедший в 1993 году, гласивший об упразднении жёлтых фар на территории Франции, Новой Зеландии, Японии и ещё нескольких стран. Всё то, что создавалось в течение 70 лет, рушилось буквально на глазах…
Однако, несмотря на совсем плохое положение дел, компания из завода превратилась в мануфактуру, которая, в основном, работает на удовлетворение нужд ретро-ралли, иногда делая под заказ современные раллийные «люстры». К примеру, в своё время команда Subaru World Team, за которую выступал Колин Макрей на своей Subaru Impreza, заказывала люстры именно у Cibie. Как видите, многолетний опыт создания гоночных фонарей позволил Макрею получить в 1995 году свой первый титул Чемпиона Мира в гонках серии WRC. Потом о фирме вспомнил Citroen, который начал ставить люстры Cibie на Xsara WRC в 2001 году. Именно с этими фарами Себастьян Лёб завоевал свои 7 Чемпионских титулов.
Боевой болид Колина Макрея. На капоте гордо возвышается "горбинка" 4-фарой люстры французского производства Cibie.
Автомобиль Себастьяна Лёба. И вновь дорогу освещает французский несгибаемый "Le Phare de Rally", как однажды прозвали Cibie.
Конечно, фары – это мелочь. Чего там, светят в разные стороны, освещают дорогу и обочину. Но ведь у каждой, даже самой малозначимой мелочи есть свои определённые секреты, накапливающиеся с опытом. Именно из мелочей складывается общая картина. Конечно, фирма Cibie сейчас не в пике своей формы, но она жива. Жива благодаря всё новым и новым победам, и из этих побед и складывается история успеха. Успеха Cibie.
17 October 2011 в 00:14
Автомобили
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.