Двуликий Hartge

Не стоит забывать о том, что каждый из Вас с моей помощью может разместить в "обзорах" свой труд. Приятно, что об этом факте не забывает M5Sergey. Недавно смотровчанин написал познавательную статью о бренде MK Motorsport, а сегодня решил порадовать нас историей создания тюнинг-ателье Carlsson. Приступим к прочтению?

Ничто не постоянно в этом мире. Так случилось и с Рольфом Хартге. В своё время Рольф помог своему первому брату, Герберту Хартге, основать компанию Hartge. Но спустя 18 лет он решил повторить путь «от гаража к производителю» со своим вторым братом, Андреасом Хартге. Только в качестве «доноров» для проектов были выбраны уже не BMW, дабы не составлять конкуренцию Герберту, а Mercedes с его укоренившимся AMG, экстравагантным Brabus и экзальтированным Lorinser.


Как всё начиналось.

В 1971 году Герберт Хартге вместе со своим старшим братом Андреасом открыли в городке под названием Мерциг маленькую фирму по ремонту автомобилей марки BMW под названием Herbert Hartge GmbH. Фирма была единственным сервисным центром BMW на южной границе Германии и Франции, в провинции Мерциг-Вадерн, поэтому она сразу получила большую популярность среди местных обладателей баварских автомобилей. Поначалу к ним ездили как к единственному ближайшему сервис-центру, а потом – как к хорошо зарекомендовавшим себя сервис--менам.

В 1974 году Герберт Хартге, узнав кое-что о внутреннем устройстве BMW и приобретя небольшой опыт, решил создать на базе сервисного центра ещё и тюнинговое ателье. К сожалению, мощностей в Мерциге не хватало и пришлось перенести все мощности ровно на 9 километров севернее – в город Беккинген. Его старший брат Рольф поддержал его и в этом начинании.

Шло время, постепенно братья Хартге стали предлагать своим покупателям всё серьёзнее и серьёзнее доработанные автомобили. Первым таким автомобилем стал Hartge 528i e12, который оснастили двигателем М30B35 взамен стандартного М30B28 мощностью 218 сил. Таким образом, Hartge опередили подразделение BMW Motorsport GmbH на год с их моделью М535i e12.


В это же время Герберт Хартге собирается участвовать в различных гонках. Но найти хорошего гонщика в молодую команду – очень сложно, а брать перспективного юнца, который может и не раскрыть свой талант, было опасно. Но судьба благоволила Герберту и Рольфу Хартге. К ним в команду пришёл довольно известный в то время пилот Ингвар Карлссон. Он принёс компании Hartge довольно широкую известность, выступая на BMW 323i е21, подготовленной для ралли. Эта машина показала себя очень надёжной и быстрой в гонках, выиграв три чемпионата совершенно разного уровня и значимости.

Ингвар Карлссон.

Шведский гонщик Ингвар Карлссон родился в 1947 году в маленьком городке Эребру, отсюда же родом и знаменитый Стиг Бломквист, победитель мирового чемпионата по ралли 1984 года. Он начал свою гоночную карьеру в 1968 году на автомобиле Volvo PV544. Затем пошла череда различных гонок на Datsun 260Z, а затем Ингвар пересел на BMW 2002 Ti. С тех пор он начал увлекаться BMW и с 1975 по 1979 не раз побеждал на своём верном болиде. Что же до команды Герберта Хартге, то в неё он попал после того, как выиграл Ралли Швеции. Герберт, который в то время находился в отпуске неподалёку, пришёл посмотреть на гонки. Там и произошло это знаменательное знакомство.

В команде Hartge Ингвару выдали полностью подготовленную BMW 323i e21. На ней было выиграно много славных гонок, однако, после года участия на этом авто, Ингвар решил пересесть на автомобили марки Mercedes. Казалось бы, пути братьев Хартге и Ингвара Карлсона разошлись навсегда.


Mercedes by Hartge.

Однако, младший брат Рольфа и Герберта Хартге – Андреас Хартге – так же решил заниматься тюнингом. Его душа не лежала к изначально спортивным BMW. Андреаса привлекали работы мастеров AMG, которые умели сделать из Мерседеса спортивный автомобиль, сохранив при этом должный уровень комфорта. И вот, в 1988 году Андреас при поддержке своих двух братьев выпустил ограниченную серию в 20 экземпляров уникального Hartge-Mercedes 300E W124. Этот автомобиль интересен тем, что собран он практически полностью на агрегатах BMW с применением деталей от Hartge. Самое главное – это двигатель. Здесь стоял легендарный М88/3 от BMW M5 e28, который так же устанавливался на всю линейку Hartge от «зажигалки-трёшки» Hartge H35sp-24 е30 до респектабельного седана седьмой серии Hartge 735i Export 4 Ventiller е23.

Мотор выдавал 330 лошадиных сил, что делало этот E-klasse самым быстрым Мерседесом в кузове W124 на тот момент. Коробка передач так же была заимствована из линейки BMW, это Getrag 280/5. В салоне появились руль, набалдашник рычага КПП и прочие мелкие детали с символикой Hartge, а в экстерьере наблюдаются диски Hartge с оригинальной гравировкой и шильдики знаменитой тюнинг-студии. Опыт оказался удачным, и Андреас твёрдо решил заниматься доводкой продукции Mercedes-Benz. Оставался вопрос с названием. Так как, несмотря на родственные узы, Герберт Хартге не хотел делить свой бренд по маркам, то Андреасу пришлось отказаться от мысли о шильдике «Mercedes by Hartge».


Андреас и Карлссон.

И вот, в середине 1989 года Андреас Хартге встретился с Ингваром Карлссоном. Тот всё ещё периодически выступал на Мерседесах, поэтому с радостью согласился помочь своим опытом в доработке автомобилей из Штутгарта. Почти два месяца они с Рольфом Хартге, который оставил своего процветающего брата одного, дорабатывали Mercedes 300E W124. В базе на этом автомобиле устанавливался мотор М103 объёмом 3 литра. Естественно, исходной мощности в 186 лошадиных сил показалось недостаточно, поэтому двигатель был расточен до 3,5 литра за счёт нового более короткого коленвала и небольшой шлифовки самих цилиндров. Так же, была слегка изменена система впуска и выпуска, а автоматическая коробка передач заменялась на 5-ступенчатую механическую, производства Getrag. В салоне появились сиденья Recaro и руль Momo с шильдиками Carlsson.

Но что примечательно - такой же руль ставился на автомобили производства Hartge! Точно то же было и с дисками, которым просто поменяли шильдик, однако сами диски Андреас позаимствовал из линейки компании старшего брата. Автомобиль пришёлся по душе публике, на него повалили заказы. Естественно, что полная конверсия нужна не всем, поэтому за дисками Hartge так же выстроилась очередь. Мошенники этим пользовались, покупали оптом диски Hartge якобы для нового автосалона, переделывали шильдики и продавали втридорога, пользуясь их постоянным спросом и слабым предложением, обусловленным малыми мощностями новоиспеченной фирмы Carlsson GmbH.

Carlsson C35 W124


Гоночный Mercedes W123 купе Ингвара Карлссона


Carlsson C35 W201


Наращивание производства.

В 1993 году Андреас Хартге наконец-то выпустил свою собственную линейку дисков, которые назывались Design 1/6. Эти диски сразу полюбились фанатам марки Mercedes, так как хорошо подходили не только на новые модели, но и на старые. В том же году вышел с иголочки новый проект Carlsson C36. Двигатель объёмом 3.6 литра выдавал 280 сил. В принципе, это уже была серьёзная заявка на борьбу под солнцем с автомобилями вроде Mercedes C43 AMG. Годом позже с этим же двигателем вышел Mercedes C36 W124. Так как в автомобиле устанавливался 6-циллиндровый двигатель, он вполне мог спорить с легендарным Mercedes E500 W124 за счёт намного меньшей массы. С этого года все автомобили стали комплектоваться исключительно автоматическими коробками передач. Андреас сказал однажды по поводу такого решения: «Как автоматическая трансмиссия не подходит BMW, так и механика не подходит Мерседесу. Механическими коробками передач пусть занимается мой брат Герберт. Он знает своё дело, а я знаю своё».

В 1997 году фирма Carlsson выпустила свой самый первый 12-цилиндровый проект – Carlsson C74 R129. V-образный мотор объёмом 7,4 литра выдавал на гора 560 лошадиных сил! А вкупе с механической 6-ступенчатой коробкой передач (почему Андреас пошёл на это – неизвестно) этот монстр, построенный на базе Mercedes SL600, разгонялся до контрольной сотни за 4.3 секунды, обогнав и Mercedes SL7.3 AMG, и доселе непобедимый Brabus SL7.3.


В 2000 году Андреас Хартге решается вступить в игру на поле высшего класса, представив свой автомобиль Carlsson C60, созданный на базе Mercedes S600 W220. Это был довольно серьёзный шаг, потому что при создании таких машин главный принцип «Не навреди!», что получается далеко не у каждого. Но братья Хартге с достоинством пронесли этот тяжкий груз ответственности, хотя казалось бы, поставить в автомобиле представительского класса каркас безопасности - неслыханная дерзость! Однако он был так аккуратно выполнен, да ещё, к тому же, так обильно покрыт хромом, что вписывался в интерьер как нельзя лучше.

В 2003 году был налажен выпуск компрессоров собственной конструкции. Это позволило значительно снизить цену доработок на двигатели, а так же расширить модельный ряд, так как теперь никто не ограничивал свободу действий. Таким образом и появился Mercedes C22, созданный на основе Мерседеса А-класса.

Carlsson C22


"Злой" Carlsson C60 W220. В топовых комплектациях на него устанавливался каркас безопасности и 4 раздельных спортивных "ковша"


Каркас ставился и на вполне простой дизельный СD32 W203, который по темпераменту мог соперничать с бензиновыми собратьями намного большего объёма



Carlsson C37 RS. Этот полугоночный автомобиль проходил Нордшляйфе за 8.19


Личный автомобиль Андреаса Хартге — Carlsson CK60. Построен в единственном экземпляре.




Выход в лидеры.

Братья Хартге определённо верно выбрали свой жизненный путь. Спустя довольно короткое время сначала Герберт Хартге добился успеха, став производителем, а потом по его стопам пошёл его младший брат Андреас Хартге. Спустя 11 лет после начала собственной жизни, Carlsson из тюнинговой компании превратился в икону. У этой фирмы есть и свои почитатели, и свои клубы, и своя атрибутика. У этой фирмы есть и довольно богатая победами гоночная история. Но самое главное, фирма Carlsson GmbH была признана компанией Mercedes-Benz, и теперь это не просто тюнинг-студия, а производитель, со своими серийными и VIN-номерами. Не это ли настоящее признание?

Слева направо: Андреас Хартге, отец семейства и Рольф Хартге. Герберта в тот день не было дома.

56
30 August 2011 в 13:00
Автомобили
40
  • 40 комментариев:
    SV ART
    #  SV ART.ЕКХ  30 August 2011 в 19:14

    интересно было почитать)

    0
    aslepow
    #  aslepow.39rus   7 September 2011 в 00:22

    +1!!!!!! спасибо Алан

    0
    -ТиМоХа-
    #  -ТиМоХа-.BRBS  30 August 2011 в 20:09

    вот этот псто по мне. Вот это мне нравится. Реально очень было интересно читать. Карллсон очень интересное ателье. У них все как то деликатно.
    Вот только последний выкидыш на базе SL меня пугает..

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  31 August 2011 в 00:16

    К сожалению, испортился материал. Раньше и Hartge, и Alpinaбыли хорошие. А теперь...

    0
    Perf
    #  Perf.СЗАО   2 September 2011 в 00:35

    сейчас многое не так как раньше.
    Hartge на базе е39 мне очень по душе)))

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для Perf.СЗАО   2 September 2011 в 10:06

    Ну то е39 :)

    0
    -ТиМоХа-
    #  -ТиМоХа-.BRBS   2 September 2011 в 11:22

    Снова убеждаюсь, что лучше стока от any нету ничего лучше.

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для -ТиМоХа-.BRBS   2 September 2011 в 12:59

    Лучше старых авто ничего нету..

    0
    -ТиМоХа-
    #  -ТиМоХа-.BRBS  для M5Sergey.77rus   2 September 2011 в 14:40

    ну..скажем так. В каждой марке есть не плохие новые авто. Но большинство новых меня удручает.
    Из бмв, все что до е39 и е46 ...а еще е28..или как там эта семера была не помню. Еще хомяк старый классный.Ну как то так.

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для -ТиМоХа-.BRBS   2 September 2011 в 15:09

    я бы даже сказал е39 и е46 - ещё нормальные BMW. Семёрка - как у меня? То е23.

    Хомяк.. эт кто?

    0
    -ТиМоХа-
    #  -ТиМоХа-.BRBS  для M5Sergey.77rus   2 September 2011 в 15:26

    Вот эта семерка

    и вот этот хомяк

    1
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для -ТиМоХа-.BRBS   2 September 2011 в 16:13

    Хому не уважаю. А 38... ну да, хороший автомобиль... но геморройный...

    0
    -ТиМоХа-
    #  -ТиМоХа-.BRBS  для M5Sergey.77rus   2 September 2011 в 16:19

    почему не уважаешь?Мне она наоброт больше чем новый нравится.

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для -ТиМоХа-.BRBS   2 September 2011 в 16:58

    Не, новый так вообще...

    0
    Perf
    #  Perf.СЗАО  для -ТиМоХа-.BRBS   2 September 2011 в 16:20

    е53 вполне нормальный авто тож самое что и е39 впринцепе.

    0
    -ТиМоХа-
    #  -ТиМоХа-.BRBS  для Perf.СЗАО   2 September 2011 в 16:45

    до

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  для Perf.СЗАО   2 September 2011 в 16:57

    Если бы не пневма, которая постоянно ломается.

    0
    Perf
    #  Perf.СЗАО  для M5Sergey.77rus   3 September 2011 в 00:52

    Пневма Оо? как бэ пневма там не везде.причём далеко не везде.

    0
    AlcoHolis
    #  AlcoHolis  30 August 2011 в 20:56

    отличный пост душевный

    0
    cmex177
    #  cmex177  30 August 2011 в 21:46

    экстро ксласссс

    0
    Yaro
    #  Yaro  30 August 2011 в 23:11

    хороший пост !!!!

    0
    ленивый
    #  ленивый.77rus  30 August 2011 в 23:14

    от них выходят самые отмороженные мерины)))))

    0
    Deeman
    #  Deeman.///M  31 August 2011 в 02:08

    Шикарный обзор) Любимая тема. Приятно было все прочесть)

    0
    Alex9101
    #  Alex9101  31 August 2011 в 03:33

    мегапост! интересно было почитать

    0
    GrozniJ
    #  GrozniJ  31 August 2011 в 11:09

    Афигенныйй пост приятно было читать, новенького узнал ,спасибо большое тебе за постик :)

    0
    ult1mate
    #  ult1mate  31 August 2011 в 17:21

    Спасибо, интересная статья. Хотелось бы побольше почитать про проекты с BMW в будущем.

    0
    M5Sergey
    #  M5Sergey.77rus  31 August 2011 в 22:28

    Про BMW не обещаю, но будет про Renault ;)

    0
    ult1mate
    #  ult1mate   1 September 2011 в 19:28

    Тоже пойдет. Буду расширять кругозор :)

    0
    ULAN
    #  ULAN.78rus  31 August 2011 в 17:55

    А как-то на меня наругались когда я обзор не со своими фотографиями сделал =)

    0
    stanislav66
    #  stanislav66  31 August 2011 в 19:59

    Обзор просто супер!

    0
    Шалвович
    #  Шалвович   1 September 2011 в 00:18

    молодцы они! с виду лобани, а машины накручивают серьезно)

    0
    Softerr56
    #  Softerr56   1 September 2011 в 21:30

    СПАСИБО очень интересный обзор!!!

    0
    Oldi
    #  Oldi   1 September 2011 в 22:10

    Спасибо огромное за очень интересный, офигенный обзор)))

    0
    Oleg-35rus
    #  Oleg-35rus   2 September 2011 в 13:56

    Супер обзорчик ++

    0
    t-keela
    #  t-keela   2 September 2011 в 21:23

    Прочитал на одном дыхании! Давно слышал про родство этих фирм, но никогда так толком и не узнал!
    Замечательная статья, маст хэв!

    0
    Moroder
    #  Moroder   3 September 2011 в 11:37

    Офигеено! супер обзор!

    0
    hound
    #  hound   4 September 2011 в 13:43

    Очень интересно !
    жаль что мерс после 98 года уже не тот (

    0
    Lapa_Login
    #  Lapa_Login.24rus   5 September 2011 в 06:29

    Куль

    0
    Ferrum
    #  Ferrum   6 September 2011 в 13:37

    классно, было приятно прочесть)

    0
    LorddeSnow
    #  LorddeSnow  24 January 2012 в 01:20

    Приятный пост...

    0

    Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
    Зарегистрируйтесь или войдите.