личный блог Ryloff

24 часа Ле-Мана. История.



Знаменитая автомобильная гонка на выносливость, проходящая ежегодно недалеко от французского города Ле-Ман. Организатором соревнования выступает Западный автоспортивный клуб Франции. Первая гонка состоялась 26—27 мая 1923 года, в дальнейшем соревнования проходили в июне. Гонка не проводилась в 1936 (из-за всеобщей забастовки) и 1940—1948 гг (из-за Второй мировой войны).

Соревнования проходят на трассе Сарте, длина которой в настоящее время составляет 13 650 м (8,482 мили). Бо́льшая часть дистанции проложена по обычным дорогам, в остальное время года используемым для передвижения транспорта; некоторые участки были построены специально.

В гонке участвует около 50 машин, стартующих одновременно. Победителем объявляется экипаж, машина которого прошла за 24 часа наибольшее расстояние.



В то время, когда гонки Гран-при происходили по всей Европе, Ле-Ман задумывался как своеобразное испытание для автоспорта. Целью производителей должно было стать производство не наиболее быстрых, а надёжных машин. Кроме того, такое испытание способствовало развитию топливосберегающих технологий.

На старт гонки допускаются автомобили четырех классов – LM P 1, LM P 2 GT 1 (прототипы) и LM GT 2 (Гран Туризмо).

LM P 1 - гоночные автомобили с открытым или закрытым кузовом. Двигатели: атмосферные бензиновые (максимальный рабочий объем – 6 л), бензиновые с наддувом (4 л) и дизельные с наддувом (5,5 л). Минимальная масса – 900 кг. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 550 до 650 л.с.



LM P 2 – «младший» класс прототипов. Двигатели: атмосферные бензиновые (максимальный рабочий объем – 3,4 л) или турбированные с компрессором (2 л). Минимальная масса – 825 кг. Мощность прототипов LM P 2 колеблется в пределах от 450 до 550 л.с.

LM GT 1 – Серьезно доработанные двухдверные купе или спайдеры на базе серийных моделей (омологационная партия – 25 машин). Двигатели – на базе серийного блока цилиндров, максимальный рабочий объем – 8 л. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 575 до 630 л.с.

Возможность форсировки двигателя в классе GT 1 широки – однако на впуске устанавливаются ограничительные шайбы. Подвеска фактически проектируется заново, внешние панели кузова – углепластиковые, а коробка передач – гоночная. Разрешены многие аэродинамические доработки. Из электронных «помощников» разрешена только система трекшн-конотроля. Минимальная масса – 1125 кг.



LM GT 2 – двухдверные купе или спайдеры на базе серийных моделей (омологационная партия – 100 машин или 25 для маленьких заводов). Двигатели – на базе серийного блока цилиндров, максимальный рабочий объем – 8 л. Мощность автомобилей колеблется в пределах от 430 до 520 л.с. Минимальная масса – 1125 кг.

В Ле-Мане также проходят суточные гонки для грузовиков, исторический марафон LeMans Classic и 24-часовая картинговая гонка.



Первоначально не было никаких правил о числе пилотов в автомобиле и о том, как долго они могут вести машину. Хотя в первые десятилетия почти все команды использовали двух пилотов, некоторые водители Ле-Мана — например, Пьер Левег — попытались участвовать в гонке в одиночку, надеясь сэкономить время на смене пилота, однако после того как в 1952 Пьер Левег заснул за рулем после 22 часов гонки, это было запрещено. Вплоть до 1980-х существовали команды с двумя пилотами, но к концу десятилетия в правилах было закреплено, что необходимо, по крайней мере, три пилота.

К 1990-м, из-за скоростей автомобилей и физического и умственного напряжения, в правила были введены положения, которые должны были способствовать повышению безопасности пилотов. Так, пилот не мог находиться на трассе более четырёх часов подряд, а в общей сложности в течение всей гонки — более четырнадцати часов. Это уменьшило уставание пилотов в течение гонок.



Хотя 24 часа Ле-Мана были частью Мирового Чемпионата Спорткаров (World Sportscar Championship), марафон имел правила, отличные от используемых в остальных случаях, отчасти из-за длины трассы. Некоторые правила отличались из соображений безопасности, другие — с учётом особенностей соревнования.

В течение многих десятилетий экипаж был обязан проехать не менее часа в гонке, прежде чем им позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями (типа масла или охлаждающей жидкости) за исключением топлива. Это было попыткой ACO повысить эффективность и надёжность. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались.

Другое правило, которое долго было уникальным для Ле-Мана, — требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Это требование основывается не только на соображениях пожаробезопасности, но также способствует повышению надёжности автомобиля, т. к. таким образом проверяется способность повторно многократно запускать двигатель в течение гонки. Другой элемент этого правила — что механикам не позволяют воздействовать на автомобиль или сменять комплект шин в то время, как происходит заправка топливом. Это способствует ускорению длинных пит-стопов, т. к. команды вынуждены искать более быстрые пути проведения данной процедуры. В качестве исключения к этому правилу, пилотам разрешают выйти из автомобиля и замениться в течение дозаправки.

В Ле-Мане есть различные традиции, установившиеся за прошедшие годы. Одна из самых давних — размахивание французским триколором в качестве сигнала к началу гонки. Обычно это сопровождается воздушным шоу реактивных самолётов, несущих красный, белый и синий дым. Подобная традиция есть и относительно других флагов — размахивание флагами безопасности в течение заключительных кругов гонки маршалами в качестве поздравления победителей и других финишировавших.

Именно на гонке 24 часа Ле-Мана было положено начало такой традиции как душ из шампанского. В 1967 24 часа Ле-Манa Дэн Герни и A. J. Foyt выиграли гонку за рулем нового Ford GT40. Когда Герни получил на подиуме бутылку шампанского, то увидел внизу главного администратора Форда Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби и их жён, а также нескольких журналистов, которые ранее предсказали провал для высококлассного дуэта. Герни встряхнул бутылку и облил всех поблизости, установив таким образом традицию, которая воспроизводится во всём мире уже более 40 лет.



Гонка обычно проходит во второй уикэнд июня. Практика проходит в среду перед квалификацией, после прохождения автомобилями технического осмотра в понедельник и вторник. Она состоит из двух частей, дневной и ночной, в ходе ночной экипажи, в том числе, должны продемонстрировать свою способность пилотировать машину ночью.

Квалификация состоит из двух частей, соответственно, днём и вечером, в тёмное время суток, и состоит из двух 2-часовых заездов. Расстановка на старте осуществляется по итогам лучшего результата всей квалификации.

Пятница отведена под день отдыха, в этот день проходит парад, в ходе которого все водители проезжают через центр города Ле-Мана. Для механиков пятница — это время напряжённой работы с автомобилями, в т. ч. восстановление разбитых в ходе квалификации машин.

Старт гонки тоже был интересен. Во времена открытых автомобилей гонщики выстраивались напротив своих машин на другой стороне трассы и по команде судьи бежали к машинам. Запускали двигатели и стартовали. Впоследствии когда стали использовать ремни безопасности эта традиция была забыта.


Самая известная часть трассы в Ле-Мане — это длинная прямая, часть дороги Route Nationale 138, известная как Ligne Droite des Hunaudières, или на английский манер — Mulsanne Straight.

В первоначальной конфигурации длина прямой составляла пять с половиной километров, но в 1990 году она была разделена двумя шиканами для снижения скорости. Это и не удивительно, так как машины группы С развивали на ней скорости, вплотную приближавшиеся к 400 км/ч, например, в 1988 году автомобиль WM P87 показал скорость 405 км/ч. Правда, гонщики остались недовольны изменениями — теперь вместо отдыха при движении по прямой им приходится за всю дистанцию гонки делать на 3000 переключений передач больше.



Самой успешной маркой в истории Ле-Мана является Porsche. Немецкие машины побеждали здесь 16 раз, включая серию из семи побед подряд — с 1981 по 1987 год. Следом за Porsche идёт Ferrari с девятью триумфами. Итальянцы также могут похвастать продолжительной победной серией (1960-1965 гг.). Самой захватывающей дуэлью тех времён было противостояние Ford и Ferrari. Единственной японской компанией, которая может похвастать победой в 24-часовой гонке, является Mazda, её успех датируется 1991 годом. Совсем немного не хватило Toyota для достижения подобного успеха. Технические проблемы, возникшие в последний час гонки 1999 года (взрыв задней левой покрышки) отбросили прототип из Японии на второе место.

В последнее время наблюдается доминирование Audi. Спортпрототип R8 LMP побеждал в пяти из последних шести гонок. В 2006 году в соревновании впервые победил автомобиль, оснащённый дизельным двигателем. Экипаж команды Audi Sport Team Joest в составе Франка Билы, Эмануэле Пирро и Марко Вернера захватил лидерство на третьем часу гонки и не упускал его уже до самого финиша. Audi R10 на финише опередила ближайших соперников на четыре круга.

Однако в 2009 году, триумфаторами стали конструкторы из французской Peugeot. Два суперкара Peugeot 908 заняли первые позиции, потеснив Audi R15, отставшую от победителя на 6 кругов.



В истории самой знаменитой гонки были и чёрные страницы. Леденящая душу авария в 1955 году привела к тому, что Mercedes-Benz прекратил участие в автоспортивных соревнованиях до 1987 года. Пьер Левег на машине 300 SLR на полном ходу врезался в трибуну возле пит-лейна после контакта с Austin-Healey и разбился вдребезги — двигатель и другие детали полетели прямо в болельщиков. Погибли 82 зрителя и сам Пьер Левeг, управлявший автомобилем Mercedes 300 SLR.

Гонка была продолжена, чтобы зрители не покидали трибуны и не занимали подъездные дороги, которые надо было оставить свободными для подъезда машин скорой помощи. Ночью с дистанции были сняты оставшиеся машины Mercedes-Benz. Эта ужасная авария до сих пор считается самой страшной катастрофой на автогонках. Главным судьей тогда был 82-летний Шарль Фару, основатель «Ле-Мана». Невозможно себе даже представить, что чувствовал этот человек, когда на закате его жизни (1873—1957 гг.) на гонках, рождённых им, произошла такая трагедия.

После Ле-Мана-1955 были отменены многие другие соревнования, в том числе Гран-при Германии и Швейцарии. В Швейцарии долгое время действовал запрет на проведение в этой стране кольцевых автомобильных гонок. Как уже было сказано, команда Mercedes-Benz после катастрофы отказалась от участия и выбыла из борьбы. И потом ещё много лет эта фирма не считала для себя возможным присутствовать на гонках, и не только в Ле-Мане.

С именем Mercedes-Benz связана ещё одна неприятная история. Прототипы CLR в 1999 году столкнулись со странными аэродинамическими проблемами — болид в буквальном смысле взлетел вверх и совершил сальто. Проблема была в исчезновении прижимающего машину граунд-эффекта, когда та шла по неровной трассе. Внесённые изменения в аэродинамический пакет не дали результата — машина вновь взлетела в воздух. Естественно, в гонке она участия уже не принимала. Две оставшиеся машины были немного другой конструкции, поэтому руководство спортивного отдела Daimler-Chrysler решило выпустить их на старт гонки. В результате ещё один болид немецкой компании «отправился в полёт» на одном из скоростных участков трассы и, перевернувшись в воздухе, приземлился в близлежащем лесу, примыкавшем к участку автодрома. Третий штуттгартский болид был немедленно снят с дистанции.

Ле-Ман – вехи истории

1923 Первая гонка - 33 экипажа на старте, из них 30 - ф ранцузские. Выиграл 3-литровый Chenard et Walcer.

1927 Первый переднеприводный автомобиль на старте - Tracta SCAP (машина ф инишировала на последнем, 7-м месте). Экипаж на Bentley Speed Model победил с рекордным отрывом в 350 км.

1930 Только 17 стартовавших. Последняя перед 70-летней паузой победа Bentley и дебют Alfa Romeo (кабриолет 6С Sport ф инишировал пятым).

1938 Первый старт автомобиля с двигателем V12: Delahaye 145 V12 (оба автомобиля сошли).

1939 Малютка Simca Cinq победила в классе до 750 см3 - с мотором 0,6 л. Тоже рекорд.

1949 Первый послевоенный Ле-Ман. Renault выставляет заднемоторный 4 CV, а Delettrez - автомобиль с дизелем. Обе машины сошли.

1951 Дебют Porsche, и с купе 356/4 немцы выигрывают в классе до 1100 см3.

1952 Пьер Левеж на Talbot Lago T26 GS едет гонку в одиночку, но сходит за час до ф иниша.

1953 Из 60 стартовавших экипажей 48 были заводскими.

1955 После вылета Пьера Левежа (Mercedes-Benz 300 SL) на третьем часу гонки погибли 82 зрителя и более сотни ранены. Самая крупная авария в истории автоспорта. Гонку останавливать не стали - победил Jaguar D

1958 Ле-Ман становится этапом чемпионат мира World Sport Car Championship.

1964 Минимальный объем мотора ограничен 1 л.

1966 Тройная победа марки Ford. На Синише три купе GT40 разделили 20 метров - самый плотный ф иниш в истории.

1968 Из-за политической нестабильности гонку отложили до сентября.

1970 Porsche выигрывает во всех категориях. Автомобиль 917K в классе прототипов до 5 л, 908/02 опередил все прототипы до 3 л, Porsche 911 S победил в «старшем» GT (до 2,5 л), и 914-й - в классе «до 2 л».

1971 33 из 49 стартовавших - Porsche. Старт впервые давалсяс ходу.

1975 Гонка теряет статус этапа чемпионата мира.

1980 Единственная победа «играющего» конструктора - Жан Рондо выиграл за рулем прототипа Rondeau 379B с двигателем Ford.

1981 Впервые в гонке используется пейс-кар. Он выехал на трассу после смертельной аварии Жана-Луи Лафосса (Rondeau M379 C Ford).

1982 Дебют прототипов группы C. 16 из 29 машин этого класса были оснащены двигателями Ford-Cosworth. Первые три места - у Porsche 956.

1983 Автомобили Porsche 956 оккупировали восемь первых мест на финише.

1987 Все автомобили на старте - спортпрототипы. Победил, разумеется, Porsche 962 С.

1990 На прямой Мюльсан появляются две - правая и левая - шиканы, чтобы прототипы не разгонялись до скорости 400 км/ч. Теперь пилоты должны дважды оттормаживаться до 120 км/ч.

1991 Первая и единственная пока победа японского автомобиля - Mazda 787.

1993 Возвращение класса GT. А весь подиум в абсолюте оккупируют прототипы Peugeot 905.

1994 Последняя, седьмая победа прототипа Porsche семейства 956/962. Автомобиль выставляла команда Dauer, которая выпустила переделанную версию купе малой серией. Так что Формально автомобиль выступал в классе GT. Прототип Toyota 94 CV лидировал, но сломался за 45 минут до финиша.

1995 Первая победа автомобиля с центральным расположением водителя. Это был McLaren, оснащенный двигателем BMW V12.

1999 Дебют прототипа Audi R8, выигравшего в итоге пять марафонов (2000, 2001, 2002, 2004, 2005 гг.).

2003 Последняя победа закрытого автомобиля - Bentley Speed 8.

2006 Спайдер Audi R10 выиграл свой дебютный Ле-ман. Первая победа дизеля.
2
3 January 2011 в 01:34
3289
7
7 комментариев:
Fleed
#  Fleed   3 January 2011 в 01:38

Вики да?

0
Teufel
#  Teufel.ОБН   3 January 2011 в 01:52

скорее всего))

0
Ryloff
#  Ryloff   3 January 2011 в 01:55

Всего по немногу)

0
Teufel
#  Teufel.ОБН   3 January 2011 в 02:05

надо было больше от себя, чтоб веселее и легче читалось...

0
Ryloff
#  Ryloff   3 January 2011 в 02:18

Это история, факты, что к чему, не думаю что тут что-то от себя добавлять нужно, это же не личный мой рассказ :)

0
Teufel
#  Teufel.ОБН   3 January 2011 в 02:31

ну можно как то все равно переписать...

0
Ryloff
#  Ryloff   3 January 2011 в 02:41

ну окей :)
учтем-с)

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29