Разновидности турбонаддувов (Часть 3)
Снова всем доброго времени суток!
это третий пост на эту тему, первые два можно найти по ссылкам:
Турбо и все что нужно знать про ЭТО! (Часть 1) - http://smotra.ru/users/primer/blog/114694/
Мифы и легенды о турбонаддуве (Часть 2) - http://smotra.ru/users/primer/blog/125525/
ну так вот, про принцип действия системы я поведал вкратце, про основные проблемы и вопросы с ними связанные, я рассказал, теперь немного углублюсь в проблему непосредственно самих турбин...
НЕ секрет, что сейчас выбирая автомобиль, можно наткнуться на названия, которые присутствуют в хар. двигателя такие как:
0. банальный турбонаддув
1. twin-turbo
2. biturbo
3. twin-scroll
4. VTG (Variable Turbo Geometry)
если честно, то я, не знал чем 1-е от 2-ого отличается, и не слышал про 3-е, не говоря уже о 4-ом)
так вот начнем по порядку..............:
1. twin-turbo
Инженеры придумали устанавливать на мотор не одну, а две турбины. Одна работает на маленьких оборотах двигателя, создавая тягу на «низах», а вторая включается позже. Такое решение получило название twin-turbo и позволило убить сразу двух зайцев — и турбояму
____________________________________________________________________________________________________
Сразу, что такое турбояма:Чтобы понять, что такое турбояма, вспомните о том, что турбина – это насос. И как любому насосу ему нужно сначала наполниться, а потом начинать качать. В рабочий режим наддува турбина выходит на опреде¬ленных оборотах двигателя (при определенном количестве и скорости выхлопных газов), а при малых оборотах наблюдается эффект недостаточной мощности – так называемая турбояма. Логически, маленький насос наполняется быстрее, чем большой, но он не может прокачать столько же воздуха, сколько большой, зато он быстрее сможет принять следующую порцию воздуха. Таким образом, маленькая турбина будет более отзывчива на нажатие педали газа, в то время как большая будет производить больше мощности. Другой фактор, который следует принимать во внимание, это то, что маленькая турбина более легкая, и ее крыльчатка имеет меньше инерции, соответственно, ее проще раскрутить, но она может пропустить через себя только ограниченный объем воздуха. Максимальная мощность у маленькой турбины меньше, но и турбояма (задержка между моментами наполнения) тоже меньше.
____________________________________________________________________________________________________
, и проблему нехватки мощности. В конце минувшего века автомобили с последовательной схемой подключения турбин имели некоторую популярность, их использовали Nissan, Toyota, Mazda и даже Porsche. Однако в силу сложности конструкции век таких аппаратов оказался недолог, и распространение получили другие идеи. Такое применяется в двигателе Audi R8
2. biturbo
ИЗ-ЗА сложности конструкции век таких аппаратов оказался недолог(но некоторые марки не будем смотреть вверх на картинку и говорить какие до сих пор используют твин, но у него есть свои плюсы...не будем судить их)))), и распространение получили другие идеи. Например, параллельный турбонаддув, или biturbo. То есть вместо одной турбины ставят две маленькие одинаковые турбины, которые работают независимо друг от друга. Идея такова: чем меньше турбина, тем быстрее она раскручивается, тем более «отзывчивым» получается двигатель. Как правило, две маленькие турбины ставили на V-образные двигатели, по одной на каждую «половинку».
3. twin-scroll
Еще один вариант — турбины с двумя «улитками», или twin-scroll. Одна из них (чуть большего размера) принимает выхлопные газы от одной половины цилиндров двигателя, вторая (чуть меньшего размера) — от второй половины цилиндров. Обе подают газы на одну турбину, эффективно раскручивая ее и на малых, и на больших оборотах.
4. VTG (Variable Turbo Geometry)
Самые последние появились турбины с изменяемой геометрией VTG (Variable Turbo Geometry). Естественно, чем городить две турбины, гораздо проще обойтись одной. Надо только сделать так, чтобы турбина одинаково эффективно работала во всем диапазоне оборотов. Здесь и начинается самое интересное. В зависимости от оборотов поворачиваются специальные лопатки и варьируется форма сопла. В результате получается «супертурбина», хорошо работающая во всем диапазоне оборотов. Идеи эти витали в воздухе не один десяток лет, но реализовать их удалось относительно недавно. Причем сначала турбины с изменяемой геометрией появились на дизельных двигателях, благо температура газов там значительно меньше. А из бензиновых автомобилей первый «примерил» такую турбину Porsche 911 Turbo.
вот вобщем все по этому вопросу, что мне удалось нарыть на просторах интернета...по этой проблеме, буду раскрывать эту тему дальше, по мере возможности...
всем Мир!
З.Ы. Если что-то упустил жду ваших комментов, постараюсь дополнить пост по мере возможности...если что-то не написал.
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.