Рецепт бензина или высокооктановый винегрет
Всем приветики.
Я - студент керосинки. Надеюсь, что по долгу своей будущей профессии буду связан с нефтянкой. Хочу рассказать про то, как у нас в стране получают бензин, который все мы заливаем в бак.
Итак, поехали.
Бензинами называют топлива, выкипающие в интервале температур 28 – 215 градусов по Цельсию и предназначенные для применения в ДВС с принудительным воспламенением.
Как же получают бензины? А вот как (см. схему):
В блок ПДН (первичной дистилляции нефти) нефть поступает подготовленная: стабилизированная (без метана, этана, пропана и бутана), без механических примесей, содержание солей и воды соответствует ГОСТу.
Продуктом ПДН являются так называемые прямогонные бензины – плохие с низким ОЧМ….СТОП
Все знают, что такое ОЧМ? Нет? Тогда расскажу)
Всем известно, что октановое число (ОЧ) является одним из важнейших показателей бензинов. ОЧ характеризует стойкость бензинов к детонации и численно соответствует детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана («н» - нормальный, чёткий, ровный). К слову, у изооктана ОЧ принято равным 100, а у н-гептана – 0.
Октановое число определяется на специальных установках типа УИТ-75/85/85М (см. картиночки ниже), либо на аналогичных зарубежного производства (опять см. картиночки ниже). Сравниваются характеристики горения испытуемого бензина и эталонной смеси изооктана с н-гептаном.
Картиночки:
Российская УИТ - 85М:
Нероссийская:
Для автомобильных бензинов ОЧ измеряют:
Считается, что ОЧИ (Октановое Число Исследовательским методом) лучше характеризует бензины при движении авто в условиях города, а ОЧМ (Октановое Число Моторным методом) – в условиях повышенных нагрузок.
После этого лирического отступления вернёмся к рецептам приготовления.
Продуктом ПДН являются так называемые прямогонные бензины – плохие с низким ОЧМ...СТОП…(теперь-то мы знаем, что это).
Все компоненты товарного бензина – продукты разных блоков (ПДН и голубые прямоугольнички с цифрами) – имеют разные октановые числа. Например, прямогонные бензины (после ПДН) имеют ОЧИ 65 – 70, а бензины блока 1 имеют ОЧИ 90 – 95. Так-то.
На самой первой схеме номер блока соответствует:
1 – блоку каталитического риформинга (КР);
2 – блоку гидроочистки (ГО);
3 – блоку коксования нефтяных остатков (аббревиатуру придумайте сами);
4 – блоку каталитического крекинга;
5 – блоку алкилирования одного вещества другим веществом.
Кстати ещё одним продуктом блока 3 (КНО) является кокс. Да – да, тот самый.
Рецепт приготовления товарного бензина следующий. Берут какой-то базовый компонент – например, бензиновую фракцию блока КР (ОЧМ = 75) или блока КК (ОЧМ = 79). К этому компоненту добавляют одну или не одну высокооктановую неароматическую (не путать с «неароматной». Пахнут они как следует, жи есть) добавку – например, алкилат с ОЧМ порядка 89, что очень круто. Для того, шоб ебашило чтобы ещё больше повысить ОЧ нашего бензина, добавляют и ароматические штучки – толуол (в самом низу схемы), который имеет ОЧИ=100.
Итак, варьированием доли всех этих компонентов в смеси достигается требуемое ОЧ нашего товарного бензина и его фракционного состава. И ещё в нём бодяжат всякие присадки, но это волшебство.
В зависимости от ОЧИ устанавливают четыре марки бензинов:
«Нормаль – 80» – предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А – 76;
«Регуляр – 91 или 92» – предназначены для эксплуатации взамен этилированного А – 93;
«Премиум – 95» отвечает за базар европейским требованиям, конкурентоспособен на нефтяном рынке и предназначен для зарубежных авто, эксплуатируемых в России;
«Супер – 98» – то же, что и «Премиум – 95», только круче.
Схему и весь текст старался максимально упростить. Пользовался своими знаниями (из учебников,иссессна), картинками разными и силой джедая.
Надеюсь, что пост Вам понравился. Удачи на заправках))
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.