XVII Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина. Часть 2. Экспозиция ГО
Сегодня начну показывать экспозицию Гаража Особого Назначения. Она приурочена к юбилею ГОН - 90 лет на службе отечеству.
И начнём с ранних советских автомобилей.
ГАЗ-А.
По сути является точной копией американского Ford A. Выпускался с 1932 по 1936 год. Модель стала первым массовым отечесвенным легковым автомобилем.
ГАЗ-М-1
Выпускался с 1936 по 1948 год. За основу автомобиля был взят Ford B, но в конструкцию были внесены серьёзные изменения: усилена рама, изменена конструкция подвески и тд. На основе ГАЗ-М-1 было создано множество модификаций с другими типами кузовов. Автомобиль широко использовался во время ВОВ высокопоставленными лицами и в НКВД, за что получил кличку "Чёрный ворон".
ГАЗ-11-73
Выпускался с 1940 по 1941 год. Автомобиль является модификацией Эмки с 6-ти цилиндровым двигателем ГАЗ-11. Ввиду больших габаритов двигателя, автомобиль получил новую облицовку радиатора, капот и усиленную переднюю подвеску. Всего выпущено 1250 автомобилей.
ЗИС-101
Выпускался с 1936 по 1939 год. Основным прототипом ЗИС-101 послужил Buick 90 34 года, а конструкцию заднего моста и рулевого управления взяли от Packard. Однако при проектировании автомобиля изменения вносились практически во все детали прототипов. Оснастку и чертежи для изготовления кузова были изготовлены фирмой Budd по нашему макету.
В ЗИС-101, впервые в серийном производстве в отечественном автомобилестроении было воплощено очень большое количество новых технических решений: кузов типа "лимузин" с опускающейся стеклянной перегородкой позади переднего сиденья, отопитель салона, откидывающаяся багажная решётка, за которой находился люк для доступа в багажник, передние двери впервые крепились на передней навеске, 8-ми цилиндровый двигатель впервые имел термостат системы охлаждения, был применён двухкамерный карбюратор с подогревом отработавшими газами.
ЗИС-101А
Выпускался с 1940 по 1941 год. В ЗИС-101А внешние изменения относительно базового 101-го коснулись облицовки радиатора, капота и эмблем. Так же изменения коснулись и технической части автомобиля, был серьёзно модифицирован двигатель, сцепление и коробка передач.
ЗИС-110
Выпускался с 1944 по 1958 год. Несмотря на внешнее сходство ЗИС-110 с Packard 180 он был полностью разработан в СССР и для его разработки не закупались зарубежные автомобили. Оснастка для производства кузовных моделей в отличии от предыдущего ЗИС-101 была полностью разработана и изготовлена советскими специалистами. Автомобиль был оборудован 8 цилиндровым двигателем мощностью 140 л.с. (6л). Двигатель известен исключительной плавностью и бесшумностью работы. ЗИС-110 стал первым в СССР автомобилем с независимой подвеской передних колёс.
Автомобили ЗИС-110 использовались не только для обслуживания госучреждений, но и в таксопарках в качестве маршрутных такси на междугородных линиях.
ЗИС-110Б
Выпускался с 1949 по 1957 год. Модификация ЗИС-110 с кузовом фаэтон не имела зарубежных аналогов. К этому времени ни один из американских производителей уже не строили подобные автомобили, поэтому открытая версия целиком заслуга наших конструкторов.
Фаэтоны ЗИС-110Б, начиная с 1955 года сменили лошадей на парадах на Красной площади в Москве. ЗИС-110Б принимали парады войск практически во всех странах соц лагеря, включая Монголию, Китай, Польшу, Югославию. В КНДР два серо-голубых ЗИСа неизменно участвуют в военных парадах до сих пор.
ЗИС-110П
Выпускался в 1956 году. Полноприводный лимузин, изготовлен с использованием агрегатов грузовика ГАЗ-63.
Всего было изготовлено 3 автомобиля, 2 из них с открытым кузовом фаэтон и один с кузовом лимузин.
ЗИС-110П фаэтон
Этот экземпляр ранее эксплуатировался Н.С. Хрущевым в его поездках по колхозным полям и на охоте. Был выпущен ещё один черный полноприводный фаэтон, он использовался в спортивной лаборатории ЗИЛа и до наших дней не сохранился.
ЗИС-115
Выпускался с 1949 по 1958 год. На базе ЗИС-110 была создана его разновидность ЗИС-110С с бронированным кузовом и доп оборудованием салона. Позже она получила индекс ЗИС-115. Конструктивно автомобиль совершенно другой, все агрегаты и шасси модернизированы и усилены в соответствии с увеличившейся нагрузкой.
Кузов бронированный 6-ти местный с противопульной и противоосколочной бронёй и толщиной стекол 75мм. Подъём стёкол осуществлялся гидравлическим домкратом. Выборочно автомобили оснащались кондиционером. Сборка автомобилей происходила в специальном боксе с отдельной пропускной системой и вооружённой охраной. Всего было изготовлено 30-38 автомобилей.
ГАЗ-М-20 «Победа»
Выпускалась с 1946 по 1958 год. Первый советский автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа.
Изначально для автомобиля предусматривались 2 двигателя 6-ти цилиндровый 2,7 литра (модификация двигателя ГАЗ-11) и 4-х цилиндровый 2,1л (конструктивно такой же только с двумя "отрезанными" цилиндрами). Предпочтение было отдано 4-х цилиндровому двигателю ввиду его большей экономичности и серийно Победа выпускалась именно с этим двигателем.
Передняя подвеска была выполнена на основе Opel Capitan. Тормозная система впервые в отечественной практике на массовой модели была выполнена гидравлической.
ГАЗ-М-20Г «Победа»
Выпускалась с 1956 по 1958 года. Вариант "Победы" для спецслужб, в первую очередь - КГБ, выпускалась небольшими партиями. Всего выпущено не более 100 автомобилей.
Помимо 6-ти цилиндрового двигателя от ГАЗ-12 "ЗИМ" использовалась его КПП с гидротрансформатором и задний мост с укороченными полуосями. Внешне М-20Г почти не отличалась от обычных "Побед", однако их максимальная скорость превышала 130 км/ч.
ГАЗ-М-12 «ЗиМ»
Выпускался с 1950 по 1958 год. Этот автомобиль, согласно госзаказу, должен был стать одним из самых распространённых служебных автомобилей СССР и занял промежуточное место между ЗИС-110 и массовой "Победой".
На ЗИМе использовали двигатель ГАЗ-11, который был спроектирован ещё в 1937 году. ГАЗовски конструктора создали несущий кузов при колёсной базе 3,2 метра, такого ещё никто не делал, это позволило сэкономить порядка 200 кг веса. Одним из основных нововведений на автомобиле была гидравлическая муфта, она устанавливалась на коленвале вместо маховика и плавно передавала крутящий момент в ведущему диску сцепления.
По уровню комфорта у ЗИМа, за исключением ЗИС-110 конкурентов не было. Всего было изготовлено 21527 автомобилей.
ГАЗ-21 «Волга»
Выпускалась с 1956 по 1970 год. В ходе проектирования был широко использован опыт зарубежных производителей, но неверно полагать что Волга имела какой-либо конкретный зарубежный прототип. Дизайн ГАЗ-21 разрабатывался независимо, причем был на момент выпуска передовым - отдельные аналогичные решения появились на американских моделях лишь после 1957 г.
Волга представленная на выставке относится к так называемой серии "со звездой" онаже "первая серия", эти автомобили были выпущены с октября 1956 по ноябрь 1958 года.
ГАЗ-23
Выпускалась с 1962 по 1970 год. Версия ГАЗ-21 для спецслужб с двигателем, представляющим собой модификацию мотора ЗМЗ-13, который применялся на "Чайке" (195 л.с.). Для улучшения управляемости часть машин комплектовалась импортными покрышками. Автомобили могли оснащаться как механической так и автоматической КПП. Всего выпущено 608 автомобилей.
ГАЗ-13 «Чайка»
Выпускалась с 1959 по 1981 год. Изначально планировалось создать новый представительский автомобиль на основе ЗИМа, однако в процессе разработки стало ясно что автомобиль безнадёжно устарел и разработку начали с чистого листа. Для автомобиля был разработан полностью новый 8-ми цилиндровый двигатель, в отличии от ЗИМа автомобиль имел рамную конструкцию. Чайка была первым отечественным автомобилем с электрическими стеклоподъёмниками и кнопочным управлением АКПП. На всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году автомобиль получил высшую награду "Гран-при".
ГАЗ-13Б
Выпускалась с 1961 по 1962 год. Автомобиль с кузовом кабриолет, изготовленный на базе автомобиля ГАЗ-13 Чайка. Подъём и опускание складывающегося механизма тента осуществлялся с помощью специального электрогидравлического устройства. Изготовлено не более 20 автомобилей.
ЗИЛ-111
Выпускался с 1958 по 1962 год. В конструкции ЗИЛ-111 было воплощено много новых технических решений: V-образный 8-ми цилиндровый двигатель, гидромеханический АКПП, ГУР, электропривод стеклоподъёмников, транзисторный всеволновый радиоприёмник. Новый ЗИЛ как и предшественник оставался рамной машиной. Впервые на серийных отечественных автомобилях была установлена 2-х ступенчатая АКПП. В 1959 году в серию пошла модификация ЗИЛ-11 с полностью отечественной установкой для кондиционирования воздуха.
Всего было построено около 50 автомобилей.
ЗИЛ-111В
выпускался с 1960 по 1963 год. В 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗИЛ-111В. Большой семиместный автомобиль имел тент с автоматическим гидравлическим приводом и четыре боковых подъёмных окна в хромированных рамах, полностью убирающихся в двери. Тент, как и у фаэтона ЗиС-110Б, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом.
Одному из кабриолетов ЗИЛ-111В выпала гордая и почётная миссия: 14 апреля 1961 года из аэропорта в Кремль ан нём проехал Юрий Гагарин.
ЗИЛ-111Г
Выпускался с 1963 по 1967 год. По сути это был тот же 111 с кондиционером, но с изменёнными внешними формами кузова и совершенно другим художественным решением хромированного декора. Начиная с ЗИЛ-111Г кондиционер вошёл в серийную комплектацию.
Изготовлено примерно 26 автомобилей, известно о 9 сохранившихся. Представленный на выставке автомобиль участвовал в кортеже машин, встречавших экипажи космических кораблей Союз-4 и Союз-5. При въезде в Кремль эта машина была обстреляна из двух пистолетов ПМ террористом Ильиным, полагавшим, что в автомобиле едет Л. И. Брежнев.
ЗИЛ-111Д
Выпускался с 1964 по 1967 год. Открытая версия автомобиля ЗИЛ-111Г с кузовом кабриолет. Сего-голубые ЗИЛ-111Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов. Кроме участия в парадах, автомобили ЗИЛ-111Д дарились лидерам дружественных стран - такими подарками очень дорожили, и поэтому многие машины сохранились до наших дней.
Сравнить ЗИЛ-111Д с какими-либо зарубежными аналогами довольно сложно, так как ЗИЛ единственный завод в мире, который в качестве базового автомобиля изготавливает лимузин, а кузова седан, кабриолет и универсал делает на его базе. Советский кабриолет сделан как единое целое, т.е. не удлинённый автомобиль, а отдельная модель на цельной рабе собственной конфигурации.
XVII Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина. Часть 1.
XVII Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина. Часть 2. Экспозиция ГОН. Cоветские автомобили.
XVII Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина. Часть 3. Экспозиция ГОН. Cоветские автомобили.
XVII Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина. Часть 4. Экспозиция ГОН. Зарубежные автомобили.
Репортажи с прошлых Олдтаймер-галерей:
XV Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина (март 2010)
XVI Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина (октябрь 2010)
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.