личный блог Grom727

Доработка ГБЦ - часть 2

Клапаны. Как и всё остальное, их заводское воплощение зачастую не выдерживает никакой критики. Направлений доработок два: уменьшение веса и увеличение пропускной способности.



Далее под катом...

Для облегчения клапан перетачивается. Лишний металл снимается с обоих сторон тарелки клапана - с лицевой стороны за счёт небольшой выемки в тарелке, а с тыльной стороны за счёт уменьшения радиуса перехода стержня клапана в тарелку, а также утоньшения самой тарелки. Сам стержень клапана тоже утоньшается. Вариант без замены втулок - утоньшение ножки клапана на участке от тарелки до направляющей втулки. Большего облегчения можно добиться при уменьшении диаметра всей ножки, однако это потребует замены направляющих втулок на нестандартные с меньшим диаметром отверстия под клапан. Так, например, уменьшение диаметра ножки клапана с 8 мм (восьмиклапанные моторы ВАЗ) до 7 мм снижает массу самого стержня (только стержня) на 23,5%. Клапаны 16-ти клапанных моторов ВАЗ изначально имеют диаметр стержня 7мм. Для сравнения приведу пример: специальные клапаны Schrick для подготовленного кольцевого мотора Honda B18 (1.8 литра) имеют диаметр 5.5 мм с локальным утоньшением до 4.5 мм, однако эти клапаны с трудом выдерживают даже незначительные боковые нагрузки.
В деле облегчения особняком находятся клапаны из титано-алюминиевого сплава. Поразительная лёгкость (на 40% легче аналогичных стальных, т.е. почти в два раза) сочетается с некоторыми неприятными особенностями. Первая из них - очень высокая стоимость клапанов, значительно превосходящая стоимость обыкновенных стальных клапанов известных производителей. Вторая - хрупкость титана, которая ставит определённые требования к жесткости клапанных пружин и материалу сёдел клапанов. Пружины зачастую остаются штатными, либо дополнительно прослабляются, благо что лёгкость клапана позволяет компенсировать недостаток усилия пружины. Сёдла настоятельно рекомендуется заменять на бронзовые, из специальной жаропрочной бронзы - более мягкая в сравнении с чугуном бронза уменьшает "отскок" клапана при закрытии и гасит ударные нагрузки. Третья - титан ни с одним из конструкционных материалов не составляет требуемой пары трения, что приводит к необходимости применеия специальных покрытий клапана на основе керамики, например карбида титана. Это тоже вносит свою лепту в стоимость клапана.
Для увеличения пропускной способности клапана изменяется профиль тарелки, рабочих и дополнительных фасок клапана. Рабочие фаски делают уже, угол впускных меняют на 30 градусов, а выпускных на 45 градусов (в большинстве случаев фаски везде 45 град.), нарезают дополнительные фаски в местах перехода рабочей фаски в тарелку клапана. Подобные доработки на стандартных восьмиклапанных двигателях ВАЗ дают прирост порядка 5-6%.
Дальнейшим этапом на пути увеличения пропускной способности клапанов является их замена на увеличенные. При этом можно пойти двумя путями:
1) установка увеличенных клапанов без замены сёдел. Размеры штатных сёдел позволяют некоторое увеличение своего внутреннего диаметра и диаметра рабочей фаски, что увеличивает его пропускную способность. На некоторых ГБЦ в большей, на некоторых - в меньшей степени. Разумеется, что это требует также увеличенных в диаметре клапанов. Из отечественных двигателей относительно широко практикуется на 16-клапанноых ГБЦ 2112;
2) установка увеличенных клапанов с заменой сёдел. Родные сёдла вырезаются, изготавливаются новые, увеличенного размера. Нарезаются все необходимые фаски и ставятся клапаны, ещё большего, чем в первом способе, размера. Сёдла изготавливаются из жаропрочного чугуна, хотя в некоторых случаях и из специальной бронзы. Следует помнить, что запресовка сёдел, это очень ответственная работа, так как не редки случаи "выпадания" во время работы двигателя сёдел, запресованных без соблюдения всех необходимых технологий. Этот способ наиболее распространён, хотя и дороже первого, т.к. более эффективен в плане полученного результата и фактически безальтернативен для 8-клапанных ГБЦ двигателей ВАЗ.
Клапаны обычно подбираются от иностранных двигателей, хотя в спорте могут изготавливаться и с нуля. Прибавка мощности для восьмиклапанных двигателей ВАЗ при этом может составлять 8-10% в зависимости от степени подготовки ГБЦ.
Для сравнения приведу некоторые данные по устанавливаемым клапанам на двигатели ВАЗ:
- ВАЗ 2101-2107, 21213 - клапаны от 39*34 до 42*35. Используются клапаны от 2-х литровых 8-клапанных двигателей Ford Sierra (а так же от старых моделей двигателй Mercedes и некоторых других);
- ВАЗ 2108-11 - клапаны от 39*34 до 40*34. В основном используются клапаны от моторов BMW и другие.
- ВАЗ 2112 - клапаны от 31*27 до 33*29. Применяются клапаны от 16-клапанных моторов VW, Audi, Opel (последние с 6мм ножкой, что требует замены направляющих клапанов на другие).
Приведёные примеры размерности клапанов являются наиболее распространёнными для отечественных двигателей, но не единственно возможными. Поэтому Вы можете столкнуться с задачей подбора или определения неоходимых размеров тарелок клапанов. Наиболее оптимальным для атмосферных двигателей является соотношение пропускной способности каналов в районе седел, напрямую связанной с площадью тарелок, примерно как 4/3, т.е. площадь выпускного клапана должна составлять примерно 75% от площади впускного.
Можно сравнить этот показатель у наиболее распространённых вариантов:
39*34 - 76%
40*34 - 72.3%
41*35 - 72.9%
31*27 - 75.9%
33*29 - 77.2%
Это характерно для атмосферных двигателей. Двигатели с наддувом или впрыском закиси азота нуждаются в увеличении выпускных клапанов, т.к. производят очень много отработавших газов в сравнениее с объёмом поступившей смеси. Клапаны специально под такие моторы могут соотноситься как 90% и даже более.


8
3 May 2011 в 00:28
3236
2
Последний раз отредактировал Grom727, 3 May 2011 в 00:30
2 комментария:
RS-COSWORTH
#  RS-COSWORTH   3 May 2011 в 00:48

познавательно так..прочитал,спасиб!)))

0
angelo4eg
#  angelo4eg   3 May 2011 в 01:05

клапан справа похож на мотоциклетный))))

0

Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.

Выбор автоSuperb II 1 January 1970 в 04:00
4
Смотра USAСмотра в NY 1 January 1970 в 04:00
11
ПутешествияПермь Турция 1 January 1970 в 04:00
3
ПутешествияАбхазия 1 January 1970 в 04:00
29