Человек-торпеда.
Только что закончился фильм Ф.Ф.Копполы: Такер: человек и его мечта (1988). Он основан на реальных событиях и снят о ярком, потрясающем человеке. Об этом реформаторе хотелось бы узнать самой и поделиться с Вами.
как его зовут,читайте под катом
Для начала мне кажется все же стоит понять что это за человек и откуда он взялся. Поэтому посвятим буквально пару минут его краткой,но безумной биографии.
Престон Томас Такер (Preston Thomas Tucker, 1903–1956). Судьба этого человека была яркой ровно настолько, насколько она была трагичной. Речь идет о новаторе, изобретателе-одиночке, который пытался воплотить в жизнь свою мечту об «автомобиле будущего», за что и был уничтожен «великой тройкой»: General Motors, Ford, Chrysler.
1903 год принес много разочарований, много радости,но самое главное, что он принес нам гениальнейшего ученого опережающего свое время. Престон Такер родился в маленьком городке в штате Мичиган. Способности позволили ему успешно закончить Высшую техническую школу в Детройте и получить диплом инженера. Вскоре он становится во главе станкостроительного завода. Но настоящей его страстью были автомобили. Неуемная натура Престона заставила его поработать в офисе "Кадиллака", торговать "студебеккерами", роскошными "пирс-эрроу", народными "джипами" и вдобавок попытаться наладить выпуск гоночных машин, да не где-нибудь, а у самого Генри Форда. А между этими важными делами Такер еще успел десять лет прослужить ... в полиции.
Так или иначе, жизненный околоавтомобильный калейдоскоп Такера принес свои плоды: среди его знакомых были и победители в гонках "Индианополис": Уильбур Шоу, Ральф де Пальма, и братья Шевроле, и знаменитый в ту пору Гарри Миллер - конструктор легендарных спортивных машин. После окончания Второй мировой Престон Такер загорелся идеей по-строить автомобиль, который, по его мнению, должен стать ни чем иным, как прообразом автомобиля будущего. Наступала эпоха наивысшей стадии расцвета американской автомобильной промышленности, и Такер был глубоко убежден, что рынок с восторгом примет его детище.
Немного узнав о нашем герое, давайте на секундочку представим то время. Только недавно закончилась Вторая мировая война. Люди в шоке, государства в глубочайшем кризисе, и основная проблема не постройка автомобилей, а постройка своего собственного будущего. И именно в это нелегкое время Такер все таки решается создать то, что будет радовать людей, отвлечет их от несчастья последовавшего после войны. ну разве он не гениален?
Заработанные на выгодных правительственных заказах деньги и кредит - 30 млн. долларов - позволили купить бывший завод "Додж", где во время войны производили бомбардировщики. Так появилась компания "Такер Корпорейшн". Энергичный сорокалетний бизнесмен, Такер умел убеждать и кредиторов, и молодых талантливых инженеров в реально-сти своих планов. Известие о революционном проекте Престона было объявлено в декабре 1945 года - именно тогда на страницах американских журналов появился первоначальный дизайн-проект фантастического автомобиля.
" В кадре доверху набитый далматинами Lincoln Continental с открытым верхом въезжает во двор небольшого поместья в городке Ипсиланти, штат Мичиган. Это наш главный герой Томас Престон Такер вернулся домой. "На прошлой неделе проводился опрос на тему: "Что больше всего хотят получить американцы после окончания войны?" Так вот, 87% населения ответили, что хотят получить новую машину", - именно такой новостью, не считая, конечно, появления дюжины собак, наш герой обрадовал своих домочадцев. И вытащил из машины огромный сверток, в котором оказался эскиз будущего автомобиля под названием "Торпеда Такера" - именно его и будут покупать американцы. "
Начинает Такер с того, что собирает команду. Рядом с его домом уже стоит гараж, в котором из деталей, найденных на автосвалке, рабочие делают опытный образец.
В 1945 году в США был отменен запрет на производство легковых машин, после которого такие акулы автопрома, как General Motors, Ford и Chrysler выпустили на рынок пережитки 30-х годов. В связи с этим представленная Престоном Такером в 1946 году Tucker Torpedo поистине удивила своей новизной и нестандартностью. На тот момент ощущался застой в автопроме и все уже устали от пережитков 30-х годов. Такер просто-напросто просчитал тренд и сделал машину под него. Считают, что именно он открыл настоящий автомаркетинг гораздо раньше, чем это сделал Ли Якокки. Идея Такера была проста: машина завтрашнего дня сегодня!
Но как и всех гениев не своего времени, Такера преследует злой рок. И с другой стороны этого следовало ожидать. Ведь Престон пошел против Великой тройки!!!Это немыслимо, непоправимо, но решила дальнейшую судьбу автомобиля, как бы печально это не было. Получавшийся автомобиль был гораздо лучше, быстрее и безопаснее своих предшественников. Но представьте какие убытки понесли бы Великие производители автомобилей?Достаточно представить, что стало бы со всей индустрией, если бы Такер реализовал свой план - делать по 300 000 машин в год, продавая их по $2500 за штуку - дешевле любого Ford или Chevrolet.
Уже в 1947 году Такер представил первый прототип, который оценили прежде всего за необычный дизайн. Но столкнувшись с первыми проблемами технического характера, которые задерживали выпуск его «автомобиля мечты», Такер был вынужден упростить проект. Такер ввел не совсем обычную для того времени схему продаж: чтобы зарезервировать себе место в очереди на покупку машины, клиенты должны были заплатить дополнительно 125 долларов за радиостанцию Motorola, чехлы на сиденья и три чемодана, обшитых кожей. Эти действия помогли ему добавить $2 млн и поднять свой счет до $17 млн. Примечательно, что $15 миллионов он заработал на продаже акций и дистрибьюторских прав дилерам.
В то время как Такер сохранял на лице голливудскую улыбку, его инженеры и бухгалтеры изо всех сил пытались «оправдать» высокие затраты, такие как $1500 за двигатель для автомобиля за $2500. Завод, на котором трудилось 2200 сотрудников, ежедневно выпускал по 100 автомобилей. В 1947 году против Такера и семи его сотрудников Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям завела дело, обвинив их в мошенничестве и обмане инвесторов. Акции компании Такера упали вдвое. До сих пор доподлинно неизвестно, кто был «организатором» дела Такера, но с началом процесса завод был закрыт на несколько недель, а потом и вовсе был возвращен под юрисдикцию правительства.
Два года спустя после начала суда обвинения по всем пунктам со всех участников были сняты. Перебравшийся в Бразилию Такер попытался в 1955 году начать еще один амбициозный проект, но так ничего и не смог сделать. В декабре этого же года Престон Такер умер от пневмонии. В 1988 году Френсис Форд Коппола снял фильм «Такер: человек и его мечта», основная мысль которого была в том, что хорошие ребята редко выигрывают в реальной жизни.
Достаточно печальна судьба человека, который мог бы привнести огромный вклад в будущее атомобилестроение. Точнее привнес его, но к сожалению сильные мира сего не одобрили такие великие замысли. они бы потеряли слишком много денег. Наверное Вас удивляет почему так много об авторе автомобиля и так мало о самом авто? Конечно же сейчас это досадное недоразумение будет исправлено. Просто мне всегда казалось, что сначала надо понять того злого гения, который сидит в каждом мальчике, но не каждый выпускает его наружу.;) Надеюсь в данном случае это получилось.
Итак мы поговорили об авторе, теперь думаю стоит понять что же это за автомобиль. Сразу оговорюсь, что он уникален. Это автомобиль-прорыв. Но к сожалению он был создан всего в 50 экземплярах....
Несомненно, дизайн модели "автомобиля будущего", названной "Торпедо", перекликался с элементами модели "Корд-812". В частности, также выделялся центр передка от выступающих крыльев. Особо бросалась в глаза находившаяся в центре поворотная фара, призванная повысить безопасность при езде в темное время. Лобовое стекло с целью улучшения обзора предполагалось сделать панорамным (подобное новшество было внедрено на американских автомобилях лишь спустя десять лет), а водителя решили посадить посередине. Задняя часть кузова плавно ниспадала и предвосхитила входивший в моду тип кузова "Фастбек". Все части и снаряжение кузова несли на себе отпечаток всесторонних аэродинамических исследований. Алекс Тремулис опередил художников большой тройки, пришедших к аэрокосмическому дизайну лишь спустя пять-семь лет.
ОХ!разве не чудо этот автомобиль?Разве он не похож на мечту того времени? Ведь в нем есть что то завораживающее и удивительное. А обтекаемость кузова? Честно? Я бы и сейчас не отказалась от такого авто;)
Двигатель - шестицилиндровый оппозитник с непосредственным впрыском (!) в 150 сил, с гидротолкателями клапанов, решили разместить в "корме". По замыслу, поперечный двигатель через гидротрансформаторы по концам коленвала должен был приводить колеса. Тем самым исключалась необходимость в коробке передач и дифференциале. Это был прямой путь к удешевлению и облегчению автомобиля. В первоначальный проект была заложена идея создания двухдверной машины среднего класса, что явно шло в разрез с амбициями Престона Такера. Поэтому он, получив благожелательные отклики на первые публикации о прототипе, решил начать завоевание мира с полноразмерного автомобиля высокого класса. В проект незамедлительно был внесен ряд изменений. Добавили еще две двери и соответственно увеличили габариты. Для удобства посадки дверные проемы заходили на крышу (это решение нашло применение на серийных автомобилях только в 80-е годы). Прототип модели, запущенной в производство, был построен всего за 100 дней. В том, что напряженный труд макетчиков не был напрасен, все убедились, увидев натуральный ходовой макет "Торпедо".
в машине применили многие необычные для того времени решения: лобовое стекло при столкновении проваливалось вниз, изменяющаяся форма приборной панели защищала пассажиров: установлены небьющиеся стекла (предшественники "Триплекса"), дисковые тормоза на всех колесах, энергопоглощающая рулевая колонка. Сам Такер предлагал установить в машине ремни безопасности! Таким набором элементов пассивной и активной безопасности в то время не обладал ни один автомобиль в мире. К сожалению, все эти решения были применены только в испытательном образце, а в окончательную версию прототипа вошла только часть из них. Специально для нового автомобиля был построен шестицилиндровый оппозитный двигатель мощностью 150 л.с., и рекордно малой массы - всего 100 кг! Но мотор требовал еще всесторонней доводки, а время поджимало. Поэтому реальным двигателем стал другой шестицилиндровый оппозитник вертолетный "Франклин". Этот двигатель компании "Белл" с воздушным охлаждением быстро приспособили к автомобилю, заменив охлаждение на жидкостное. От авангардистского индивидуального привода на каждое колесо пришлось отказаться в пользу механической коробки передач с электрическим управлением фирмы "Корд". На некоторых автомобилях устанавливалась и автоматическая КП.
Что то подсказывает мне, что хватит говорить об этой легенде. Итак много сказано, много написано. Я хотела сделать лишь кратенькую выборку имеющихся материалов, но получилось как снежный ком-одно за другое и понеслось. В этом нет ничего плохого, надеюсь я заинтересовала читателей такой замечательной личностью как Престон Такер и его автомобиль торпеда. В конце я все таки добавлю пару фактов об этой прекраснейшей машине;)
Истории торгов уцелевших экземпляров Tucker Torpedo заставили бы задуматься о смысле жизни финансистов, биржевиков, трейдеров и прочих брокеров, сутки напролет считающих десятые доли процентов в биржевых котировках акций. Так, лот N449, он же 38-й экземпляр Tucker Torpedo, 15 августа 2008 года на аукционе Sports & Classics of Monterey ушел за $1 017 500 - результат сам по себе внушающий, но только для тех, кто поверхностно следит за торгами. Двумя годами ранее молоточная цена этого же 38-го экземпляра составила $577 500 - таким приростом в стоимости вряд ли могут похвастать и более редкие машины. А самый последний из проданных Tucker с номером шасси 41 в июне прошлого года ушел с молотка на Clars Auction за $750 000. И это при том, что продавцу он достался в начале 70-х за какие-то пять тысяч зеленых.
В посте использовались следующие источники:
Европейская автокультура
MOTOR
Автопилот.КоммерсантЪ
АвтоОмск.ру
Странный сайт=)
Конечно Яндекс картинки
Надеюсь статейка вам понравилась;)и под конец:
Престон Такер - мечтатель, чей гений угрожал благополучию могущественных индустриальных гигантов США. Его нововведения 40-х годов, такие, как аэродинамика кузова, безосколочные стекла, ремни безопасности, система вспрыска топлива и дисковые тормоза пользуются спросом и сегодня.
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.