Выбираем экипировку
Будем считать, что то, что вы давно хотели сделать, случилось. Вы приобрели мотоцикл. Да, вы новичок в этом деле (иначе эта статья вам ни к чему, переворачивайте страницу), поэтому у вас скорее всего «спорт» начального уровня, кубиков так на 400. Многие начинают с этого. И вот тут возникает вопрос, как себя сохранить – мало ли что случится. Нужна экипировка.
Начнем с головы
Самое главное в нашем деле – шлем. Почему? Две основные причины смертности среди мотоциклистов – это черепно-мозговые травмы и переломы таза. Поэтому в первую очередь защищаем голову. Шлемом. Шлем выбирается очень просто – либо он нравится, либо нет. А если серьезно, то шлемы бывают разных типов. Например, так называемый brain cap, просто шапочка, которая носит декоративный характер. Есть шлемы открытые, без стекла, есть полностью закрытые, последние могут быть как цельные, так и в виде «открывашек» – с опускающейся нижней «челюстью». Наиболее защищенный, естественно, цельный шлем.
Качество шлема и его защитные способности зависят от материала, из которого он сделан. Самые простые и дешевые шлемы делают из пластика и различных его вариантов. Те, что подороже, производят уже из композитных соединений, в состав которых входят кевлар, пластик, карбон в несколько слоев. Чем выше степень защиты шлема, тем он дороже. Для новичка: если не ориентироваться сразу на что-то дорогое, можно остановить свой выбор на средней ценовой категории, 6–12 тыс. руб. В этих рамках можно найти достаточно приличные варианты. Есть, конечно, шлемы подороже, но тут скорее играют уже роль громкое имя производителя, варианты окраски. Да, шлем подбирается в цвет мотоциклу, что сделать несложно – практически у любого производителя есть шлема самых разнообразных окрасок.
Главное в шлеме – материал, из которого он сделан. На втором месте по важности находится вентиляция. Чем больше входных и выходных вентиляционных отверстий, тем лучше на ходу шлем продувается и вентилируется, следовательно, голова не потеет, да и вероятность того, что запотеет забрало, снижается. Да, внутренняя отделка почти у всех одинаковая, за исключением очень дорогих изделий, в которых внутри уже можно встретить и вельвет. У современных шлемов вся внутренняя отделка съемная. При этом можно взять шлем размером меньше, а «внутренности» размером больше – таки образом можно подогнать шлем под собственную голову. Все дело в том, что все каркасы шлемов практически одного размера, а фактический размер шлема регулируется внутренними вставками. Учтите, у разных производителей форма внутреннего наполнения несколько отличается, кроме того, со временем эта внутренняя выстилка оседает. Поэтому шлем, который сначала сидел впритык, впоследствии станет более комфортным. А вот брать шлем, который на голове болтается, брать не стоит. Оденьте его, застегните, потрясите головой – он должен сидеть плотно. Теперь несколько слов о стекле шлема, вернее, о пластиковом забрале, если быть точным. Изначально все шлемы поставляются с прозрачным стеклом, некоторые – с так называемым незапотевающим (забавно, в определенных условиях оно все равно запотевает), которое на внутренней поверхности имеет специальную пленку. Как правило, производители предлагают широкие линейки стекол на замену: слегка или сильно тони-рованные, зеркальные (иридиевые), золотистые, да какие угодно. Тонированное стекло, кстати, хорошо в яркий солнечный день, а вот в сумерках может встать вопрос о его замене. Если вам так уж досаждает солнце, то помните – есть шлемы с внутренними сдвижными солнцезащитными козырьками. Как и съемные стекла, впрочем, которые можно возить с собой.
Также нужно обратить внимание на застежку. Существуют два основных варианта, это простые защелкивающиеся застежки и так называемое «двойное кольцо», которое пришло из профессиональных мотогонок. Пользоваться такой застежкой сложнее, зато она надежнее и в чрезвычайной ситуации шлем уж точно останется на голове владельца. Да, к шлему всегда рекомендуется одевать подшлемник. Он улучшает теплообмен, и вам будет попросту комфортнее.
Защищаем тело
Для этого нам понадобится верхняя одежда, куртки и штаны. Куртки бывают тканевые и кожаные. В последней летом может быть достаточно жарко, зато она лучше защищает: при контакте с асфальтом кожа не треснет, как ткань, и если, не дай бог, вас протащило по асфальту, кожаная куртка не протрется. Обычно все куртки, которые можно найти в продаже, имеют встроенные – вшитые элементы защиты. Это вставки в плечах, в рукавах, на локтях, в области спины, реже – на груди. Вставки относительно мягкие, не раздражают при носке. Но если мы говорим о максимально возможной защите, то тогда понадобится «черепашка», это по сути, набор защитных элементов, наживленных на матерчатый или сеточный каркас. Куртку она не заменит, однако хорошо ее дополнит. Обычно поверх «черепахи» одевают куртку, предварительно вынув из последней все защитные вставки? Почему? Опыт показывает, что «черепаха» эффективнее (своим твердым каркасом она защищает наиболее уязвимые места) противодействует переломам, куртки же противодействуют скольжению. В «черепахе» в жаркий день можно ездить и без куртки, но с умом, осторожно, надев поверх защиты футболку. Вообще, хорошая, «работающая» защита одевается на голое тело. Почему? К примеру, наколенник, одетый поверх штанины, может при контакте с асфальтом сместиться в сторону, и последствия могут быть самые неприятные.
Куртки можно выбирать очень долго. Есть варианты с вентиляцией, специальными вентилируемыми карманами, с металлическими вставками-слайдерами, которыепозволяют красиво скользить по асфальту с искрами. Могут быть короткие и длинные, летние и осенние. Обратите внимание на то, что в кожаных куртках путешествовать на большие расстояния не очень удобно, здесь пригодится куртка из ткани, которая к тому же может быть водонепроницаемой. Выбор огромный, выбрать можно и размер, и цвет, и рисунок. Разброс цен на куртки в Петербурге составляет 5–40 тыс. руб. Впрочем, как известно , в подобных делах верхнего предела может и не быть.
Понятно, что женщине потребуется несколько иная одежда. Она от мужской отличается преимущественно внешне, так что не удивляйтесь, встретив на какой-нибудь куртке рюшечки или бантики. Проблем с поиском одежды девчячей расцветки возникнуть не должно, и сегодня барышни могут отойти от классической черной кожи.
При выборе штанов придется опять метаться между тканью и кожей. Основная масса тканевых штанов представляет собой различные вариации на джинсовую тему. Самые продвинутые имеют вставки из кевлара, как правило, на коленях и в области таза. Кожаные штаны сами по себе надежнее, однако в жаркий летний день – не самое лучшее решение для байкерского здоровья, особенно мужского. Так что ездой в кожаных штанах летом злоупотреблять не стоит. Кожаные брюки могут быть прямыми, так и спортивного покроя, ссуженными книзу – чтобы их можно было заправлять в высокие мотоботы. В них, как правило, уже более серьезные коленные вставки. Есть кожаные штаны, которые можно одевать поверх тех же джинсов, но они уже предназначены для носки осенью, в холодную погоду.
Чуть не забыли про комбинезоны. Вещь хорошая, но шьют их таким образом, чтобы человеку было в нем удобно в позе эмбриона – именно такое положение принимает мотоциклист на спортбайке. Хотя никто не мешает комбинировать штаны от комбинезона и разные куртки. Но если вы на мотоцикле передвигаетесь по городу с остановками и часто слезаете с седла, то помните: на улице облаченный в комбинезон пеший байкер смотрится просто дико.
Обувь
Тут опять возможны варианты. Это могут быть спортивные ботинки, туринговые ботинки (меньше степень защиты, и они удобнее при ходьбе, подешевле). Чем выше степень защиты ботинка, тем сложнее и неудобнее в нем ходить, потому что в таком случае обычно присутствует жесткий крепеж в области ахиллесовых сухожилий (они наиболее уязвимы), слайдеры на ребре внешней стороны стопы, да и подошвы практически не гнутся. Считается, что хороший спортивный ботинок способен сохранить ногу мотоциклиста, даже если она попала под колеса автомобиля. При выборе ботинка в первую очередь смотримна то, как в нем удобно ходить. Тот, кто соберется покупать первый мотоцикл, даже спортивный, сразу не трек не поедет, будет ездить в городе. А в городе движение строится по схеме «от точки к точке». Слез, посидел, поехал дальше. Ходить приходится в любом случае, поэтому неудобная обувь приведет как минимум к мозолям.
Перчатки
Перчатки опять же могут быть, как ни странно, кожаные и тканевые. Короткие – для города, длинные – для спорта. Хотя кому как удобнее. Перчатки могут быть с воздухозаборниками для вентиляции, не помешают карбоновые или стальные вставки в области пястных костяшек – они защитят кости при ударе. В кожаных перчатках руки, как правило, потеют. Учитывая тот факт, что мотосезон у нас не как в Калифорнии, а короткий, 5–6 месяцев всего, многие останавливают свой выбор на перчатках из ткани.
У мотокросса – свой шик
Если вы собираетесь кататься на кроссовом мотоцикле, то скорее всего будете это делать не на городских улицах. Учитывая это, отметим, что критерии выбора кроссовой экипировки несколько иные. Начнем с того, что в мотокроссе нет кожаных вещей, пожалуй, кроме ботинок. Кросс подразумевает езду по земляному треку или вообще по грязи, так что опасное трение при падении попросту исключено. Зато ботинки всегда в ысокие, так как травмы здесь получают, как правило, при столкновениях мотоциклов. Дело в том, что у спортсменов – кроссовиков чаще всего травмируются связки – с выставленной ногой в повороте очень даже просто воткнуться в землю. Вот вам и разрыв связок. Есть и технические особенности. Раньше почти все кроссовые мотоциклы были кикстарерные, а кикстартер может очень здорово ударить по ноге при возвратном движении, поэтому чем больше ботинок, тем лучше. Кроссовая одежда в себе защиты не имеет, но может быть усилена тканевыми вставками в наиболее трущихся местах. При этом кроссисты пользуются хорошими наколенниками (20–30 тыс. руб), которые, помимо защиты непосредственно коленей, препятствуют сгибанию ноги в обратную сторону, вперед. Самые дорогие кроссовые наколенники стоят 3 тыс. фунтов за пару, изготавливаются индивидуально в Королевском госпитале в Лондоне. Чтобы их сшить, нужно слетать через Ла-Манш снять мерку. Или можно оплатить визит замерщика к вам.
А я – не спортсмен
Экипироваться под чоппер проще, да скорее всего, и подешевле. Защита в чопперной экипировке – та же самая, что и для спортсменов. Все отличия сводятся к тому, что крой у курток и штанов более прямой, более спокойный. В одежде чоппериста, как правило, есть карманы, куда владелец может поместить защитные вставки. Проще говоря, чопперная экипировка, по сути, классического покроя одежда из кожи, либо она же, но со вставленными элементами защиты.
Обувь также выполнена в умеренном стиле, по виду это примерно как обычные «казаки» или классические ботинки, но достаточно жесткие. Если говорить о шлемах, то традиционно чопперным считается открытый вариант, закрытые шлемы как-то не приживаются. Открытый шлем со стеклом или очками – баланс между стилем и безопасностью. Конечно, никто не запрещает ездить с одной банданой на голове…
Чопперная аммуниция имеет менее жесткий крой и отличается внешним видом – посадки ведь на чоппере и спортбайке разные. Сумма в 30 тыс. руб. позволит сегодня одеться под чоппер. Примерно 10 тыс. руб. придется отдать за куртку, 8 – за штаны. Шлем, обувь, перчатки будут подешевле, чем для спортсменов.
Подведем итоги
Минимальный комплект экипировки обойдется новичку на спортивном мотоцикле в 40–50 тыс. руб. Откуда берутся эти цифры? Нормальные джинсы – 5 тысяч. Куртка – в среднем 10 с половиной тысяч рублей. Шлем можно взять и за 10 тыс. Плюс ботинки за 7–8 тыс. Перчатки приблизительно за 2–2,5 тыс. руб. Хорошие наколенники обойдутся примерно в 4,5 тыс. руб. Наконец, «черепашка», этот зверек потребует расходов в размере 10 тыс. руб. Причем речь идет в данном случае идет не о самых престижных марках. Сколько прослужит экипировка? Один комплект может служить долго, учитывая то, что без падений ни один сезон не обходится. Напоследок отметим, что мотоциклисты при выборе экипировки в большей степени руководствуются эстетическими соображениями, при этом не забывают про прогноз погоды. Так что в первую очередь внешний вид, во вторую – защита. Хотя должно быть, наверное, наоборот. Но чем больше человек может приобрести себе защитной экипировки, тем лучше.
Источник http://www.mototrader.ru
Только авторизованные смотровчане имеют возможность добавлять комментарии.
Зарегистрируйтесь или войдите.